Файл: Даулинг С. - Психология и лечение зависимого поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

îæèäàíèþ “êîíöà ñâåòà”, ãëóáîêîé óáåæäåííîñòè, ÷òî êàê áû õî-

ðîøî íè øëè äåëà, â îäèí “ïðåêðàñíû锠ìèã îùóùåíèå áåçîïàñíî-

ñòè âíåçàïíî ðóõíåò. Òàêèå ëþäè ñêëîííû ê ñèëüíîìó òîðìîæåíèþ

âñåõ ôóíêöèé çàáîòû î ñåáå; îíè íóæäàþòñÿ â êîì-òî, êòïîìî-

æåò èì ïåðåæèòü ýòó íî÷ü”. Ó íèõ íàáëþäàåòñÿ àëåêñèòèìèÿ è àí-

ãåäîíèÿ â òÿæåëîé ôîðìå.  îòëè÷èå îò îñòàëüíîãî âçðîñëîãî íà-

ñåëåíèÿ, ó íèõ ÷àñòî íåò íèêàêèõ âîñïîìèíàíèé î òðàâìå, à íèêòî

èç ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ â ñåìüå äàæå íå ïðåäñòàâëÿåò, ÷òî ÷òî-òî

ïðîèñõîäèëî íå òàê. Òî, ÷òî äëÿ ìàëûøà áûëî ñóùèì àäîì, ìîã-

ëî ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâîâàòü ëó÷øèì íàìåðåíèÿì çàáîòëèâûõ

âçðîñëûõ èëè äåëàëîñü ïî ðåêîìåíäàöèè äîìàøíåãî âðà÷à èëè êàêî-

ãî-íèáóäü óâàæàåìîãî â ñåìüå ñëóæèòåëÿ öåðêâè; íàïðèìåð, ýòî

ìîãëè áûòü áëàãèå ðåêîìåíäàöèè “ñëîìèòü äóõ ðåáåíêà”, ÷òîáû

óáåðå÷ü åãî â äàëüíåéøåì îò “òÿæêîãî ãðåõà ãîðäûíè”.

Îïåðàöèîíàëüíîå ìûøëåíèå

Îäíîé èç òðóäíîñòåé, õàðàêòåðíîé äëÿ àëåêñèòèìèêîâ è àääèê-

òîâ, ÿâëÿåòñÿ ñèëüíîå ïîäàâëåíèå ñïîñîáíîñòè ôàíòàçèðîâàòü îá

îñóùåñòâëåíèè æåëàíèé. Ýòó îòëè÷èòåëüíóþ îñîáåííîñòü âûÿâè-

ëè ïñèõîàíàëèòèêè Ïàðèæà è Áåò-Èçðàýëÿ, çàíèìàþùèåñÿ ïñèõî-

ñîìàòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Áûëî îáíàðóæåíî, ÷òî ýòè ïàöè-

åíòû íå ìîãëè ïîëüçîâàòüñÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ïñèõîòåðàïèåé.

Íåñîìíåííî, íàðóøåíèå èõ ñïîñîáíîñòè ê ôàíòàçèðîâàíèþ è èñ-

ïîëüçîâàíèþ ôàíòàçèé â öåëÿõ çàùèòû ïðåïÿòñòâîâàëè íåìèíóåìîìó

ïðåâðàùåíèþ ýòèõ áîëüíûõ â íåâðîòèêîâ. Ñòàëî î÷åâèäíûì, ÷òî

ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé òàêèå ïàöèåíòû íå ìîãëè ôîðìèðîâàòü õîðî-

øèé ïåðåíîñ íåâðîòè÷åñêîãî òèïà, ñ êîòîðûì ìû óæå óìååì ðà-

áîòàòü, çàêëþ÷àëàñü â èõ ïîòðåáíîñòè ôîðìèðîâàòü èíîé òèï ïåðå-

íîñࠗ ñòîëü íåïðèâû÷íûé äëÿ íàñ, ÷òî ìû âîîáùå íå ñìîãëè

óâèäåòü â íåì ïåðåíîñà.

“Õàðàêòåðåí âåñüìà íåçíà÷èòåëüíûé èíòåðåñ, êîòîðûé ïà-

öèåíò ïðîÿâëÿåò ê àíàëèòèêó. Îòíîøåíèÿ âïîëíå âåæëèâûå è

êîððåêòíûå, íî êðàéíå áåäíûå â ëèáèäèíàëüíîì ñìûñëå.

Îðãàíèçàöèÿ ñàìèõ îòíîøåíèé âûãëÿäèò óñëîâíîé è ïåðñîíà-

ëèçèðîâàíà íàñòîëüêî ñëàáî, ÷òî íåâðîòè÷åñêèé ìåõàíèçì êà-

æåòñÿ ïîëíîñòüþ óòåðÿííûì. Ñîõðàíÿåòñÿ íåêàÿ èíåðòíîñòü,


background image

107

îòìå÷åííàÿ åùå â ïðåäâàðèòåëüíîì èíòåðâüþ, ÷òî ïðèâîäèò ê

îáùåé âÿëîñòè ñèòóàöè蔠(de M’Usan, 1974a).

 ñâîèõ ðàííèõ ðàáîòàõ ÿ ðàçîáðàë äåòàëè òåðàïåâòè÷åñêèõ ïðî-

áëåì àëåêñèòèìèêîâ è â èõ ïðåäïîëîæèòåëüíîì ãåíåçå (1971, 1979,

1981, 1982—1983, 1985, 1988à). Ñåé÷àñ ÿ ëèøü óïîìÿíó íåñêîëü-

êî êëèíè÷åñêèõ ïðîáëåì áåç óãëóáëåíèÿ â óòîìèòåëüíóþ èñòîðèþ

èõ âûÿâëåíèÿ.

Ó ìëàäåí÷åñêîé ïñèõè÷åñêîé òðàâìû, î êîòîðîé ÿ ãîâîðèë ðà-

íåå, åñòü åùå îäíî òðàãè÷åñêîå ñëåäñòâèå: òðàâìà ïðåæäåâðåìåííî

ïðåðûâàåò 

èëëþçèþ

 ñèìáèîçà, êîòîðàÿ, ñóäÿ ïî âñåìó, èìååò áîëü-

øîå çíà÷åíèå äëÿ ðåáåíêà, íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî íîâîðîæäåí-

íûé ñïîñîáåí óçíàâàòü ñâîþ ìàòü óæå ñ ïåðâîãî äíÿ (Stern, 1974,

1983). Èëëþçèÿ ñèìáèîçà ïîçâîëÿåò ìëàäåíöó íàñëàæäàòüñÿ ôàí-

òàçèÿìè î âñåìîãóùåñòâå. Ïðåæäåâðåìåííîå ïðåðûâàíèå ýòîãî ñî-

ñòîÿíèÿ óäîâîëüñòâèÿ äëèòåëüíûì íåîñëàáåâàþùèì äèñòðåññîì

ñòàâèò ðåáåíêà ïåðåä íåïîäêîíòðîëüíû젓âíåøíè씠îáúåêòîì è â

òî æå âðåìÿ ïåðåä ÷ðåçâû÷àéíî èíòåíñèâíîé àãðåññèåé. Â ñâîèõ

ïðåäûäóùèõ èññëåäîâàíèÿõ ýòîãî ïðåäìåòà, â ÷àñòíîñòè â ñòàòüå,

îçàãëàâëåííî頓ß-ðåïðåçåíòàöèÿ è ñïîñîáíîñòü ïîçàáîòèòüñÿ î ñåáå”

(“Self Representation and the Capacity for Self Care”, 1977b), ÿ îòìå-

òèë, ÷òî, ñóäÿ ïî âñåìó, ñòåïåíü ïîäàâëåíèÿ ñïîñîáíîñòè çàáîòèòü-

ñÿ î ñåáå ïðîïîðöèîíàëüíà ñîîòâåòñòâóþùåé ìëàäåí÷åñêîé èñòîðèè

è òðóäíîñòÿì â óïðàâëåíèè àãðåññèåé â ðàííåì äåòñòâå. Îá ýòîì

ïèñàëè òàêæå Õàíçÿí (Khantzian, 1978) è Çèíáåðã (Zinberg, 1975).

ß ñäåëàë âûâîä, êîòîðûé íå ñëèøêîì îòëè÷àëñÿ îò âçãëÿäîâ Ìå-

ëàíè Êëÿéí, ÷òî èíòåíñèâíîå ÷óâñòâî ÿðîñòè, ñâÿçàííîå ó ðåáåí-

êà ñ ïåðåæèâàíèåì ìàòåðè, òàèò â ñåáå áîëüøóþ îïàñíîñòü (1946).

Îäíàêî, â îòëè÷èå îò Êëÿéí, ìíå óäàëîñü ïîëó÷èòü äîêàçàòåëüñòâà

òîãî, ÷òî ìàòåðèíñêèé îáúåêò áû렓ýêñòåðíàëèçîâà픠蠓îòãîðî-

æå픠(“walled off”), âìåñòî ñðàâíèòåëüíî ðàííåãî äîñòóïà ê ìàòå-

ðèíñêîé ðåïðåçåíòàöèè, êàê åñëè áû ìàòü áûëà âíåøíåé, íî ëåã-

êî äîñòóïíîé è âðåìÿ îò âðåìåíè ìîãëà áû èñïîëüçîâàòüñÿ, êàê åñëè

áû îíà áûëà ÿ-îáúåêòîì èëè ÷àñòüþ “ÿ” èëè äàæå ïèùåé. Ó àääèê-

òèâíûõ ïàöèåíòîâ ìàòåðèíñêàÿ ðåïðåçåíòàöèÿ æåñòêî îòäåëÿåòñÿ,

è âñå äîáðîå ïðèïèñûâàåòñÿ òîëüêî åé. Ýòî äåéñòâèå ÿâëÿåòñÿ ïðåä-

âåñòíèêîì ïîñëåäóþùåé àääèêòèâíîé îðèåíòàöèè, ïðè êîòîðîé

“âíåøíè锠îáúåêò íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü ëþáîé öåíîé. Íàðóøåíèå

ãðàíèö äîáðîé ìàòåðèíñêîé ðåïðåçåíòàöèè, ïåðåæèâàåòñÿ êàꠓïðå-

ñòóïëåíèå Ïðîìåòåÿ”, çàñëóæèâàþùåå íàêàçàíèÿ “ñóäüáîé, êîòî-


background image

108

ðàÿ õóæå ñìåðòè”. Ïîõîæå, ÷òî èíòåíñèâíîñòü äåòñêîé àãðåññèè,

äàæå ïð蠓äîñòàòî÷íî õîðîøèõ” îáñòîÿòåëüñòâàõ, ÿâëÿåòñÿ âåëè÷àé-

øåé óãðîçîé ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ. Ýêñòåðíàëèçàöèÿ àãðåññèè

÷åðå砓ñîçäàíèå âíåøíåé ðåïðåçåíòàöèè îáúåêòà” ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì

øàãîì ê èñïîëüçîâàíèþ ôàíòàçèè äëÿ ñïàñåíèÿ æèçíè. “Ïðèðó÷å-

íè唠ðàííèõ àôôåêòîâ è ñîâìåñòíîå ñîçäàíèå ìàòåðüþ è ìëàäåí-

öåì ìàòåðèíñêîé è îòöîâñêîé îáúåêò-ðåïðåçåíòàöèé ïðîèñõîäèò

î÷åíü çàòðóäíåííî, äàæå ïðè ñâîåâðåìåííîì ñîçäàíèè îáñòàíîâêè

óâåðåííîñòè è äîâåðèÿ (Dorsey, 1971a,b; Winnicott, 1971; Arvanitakis,

1985). Ïðè íàëè÷èè óãðîæàþùåãî, íåèçáåæíîãî èëè àêòóàëüíîãî

òðàâìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ îáúåêò-ðåïðåçåíòàöèÿ æåñòêî îòäåëÿåò-

ñÿ, è äîìèíèðóþùåå îáúåêòíîå îòíîøåíèå, âåðîÿòíåå âñåãî, áó-

äåò èìåòü ïîñòîÿííûé èäîëîïîêëîííè÷åñêèé õàðàêòåð. Âñå õîðî-

øèå êà÷åñòâà, âñå ïðàâà íà óòåøåíèå è èñöåëåíèå, äàæå ôóíêöèè

ðåãóëÿöèè ïðèñâàèâàþòñÿ ýòîé ðåïðåçåíòàöèè. Äëÿ ÿ-ðåïðåçåíòà-

öèè íå îñòàåòñÿ íèêàêîé íàäåæäû íà âîëåâîé êîíòðîëü æèçíåííûõ

è àôôåêòèâíûõ ôóíêöèé. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ÿ-ðåïðåçåí-

òàöèè íà íåâåðáàëüíîì óðîâíå ïðèïèñûâàåòñÿ âèíà çà âñ¸ ïëîõîå.

×åì òÿæåëåå ñòðàäàíèÿ â äåòñòâå, òåì ñèëüíåå ñäâèã â ñòîðîíó ñà-

ìîîáâèíåíèÿ. Â ýòèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü â “àä-

äèêòèâíîì îáúåêò唠— êàêîé-òî âåùè èëè äåéñòâèè, êîòîðûå ÿâ-

ëÿëèñü áû âíåøíèìè ïî îòíîøåíèþ ê ÿ-ðåïðåçåíòàöèè. Ýòîò îáúåêò

ìîæåò ñëóæèòü äëÿ óòåøåíèÿ, íî íèêîãäà íå äîëæåí âîñïðèíèìàòüñÿ

íè íà ìûñëåííîì, íè íà ÷óâñòâåííîì óðîâíå êàê ÷àñòü “ÿ”. ßñíî

îñîçíàâàåìàÿ íàìè ñåðüåçíîñòü ïîñëåäñòâèé ïëîõîãî îáðàùåíèÿ ñ

áîëåå ñòàðøèìè äåòüìè, îâëàäåâøèìè ðå÷üþ, íå ïîçâîëÿåò ñîìíå-

âàòüñÿ íè â ñóùåñòâîâàíèè òàêîé âîçìîæíîñòè, íè â íàðèñîâàííîé

ìíîþ êàðòèíå ðàííèõ ðåàêöèé. Îñíîâíàÿ òðóäíîñòü ïðè ðàáîòå ñ

ëþäüìè, ïåðåæèâøèìè ìëàäåí÷åñêóþ òðàâìó, ñîñòîèò â òîì, ÷òî

çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü “ïðîáëåìíûõ” ïåðåíîñîâ ÿâëÿåòñÿ äîâåðáàëü-

íîé, àìîäàëüíîé è ñåíñîìîòîðíîé. Íàøè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè,

÷òî Øòåðí (Stern, 1985) áûë ïðàâ, äîïóñêàÿ, ÷òî îáúåêòíîå îòíî-

øåíèå è ñëåäû ïàìÿòè ïðîèñõîäÿò îò äîâåðáàëüíûõ, äîñèìâîëè÷å-

ñêèõ àôôåêòèâíûõ íàñòðîåê, îñòàþùèõñÿ â ñâîåì èçíà÷àëüíîì ñî-

ñòîÿíèè, à âåðáàëüíûå îòíîøåíèÿ è âåðáàëüíàÿ ïàìÿòü íàäñòðàè-

âàþòñÿ “íà âåðøèí唠èíôàíòèëüíîãî ôóíäàìåíòà, ïðè÷åì ïåðåâîä

íà âåðáàëüíûé óðîâåíü, ñ êîòîðûì îáó÷åíî ðàáîòàòü áîëüøèíñòâî

àíàëèòèêîâ, îêàçûâàåòñÿ ìèíèìàëüíûì (Êrystal, 1988a).

 êà÷åñòâå èëëþñòðàöèè ïðèâåäó îäíî íàáëþäåíèå, ñäåëàííîå

ÌàêÄóãàëë åùå â 1974 ã. è ïîäòâåðäèâøååñÿ ìíîãî ðàç â ìîåé ïðàê-


background image

109

òèêå è ïðàêòèêå ìîèõ êîëëåã ïðè ëå÷åíèè àëåêñèòèìèêîâ. Óêðûâ-

øèñü â òåðàïåâòè÷åñêîì ïðîöåññå è ïî÷óâñòâîâàâ áåçîïàñíîñòü, ýòè

ïàöèåíòû ïîëíîñòüþ óäîâëåòâîðÿþòñÿ òåì, ÷òî ðåãóëÿðíî ïðèõî-

äÿò íà âñòðå÷è ñ àíàëèòèêîì, äåëàþò òðèâèàëüíûå, ñêó÷íûå îò÷å-

òû è íå æàëóþòñÿ íà îòñóòñòâèå ïðîãðåññà. Òåðàïåâòè÷åñêîå óñåð-

äèå, ïðîÿâëÿåìîå àíàëèòèêîì â ýòîì ñëó÷àå, âûäàåò íåóäà÷ó

òåðàïåâòà â ïîïûòêå ïîñòè÷ü ïðèðîäó èäîëîïîêëîííè÷åñêîãî ïåðå-

íîñà. Îñíîâíîé äåôåêò àääèêòèâíîãî ïàöèåíòà çàêëþ÷àåòñÿ â åãî

íåñïîñîáíîñòè âèäåòü â ñåáå çàâåðøåííóþ, óâåðåííóþ â ñåáå ëè÷-

íîñòü ñ âûñîêîé ñàìîîöåíêîé. Ïîñòàâëåííûé äèàãíîç íå èìååò

çíà÷åíèÿ, è åñëè ìû îáíàðóæèâàåì, ÷òî â ñàìîì ÿäðå ÿ-îáðàçà

ïàöèåíòà ïðåáûâàåò äåôåêòíîå ñóùåñòâî, êîòîðîìó òðåáóåòñÿ êòî-

òî, ïîñòîÿííî åãî ëþáÿùèé, òî çíà÷èò, íàì ïðåäñòîèò ðàáîòàòü ñ

àääèêòîì. Ïàöèåíò áåññîçíàòåëüíî ïðåäïîëàãàåò ñëåäóþùåå: “Åñëè

áû òû ëþáèë ìåíÿ, òî âñå áûëî áû ñîâåðøåííûì. Åñëè âåùè íå-

ñîâåðøåííû, òû íå ëþáèøü ìåíÿ, òû ìåíÿ íåíàâèäèøü, òû ïðå-

çèðàåøü ìåíÿ, ÿ íèê÷åìåí è òû ïðåâðàòèëñÿ â æåñòîêóþ, çëóþ

âåäüìó”. Ïðèõîäèò íà ïàìÿòü ñòàðîå âûñêàçûâàíèå Ôåíèõåëÿ î òîì,

÷òî ìû äîëæíû ïîíÿòü “îáúåêò àääèêöè蔠ïàöèåíòà (Fenichel,

1945), ïðàâäà, çäåñü îíî èìååò áîëåå ñóìðà÷íóþ îêðàñêó. Èäîëà

ñëåäóåò óìèëîñòèâèòü, îñâîáîæäåíèå îò ñòðàäàíèÿ äîëæíî áûòü

êóïëåíî ëþáîé öåíîé. Áèáëåéñêàÿ áîðüáà ïðîòèâ èäîëîïîêëîííè-

÷åñòâà îòðàæàåò ïîáåäó ñóáëèìàöèè íàä ïîòðåáíîñòüþ æåðòâîâàòü

ïåðâîðîæäåííûì ñûíîì (Menninger, 1938; Simmel 1927). Îäíèì èç

ãëàâíûõ ïëîäîâ íàøèõ èññëåäîâàíèé ãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àôôåê-

òà ÿâèëîñü ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî â ìëàäåí÷åñòâå àôôåêòû íåäîñòà-

òî÷íî çðåëû, ÷òîáû èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè ôîðìèðîâàíèè ðàííåé ÿ-

è îáúåêò-ðåïðåçåíòàöèé ïî òèïó âçðîñëîãî, è ÷òî ãåäîíè÷åñêèé êîì-

ïîíåíò àôôåêòîâ ðàçâèâàåòñÿ ðàíî è “â îäèíî÷êó” îáñëóæèâàåò

ðàííþþ ñòàäèþ ôîðìèðîâàíèÿ îáðàçà îáúåêòà. “Îáíàæåííûé”

ïðèíöèï óäîâîëüñòâèÿ è íàêàçàíèÿ, èãðàþùèé ðåãóëÿòîðíóþ ôóí-

êöèþ, îáúÿñíÿåò ÷ðåçâû÷àéíóþ ñèëó è íåóìîëèìîñòü âëå÷åíèÿ

“èñòèííîãî àääèêòà” (òèï, êîòîðûé ìû îáû÷íî íàçûâàå젓îðàëü-

íàÿ ëè÷íîñòü”, â îòëè÷èå îò “íåâðîòè÷åñêîãî àääèêòà”). Ó ýòèõ

ïàöèåíòîâ äèñòðåññ èëè äåïðèâàöèÿ àâòîìàòè÷åñêè ðàñöåíèâàþòñÿ

êàê ñîñòîÿíèå áîëüøîé îïàñíîñòè, óêàçûâàÿ èì íà áåñïîìîùíîñòü

è íèê÷åìíîñòü èõ “ÿ” (Wurmser, 1981a; Hadley, 1983, 1985; Krystal,

1981, 1988a).

Òàêèì îáðàçîì, îòâåò íà çàäà÷ó ÌàêÄóãàëë ñîñòîèò â òîì, ÷òî

ëèøåííûé àôôåêòîâ ïàöèåíò íå ìîæåò â õîäå àíàëèçà âîññòàíîâèòü


background image

110

êîíòàêò ñ óòåðÿííûìè ÷àñòÿìè ñâîåé äóøè. Íàîáîðîò, îí æèâåò,

ïðåèñïîëíåííûé ñòðàõà, îæèäàÿ âîçâðàùåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ñâîåé

ìëàäåí÷åñêîé òðàâìû. Îí âñå åùå âîâëå÷åí â ïðîöåññ óáëàæåíèÿ

èäîëà ÷åëîâå÷åñêèìè æåðòâàìè â íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîé è

íàèáîëåå ïîïóëÿðíîé ôîðì堗 ôîðìå ñàìîïîæåðòâîâàíèÿ. Ïî÷å-

ìó ìû áåñïîêîèì åãî ñâîåé êîíòðòðàíñôåðåíòíîé îçàáî÷åííîñòüþ,

óâåðåííûå â òîì, ÷òî ïðîãðåññ åìó íåîáõîäèì? “Íåò, áëàãîäàðþ

ïîêîðíî, — ãîâîðèò îí íàì, — âñå èäåò òàê, êàê è îæèäàëîñü”, à

çàòåì äîáàâëÿåò: “

Âåùè

 ìîæíî äîâåðÿòü ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì ÷å-

ëîâåêó”.

Âûÿñíèâ ýòî, ÿ âñå åùå íàõîäèëñÿ â íåäîóìåíèè. Ïî÷åìó ïðè

àëåêñèòèìèè â äîïîëíåíèå ê ðåãðåññèè àôôåêòèâíîé ñôåðû ïðè-

ñóòñòâóåò êîãíèòèâíîå íàðóøåíèå? ×òîáû ýòî ïîíÿòü, íåîáõîäèìî

áûëî æäàòü íîâûõ îòêðûòèé â îáëàñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàêîíåö,

ñòàðóþ èäåþ î òîì, ÷òî âñëåäñòâèå óäîâëåòâîðåíèÿ ìàòåðüþ ÷àñòè÷-

íûõ âëå÷åíèé ìëàäåíöà ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ (âòîðè÷íàÿ) ïðèâÿçàí-

íîñòü ê íåé, ñìåíèë íîâûé âçãëÿä Áîóëáè, â êîòîðîì îñîáåííîå

âíèìàíèå áûëî óäåëåíî ïðîöåññó âîçíèêíîâåíèÿ ïðèâÿçàííîñòè êàê

ïåðâè÷íîé ïîòðåáíîñòè ëþáîãî ìëàäåíöà (÷òî ñâîéñòâåííî âñåì

ìëåêîïèòàþùèì). Ñäâèã â àêöåíòå ïðèâåë ê ìàñøòàáíûì èññëå-

äîâàíèÿì â îáëàñòè ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ è ôèçèîëîãèè; ïðèøëî

íîâîå ïîíèìàíèå ìíîãèõ àñïåêòîâ ðàííåãî âçàèìîäåéñòâèÿ, â ÷àñ-

òíîñòè, ïîíèìàíèå ïðèðîäû ïðåäøåñòâåííèêîâ ïåðåõîäíûõ îáúåê-

òîâ è èõ öåíòðàëüíîñòè.

Ïðèâÿçàííîñòü åñòü èíòðàïñèõè÷åñêèé àêò. Îíà ïðîÿâëÿåòñÿ

÷åðå砓ïîâåäåíèå ïðèâÿçàííîñòè”; òî åñòü â äåéñòâèÿõ, íàïðàâëåí-

íûõ íà òî, ÷òîáû ñîõðàíèòü ðÿäîì ïåðâè÷íûé îáúåêò. Ïîìèìî ýòèõ

“âèäèìûõ” ïðîÿâëåíèé ñóùåñòâóåò “ñêðûòîå”, íî ãîðàçäî áîëåå

âàæíîå ïîâåäåíèå ïðèâÿçàííîñòè, çàñòàâëÿþùåå íàñ çàäóìàòüñÿ.

Ðàáîòà Õîôåðà è äðóãèõ èññëåäîâàòåëåé ïîêàçàëà, ÷òî ìàòü è ìëà-

äåíåö ôóíêöèîíèðóþò êàê îäíà îòêðûòàÿ ñèñòåìà, âçàèìíî âîçäåé-

ñòâóÿ íà ïñèõîëîãè÷åñêóþ ðåãóëÿòîðíóþ ñèñòåìó äðóã äðóãà: ýòîò

ïðîöåññ, ñ îäíîé ñòîðîíû, èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ

ìàëûøà, à ñ äðóãî頗 ïîáóæäàåò ìàòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå (Hofer,

1978, 1981a,b, 1982, 1983, 1990; Hofer and Weiner, 1971). Îäíî-

âðåìåííî ïðîèñõîäèëî óãëóáëåíèå ïîíèìàíèÿ ðîëè ðàííèõ ïðåäøå-

ñòâåííèêîâ ïåðåõîäíûõ îáúåêòîâ (Gadini, 1975, 1987), èíòåãðàöèè

ïñèõîëîãè÷åñêèõ è ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ðàçâèòèÿ â õîäå

ïîäãîòîâêè è èñïîëüçîâàíèÿ ñîìàòè÷åñêîãî è Ýãî-àïïàðàòîâ, íå-

îáõîäèìûõ äëÿ ñîçäàíèÿ ÿ-ðåïðåçåíòàöèè è ðåïðåçåíòàöèè ìèðà