Файл: Даулинг С. - Психология и лечение зависимого поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

èõ ñ îêðóæàþùèìè ñîáûòèÿìè è âçàèìîäåéñòâèåì ñ îñòàëüíûìè

ëþäüìè, (3) íå ïîä÷èíÿòüñÿ ìàòåðèíñêîìó çàïðåòó èç ãëóáîêîãî

äåòñòâà: “Íå äóìàé!” Îäíàêî òàêîå íåïîä÷èíåíèå èíîãäà çàêàí÷è-

âàëîñü “òÿæåëîé áîëüþ â æèâîòå”. (4) Â äåòñòâå, â ïåðèîä ñ òðåõ

äî ÷åòûðåõ ëåò, ó íåå ðåãóëÿðíî ïîâòîðÿëèñü ïðèñòóïû òîøíîòû è

ðâîòû, çàïîðû, íàðóøåíèÿ ñíà, îòêàç îò ïèùè è àñòìàòè÷åñêèå

ÿâëåíèÿ. (5) Â âîçðàñòå ñåìè ëåò ó íåå ðàçâèëñÿ çàïðåò íà ïîñå-

ùåíèå ëþäíûõ ìåñò, èíîãäà îíà äàæå îòêàçûâàëàñü ãóëÿòü. (6) Îò-

íîñèòåëüíî ñïîñîáíîñòè ê çàáîòå î ñåáå: “Ïîíàäîáèëîñü äåâÿòü ìå-

ñÿöåâ, ÷òîáû îíà ñäåëàëà ñâîå ïåðâîå óòâåðæäåíèå î òîì, ÷åãî åé

õî÷åòñÿ, ïîòîìó ÷òî ìûñëü î òîì, ÷òîáû ïðîèçíåñòè ýòî âñëóõ, âñå-

ëÿëà â ïàöèåíòêó óæàñ, ïðè÷åì íè ðàçó â æèçíè îíà íå ïûòàëàñü

êàê-ëèáî óäîâëåòâîðèòü ñâîå æåëàíèå”. (7) “Íà ïðîòÿæåíèè âñåé

æèçíè ïàöèåíòêà ïîäàâëÿëà â ñåáå ëþáîå ïðîÿâëåíèå òâîð÷åñêîãî

ìûøëåíèÿ èëè âîîáðàæåíèÿ. Îíà íå ìîãëà íè ïèñàòü, íè ðèñî-

âàòü”. (8) Îòìå÷àÿ ñâîé ñåäüìîé äåíü ðîæäåíèÿ, ïàöèåíòêà ïî÷óâ-

ñòâîâàëà âîçáóæäåíèå è ñëàáîñòü. Ñ òåõ ïîð îíà èçáåãàëà ëþáîãî

ïðîÿâëåíèÿ âîçáóæäåíèÿ è ÷óâñòâ è îãðàíè÷èâàëà ñâîå ìûøëåíèå,

áîÿñü òîãî, ÷òî âíîâü çàáîëååò. Ê òîìó ìîìåíòó, êîãäà ïàöèåíòêà

ñòàëà âçðîñëîé, îíà óæå íå ïîíèìàëà ðàçãîâîðîâ ñâîèõ ïîäðóã, êîãäà

îíè îáñóæäàëè âîïðîñû ñåêñà”.

Òåïåðü ÿ õî÷ó ïîâòîðèòü îïèñàíèå ðàçãîâîðíûõ íàðóøåíèé, êî-

òîðûå ðàçâèëèñü íà òðåòèé ãîä àíàëèçà, ñäåëàííûå ñàìîé Ýäæêàìá:

“Îíà íèêîãäà íå áðàëà èíèöèàòèâó â ðàçãîâîðå, âñåãäà ïðî-

ñèëà, ÷òîáû åé çàäàâàëè âîïðîñû. Ñàìîå áîëüøåå, ÷òî îíà

êîãäà-ëèáî ñäåëàëà, áûëî íåáîëüøîå çàìå÷àíèå î âåñüìà âàæ-

íîì äëÿ íåå ñîáûòèè, ïîñëå êîòîðîãî îíà ïðåäîñòàâèëà ñîáå-

ñåäíèêó ïðàâî ñàìîìó ðåøàòü, ðàçâèâàòü èëè íåò ýòó òåìó ðàç-

ãîâîðà. Åñëè àíàëèòèê èëè ìóæ íå çàäàâàëè íàâîäÿùèõ

âîïðîñîâ, îíà íå ìîãëà 

îðãàíèçîâàòü

 ñâîþ èñòîðèþ” [âûäåëå-

íî ìíîþ].

Ýäæêàìá îïèñûâàëà íåêîòîðûå ñâîè èíòåðïðåòàöèè:

“ß ãîâîðèëà åé (â ðàçíîå âðåìÿ), ÷òî îíà, êàæåòñÿ, âðåìå-

íàìè ÷óâñòâóåò ñâîå íåñîâåðøåíñòâî, êîãäà íàõîäèòñÿ íå ðÿ-

äîì ñî ìíîþ, è ÷òî ÿ äîëæíà áûòü ÷àñòüþ åå, êîòîðàÿ îñóùå-

ñòâëÿåò åå ìûøëåíèå è ÷óâñòâîâàíèå.


background image

102

Äàæå ñåé÷àñ åå ìàòü ïûòàåòñÿ óçóðïèðîâàòü åå (ïàöèåíòêè)

ôóíêöèè ñóæäåíèÿ è ïðåäâèäåíüÿ, ãîâîðÿ åé: “Òåáå ýòî íå ïî-

íðàâèòñÿ” èë蠓Òû ýòîãî íå õî÷åøü”.

“Áûòü íåçàâèñèìîé è 

îòäåëåííîé

 â ñâîåì ìûøëåíèè ñëèø-

êîì ñòðàøíî è îäèíîêî, ïîýòîìó îíà ïîñòàðàëàñü, ÷òîáû ÿ

ìûñëèëà çà íåå è áûëà ÷àñòüþ åå ñàìîé, êîòîðàÿ ãîâîðèëà áû

åé, ÷òî õîòåòü è ÷òî ÷óâñòâîâàòü” [Edgecumbe, 1983; ïîä÷åðê-

íóòî ìíîþ].

Ïûòàÿñü îáúÿñíèòü ñåáå èäîëîïîêëîííè÷åñêóþ ïðèðîäó ýòîãî

ïåðåíîñà, ïîíÿòü, êàêèì îáðàçîì ïàöèåíòêà ïåðåæèâàëà àíàëèòè-

êà êàê ïåðâè÷íûé ìàòåðèíñêèé ëþáÿùèé îáúåêò, äëÿ êîòîðîãî âñþ

æèçíü áûëè çàðåçåðâèðîâàíû äàþùàÿ è ïîääåðæèâàþùàÿ ôóíêöèè

(“ñèëû”), âêëþ÷àÿ ïîâåñòâîâàíèå î ñîáûòèÿõ äíÿ, ÿ âíåçàïíî ïî-

íÿë òàêæå, ïî÷åìó àëåêñèòèìèêè ñòðîÿò ñâîè ïðèìèòèâíûå îò÷å-

òû î ïðîèçîøåäøåì â ïåðèîä ìåæäó ñåññèÿìè â õðîíîëîãè÷åñêîì

ïîðÿäêå. Îíè èñïîëüçóþò âðåìÿ êàꠓîáðàçåö äëÿ ñïèñûâàíèÿ”,

êîïèðóÿ ôàêòû, ïîïàâøèå íà ëèíèþ âðåìåíè, è îòâåðãàÿ ñâîþ

îòâåòñòâåííîñòü çà òå÷åíèå ìûñëåé. Ìîÿ èäåÿ î òèïå ïåðåíîñà,

êîòîðûé ïåðåæèâàëè ïàöèåíòû-àëåêñèòèìèêè, ïîäòâåðäèëàñü ïðè

ðàáîòå ñ áîëüíûìè, êîòîðûå ïîñåùàëè òðåíèíã ñ èñïîëüçîâàíèåì

áèîëîãè÷åñêîé îáðàòíîé ñâÿçè (biofeedback). Îò ýòèõ ïàöèåíòîâ ÿ

óçíàë, ÷òî, óñòàíîâèâ êîíòðîëü íàä ñâîèìè æèçíåííûìè è àôôåê-

òèâíûìè ôóíêöèÿìè, êîòîðûå, êàê îíè ïîëàãàþò, ïðèíàäëåæàò

ìàòåðè, îíè ñîâåðøàò “ïðîñòóïîê Ïðîìåòåÿ”, çàñëóæèâàþùèé

íàêàçàíèÿ “ñóäüáîé, êîòîðàÿ õóæå ñìåðòè”. Êîãäà ÿ íàó÷èëñÿ äå-

êîäèðîâàòü ýòî ïîñëàíèå, òî ïîíÿë, ÷òñóäüáà, êîòîðàÿ õóæå

ñìåðò蔠îçíà÷àëà âîçâðàùåíèå â ñîñòîÿíèå ìëàäåí÷åñêîé òðàâìû.

È òóò ìíå ñòàëî ÿñíî, ÷òî âñå îïèñàíèÿ àäà ññûëàþòñÿ íà òîò æå

ñàìûé ñòðàõ, à áåñêîíå÷íàÿ äëèòåëüíîñòü ìëàäåí÷åñêîé òðàâìû

ïèòàåò ðåëèãèîçíóþ óâåðåííîñòü, ÷òî àäñêèå ìóêè ïðîäîëæàþòñÿ

“äî ñêîí÷àíèÿ âåêîâ”. ß òàêæå ïîíÿë, ÷òî âñÿêèé ðàç, êîãäà ÷å-

ëîâåê èñïûòûâàåò òÿæåëóþ ïñèõè÷åñêóþ èëè ôèçè÷åñêóþ áîëü, îí

ðåãðåññèðóåò è óâåðåí, ÷òî ýòâðåìÿ” (íàïðèìåð, ïðèñòóï äåï-

ðåññèè) ñàìîå õóäøåå èç âñåãî, ÷òî êîãäà-ëèáî áûëî, è ÷òî îíî

íèêîãäà íå êîí÷èòñÿ — èëëþñòðàöèÿ òîãî ôàêòà, ÷òî ðåãðåññèÿ

àôôåêòèâíîé ñôåðû åñòü íåïðåðûâíûé ôåíîìåí. Åùå îäèí ïðè-

ìåð ñîñòîèò â òîì, ÷òî ìíîãèå ïàöèåíòû, îñîáåííî àëåêñèòèìè-


background image

103

êè, ïåðåæèâàþò ôèçè÷åñêóþ áîëü âìåñòå ñ ýìîöèÿìè èëè âìåñòî

íèõ. Ðåãðåññèÿ ê ìëàäåí÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ ïðèâîäèò èõ ê òàêîìó

ñîñòîÿíèþ, êîãäà òåëåñíàÿ áîëü åùå íå ìîãëà áûòü îòäåëåíà îò îá-

ùåãî ïàòòåðíà ñòðàäàíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì ÿ ïîíÿë, êàê ïîâûñèòü àôôåêòèâíóþ òîëåðàíò-

íîñòü ïàöèåíòîâ. ß òàêæå ïîíÿë, ïî÷åìó ýôôåêòèâíîñòü òðåíèíãà

áèîëîãè÷åñêîé îáðàòíîé ñâÿçè íå ñîîòâåòñòâîâàëà ñâîèì òåîðåòè÷åñ-

êèì âîçìîæíîñòÿì. Äðóãèìè ñëîâàìè, ïûòàÿñü ïîìî÷ü àëåêñèòèìè-

êàì è àääèêòèâíûì ïàöèåíòà젓ñîïðèêîñíóòüñÿ ñî ñâîèìè ÷óâñòâà-

ìè”, ÿ ñòîëêíóëñÿ ñ ïåðåíîñîì íà ïåðâè÷íûé îáúåêò (primal object

transference), êîòîðûé ïîñòàâèë ïåðåäî ìíîé íîâóþ íåîæèäàííóþ

çàäà÷ó. Îêàçàëîñü, ÷òî ìàòåðèíñêèé ïåðåíîñ ïðîÿâëÿåòñÿ â îùóùå-

íèè, ÷òî âñå æèçíåííûå è àôôåêòèâíûå ôóíêöèè óíèâåðñàëüíî

ïåðåæèâàþòñÿ è ðåçåðâèðóþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ ìàòåðèíñêîé

ôèãóðû. Ëþäè îòëè÷àþòñÿ ïî ñòåïåíè, â êîòîðîé îíè ÷óâñòâóþò,

÷òî âñå ôóíêöèè çàáîòû î ñåáå, ñàìîóòåøåíèÿ è äàæå, êàê ìû âè-

äåëè, ñàìîðåãóëÿöèè ïðåäîñòàâëÿþòñÿ ìàòåðè è ìîãóò îñóùåñòâëÿòü-

ñÿ òîëüêî îò “èìåþùåãî òàêóþ ïðèâèëåãèþ” îáúåêòà ìàòåðèíñêîãî

ïåðåíîñà. Íàä ýòèì óäèâèòåëüíûì íàáëþäåíèåì ñëåäóåò ïîðàçìûñ-

ëèòü íà젗 “íîðìàëüíûì”, óñïåøíûì àíàëèòèêàì, ïîëàãàþùèì,

÷òî ó íàñ íåò âëàñòè, ñêàæåì, ÷òîáû ñíèçèòü êðîâÿíîå äàâëåíèå,

õîòÿ ìû çíàåì, ÷òî ìîãëè áû ñäåëàòü ýòî ïîñðåäñòâîì ãèïíîòè÷åñ-

êîãî òðàíñà èëè ñ ïîìîùüþ ïëàöåáî. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ó íàñ åñòü

ñïîñîáíîñòü îñóùåñòâëÿòü è òàêèå ôóíêöèè, íî ìû ñòàëêèâàåìñÿ ñ

çàïðåòîì ñîâåðøåííî òîé æå ïðèðîäû, ÷òî è èñòåðè÷åñêèé ïàðàëè÷.

Ïðè ýòîì íè â îòíîøåíèè ñàìèõ ñåáÿ, íè â îòíîøåíèè íàøèõ àíà-

ëèçèðóåìûõ ó íàñ íåò íè ìàëåéøåé ñêëîííîñòè ïîäâåðãíóòü àíàëè-

çó ýòîò î÷åâèäíûé è áóêâàëüíî áðîñàþùèéñÿ â ãëàçà çàïðåò. ×òî

ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ýòîãî ïîðàçèòåëüíîãî ôåíîìåíà? Äåëî â òîì,

÷òî îïèñàííûé âûøå ïåðåíîñ îòëè÷àåòñÿ îò ïåðåíîñà, êîòîðûé

îòêðûâàþò è ðåêîíñòðóèðóþò àíàëèòèêè, èíòåðåñóþùèåñÿ äîýäèïî-

âûìè êîíôëèêòàìè. Îäíàêî íåäàâíèå äîñòèæåíèÿ â ïñèõîàíàëèçå,

êîãíèòèâíîé ïñèõîëîãèè è äðóãèõ îáëàñòÿõ îòêðûâàþò øèðîêèå

ãîðèçîíòû äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ, òàê ÷òî ìû ìîæåì ñìåëî çà-

äàòü âîïðîñ î çíà÷åíèè êîìïëåêñà Ïðîìåòåÿ. Íåñïîñîáíîñòü ïàöè-

åíòîâ ïîçàáîòèòüñÿ î ñåáå íàøëà ãëóáîêîå îòðàæåíèå â ðàáîòàõ Çèí-

áåðãà (Zinberg, 1975) è ïîäòâåðæäåíà Õàíçÿíîì è Ìýêîì (Khantzian

and Mack, 1983); ýòîò ïðåäìåò áûë â äàëüíåéøåì òùàòåëüíî èññëå-

äîâàí Õàíçÿíîì (ñì. ãë. 2).


background image

104

Âçðîñëàÿ êàòàñòðîôè÷åñêàÿ òðàâìà

Åñëè, îùóòèâ ïî ÷óâñòâó ñòðàõà èëè òðåâîãè íàäâèãàþùóþñÿ

îïàñíîñòü è îöåíèâ åå ïîíà÷àëó êàê 

ïðåîäîëèìóþ

, âçðîñëûé íà÷è-

íàåò ïîíèìàòü, ÷òî óãðîçà 

íåèçáåæíà

, êðàéíå îïàñíà è äåñòðóêòèâíà

è ñèòóàöèþ íåâîçìîæíî èçìåíèòü, åãî àôôåêò ìåíÿåòñÿ ñî ñòðàõà

íà êàòàòîíè÷åñêóþ ðåàêöèþ. Êàòàòîíè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ ïðåäñòàâëÿ-

åò ñîáîé ÷àñòü äðåâíåãî ïàòòåðíà âûæèâàíèÿ, ïðèñóùåãî ïðàêòè-

÷åñêè âñåì æèâîòíûì. Ýòîò êàïèòóëÿòèâíûé ïàòòåðí ñîäåðæèò

áåçáîëåçíåííû頓ñàìîäåñòðóêòèâíû锠ìåõàíèçì, ïðè êîòîðîì ñåð-

äöå îñòàíàâëèâàåòñÿ â äèàñòîëå (Richter, 1957; Seligman, 1975;

Krystal, 1978b). ×èòàòåëü ìîæåò âñïîìíèòü ìîå óòâåðæäåíèå î òîì,

÷òî ñòðàõ, òðåâîãà è ãíåâ ÿâëÿþòñÿ àêòèâèðóþùèìè ýìîöèÿìè.

Îäíàêî êîãäà ñóáúåêò ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî îïàñíîñòè íå èçáå-

æàòü, è êàïèòóëèðóåò, òîãäà àôôåêò ìåíÿåòñÿ ñî ñòðàõà íà êàòàòî-

íè÷åñêóþ ðåàêöèþ, ÷òî çíàìåíóåò ñîáîé âîçíèêíîâåíèå òðàâìàòè-

÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Ñóáúåêò ïðåêðàùàåò áîðüáó èëè ñîïðîòèâëåíèå,

ïîä÷èíÿåòñÿ ïðèêàçàì è “çàìîðàæèâàåòñÿ”. ×åì áîëüøå îí ïîä÷è-

íÿåòñÿ ïðèêàçàì èëè îñòàåòñÿ â áåñïîìîùíîì ñîñòîÿíèè, òå젓ãëóá-

æå”, ïîëíåå, íåîáðàòèìåå ðàçâèâàåòñÿ ñîñòîÿíèå ïîêîðíîñòè,

íàïîìèíàþùåå òðàíñ. Çà âñåìè ýòèìè ðåàêöèÿìè ìîãóò ïîñëåäî-

âàòü ïîñòòðàâìàòè÷åñêèå îñëîæíåíèÿ (Krystal, 1978a,b,c, 1979,

1982—1983, 1985, 1988a). Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ òðàâìàòèçèðóþùåãî

ñîñòîÿíèÿ âîçíèêàåò íå÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ðåãèñòðàöèè áîëè è áî-

ëåçíåííûõ ÷óâñòâ, çà êîòîðîé ñëåäóåò ïîñòåïåííîå ñóæåíèå êîãíè-

òèâíîé ñôåðû, çàòîðìàæèâàåòñÿ âîñïðèÿòèå, ñîçíàòåëüíàÿ ðåãèñ-

òðàöèÿ, çàïîìèíàíèå è ïðèïîìèíàíèå, íàáëþäåíèå, ïðåêðàùàåòñÿ

ðåøåíèå ïðîáëåì, âûðàáîòêà ñóæäåíèé è ïëàíèðîâàíèå. Ýòó êàð-

òèíó íàçâàë蠓ïñèõè÷åñêîå îòêëþ÷åíè唠(Lifton, 1968). Ïîòåðÿ

ñïîñîáíîñòè çàïîìèíàòü è ïðèïîìèíàòü ëèøàåò æåðòâó äîñòóïà ê

“äîáðûì èíòðîåêòàì”. Ðàçâèâàþòñÿ òàêæå íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ

â ÿ-ðåïðåçåíòàöèè, â òîì ÷èñëå ðàçðóøåíèå èäåé äîìèíèðîâàíèÿ

è ãðàíäèîçíîñòè, êîòîðûå ÷àñòî îñíîâûâàþòñÿ íà èäåíòèôèêàöèè,

÷òî äåëàåò íåâîçìîæíûì ïîääåðæàíèå öåëîñòíîé ÿ-ðåïðåçåíòàöèè*.

Òðàâìàòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ìîæåò áûòü àáñîëþòíî íåñîâìåñòèìà ñ

“âîñïðèíèìàåìîé ïðèåìëåìîñòüþ èëè âèäèìîñòüþ” (perceived

acceptability or visibility) è ðåãóëèðóåòñÿ ïåðâè÷íûì âûòåñíåíèåì,

ñîçäàþùè젓äûðó”, ñàìî ñóùåñòâîâàíèå êîòîðîé ìîæåò ñòàòü äî-

*Òàê íàçûâàåìû頓íàðöèññè÷åñêèé óäàð” (“Narcissistic Blow”), êîòîðûé, êàê

îáíàðóæèë Â¸ðìñåð (1978), ÿâëÿåòñÿ íà÷àëîì äåñòðóêòèâíî頓ãåïòàäû” àääèêòà.


background image

105

ìèíàíòíîé ëè÷íîñòíîé îðãàíèçàöèåé, êîòîðóþ Êîýí è Êèíñòîí

íàçûâàþò “îáúåêòíî-íàðöèññè÷åñêîå ñîñòîÿíèå”. Â áóäóùåì òàêàÿ

îðãàíèçàöèÿ ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ â èìïåðàòèâíóþ äåòåðìèíàíòó

çàùèòíîãî ñòèëÿ (Cohen, 1980. 1987; Kinston and Cohen, 1986,

1987). Ó âçðîñëûõ ëþäåé, ïåðåæèâøèõ ñèëüíûå êîãíèòèâíûå îãðà-

íè÷åíèÿ, ïîñëåäíèé øàã ïåðåä ïñèõîãåííîé ñìåðòüþ, òàêæå âêëþ-

÷àåò â ñåáÿ ñëîæíûå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè âñòðå÷ ñî ñìåðòüþ, òàêèå

êàê íåñïîñîáíîñòü âîññòàíîâèòü îòðèöàíèå ñìåðòè, èäåíòèôèêàöèþ

ñî ñìåðòüþ èëè ñ óìåðøèì (Lifton, 1976, 1979). Íî íåêîòîðàÿ ÷àñòü

òðàâìàòè÷åñêîãî ïðîöåññà, êîòîðàÿ òÿíåòñÿ ê æèçíè, ïðåäñòàâëÿ-

åò ñîáî頗 ÿ ïîä÷åðêèâàþ — àôôåêòèâíóþ ðåãðåññèþ (ò.å. àôôåê-

òèâíûé êîìïîíåíò àëåêñèòèìèè è, âåðîÿòíî, áëèçêèå ê íåé àñïåê-

òû àíãåäîíèè). Â ñâîåì äîêëàäå ÿ íå ñîáèðàþñü ïðîñëåæèâàòü

ðåçóëüòàòû âëèÿíèÿ âñåõ îñòàëüíûõ ôàêòîðîâ; îäíàêî íåîáõîäèìî

ïîìíèòü, ÷òî ñåðüåçíûå èññëåäîâàòåëè, æåëàþùèå ïîíÿòü èçìåíå-

íèÿ, êîòîðûå äåëàþò âîçìîæíîé òåðàïèþ ñ àääèêòèâíûìè ïàöè-

åíòàìè, äîëæíû ïîñòîÿííî èìåòü èõ â âèäó.

Ìëàäåí÷åñêàÿ òðàâìà

Íàó÷èâøèñü óçíàâàòü ïðèçíàêè ïîñòòðàâìàòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé

âî âçðîñëîì âîçðàñòå, ÿ ïîíÿë, ÷òî àëåêñèòèìè÷åñêèå, àíãåäîíè-

÷åñêèå ïàöèåíòû (â ÷àñòíîñòè, èìåþùèå ñèëüíûé çàïðåò íà çàáî-

òó î ñåáå) ñòðàäàþò îò ïîñëåäñòâèé ìëàäåí÷åñêîé òðàâìû. Ýòîò òèï

òðàâìû îòíîñèòñÿ ê ðàííåìó ïåðèîäó æèçíè è ñâÿçàí íå ñ îùóùå-

íèåì áåñïîìîùíîñòè è êàïèòóëÿöèè, à ñ ïðèðîäîé ìëàäåí÷åñêèõ

ïðåäøåñòâåííèêîâ àôôåêòîâ è ñ ïðèðîäîé èíôàíòèëüíîé íåçðåëîé

ïñèõèêè. Äàæå ïåðåæèâàÿ äèñòðåññ, â êîòîðîì îí ïðàêòè÷åñêè íå

â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïîääåðæèâàòü è óñïîêàèâàòü ñåáÿ, ìëà-

äåíåö, â îòëè÷èå îò âçðîñëîãî, íå óìèðàåò; âêëþ÷àåòñÿ ïðèðîäíàÿ

çàùèòà, áëàãîäàðÿ êîòîðîé îí ïðîñòî çàñûïàåò. Îäíàêî ïîâòîðåíèå

òÿæåëîé òðàâìèðóþùåé ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ïðåêðàùåíèþ ðàçâè-

òèÿ è ïåðåõîäó â ñîñòîÿíèå àïàòèè è îòñòðàíåííîñòè, èçâåñòíîå ïîä

ìíîãèìè íàçâàíèÿìè, íàïðèìåð, îáùåå èñòîùåíèå (marasmus) èëè

àíàêëèòè÷åñêàÿ äåïðåññèÿ (Spitz, 1946). Åñëè ðåàëèçàöèè ïðèâÿçàí-

íîñòè ê åäèíñòâåííîìó (single) ìàòåðèíñêîìó ðîäèòåëþ ÷òî-òî ïðå-

ïÿòñòâóåò, ðåáåíîê óìèðàåò. Åñëè ðåáåíîê âûæèâàåò, îñòàåòñÿ òðàâ-

ìà, êîòîðóþ ïîçäíåå ìîæíî îáíàðóæèòü ïî ñòðàõó ïåðåä ëþáûìè

àôôåêòàìè, à èíîãäà è ïî ãëóáîêîìó íåäîâåðèþ êî âñåì ëþäÿì,