Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4653

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Огурец – молодец.
Заяц – палец.
Очки – значки.
Цветок – платок.
И т.д.
Примечание. Для  объяснения  понятия «рифма» можно  привлечь  отрывок  из

книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял
стихи.

5. «Перевернутые слова».
Ребенку  предлагают  набор  слов, в  которых  буквы  перепутаны  местами.

Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ – ЗИМА.
В  сложных  случаях  буквы, являющиеся  в  окончательном  варианте  первыми,

подчеркивают. Пример: НЯНААВ – ВАННАЯ.

ШИАМНА –

ЛАБОСАК –

СЫУБ –

ТЕЕВР –

ДАУМ –

ЛОХДО –

ФЕКРИ –

ТРКО –

ЛОРЬ –

ЕЗЕЖОЛ –

РМЕО –

МЕТА –

АКША –

НАЛЕП –

ВОРЬК –

6. «Из слогов – слова».
Из  предварительно  отобранных  слов  формируются  несколько  блоков  слогов.

Ребенку  предлагают  составить  из  них  определенное  количество  слов, используя
каждый слог только по одному разу.

•Составьте три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван,

мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван.)

•Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру,ка,ре.
•Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из слогов: ро, ло, мо, до, ко,

га.

7. Соединить половинки слов.
Это  задание  составляется  следующим  образом. Слова  делят  на  две  части:

например – ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС  и  т.д. Затем  первые  половинки  записывают
вразнобой  в  левый  столбик,  а вторые  –  в  правый.  Ребенку  предлагают  соединить  эти
половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО

ЛЯР

РОД

PACT

БУК

ВЕРТ

ПРИ

ЕЗДКА

ФУТ

ВАРЬ

ВОЗ

ИНА

БАЛ

ВАР

РАЗ

ГОРОК

КАП

КОН

ПО

ОЧКА

КОН

НАЛ

СОР

БОР

ВА

КА

ПАР

ВОЗ

КА

ГОН

ВОДО

ФОР

ГОН

КАН

СЕМА

ТА

8. Составить слова по конструкции. Предлагают разные варианты конструкций, в

соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
_О_Ь      М__ __


background image

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не

ограничено. Пример: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

9. За 3 мин написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв.

10.  Составить  как  можно  больше  слов  (имен  существительных)  из  букв,

образующих какое-либо слово.

Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается!

11. Предлагают  слово-корень: стол, кот, дом  и  др. Необходимо  в  возможно

короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов.

Пример:  ДОМ  –  домик,  домище,  домок,  домовой,  домовничать,  домашний,

домовня, домовитый и др.

12. К числу более сложных игр относится составление палиндромов.
Палиндромы  –  это  слова  или  целые  предложения,  которые  одинаково  читаются

как слева направо, так и справа налево:

Анна, шалаш, казак, наган  и  др. А  роза  упала  на  лапу  Азора. Аргентина  манит

негра. Леша на полке клопа нашел.

Вопросы

1. Какую роль играет развитие речи в общем психическом развитии ребенка?
2. Какие новые возможности речевого развития появляются в младшем школьном

возрасте?

6. КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

* Раздел написан Б. Н. Боденко.

В  каждом  классе  есть  учащиеся, которые  не  овладевают  навыками  чтения  на

уровне требований школьной программы в установленные ею срок. Обучаясь во 2, 3 и
более  старших  классах, они  не  умеют  читать  правильно, бегло, осознанно,
выразительно. Очевидно, что  с  такими  учащимися  должна  специально  проводиться
коррекционная  работа. Виды  ошибок  чтения  достаточно  разнообразны. А  если
учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе
способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

Недостаточное  овладение  навыком  чтения  может  наблюдаться  у  детей  с

нормальным интеллектом, сохранной речью, полноценными зрением и слухом. Тем не
менее  несформированность  отдельных  психологических  механизмов  может  стать
серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.

Нарушения  навыка  чтения (при  отсутствии, разумеется, патологии) связаны  в

большей  степени  с  недостаточной  сформированностью  у  учащихся  самоконтроля. О
сформированности  самоконтроля  можно  судить  по  тому, как  учащийся  соотносит
результат  своих  учебных  действий  с  образцом (целью) и  устраняет  несоответствие
между образцом и реальным достижением еще в процессе деятельности. Как правило,
у всех неуспевающих учащихся самоконтроль не сформирован.

Такой  взгляд  позволяет  выделить  следующие  структурные  компоненты

коррекционной  работы: образец; реальное  достижение  ученика; рассогласование
между  образцом  и  реальным  достижением  ученика; рекомендации  по  изменению
характера и структуры учебных действий ученика.

Коррекционную  работу, как  правило, приходится  вести  с  неуспевающими

учениками, имеющими  твердую «двойку». Оценка «2» ставится  за  превышение


background image

допустимого уровня ошибок. Величину этого превышения «двойка» не отражает. Ставя
«2», учитель  может отметить  устно, что  раньше  Вова  делал  больше ошибок, а теперь
меньше,  стал  читать  лучше,  но  «тройку»  ему  ставить  еще  рано.  В  условиях
коррекционной работы необходимо ставить цель – довести число ошибок ученика до
уровня, который оценивается не ниже «тройки».

Результаты  работы  удобно  фиксировать  в  виде  графика «Наши  успехи»,

приведенного  ниже. Ученик  наглядно  увидит, как  кривая  его  успехов  будет
подниматься  вверх. И  хотя  она  еще  не  достигла  уровня «тройки», но  от  пер-
воначального уровня отстоит уже далеко.

Зона «пятерки» соответствует 98-100%-ному качеству чтения, зона «четверки» –

95-97%-ному, зона «тройки» -90-94%-ному. Границы  зон  выбраны  на основании  ана-
лиза  качества  чтения  учеников, имевших  соответствующие  оценки, и  на  основании
мнения учителей. Процент качества рассчитывался обычным способом как отношение
числа верно прочитанных слов к их общему количеству, умноженное на 100.

Понятие «процент» детям  младшего  возраста  не  сообщают. Граница  зон

проводится  для  текста  с  определенным  количеством  слов  относительно  конечного
числа ошибок.

Видя свои  успехи, ученик начинает охотнее заниматься, он не боится прочитать

плохо, появляется вера в собственные силы, укрепляется доверие к учителю.

Расчет и график качества чтения ведутся как по каждой части читаемого текста,

так  и  по  всему  тексту  целиком. Это  позволяет  выделять  ту  часть  текста, которая  чи-
тается хуже всего и требует к себе особого внимания.

Однако наибольшую диагностическую ценность имеет анализ качества чтения по

интервалам  времени. Подсчитывается  количество  ошибок  и  неоправданных  пауз  за
каждые 30 или 60 с. Определяются слова, вызвавшие потерю темпа и качества чтения.
Если удается  установить какую-либо закономерность, например затруднения в чтении
слов с сочетанием согласных, то впоследствии работу ведут над такими словами, если
нет, то  трудные слова  подчеркивают в  тексте  красным  карандашом, и  ученик должен
читать их особенно внимательно.

Для  того  чтобы  кривая  успехов  шла  все  время  вверх, важно  тщательно

анализировать  допущенные  учеником  ошибки. Частичный  анализ  допущенных
ошибок, выделение  тех, которые  встречаются  чаще  всего, позволяют  четко
ориентировать направление коррекционной работы.

Так,  у  одного  из  учащихся  1  класса  ошибки  при  чтении  слов  с  буквой  «б»

составляли 26% от  общего  числа  ошибок  на  согласные. После  работы  над  буквой  и
звуком «б» уменьшилось  общее  число  ошибок. В  чтении  другого  ученика –
пятиклассника из 19 ошибок, вызванных трудностями в соблюдении пауз, 7 пауз (37%)
пришлось  на  согласную  «в»  в  начале  слова.  А  всего  буква  «в»  встретилась  в  этой
позиции 11 раз, т.е. в 64% случаев ученик не справился с предъявленным требованием.
Работа по увеличению скорости распознавания и считывания одной лишь буквы «в» в
начале слова (ученик смешивал русское и английское прочтение этой буквы) позволила
резко повысить качество чтения у данного учащегося.


background image

После  того  как  выделена  буква (или  тип  слога, или  вид  слов), дающая  для

данного  ученика  самый  большой  процент  ошибок,  работа  может  строиться  в  двух
направлениях: 1) увеличение нагрузки по  количеству и по  времени на эту букву (тип
слога, вид слов); 2) исключение из читаемых текстов слов с этой буквой, составление
для  чтения  списка  слов, не  имеющих  этой  буквы (типа  слога, вида  слов). Смысл
первого направления очевиден – тренировка. А второе направление позволяет создать
атмосферу успеха, безошибочного чтения, сформировать положительную установку на
чтение.

Хорошим  показателем  устойчивости  формирующего  навыка  чтения  может

служить  отношение  верно  прочитанных  слов  к  числу  ошибок  при  первичном  чтении
незнакомого  текста. Разделив  число  верно  прочитанных  слов  на  число  ошибок,
получим среднюю длину участка чтения без ошибок. Например, у одного из учащихся
этот показатель изменялся так: 1-е измерение – 5 слов от ошибки до ошибки, 2-е (после
ряда коррекционных занятий) -13 слов, 3-е – 30 слов от ошибки до ошибки при первич-
ном  чтении  незнакомого  текста. Изменялись  и  максимальные  значения  числа
правильно прочитанных слов между двумя ошибками: 15, 48, 58 слов соответственно.

Показатель «длина  участка  чтения  без  ошибок» позволяет  учителю, психологу,

родителям обоснованно выбирать объем вводимого для первичного чтения текста, ис-
кусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных
эмоций  у ученика. Пусть, для примера, два  ученика читали один и тот же текст. Оба,
прочитали  по 150 слов, сделали  по 15 ошибок. Качество  чтения  у  них  одинаковое –
90%. Средняя длина  участка чтения без ошибок тоже одинаковая – 9 слов. Но макси-
мальное значение длины участка  без ошибок первого ученика 20 слов, а второго – 60
(несколько  ошибок  у  этого  ученика  прошло  подряд). Ясно, что  для  первого  ученика
увеличивать  длину  читаемого  текста  рискованно. А  вот  для  второго  ученика  можно
выбрать  текст  и  побольше: вероятность  того, что он  не  ошибется  при  чтении  еще 30
добавленных слов, достаточно велика. Тогда его процент качества изменится и станет
равен 92%. На графике будет хорошо видно, что первый ученик близок к «двойке», а
второй приблизился к «четверке».

Интересен  опыт  массовой  коррекции  навыка  чтения  с  опорой  на  показатель

«длина участка чтения без ошибок».

Ученикам 1 класса одной из московских школ было предложено принять участие

в  соревновании по  чтению. Каждый  участник  должен  был читать любой заранее под-
готовленный  текст, т.е. число  самостоятельных  тренировочных  чтений  не
ограничивалось. Контрольное чтение шло без учета скорости, только на правильность.
Когда  ученик  допускал  первую  ошибку, его  чтение  сразу  прерывалось  и  результат –
число верно прочитанных слов до первой ошибки – заносился в таблицу, висевшую на
стене  в  классе. При  последующих  попытках (в  тот  же  день  или  в  другие  дни) опять
записывался результат чтения в данной попытке, а рядом через дробную черту сумма
слов, прочитанных  за  все  попытки. Условиями  соревнования  запрещалось  повторно
читать один и тот же отрывок. Выборочные результаты соревнования представлены в
табл. 1.

Таблица 1

Длина участка чтения без ошибок

Номер попытки

Фамилия,

имя ученика

1

2

3

4

А.Э.

153/153

403/556

414/970

520/1490

Б.А.

32/32

50/82

67/149

339/488

В.Ю.

32/32

135/167

136/303

157/460

К.Ю.

13/13

36/49

36/85

39/124


background image

Не  все  ученики  класса  пожелали  принять  участие  в  соревновании. Отказались

соревноваться  даже  некоторые  хорошо  читающие  ученики. Из 40 человек
соревновались 25. Все улучшили качество чтения. Если вначале длина участка чтения
без ошибок была у некоторых низкой – 7, 13, 17, 19, 21 слово до первой ошибки, то в
дальнейшем она равнялась у тех же учащихся 78, 73, 36, 93, 122 слова. Таким образом,
качество чтения улучшилось в среднем в 6-7 раз.

При  коррекционной  работе  можно  ставить  задачу  довести  скорость  чтения  у

данного  учащегося  до определенного  уровня  в  соответствии  с  нормативами  скорости
чтения. Нормативы скорости чтения заданы программой на конец каждого полугодия и
года. Интерполируя  их, можно  получить  показатель  требуемой  скорости  чтения  на
конец  каждого месяца обучения (табл. 2). Наличие  такой  таблицы  позволяет оценить
скорость чтения ученика в любой момент учебного года путем соотнесения этой ско-
рости  с  нормой. Появляется  возможность  определить  величину  отставания  скорости
чтения от нормы в процентах за месяц обучения.

Однако  наличие  таких  критериев  позволяет объективнее  ранжировать  учащихся

по  степени овладения  навыком  чтения, объективнее отбирать нуждающихся  в  допол-
нительных  занятиях. Знание  месячных  норм  позволяет  избежать  завышенных
требований к скорости чтения, а также определить  момент окончания  коррекционной
работы. Для повышения темпов качества чтения следует неоднократно прочитать один
и тот же текст. Но часто ученик, особенно слабый, не видит в этом смысла, зато, ото-
бражая на особом графике рост скорости чтения в абсолютных единицах «количество
слов в минуту» и в процентах  к норме после каждого прочтения, мы смогли убедить
учеников в необходимости многоразового прочтения одного и того же текста.

Таблица 2

Нормативы темпа чтения (количество слов в минуту) по годам и месяцам

обучения

Класс

Месяц учебного года

1

2

3

Сентябрь

0-5

41-44

71-72

Октябрь

6-10

45-47

72

Ноябрь

11-15

48-51

73-74

Декабрь

16-20

52-55

75

Январь

21-24

56-58

76-78

Февраль

25-28

59-61

79-81

Март

29-32

62-64

82-84

Апрель

33-36

65-67

85-87

Май

37-40

68-70

88-90

Для  того  чтобы  требования, предъявляемые  ученику  в  период  коррекционной

работы, соответствовали  его  максимальным  возможностям  и  в  то  же  время
принимались самим учащимся как реалистические, учитель (или школьный психолог)
должен выяснить для себя и показать ученику его скрытые возможности.

Сделать это можно разными способами.

Первый  способ

  состоит  в  предъявлении  учащемуся  для  чтения  ряда  слов  через

самодельный  электрический  тахистоскоп: через  реле  времени  на 1, 2 или 3 с
вспыхивает  лампа  и  освещает  предъявляемый  ученику  ряд  слов. Количество  слов,
которое успевает прочитать ученик, делится на затраченное время и умножается на 60.
Таким образом получают расчетную скорость чтения для данного учащегося в минуту.
Однако  практика  показывает, что  такая  расчетная  скорость  выше  реальной  и  может