Файл: Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4691
Скачиваний: 58
способом измерения внимания, если: 1) учитель читает каждое слово только один раз;
2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель
внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. В
целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистентов.
Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать
прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед
началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо – вид работы,
известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких
примерах, как надо выполнять задание. Например, для комментированного письма
выбрано слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем вызывает нескольких
учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс,
окончание, объясняя попутно их правописание. После этого учитель предлагает детям
взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание
учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.
Комментированное письмо – достаточно сложная деятельность.
Анализируя структуру комментированного письма, психолог С.Н. Калинникова
выделила 7 основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает
безошибочность ее выполнения:
1) первичное восприятие произносимого слова;
2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;
3) прослушивание комментариев;
4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием;
5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием;
6) написание слова в соответствии с его орфографией;
7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием.
Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших
работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве
сосредоточения, устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой
работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллек-
тивного внимания учащихся.
Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет
измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недо-
статков внимания при
обнаружении ошибок в тексте.
Эта работа не требует от
учащихся специальных знаний и умений. Выполняемая ими при этом деятельность
аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных
сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует прежде всего внимания
и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст
ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые
ошибки.
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло
много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг
остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи
для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На
школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стрекочет кузнечик.
Зимой цвела в саду яблоня».
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я
киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипу-
чи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).
Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается
отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы
получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте».
Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится
определенное время.
При анализе результатов этой работы важным является не только
количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и
то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и
исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не
обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
Рассмотренные
выше
примеры
психолого-педагогической
диагностики,
включенные в живой учебный процесс, позволяют учителю получить общее
представление об особенностях внимания учащихся, но не выявляют степень развития
отдельных его свойств. Это обусловлено тем, что любая сложная деятельность может
осуществляться полноценно только при одновременном участии всех свойств
внимания как единого целого, целостного процесса (акта). Выделение и диагностика
обособленных данных свойств внимания оправдана только в условиях специально
организованного психологического эксперимента
1
.
1
С приемами диагностики отдельных свойств внимания у младших школьников
можно подробно ознакомиться в работах:
Кикоин Е.И.
Младший школьник:
возможности изучения и развития внимания. – М., 1993; Практикум по возрастной и
педагогической психологии. – М., 1998.
Однако, говоря о произвольном внимании как специфической высшей
психической функции, проявляющейся в способности контролировать, регулировать
ход выполнения деятельности и ее результаты, необходимо ставить вопрос о
специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая
в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста
задачи развития, в наибольшей степени «работает» на становление полноценного
внимания детей. Однако сама эта деятельность для осуществления требует некоторого
начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток
нередко и обусловливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой
необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом
направлении.
В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют
более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню
произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания,
упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их
систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-
педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной
работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня
развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися,
отличающимися особой невнимательностью.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном
тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почув-
ствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего
сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации
внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные
книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать
тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5
раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп-
повым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся
буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии
текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы,
по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер-
кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на
второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции,
даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых
букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше
4-х пропусков – слабая концентрация.
Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих
правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно
дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть
внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами
(предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести
веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать,
проскакать на одной ножке и т.п.
3.Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна
меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые
делает ребенок.
4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у
разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими
учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».
Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель
занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак-
репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4
месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить
и обратиться за помощью к логопеду.
При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое
занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо
исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не
возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это
легко сделать на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общей нормы
достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие
штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.
Для того чтобы развивающий эффект игры был более заметен при выполнении
ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры
изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть
достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся.
Следует объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова, написанные в
упражнении, надо читать вслух так, как они написаны, называя непроизносимые
буквы, знаки препинания и т.д.
При проверке выполненного ребенком письменного задания педагог должен
подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой
мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси
каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что
упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим –
«другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст,
отталкиваются от смысла (а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно
дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв.
Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и
позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с кон-
центрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.
Чтение текста до заданного выражения
Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.
Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо
образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность
нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и
дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на
нескольких строчках).
Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям
предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так
и их последовательность).
Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в
порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего
левого квадрата.
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое,
спрятавшееся в нем, слово.
Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень,
пирожок, китель.
Методика Мюнстерберга (и ее модификации)
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но
могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно
быстрее и без ошибок.
А.
Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно
набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок
должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение
всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число
правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Б.
В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
«Перепуганные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно
когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточеннос-
ти и концентрации внимания.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их
детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение
школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации
внимания, его включения в регуляцию деятельности.