Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4686

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

3. ДОШКОЛЬНИКИ «ГРУППЫ РИСКА»

Я работаю  в  детском саду воспитателем. Опыта  у меня  пока  маловато, поэтому,

наверное, и  проблем  больше, чему  коллег. Вообще-то  группа  у  меня  хорошая, дети
ухоженные  и  развитые. Если  бы  не  Петя, который  целыми  днями  вертится, как  юла,
всех  тормошит  и  отвлекает  во  время  занятий, то  работать  было  бы  совсем  легко.
Правда, еще на Пашу ребята часто жалуются: бьет, дразнит, обижает. Злой он какой-то,
агрессивный. А  Вероника  плачет  по  любому  поводу, хотя  девочка  она  добрая  и
приятная.  Может  быть,  нервная?  Зато  с  Настей  никаких  хлопот:  сидит  себе  в  уголке,
играет, никого  не  трогает, слушается  хорошо. Необщительная  она  только,
неразговорчивая. Спросишь  ее о  чем-нибудь, а она съежится вся и молчит. Как к ней
ключик подобрать? Так порой трудно с ними бывает!

Подобные  трудности  хорошо  знакомы  каждому  педагогу – воспитателю,

учителю, родителям. Можно ли считать их типичными для дошкольников? Как решать
эти проблемы в реальной практике работы с детьми?

Практики, работающие  с  детьми, достаточно  часто  сталкиваются  со  случаями

осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонени-
ем от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Нельзя  забывать  о  том, что  некоторые  трудности  в  поведении  детей  носят

возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития
(1-го года, 3-х лет, 7-и лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на его очевидную
трудновоспитуемость, свидетельствуют  о  нормальном  ходе  психического  и  личност-
ного  развития. Воспитательные  воздействия  на  ребенка, переживающего  кризис
развития, должны  быть направлены не столько  на коррекцию его  поведения, сколько
на  перестройку  всей  сложившейся  к  этому  времени  системы  отношений  взрослого  и
ребенка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Лечение  психических  и  нервных  заболеваний  никоим  образом  не  входит  в

компетенцию 

практического 

психолога 

или  воспитателя, работающего 

с

дошкольниками. Рассмотрим нарушения развития, которые можно считать типичными
для  здоровых  детей  и  которые  поддаются  коррекционному  психологическому
воздействию.

Прежде всего встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у

ребенка  расстройства. М. Раттер (1987) предлагает  следующие  критерии  оценки  воз-
можного отклонения в любом поведении.

1. Нормативы, соответствующие  возрастным  особенностям  и  половой

принадлежности ребенка.

Некоторые  особенности  поведения  являются  нормальным  только  для  детей

определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4-5 лет мало
тревожат  родителей, в  то  время  как  для 10-летнего  ребенка  подобные  случаи
рассматриваются как отклонение от нормы.

Что  касается  вопросов, связанных  с  половыми  различиями, то  даже  в  позднем

детстве  поведение  мальчиков  и  девочек  во  многом  совпадает, и  это  нормально.
Достаточно  редко, но  все  же  встречается  у  мальчика  весь «набор» женских
особенностей поведения. Такой случай является ненормальным.

2. Длительность  сохранения  расстройства. У  детей  довольно  часто  отмечаются

различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного (в тече-
ние  месяцев  или  лет) сохранения  этих  состояний  редки  и, естественно, должны
вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные  обстоятельства. Временные  колебания  в  поведении  и

эмоциональном  состоянии  детей – явление  обычное  и  нормальное, так  как  развитие


background image

никогда не  происходит  гладко, а временный  регресс встречается  довольно часто. Все
эти  колебания  в  одних  условиях  происходят  чаще,  чем  в  других,  поэтому  важно
принимать  во  внимание  обстоятельства  жизни  ребенка. Так, многие  дети  реагируют
регрессом в поведении на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности
– на  перемену  детского  сада  или  группы. Вообще, стресс  усиливает  имеющиеся  у
ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

4. Социокультурное  окружение. Дифференциация  нормального  и  аномального

поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться норма-
ми  его  непосредственной  социокультурной  среды. Культурные  различия,
существующие  в  обществе, значительно  влияют  на  вариативность  в  целом
нормального поведения.

5. Степень  нарушения. Отдельные  симптомы  встречаются  гораздо  чаще, чем

целый  ряд  симптомов  одновременно. Более  пристального  внимания  требуют  дети  с
множественными  эмоциональными  и  поведенческими  расстройствами, особенно  если
они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип  симптома. Симптомы  бывают  разные. Одни  обусловлены  неверным

воспитанием  ребенка, другие – психическим  расстройством. Так, грызение  ногтей –
привычка, одинаково  часто  встречающаяся  как  у  нормальных, так  и  у  психически
больных детей, поэтому сам по себе этот симптом хотя и настораживает, но еще ни о
чем  не  говорит. В  то  же  время  нарушение  отношений  со  сверстниками  значительно
чаще  бывает  связано  именно  с  психическим  расстройством  и  поэтому  требует  более
пристального внимания.

7. Тяжесть  и  частота  симптомов. Умеренные, изредка  возникающие  трудности

поведения  для  детей  более  обычны, нежели  серьезные, часто  повторяющиеся  рас-
стройства. Очень  важно  выяснить  частоту  и 

длительность  проявления

неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя  детское поведение, следует сравнивать его

проявления не  только  с  теми  чертами,  которые  характерны  для  детей  вообще,  но и  с
теми, которые  являются  обычными  для  данного  ребенка. Следует  относиться
внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами
нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что  симптом, проявление

которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное рас-
стройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким  образом, решая  вопрос  об  отклонении  поведения  ребенка  от  нормы,

следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

В  поведении  и  развитии  детей  дошкольного  возраста  часто  встречаются

нарушения  поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность),
отставание  в  развитии  и  различные  формы  детской  нервности (невропатия, неврозы,
страхи).

Осложнения  психического  и  личностного  развития  ребенка  обусловлены, как

правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью,
минимальными  поражениями  нервной  системы. Зачастую  оба  эти  фактора  действуют
одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда
и  вовсе  не  знают) те  особенности нервной  системы  ребенка, которые  лежат  в  основе
трудностей  поведения, и  пытаются «исправить» ребенка  различными  неадекватными
воспитательными  воздействиями. Очень  важно  поэтому  уметь  выявить  истинные
причины  поведения  ребенка, тревожащего  родителей  и  воспитателей, и  наметить
соответствующие  пути  коррекционной  работы  с  ним. Для  этого  необходимо  ясно
представлять  себе  симптоматику  указанных  выше  нарушений  психического  развития


background image

детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно
построить  работу  с  ребенком, но  и  определить, не  переходят  ли  те  или  иные
осложнения  в  болезненные  формы, требующие  квалифицированной  медицинской
помощи.

Коррекционная  работа  с  ребенком  должна  быть  начата  как  можно  раньше.

Своевременность  психологической  помощи – главное  условие  ее  успешности  и
эффективности.

Агрессивность

Многим  маленьким  детям  свойственна  агрессивность. Переживания  и

разочарования, которые  взрослым  кажутся  мелкими  и  незначительными, для  ребенка
оказываются  весьма  острыми  и  труднопереносимыми  именно  в  силу  незрелости  его
нервной  системы. Поэтому  наиболее  удовлетворительным  для  ребенка  решением
может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к
самовыражению.

Выделяются  две  наиболее  частые причины  агрессии  у детей. Во-первых, боязнь

быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения.
Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида,
или  душевная  травма, или  само  нападение. Очень  часто  страх  порождается  нарушен-
ными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая  агрессия  может  выражаться  как  в  драках, так  и  в  форме

разрушительного  отношения  к  вещам. Дети  рвут  книги, разбрасывают  и  крушат
игрушки,  ломают  нужные  вещи,  поджигают.  Иногда  агрессивность  и  раз-
рушительность  совпадают,  и  тогда  ребенок  швыряет  игрушки  в  других  детей  или
взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании,
какими-то драматическими событиями.

Агрессивность  не  обязательно  проявляется  в  физических  действиях. Некоторые

дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются),
за  которой  часто  стоит  неудовлетворенная  потребность  почувствовать  себя  сильным
или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не
понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова,
использует  его,  желая  огорчить  взрослых  или  досадить  кому-либо.  Бывает  и  так,  что
брань  является  средством  выражения  эмоций  в  неожиданных  неприятных  ситуациях:
ребенок  упал, расшибся, его поддразнили  или задели. В этом  случае ребенку полезно
дать  альтернативу  брани – слова, которые  можно  с  чувством  произнести  в  качестве
разрядки («елки-палки», «пропади пропадом»).

Как  работать  с  детьми, проявляющими  описанные  выше  формы  агрессивности?

Если  психолог  приходит  к  выводу, что  агрессия  ребенка  не  носит  болезненного
характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая
тактика  работы  состоит  в  том, чтобы  постепенно  научить  ребенка  выражать  свое
неудовольствие  в  социально  приемлемых  формах. Основные  пути  работы  по
преодолению детской агрессивности подробно рассматриваются Д. Лешли (1991). Это
не конкретная программа, а та тактика поведения взрослых, которая в конечном итоге
способна привести к устранению нежелательных форм поведения ребенка. Важны по-
стоянство  и последовательность в  реализации выбранного взрослыми  типа поведения
по отношению к ребенку.

Первым шагом на  этом  пути является  попытка сдерживать  агрессивные порывы

ребенка  непосредственно  перед  их  проявлением. В  отношении  физической  агрессии
это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком,
отвлечь  его  игрушкой  или  каким-то  занятием, создать  физическое  препятствие
агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если акт агрессии предотвратить
не  удалось, надо  обязательно  показать  ребенку, что  такое  поведение  абсолютно


background image

неприемлемо. Проявивший  агрессивную  выходку  ребенок  подвергается  суровому
осуждению, в  то  время  как  его «жертва» окружается  повышенным  вниманием  и
заботой взрослого. Такое положение  может  ясно  показать  ребенку, что сам он только
проигрывает от таких поступков.

В  случае  разрушительной  агрессии  взрослый  обязательно  должен  кратко, но

однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый
раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает
отказом, но  рано  или  поздно  он  может  откликнуться  на  слова: «Ты  уже  достаточно
большой  и  сильный, чтобы  все  порушить, поэтому  я  уверена, что  ты  поможешь  мне
убрать». Уборка  как  наказание  за  содеянное  неэффективна; лейтмотивом  доводов
взрослого  должна  быть  уверенность  в  том, что «большой» мальчик  должен  нести
ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно
должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную  агрессию  предотвратить  трудно, поэтому  почти  всегда  приходится

действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка
адресуются  взрослому, то  целесообразно  вообще  проигнорировать  их, но  при  этом
попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть,
он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть в гневе
не  знает  более  мягкого  способа  выражения  своих  чувств. Иногда  взрослые  могут
превратить  оскорбления  ребенка  в  комическую  перепалку, что  позволит  снять
напряжение  и  сделать  саму  ситуацию  ссоры  смешной. Если  же  ребенок  оскорбляет
других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.

Работая  с  агрессивными  детьми, всегда  нужно  иметь  в  виду, что  любые

проявления  страха  у  окружающих  перед  агрессивным  выпадом  ребенка  могут  только
стимулировать его. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том,
чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания,
гораздо  более приятные  с  точки  зрения ответной  реакции  окружающих. Таким  детям
очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед
благожелательной аудиторией.

Для  преодоления  и  предупреждения  агрессивного  поведения  маленьких  детей

можно  использовать  коллективные  игры, способствующие  выработке  у  них
терпимости и взаимовыручки.

Вспыльчивость

Ребенка  считают  вспыльчивым, если  он  склонен  по  любому, даже  самому

незначительному  с  точки  зрения  взрослых  поводу  устроить  истерику, расплакаться,
разозлиться, но  агрессии  при  этом  не  проявляет. Вспыльчивость – это  скорее
выражение  отчаяния  и  беспомощности, чем  проявление  характера. Тем  не  менее  она
причиняет  и  взрослым, и  самому  ребенку  массу  неудобств, и  поэтому  требует
преодоления.

Как  и  в  случае  с  агрессивной  вспышкой, приступ  вспыльчивости  необходимо

попытаться  предупредить. В  одних  случаях  удается  отвлечь  ребенка, в  других
целесообразнее  покинуть  его, оставив  без  аудитории. Детей  постарше  можно
побуждать выражать свои чувства словами.

Если  же  ребенок  уже  вспылил, то  урезонить  его  не  удастся. Успокаивающие

слова  не  будут  действовать. Здесь  важен  спокойный  эмоциональный  тон. Когда
приступ  пройдет, понадобится  утешение, особенно  если  ребенок  сам  напуган  силой
своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства
словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребенку
только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли
запрет  взрослого  имеет  принципиальное  значение, не  борется  ли  он  с  пустяком  и  не
является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждением.


background image

Пассивность

Нередко  взрослые  не  видят  никакой  проблемы  в  пассивном  поведении  ребенка,

считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее это
далеко не всегда так.

Тихие  дети  испытывают  разнообразные  и  далеко  не  самые  приятные  эмоции.

Ребенок  может  быть  несчастным, подавленным  или  застенчивым. Подход  к  таким
детям  должен  быть  постепенным, ибо  может  пройти  немало  времени, прежде  чем
появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или неурядицы дома.

Таким поведением он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются
посасывание  пальца, царапанье  кожи, выдергивание  у  себя  волос  или  ресниц,
раскачивание и пр.

Простое  приказание  прекратить  это  занятие  вряд  ли  сработает, так  как  оно  не

помогает  ребенку  справиться  с  душевным  состоянием.  Более  эффективным  будет  все
то, что  поможет  ему  выразить  эмоции. Необходимо  выяснить, какие  события  или
обстоятельства вызвали  у ребенка такое состояние – осведомленность поможет найти
пути  установления  контакта  с  ним.  Если  позволяет  возраст  (старше  4  лет),  можно
простимулировать  ребенка  выразить  свои  чувства  в  игре  или  доверительной  беседе.
Основные  направления  работы  с  таким  ребенком – помочь  ему  выразить  свои
переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения,
разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает
у ребенка столь тяжелые переживания.

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка может быть страх перед

незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться
ко взрослому. Такой ребенок может или не нуждаться в физической ласке, или вообще
не переносить физических контактов.

Всегда  есть  риск, что  ребенок  слишком  сильно  привяжется  ко  взрослому,

вытащившему  его  из «скорлупы». Необходимо  помочь  ребенку  приобрести
уверенность  в  себе, только  тогда  он  сможет  выйти  из-под  опеки  того  взрослого,
которому он  доверяет, и научится  сам  сходиться  с новыми  людьми – сверстниками и
взрослыми.

Гиперактивность

Если описанные выше виды нарушений поведения являются в  большей степени

результатом погрешностей в воспитании и в меньшей – следствием общей возрастной
незрелости центральной нервной системы, то в  основе гипердинамического синдрома
могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате
осложнений  беременности  и  родов, истощающие  соматические  заболевания  раннего
возраста (тяжелый  диатез, диспепсия), физические  и  психические  травмы. Никакая
другая  детская  трудность  не  вызывает  так  много  нареканий  и  жалоб  родителей  и
воспитателей  детских садов  как эта, весьма распространенная в  дошкольном возрасте
(В.И. Гарбузов, 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома  – отвлекаемость внимания и

двигательная  расторможенность. Гипердинамичный  ребенок  импульсивен  и  никто  не
рискнет  предсказать, что  он  сделает  в  следующий  миг. Не  знает  этого  и  он  сам.
Действует  он, не  задумываясь  о  последствиях, хотя  плохого  не  замышляет  и  сам
искренне  огорчается  из-за  происшествия, виновником  которого  становится. Он  легко
переносит  наказания, не  помнит  обиды, не  держит  зла, поминутно  ссорится  со
сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая  большая  проблема  гипердинамичного  ребенка – его  отвлекаемость.

Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до