Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3187
Скачиваний: 7
Археология детства
16
зываниях и замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты, в
протекционизме.
В (“Взрослый”) — основа реалистического поведения. Ориентированное на
сбор и анализ объективной информации, это состояние организованно, ак2
тивно, разумно, адаптивно и характеризуется действиями на основе хлад2
нокровной оценки ситуации и бесстрастных рассуждений.
Д (“Дитя”) — эмоционально2непосредственное начало в человеке. Оно
включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (изобрета2
тельность, любознательность и доверчивость, но также капризность, обид2
чивость и др.). Д2позиция включает укоренившийся в структуре личности
ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирова2
ния и установки, принятые по отношению к себе и другим: “Я — хороший”
или “Я — плохой”, “Другие — плохие” или “Другие — хорошие”. Внешне
это состояние выражается в следующих формах:
а) как детски непосредственное отношение к миру — творческая
увлеченность, наивность гения;
б) как архаичное детское поведение — упрямство, злость, обидчи2
вость, легкомыслие
5
.
Э. Берн ввел также понятие “жизненного сценария”. Согласно его подходу,
драма жизни начинается с момента рождения человека. Сценарий записы2
вается в эго2состояние Ребенка через общение между родителями и ребен2
ком. По мере роста дети приучаются играть различные роли и неосознанно
ищут тех, кто играет дополнительные роли. Когда они становятся взрослы2
ми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения,
в котором живут. Сценарии могут быть конструктивными, деструктивными
или непродуктивными, то есть никуда не ведущими. Семейный сценарий
содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи,
которые успешно передаются из поколения в поколения.
Помимо личных сценариев, которые формируются в детстве в результате
непосредственного влияния членов семьи, Э. Берн отдельно выделяет по2
нятие “эписценария” для описания сценариев, которые передаются в офор2
мленном виде из поколения в поколение, “как горячая картофелина”. Как
правило, это и есть то самое “семейное проклятие”, и если ничего не пред2
принять, оно может воспроизводиться снова и снова. Дальше мы увидим,
как и почему это происходит.
На этом мне хочется закончить с теорией и вернуться к предмету нашего
разговора — к жизни человека в семье. Но прежде чем в семье родится
первый ребенок, должна родиться сама семья. Итак, с чего же все начи2
нается?
17
Великие сумасшедшие
Глава 1
ВЕЛИКИЕ СУМАСШЕДШИЕ
Крымская прелюдия,
или Один день из жизни отдыхающих
Все началось как обычно. В августе 19992го я отдыхал в Бательмане, в
Крыму. Я не оригинален: мне нравятся море, солнце, красивые пейзажи,
хорошие вина и вкусные блюда. Кроме того, мне нравятся женщины со
светлыми волосами — здесь я тоже не оригинален. В тот август все на по2
бережье отвечало моим неоригинальным вкусам: по утрам солнце залива2
ло расплавленным золотом водную гладь, вечером окрашивало вершины
гор в цвета мечты. В ресторанчике прямо на берегу до утра разливали
вполне приличную “Массандру” и изумительно готовили свежую рыбу.
Утром на пляже, а вечером в этом замечательном заведении собирались
очаровательные дамы. Среди них встречались блондинки. Чего еще же2
лать? Мне было хорошо.
Однако ко всему, в том числе и к хорошему, в конце концов привыкаешь.
После двух недель отдыха меня всегда начинает сначала почти незаметно,
а затем все сильнее и сильнее тянуть домой и — о ужас! — даже на рабо2
ту. Подозреваю, что в этом я тоже не оригинален. И вот когда до отъезда
оставалось дня три и тяга к родному очагу и групповой психотерапии при2
обрела выраженный характер, я увидел ЕЕ!
Болтаясь на надувном матрасе метрах в пятидесяти от берега с закрытыми
глазами, я решал сложную задачу: как скоротать время, оставшееся до от2
правления поезда “Севастополь — Москва”. Удовлетворительное решение
не находилось. Вспомнив золотое правило, часто выручающее в трудных
ситуациях: “Неважно, что мы будем делать завтра, важно, что мы будем де2
лать прямо сейчас!” — я, было, уже развернулся к берегу, чтобы отпра2
виться спать до обеда...
Археология детства
18
Набежавшая волна швырнула мне в лицо пригоршню соленых брызг. Я
протер глаза и увидел плывущую навстречу незнакомую блондинку. Сам
не знаю почему, поравнявшись с ней, я спросил какую2то дежурную глу2
пость. Что2то вроде: “Девушка, не Вы ли одолжили мне вчера в душе шам2
пунь?” Блондинка широко распахнула огромные голубые глаза и... И тут я
увидел, что в глазах этих утонуть куда легче, чем в Черном море и даже в
Тихом океане, что блондинкой ее сделала природа, а не парикмахерская,
что у нее изумительный овал лица, а фигура могла бы вдохновить Родена
на создание скульптуры юной весны. Передо мной была если не сама Аф2
родита, только что родившаяся из морской пены, то ее первородная дочь.
Из моей головы моментально исчезло все связанное с отъездом домой, ра2
ботой и прочей чепухой. Неземная красота морской царевны заслонила
весь остальной мир.
Блондинка широко распахнула огромные голубые глаза и... видимо, тоже
увидела что2то не совсем обычное. В общем, мы отправились осматривать
подводный грот...
Наверное, каждому хотя бы раз в жизни приходилось испытывать самому
или наблюдать со стороны нечто подобное. Когда по каким2то необъясни2
мым причинам, пусть на самом деле красивая и очаровательная женщина
(а должен заметить, что Вера — так зовут блондинку моего романа —
объективно очень красивая девушка и замечательный, легкий человек), но
все же одна из многих, становится для мужчины Богиней, достойной по2
клонения, и когда по тем же или несколько иным, необъяснимым причинам
пусть на самом деле интересный (между прочим, я за метр девяносто рос2
том, знаю массу забавных пустяков и немного разбираюсь в кое2каких се2
рьезных вопросах), но опять2таки один из многих, не менее достойных,
мужчина становится для женщины героем, заслуживающим особого внима2
ния, — законченные романтики назовут это чудом. Полные прагматики —
больной фантазией. Но реальность явления не смогут отрицать ни те, ни
другие. Оно внезапно и непредсказуемо. Поэтому не всегда и не всюду ге2
рои и богини находя друг друга.
Если в обратившемся к ней мужчине женщина ни сознательно, ни на уров2
не подсознания не видит ничего похожего на своего героя, то на вопрос:
“Не Вы ли одолжили мне шампунь?” она, скорее всего, просто ответит:
“Нет, не я” — и поплывет дальше.
Если в плывущей навстречу женщине мужчина не находит ничего, что
напоминало бы его богиню, он, возможно, скажет что2то умное или отме2
тит про себя ее хорошую фигуру, но вряд ли обратится к ней с идиотским
вопросом.
19
Великие сумасшедшие
В случае же, когда герой и богиня узнают друг друга (сначала, как прави2
ло, на уровне смутного, почти неосознанного ощущения), они, скорее все2
го, отправятся в совместное плавание на поиски достопримечательностей
и приключений. В ходе этого путешествия первое впечатление либо полу2
чает все новые и новые подтверждения и перерастает в уверенность, либо
наступает разочарование у одного из партнеров или же у обоих.
Если мужчина и женщина более2менее синхронно обрели уверенность, что
она действительно богиня, а он — истинный герой, они могут принять ре2
шение продолжить совместное плавание уже по морю житейскому. В этом
случае дело кончается тем самым свадебным пиром, о котором пишут в
сказках. Но точнее было бы сказать, что пиром дело только начинается.
Мифы и реальность,
или Какое отношение имеет поэзия
“медового месяца” к прозе семейной жизни
Далее следует “медовый месяц”. Я не думаю, что по срокам понятие это
следует воспринимать буквально. Мне кажется, что медовый месяц продол2
жается до тех пор, пока каждый из молодоженов продолжает пребывать в
уверенности, что его партнер — воплощенное совершенство. Это специфи2
ческое состояние души и непосредственно связанный с ним период семей2
ной жизни в западной психологии нередко называют “crazy” — помеша2
тельство. Оно по2своему очень точное: представления об избраннике или
избраннице у индивида, пребывающего в таком состоянии, действительно
сильно идеализированы, искажены и зачастую имеют мало общего с реаль2
ным человеком. Такая искаженность образа проявляется в отношениях,
действиях и поступках, часто не адекватных реальности. Состояние это
есть крайнее проявление того, что И.А. Ильин очень точно называл “любо2
вью инстинкта”. По его определению, “...любовь инстинкта ищет того, что
данному человеку субъективно нравится, с тем чтобы потом слепо идеали2
зировать это нравящееся и без всякого основания приписывать ему в вооб2
ражении все возможные совершенства... Формула этой любви приблизи2
тельно такова: “Этот предмет мне нравится, значит, ему должно быть при2
суще всякое совершенство; мил — значит хорош;
по милу хорош
...”
1
“Само
собой разумеется, — добавляет мыслитель, — что за этим ослеплением, за
этой наивной идеализацией следует в большинстве случаев раннее или
позднее разочарование”
2
. И это неизбежно. Как бы глубоко ни погрузился
человек в состояние влюбленности, в конце концов он замечает, что пред2
мет его обожания и живущий рядом с ним подлинный супруг суть очень
разные персонажи.
И первое их сравнение бывает, как правило, не в пользу реальной личнос2
ти. Мужчина вдруг начинает замечать, что по утрам облик его сказочной
Археология детства
20
принцессы не столь безупречно прекрасен, как в день их встречи. Что в
критические дни у нее портится характер, что готовить любимое блюдо
супруга для нее не самая большая радость в жизни, что дорогие подарки
она, оказывается, любит получать не только в день помолвки и свадьбы, что
партнеры мужа по преферансу не кажутся ей самыми желанными гостями в
доме. Кроме того, совсем некстати выясняется, что мать принцессы — сущая
ведьма, любимое занятие которой — совать свой нос в чужие дела.
В какой2то момент мужчина может почувствовать себя обманутым и пре2
данным: он хотел видеть рядом с собой Прекрасную Даму, а она, словно по
какому2то злому волшебству, обернулась вдруг заурядной мещанкой. Не
слишком красивой, не особенно умной, слегка алчной и недостаточно лю2
бящей. Если мужчина в данной ситуации поведет себя чисто по2женски и
вместо того, чтобы постараться проверить свои новые впечатления, оце2
нить обстановку с учетом вновь открывшихся обстоятельств и понять, ка2
кие шаги следует предпринять, погрузится с головой в эмоции и начнет
получать мазохистское удовольствие от осознания себя жертвой, то дело
плохо. Место восторженного романтика в его душе немедленно займет
озлобленный прагматик. Последний немедленно отбросит дурацкую ро2
мантическую мысль о злых чарах как причине метаморфоз, произошедших
с принцессой, и придет к ясному логическому выводу о том, что никакой
принцессы, как и волшебства, не было вообще. Любому взрослому челове2
ку прекрасно известно, что ничего подобного на свете не бывает. Зато
встречаются, и очень часто, искусные обманщицы, всеми правдами и не2
правдами старающиеся охмурить простодушных героев с презентабельной
внешностью и хорошей зарплатой. Вывод ясен: продолжать отношения с
подобной особой невозможно. И если уж не разводиться в одночасье, то
можно хоть повнимательнее оглядеться вокруг. На работе столько молодых
сотрудниц. Если не безусловно честных и порядочных, то уж по крайней
мере по2настоящему красивых...
Женщина с течением времени тоже узнает кое2что новое о своем идеаль2
ном герое. Прежде всего она убеждается, что ничто человеческое даже ге2
рою не чуждо. В частности, герой может испытывать неуверенность, коле2
бания и — о, ужас! — даже страх в самые жизненно важные моменты —
например, когда нужно поставить перед шефом вопрос о прибавке к жало2
ванию. Он забывает (если вообще считает нужным) мыть за собой чашку,
оставляет пепельницу, полную окурков, не воспринимает всерьез ее под2
руг и не любит бывать в гостях у ее мамы. Наконец, эти звероиды — его
друзья с их гнусной привычкой каждую неделю (ладно бы только под Но2
вый год!) собираться в бане. В последний раз благоверный там так нагру2
зился, что улетел по пьяни в Питер вместо какого2то Павлика. А, может, и
не по пьяни вовсе. Говорят, до свадьбы у него там была любовница.