Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1550

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

3. В  чем  состоит  психоаналитический  метод  исследования  художественных

произведений?

4. Как и почему искусство воздействует на человека?
5. Какие  ограничения  в  понимании  художественного  творчества  свойственны

психоанализу?

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 95-113.
2. Додельцев Р.Ф. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование. — М., 1995. —

С. 5-16.

3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 88-103.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 377-378.
5. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.
6. Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.

Тема 19

   Психоанализ, философия, мировоззрение

Отношение Фрейда к философии. Метафизика и метапсихология. Скрытые симпатии и

критика философских систем прошлого. Среднее место между медициной и философией.

Психоаналитическая философия.
Человек как основной объект исследования. Психология и философия человека.
Психоаналитическая  теория  познания. Эвристические  методы  и  приемы  осознания

бессознательного.

Психоанализ и основные философские направления XX столетия.
Психоанализ  и  мировоззрение. Религиозное  мировоззрение. Марксизм. Научное

мировоззрение.

Изречения
Фрейд  З.:

 «Неясное  осознание  психических  факторов  и  бессознательных  процессов

отображается  в  построении  сверхчувственной  реальности, которую  наука  призвана
преобразовать  в  психологию  бессознательного... Можно  было  бы  попытаться  перестроить
метафизику в метапсихологию».

«Я тайно лелею надежду достичь теми же самыми путями моей первоначальной цели —

философии».

«Мои открытия являются основой для вполне серьезной философии. Не многие поняли

это, и не многие способны это понять».

«Философия не противоположна науке, она сама во многом аналогична науке, работает

частично  при  помощи  тех  же  методов, но  отдаляется  от  нее, придерживаясь  иллюзии, что
она  может  дать  безупречную  и  связную  картину  мира, которая, однако, распадается  с
каждым новым успехом нашего знания».

«Последний вклад в  критику религиозного мировоззрения внес психоанализ, указав на

происхождение религии из детской беспомощности и выводя ее содержание из оставшихся в
зрелой жизни желаний и потребностей детства».

«И  хотя  практический  марксизм  безжалостно  покончил  со  всеми  идеалистическими

системами  и  иллюзиями, он  сам  развил  иллюзии, которые  не  менее  спорны  и
бездоказательны, чем прежние».

«Я  думаю,  что  психоанализ  не  способен  создать  свое особое  мировоззрение.  Ему  и  не

нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Но оно
едва  ли  заслуживает  столь  громкого  названия, потому  что  не  все  видит, слишком
несовершенно, не претендует на законченность и систематичность».

Файн  Р.:

 «Психоанализ  может  быть  рассмотрен  в  качестве  философской  системы,

которая заменяет собой все предшествующие направления в философии».

Хайдеггер М.:

 «Психоанализ — очень  важная  дисциплина. Я  считаю  ее, скорее,

терапевтической. Но ее философские позиции несостоятельны».


background image

27

Тиллих  П.:

 «Экзистенциализм  открывает  многие  характеристики  человека,

находящегося в критической ситуации, которые способны обеспечить философскую матрицу
психоанализа».

Контрольные вопросы

1. Каково отношение Фрейда к философии?
2. Какие взаимоотношения существуют между философией и психоанализом?
3. Есть ли основания говорить о психоаналитической философии?
4. Какое влияние оказал психоанализ на философскую мысль XX столетия?
5. Можно ли рассматривать психоанализ в качестве мировоззрения?

Литература

1. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии. — 1991. - №

4. — С. 90-106.

2. Додельцев Р. Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.
4. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. — М., 1985.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 399-416.

Темы рефератов

1. История возникновения психоанализа.
2. Учение З. Фрейда о бессознательном.
3. Символический язык бессознательного.
4. Психоаналитическая концепция познания бессознательного.
5. Сновидения как объект психоаналитического исследования.
6. Толкование сновидений в психоанализе.
7. Фрейдовское понимание сексуальности.
8. Сексуальные влечения человека и культура.
9. Неврозы в современной культуре.
10. Психоаналитическая трактовка Эдипова комплекса.
11. Современные интерпретации Эдипова комплекса.
12. Взгляды З. Фрейда на структуру личности.
13. Психоаналитическое понимание проблемы страха.
14. Религиоведческая концепция З. Фрейда.
15. Вера и разум в психоанализе.
16. Психоаналитическое понимание культуры.
17. Принцип удовольствия и принцип реальности в трактовке З. Фрейда.
18. Эрос и Танатос в контексте культуры.
19. Человеческая агрессивность и деструктивность с точки зрения психоанализа.
20. Психоаналитическое понимание нравственности.
21. Представление З. Фрейда о «злой» и «доброй» природе человека.
22. Психоаналитическое понимание нарциссизма.
23. Индивидуальная и социальная психология в оценке З. Фрейда.
24. Психоаналитическая концепция искусства.
25. Психоаналитический подход к исследованию художественного творчества.
26. Взгляды З. Фрейда на метапсихологию.
27. Место, роль и значение психоанализа в современной культуре.

Экзаменационные вопросы

1. Понятие психоанализа.
2. Определения психоанализа З. Фрейдом.
3. Психоанализ: наука или герменевтика?
4. Двойственное отношение к психоанализу.
5. Влияние  психоаналитических  идей  на  различные  области  естественнонаучного  и

гуманитарного знания.


background image

28

6. Канонические и альтернативные исследования жизненного пути З. Фрейда.
7. Работа З. Фрейда «Толкование сновидений» как биографический источник.
8. Основные этапы жизни и деятельности З. Фрейда.
9. Основные работы З. Фрейда.
10. Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа.
11. Философские истоки возникновения психоанализа.
12. Литературные истоки возникновения психоанализа.
13. Самоанализ как один из источников возникновения психоанализа.
14. Сознание и психика в трактовке З. Фрейда.
15. Взгляды З. Фрейда на психическую реальность.
16. Бессознательное психическое в психоанализе.
17. Основные характеристики бессознательного с точки зрения З. Фрейда.
18. Понятия вытесненного бессознательного и предсознательного в психоанализе.
19. Взгляды З. Фрейда на отношения между сознанием и бессознательным.
20 Случайность и закономерность в сфере психической реальности
21. Ошибочные действия как полноценные психические акты.
22. Смысл и значение ошибочных действий.
23. Сновидения как объект психоаналитического исследования.
24. Смысл сновидений.
25. Явное содержание и скрытые мысли сновидения.
26. Цензура и работа сновидения.
27. Толкование сновидений.
28. Метод свободных ассоциаций
29. Техника толкования сновидений.
30. Сновидение как замаскированное исполнение вытесненных желаний.
31. Символика сновидений.
32. Сексуальный характер символов в психоанализе.
33. Онтогенетические  и  филогенетические  истоки  сексуальности  с  точки  зрения  З.

Фрейда.

34. Понятие сексуального и генитального в психоанализе.
35. Сексуальная жизнь ребенка в понимании З. Фрейда.
36. Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития.
37. Понятие инфантильной и истерической амнезии в психоанализе.
38. Низменное и возвышенное в сексуальности.
39. Культурная сексуальная мораль с точки зрения З. Фрейда.
40. Двойная редукция в психоанализе.
41. Невротические симптомы и их смысл.
42. Невроз как незнание человека о душевных процессах.
43. Психическая реальность и невроз с точки зрения З. Фрейда.
44. Патогенные конфликты в понимании З. Фрейда.
45. Сексуальная этиология неврозов.
46. Проблема вытеснения в психоанализе.
47. Проблема сопротивления в психоанализе.
48. Формы сопротивления с точки зрения З. Фрейда.
49. Проблема трансфера (переноса) в психоанализе.
50. Трансфер и контртрасфер в психоанализе.
51. Цели и задачи психоаналитической терапии.
52. Понятие амбивалентности в психоанализе.
53. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории.
54. Эдипов комплекс как ядро неврозов.
55. Понятие инцеста в психоанализе.
56. Инфантильный страх и комплекс кастрации в психоанализе.
57. Взгляды З. Фрейда на структуру личности.


background image

29

58. Филогенетические истоки «Сверх-Я».
59. Взаимоотношения между «Оно», «Я» и «Сверх-Я» с точки зрения З. Фрейда.
60. Терапевтическая  роль  психоанализа  с  точки  зрения  структурной  дифференциации

личности.

61. Психоаналитическое понимание страха.
62. Взгляды З. Фрейда на соотношение между вытеснением и страхом.
63. Психоаналитическое объяснение возникновения религии.
64. З. Фрейд о психологическом значении религиозных представлений.
65. Психоаналитическое понимание существа религии.
66. Иллюзия и общечеловеческий навязчивый невроз.
67. З. Фрейд о происхождении Моисея и иудаизма.
68. Психоаналитическое понимание культуры.
69. Основные функции культуры с точки зрения З. Фрейда.
70. Психоаналитическое понимание противоречий между культурой и сексуальностью.
71. «Сверх-Я» как психологическое приобретение культуры.
72. Психоаналитическое понимание сублимации.
73. Принцип удовольствия и принцип реальности в контексте культуры.
74. З. Фрейд об агрессивных влечениях человека.
75. Психоаналитическое понимание садизма и мазохизма.
76. Агрессия, деструктивность, саморазрушение в понимании З. Фрейда.
77. Агрессия и совесть.
78. Инстинкт жизни и инстинкт смерти в психоанализе.
79. Психоаналитическое понимание смысла культурного развития.
80. Представления З. Фрейда о нравственных основаниях человека.
81. Сексуальные влечения и нравственные ограничения.
82. Психоаналитическое понимание происхождения совести.
83. Невротический страх и страх совести.
84. Психоаналитическое толкование вины и раскаяния.
85. Эдипов комплекс как источник возникновения нравственности.
86. З. Фрейд об ограничениях религиозной этики.
87. Взгляды З. Фрейда на индивидуальную и социальную психологию.
88. Первобытная орда и масса в оценке З. Фрейда.
89. Психоаналитическое понятие нарциссизма и «идеала-Я».
90. Механизмы идентификации в массе.
91. Понятие нарциссизма в психоанализе.
92. Психоаналитическое понимание возникновения искусства.
93. Искусство как процесс сублимации бессознательных влечений.
94. Невроз и искусство в трактовке З. Фрейда.
95. Психоаналитический метод исследования художественных произведений.
96. З. Фрейд о психологическом воздействии искусства на человека
97. Психоаналитическое толкование остроумия.
98. Возможности  и  ограничения  психоанализа  в  понимании  художественного

творчества.

99. Понимание З. Фрейдом метапсихологии.
100. Отношение З. Фрейда к философии.
101. З. Фрейд о различных типах мировоззрения.
102. Работа З. Фрейда «Толкование сновидений».
103. Работа З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни».
104. Работа З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному».
105. Работа З. Фрейда «Три статьи по теории сексуальности».
106. Работа З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика».
107. Работа З. Фрейда «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве».
108. Работа З. Фрейда «Тотем и табу».


background image

30

109. Работа З. Фрейда «О нарциссизме»
110. Работа З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия».
111. Работа З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого Я».
112. Работа З. Фрейда «Я и Оно».
113. Работа З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство».
114. Работа З. Фрейда «Будущность одной иллюзии».
115. Работа З. Фрейда «Недовольство культурой».
116. Работа З. Фрейда «Неизбежна ли война?».
117. Работа З. Фрейда «Человек Моисей и монотеистическая религия».

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Тема 1

            История психоаналитического движения

Психоаналитический  кружок  в  Вене. Венское  психоаналитическое  общество.

Берлинская и цюрихская группы психоанализа.

Первые психоаналитические кружки и журналы.
Использование  психоанализа  в  науках  о  духе. Психоаналитический  подход  к

исследованию мифов, художественной литературы, произведения искусства.

История распространения психоанализа в различных странах мира.
Ближайшие ученики и последователи З. Фрейда. Их основные работы и вклад в развитие

классического психоанализа.

Первые  отступники  от  классического  психоанализа. Раскол  в  психоаналитическом

сообществе.

Ревизия психоаналитических идей и концепций. Новые направления в теории и практике

психоанализа.

Изречения
З. Фрейд:

 «Психоанализ создан мною, я был единственным, кто занимался им в течение

десяти  лет, и  все  недовольство, вызванное  этим  новым  явлением  у  современников,
оборачивалось критикой в мой адрес».

«С 1902 года  вокруг  меня  собралась  группа  врачей, вознамерившихся  изучать,

практиковать и распространять психоанализ».

«Начиная  с 1907 года, в  пору, последовавшую  за  объединением  венской  и  цюрихской

школ, психоанализ испытал тот необычайный подъем, под знаком которого он пребывает по
сей  день, и  о  котором  столь  же  неопровержимо  свидетельствуют  как  распространение
посвященных  ему  трудов  наряду  с  интересом  намеренных  практиковать  или  изучать  его
врачей, так и участившиеся нападки в его адрес на конгрессах и в ученых кругах.»

«В  Европе  в 1911—1913 годах  было  две  волны  отхода  от  психоанализа,

возглавлявшихся  людьми, которые  до  тех  пор  играли  важную  роль  в  молодой  науке, это
Адлер и К. Г. Юнг. Оба выглядели довольно опасными и быстро снискали себе многих при-
верженцев».

«Критика встретила обоих еретиков весьма мягко; я добился лишь того, что и Адлер, и

Юнг  отказались  от  права  называть  свои  учения "психоанализом". Сейчас, спустя
десятилетие, можно  констатировать, что  обе  эти  попытки  не  причинили  психоанализу
вреда».

«Во  Франции  интерес  к  психоанализу  был  проявлен  в  литературных  кругах.  Чтобы

понять это, необходимо вспомнить, что в «Толковании сновидений» психоанализ вышел за
рамки чисто медицинской проблематики. Между его появлением в Германии и во Франции
лежит  период  разнообразного  применения  психоанализа  в  области  литературы  и
искусствоведения, истории  религии  и  древнейшей  истории, в  области мифологии, этногра-
фии, педагогики и т.д.».

«Еще  несколько  слов  о  судьбах  психоанализа  в  нашем  столетии. Уже  не  подлежит

сомнению, что он  будет существовать, он доказал  свою жизнеспособность и способность к
развитию как отрасль науки и как терапевтический метод».