Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4752

Скачиваний: 100

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

 

– 441 – 

 

няют

 

и

 

подтверждают

 

друг

 

друга

Эмпатия

 

и

 

интуиция

 

могут

 

рассказать

 

мне

что

 

молодой

 

человек

 

репрессировал

 

сексуальные

 

желания

 

по

 

отношению

 

к

 

своей

 

сестре

Клиническое

 

и

 

теоретическое

 

знание

 

подтвердят

 

это

сравнив

 

его

 

продукцию

 

с

 

теорией

 

реактивных

 

формаций

Моя

 

память

 

может

 

помочь

 

в

 

этом

когда

 

я

 

вспоминаю

 

предшествующую

 

информацию

 

от

 

пациента

 

по

 

этому

 

вопросу

или

 

когда

 

я

 

могу

 

вспомнить

 

этот

 

материал

 

при

 

появлении

 

родственных

 

данных

Знание

 

теории

 

неврозов

 

имеет

 

то

 

же

 

отношение

 

к

 

психоаналитической

 

технике

что

 

и

 

знание

 

патологии

 

имеет

 

к

 

практике

 

медицины

занимающейся

 

изучением

 

внутренних

 

органов

  (

Феничел

1945

а

). 

Он

 

представляет

 

собой

 

фундамент

 

для

 

практической

 

работы

определяя

 

обычные

 

черты

 

различных

 

патологических

 

синдромов

Доскональное

 

знание

 

типического

 

есть

 

лучшая

 

подготовка

 

для

 

понимания

 

уникального

Работа

 

с

 

пациентами

семинары

посвященные

 

разбору

 

клинических

 

случаев

чтение

 

литературы

 

с

 

описанием

 

случаев

 

поставляют

 

тот

 

необработанный

 

материал

из

 

которого

 

строится

 

теоретическая

 

структура

Это

 

теоретическое

 

знание

 

является

 

выжимкой

 

тысяч

 

клинических

 

фактов

 

и

 

должно

 

использоваться

 

для

 

клинической

 

работы

если

 

аналитик

 

хочет

 

избежать

 

опасности

 

проводить

 «

дикий

» 

психоанализ

Эмпатии

 

и

 

интуиции

 

нельзя

 

научить

но

 

исследователь

 

должен

 

изучить

 

то

чему

 

можно

 

научиться

Теоретическое

 

знание

 

не

 

является

 

барьером

 

для

 

интуитивной

 

психотерапии

напротив

оно

 

является

 

необходимой

 

предпосылкой

 (

Шарп

, 1930; 

Феничел

, 1945

а

). 

Я

 

полагаю

что

 

последовательность

 

обучения

 

в

 

большинстве

 

психоаналитических

 

институтов

 

отражает

 

эту

 

точку

 

зрения

До

 

того

как

 

кандидат

 

возьмет

 

пациента

 

для

 

психоаналитического

 

лечения

он

 

должен

 

пройти

 

эффективный

 

личностный

 

анализ

а

 

также

 

семинары

 

по

 

ментальному

 

развитию

структуре

 

и

 

значению

 

сновидений

психоаналитической

 

теории

 

неврозов

базисной

 

метапсихологии

 

и

 

основам

 

психоаналитической

 

техники

Только

 

после

 

того

как

 

кандидат

 

пройдет

 

в

 

течение

 

нескольких

 

лет

 

личностный

 

анализ

 

и

 

приобретет

 

знания

 

психоаналитической

 

теории

он

 

будет

 

должным

 

образом

 

экипирован

 

для

 

того

чтобы

 

начать

 

применять

 

психоаналитическую

 

технику

 (

Левин

 

и

 

Росс

, 1960). 

 

– 442 – 

 

4.212. 

Сообщение

 

пациенту

 

 

Давайте

 

допустим

что

 

аналитик

 

понял

 

значение

 

материала

 

пациента

использовав

 

эмпатию

интуицию

 

и

 

теоретическое

 

знание

Следующей

 

его

 

задачей

 

будет

 

сообщить

 

это

 

пациенту

т

е

он

 

должен

 

решить

что

 

расскажет

 

пациенту

когда

 

расскажет

 

это

 

и

 

как

 

он

 

это

 

сделает

Давайте

 

вернемся

 

к

 

тому

 

моменту

 

аналитического

 

сеанса

когда

 

аналитик

 

чувствует

что

 

он

 

понял

 

неосознаваемый

 

смысл

 

материала

 

пациента

Он

 

может

 

понимать

 

это

 

только

 

на

 

уровне

 

впечатления

смутно

это

 

понимание

 

следует

 

сформулировать

 

словами

прежде

 

чем

 

предпринимать

 

какие

-

либо

 

дальнейшие

 

шаги

Бывают

 

и

 

такие

 

ситуации

 

в

 

анализе

когда

 

аналитик

 

сообщает

 

неопределенные

 

замечания

 

или

 

предчувствия

 

пациенту

но

 

обычно

 

это

 

делается

только

 

когда

 

материал

 

относительно

 

безвреден

Обычно

 

необходимо

 

сформулировать

 

материал

 

словами

 

для

 

того

чтобы

 

он

 

стал

 

настолько

 

ясен

 

и

 

настолько

 

точен

насколько

 

это

 

возможно

Аналитик

 

хочет

 

добиться

 

контакта

 

и

 

оказывать

 

воздействие

 

на

 

пациента

Он

следовательно

хочет

 

избежать

 

неправильного

 

понимания

в

 

особенности

 

потому

что

 

сопротивления

 

пациента

 

всегда

 

готовы

 

использовать

 

такую

 

возможность

Слова

язык

 

и

 

тон

 

голоса

 

играют

 

особую

основную

 

роль

 

в

 

наведении

 

мостов

 

над

 

пустым

 

пространством

 

между

 

пациентом

 

и

 

аналитиком

так

 

как

 

это

 

уже

 

происходило

 

однажды

между

 

матерью

 

и

 

ребенком

 

после

 

того

как

 

появилось

 

телесное

 

разделение

 (

Шарп

, 1940; 

Гринсон

, 1950; 

Лоевенштейн

, 1956; 

Рукрофт

, 1956; 

Стоун

1961) 

Язык

 

и

 

речь

 

являются

 

относительно

 

автономными

 

функциями

 

Эго

но

 

они

 

чувствительны

 

в

 

отношении

 

регрессии

реинстинктуализации

 

и

 

реинвазии

 

при

 

невротических

 

конфликтах

Это

в

 

особенности

верно

 

для

 

тех

 

пациентов

которые

 

имеют

 

трудности

 

в

 

поддержании

 

своей

 

идентичности

и

 

для

 

тех

 

пациентов

которые

 

поглощены

 

глубоко

 

регрессировавшим

 

неврозом

 

переноса

 (

Лоевальд

, 1960). 

Аналитик

 

должен

 

сформулировать

 

словами

что

 

он

 

собирается

 

рассказать

 

пациенту

Он

 

должен

 

перевести

 

свой

 

собственный

 

процесс

 

мышления

т

е

первичный

 

процесс

во

 

второй

 

процесс

Кроме

 

того

он

 

должен

 

ре


background image

www.NataHaus.ru 

 

– 443 – 

 

шить

можно

 

ли

 

рассказать

 

это

 

пациенту

 

в

 

данный

 

момент

Здесь

 

должны

 

быть

 

использованы

 

как

 

его

 

умение

 

разбираться

 

в

 

клинической

 

ситуации

так

 

и

 

его

 

эмпатии

потому

 

что

 

только

 

используя

 

эти

 

способности

аналитик

 

может

 

определить

во

-

первых

является

 

ли

 

информация

 

ценной

 

и

во

-

вторых

может

 

ли

 

пациент

 

вынести

 

этот

 

инсайт

не

 

получив

 

травмы

Интеллектуальное

 

знание

 

поможет

 

ему

напомнив

 

сходные

 

прошлые

 

интерпретации

 

или

 

отметив

 

приближенно

 

обособления

вызванные

 

праздниками

 

и

 

т

д

Он

 

должен

 

решить

не

 

будет

 

ли

 

лучше

 

подождать

 

дополнительных

 

данных

 

или

возможно

подождать

не

 

придет

 

ли

 

пациент

 

сам

 

к

 

этой

 

интерпретации

Если

 

же

 

аналитик

 

решил

 

сообщить

 

эту

 

интерпретацию

он

 

должен

 

решить

как

 

он

 

сформулирует

 

эту

 

информацию

Я

 

должен

 

здесь

 

заметить

что

 

детальное

 

описание

 

не

 

претендует

 

на

 

то

что

 

каждая

 

из

 

этих

 

процедур

 

будет

 

иметь

 

место

 

так

как

 

описано

, — 

обособленно

медленно

 

и

 

в

 

данной

 

последовательности

Бывает

 

и

 

так

но

 

обычно

 

все

 

это

 

происходит

 

быстро

автоматически

 

и

 

в

 

большей

 

степени

 

одновременно

Методика

 

передачи

 

инсайта

 

пациенту

 

уже

 

обсуждалась

 

в

 

секциях

 2.6, 3.543 

и

 

3.94. 

Сейчас

 

будет

 

полезно

 

напомнить

что

 

способность

 

к

 

эмпатии

 

является

 

наиболее

 

ценным

 

инструментом

 

для

 

оценки

 

таких

 

вопросов

Выбор

слов

 

и

 

топа

 

поможет

 

лучше

 

всего

 

предопределить

будет

 

ли

 

достигнут

 

оптимальный

 

контакт

 

и

 

понимание

либо

 

же

 

инсайт

  «

сыграл

 

на

 

руку

» 

сопротивлениям

либо

 

он

 

оказался

 

травмирующим

Словарь

 

аналитика

 

должен

 

быть

 

ориентирован

 

на

 

разумное

 

Эго

 

пациента

Аналитик

 

должен

 

задать

 

самому

 

себе

 

вопрос

насколько

 

близок

 

разумному

 

Эго

 

пациента

 

тот

 

инсайт

который

 

я

 

хочу

 

ему

 

передать

Чем

 

более

 

неприемлемым

 

является

 

этот

 

материал

тем

 

более

 

внимательным

 

я

 

должен

 

быть

 

при

 

выборе

 

формулировок

 

и

 

слов

Более

 

того

словарь

 

аналитика

 

не

 

должен

 

сильно

 

отличаться

 

от

 

словаря

 

пациента

потому

 

что

 

иначе

 

это

 

привнесет

 

некоторую

 

долю

 

нереальности

 

в

 

речь

 

аналитика

Слова

 

аналитика

 

должны

 

укреплять

 

связь

 

с

 

пациентом

а

 

не

 

шокировать

 

его

, — 

а

 

этого

 

можно

 

достигнуть

 

только

 

путем

 

эмпатической

 

идентификации

 

аналитика

 

с

 

пациентом

 

в

 

данной

 

конкретной

 

ситуации

Часто

 

более

 

важной

 

оказывается

 

сила

с

 

которой

 

произносятся

 

 

– 444 – 

 

слова

чем

 

сам

 

выбор

 

слов

Тон

 

и

 

интонация

 

выражают

 

превербальные

 

и

 

невербальные

 

чувства

часто

 

бессознательные

 

отношения

 

аналитика

Более

 

того

чувствительность

 

к

 

тону

 

и

 

интонациям

 

является

 

дериватом

 

более

 

ранних

 

объектных

 

отношений

когда

 

тревога

вызванная

 

отделением

была

 

главным

 

фактором

Тон

 

голоса

 

либо

 

приводит

 

к

 

контакту

либо

 

отдаляет

 

от

 

него

что

 

очень

 

важно

 

для

 

баланса

 

доверие

 — 

недоверие

 

во

 

взаимоотношениях

 

пациента

 

и

 

аналитика

 (

Лоевальд

, 1960; 

Гринсон

, 1961). 

В

 

аналитической

 

ситуации

 

важным

 

аспектом

 

искусства

 

общения

 

является

 

умение

 

аналитика

 

использовать

 

молчание

Молчание

 

аналитика

 

имеет

 

множество

значений

это

 

зависит

 

от

 

данной

 

ситуации

 

переноса

 

пациента

а

 

также

 

от

 

контрпереноса

 

аналитика

Более

 

того

молчание

 

является

 

одним

 

из

 

величайших

 

стрессов

которые

 

наши

 

пациенты

 

должны

 

выносить

 

в

 

аналитической

 

ситуации

поэтому

 

оно

 

должно

 

быть

 

точно

 

дозировано

 

количественно

 

и

 

качественно

 (

Стоун

, 1961, 

с

. 45-

Е

-55). 

Молчание

 

является

 

и

 

пассивным

и

 

активным

 

вмешательством

 

со

 

стороны

 

аналитика

Пациент

 

нуждается

 

в

 

нашем

 

молчании

потому

 

что

 

ему

возможно

нужно

 

время

 

для

 

своих

 

мыслей

чувств

 

и

 

фантазий

Наше

 

молчание

 

также

 

оказывает

 

на

 

него

 

давление

чтобы

 

он

 

начал

 

говорить

 

и

 

встал

 

лицом

 

к

 

лицу

 

перед

 

высказываниями

 

и

 

эмоциями

ни

 

на

 

что

 

не

 

отвлекаясь

Он

 

может

 

чувствовать

 

наше

 

молчание

 

как

 

поддерживающее

 

и

 

теплое

 

или

 

же

 

как

 

критическое

 

и

 

холодное

 (

Нахт

, 1964). 

Это

 

может

 

быть

 

связано

 

с

 

его

 

проекциями

 

переноса

но

 

быть

 

также

 

дериватом

 

его

 

подсознательного

 «

осознания

» 

наших

 

реакций

 

контрпереноса

 (

Гринсон

, 1961). 

Аналитик

 

обращается

 

с

 

пациентом

 

не

 

только

 

с

 

помощью

 

интерпретаций

 

или

 

молчания

но

 

также

 

и

 

другими

 

способами

 

и

 

для

 

самых

 

разных

 

целей

Перед

 

тем

как

 

сделать

 

интерпретацию

 

для

 

пациента

аналитику

 

следует

 

продемонстрировать

 

и

 

прояснить

 

материал

Например

прежде

 

чем

 

я

 

смогу

 

раскрыть

 

неосознанное

 

значение

 

сопротивления

я

 

должен

 

сначала

 

продемонстрировать

 

реальность

 

данного

 

сопротивления

 

и

 

прояснить

 

это

 

для

 

пациента

Позвольте

 

мне

 

проиллюстрировать

 

это

молодой

 

человек

аспирант

специализирующийся

 

по

 

социальным

 

 


background image

www.NataHaus.ru 

– 445 – 

 

наукам

начал

 

свой

 

сеанс

сказав

что

 

разочарован

они

 

надеялся

что

 

увидит

 

очень

  «

глубокое

» 

сновидение

которое

 

откроет

 

его

 

переживания

 

раннего

 

детства

а

 

вместо

 

этого

 

сновидение

 

оказалось

 

поверхностным

Все

что

 

он

 

запомнил

 

из

 

него

, — 

это

 

то

что

 

он

 

находился

 

в

 

комнате

полной

 

книг

и

 

чувствовал

 

удовольствие

что

 

все

 

книги

 

принадлежат

 

ему

Одна

 

книга

 

стояла

 

отдельно

она

 

казалась

 

мастерски

 

выполненной

Потом

 

пациент

 

стал

 

говорить

 

о

 

своем

 

ужасе

когда

 

он

 

представлял

 

себе

как

 

должны

 

себя

 

чувствовать

 

приговоренные

 

к

 

смерти

Затем

 

он

 

перешел

 

к

 

своим

 

денежным

 

проблемам

, — 

ко

 

все

 

увеличивающимся

 

расходам

 

и

 

уменьшающемуся

 

счету

 

в

 

банке

От

 

этого

 

он

 

перешел

 

к

 

вопросу

 

о

 

том

как

 

долго

 

еще

 

будет

 

продолжаться

 

его

 

анализ

выразил

 

свое

 

чувство

 

фрустрации

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

чего

-

то

 

достиг

но

 

сегодня

 

все

 

кажется

 

таким

 

трудным

Как

 

он

 

завидует

 

тем

 

лицам

у

 

которых

 

полно

 

времени

 

для

 

чтения

 

романов

тогда

 

как

 

он

 

тратит

 

любую

 

свободную

 

минуту

 

на

 

учебу

О

закончить

 

и

 

быть

 

свободным

Последнее

 

было

 

сказано

 

печально

и

 

я

 

отметил

 

застывшую

 

позу

 

пациента

 

на

 

кушетке

то

что

 

его

 

голова

 

опиралась

 

на

 

кулак

лежащий

 

на

 

подушке

В

 

этот

 

момент

 

я

 

вмешался

 

и

 

спросил

как

 

он

 

себя

 

чувствует

 

физически

 

в

 

этот

 

момент

Он

 

ответил

что

 

чувствует

 

себя

 

напряженным

 

и

 

усталым

Он

 

чувствует

 

напряжение

 

в

 

области

 

прямой

 

кишки

но

 

не

 

такое

какое

 

бывает

когда

 

она

 

наполнена

 

и

 

требует

 

освобождения

Я

 

спросил

не

 

такое

 

ли

 

это

 

чувство

будто

 

он

 

удерживает

 

что

-

то

 

внутри

 

себя

и

 

он

 

ответил

 — 

да

У

 

него

 

такое

 

впечатление

что

 

ему

 

что

-

то

 

нельзя

 

делать

будто

 

он

 

чего

-

то

 

боится

Он

 

спрашивает

 

себя

что

 

он

 

удерживает

 

и

 

почему

но

 

не

 

приходит

 

ни

 

к

 

какому

 

ответу

Я

 

отметил

что

 

комната

полная

 

книг

, — 

это

 

вполне

 

может

 

быть

 

моя

 

комната

та

 

комната

в

 

которой

 

мы

 

работаем

Как

 

бы

 

он

 

отнесся

 

к

 

такой

 

своей

 

учебе

Сначала

 

он

 

с

 

удовольствием

 

реагировал

 

на

 

такую

 

фантазию

но

 

вскоре

 

он

 

стал

 

говорить

что

 

для

 

него

 

совершенно

 

невозможно

 

зарабатывать

 

много

 

денег

Еще

 

одна

 

мысль

 

пришла

 

к

 

нему

когда

 

он

 

вчера

 

возвращался

 

домой

он

 

подумал

 

попросить

 

меня

попросить

 

пропустить

 

день

 

оплаты

 

после

 

праздника

 

Благодарения

Он

 

представил

 

себе

как

 

он

 

просит

 

меня

 

и

 

как

 

я

 

говорю

 

 

– 446 – 

 

ему

  «

нет

», 

что

 

он

 

должен

 

платить

Тогда

 

он

 

продолжал

 

фантазировать

Когда

 

он

 

фантазировал

он

 

говорил

 

упрямо

 

и

 

вызывающе

что

 

не

 

будет

 

платить

Он

 

прогнал

 

от

 

себя

 

эти

 

мысли

 

вчера

подумав

может

и

 

стоит

 

быть

 

столь

 

непреклонным

и

вообще

он

 

должен

 

платить

 — 

это

 

было

 

только

 

поводом

 

и

 

т

д

В

 

этот

 

момент

 

во

 

время

 

сеанса

 

он

 

сделал

 

паузу

 

и

 

задумчиво

 

сказал

: «

Что

 

произошло

 

бы

если

 

бы

 

непреодолимая

 

сила

 

встретила

 

бы

 

неподвижное

 

тело

». 

Его

 

отец

 

часто

 

говорил

 

с

 

ним

 

о

 

физике

когда

 

он

 

был

 

мальчиком

. «

Вы

 — 

непреодолимая

 

сила

а

 

я

 

— 

тело

не

 

способное

 

к

 

движению

», — 

сказал

 

он

Молчание

Тогда

 

я

 

сказал

: «

И

 

вы

 

сохраняете

 

это

 

удерживающее

 

напряжение

потому

 

что

 

боитесь

что

 

если

 

оно

 

будет

 

для

 

нас

 

с

 

вами

 

раскрыто

 — 

мы

 

с

 

вами

 

будем

 

уничтожены

если

 

вы

 

позволите

 

этому

 

выйти

». 

Пациент

 

вздохнул

. «

Я

 

могу

 

бороться

 

со

 

своей

 

женой

и

 

я

 

могу

 

бороться

 

с

 

моими

 

профессорами

но

 

вы

 — 

убийца

». «

Да

, — 

добавил

 

я

, — 

я

 — 

палач

». 

 

Давайте

 

вернемся

 

к

 

самому

 

началу

 

сеанса

Я

 

ощущал

 

сопротивление

 

пациента

но

 

из

-

за

 

того

что

 

я

 

не

 

был

 

уверен

 

в

 

том

что

 

оно

 

будет

 

убедительно

 

продемонстрировано

 

для

 

него

я

 

ждал

пока

 

не

 

подберется

 

живой

 

материал

 — 

в

 

данном

 

случае

 

его

 

поза

Я

 

конфронтировал

 

его

спросил

 

просто

 

и

 

прямо

как

 

он

 

себя

 

физически

 

чувствует

 

в

 

данный

 

момент

Это

 

привело

 

к

 

осознанию

 

им

 

напряженности

 

в

 

области

 

прямой

 

кишки

которое

 

я

 

определил

 

как

 

удерживающее

 

напряжение

Затем

 

он

 

подтвердил

 

это

 

напряжение

 

в

 

своих

 

ассоциациях

 

и

 

тем

что

 

не

 

мог

 

ни

 

к

 

чему

 

прийти

Затем

 

я

 

выяснил

 

деталь

 

в

 

его

 

сновидении

которая

 

показывала

 

его

 

одержимость

 

тем

чем

 

я

 

владею

и

 

я

 

спросил

 

его

что

 

происходит

 

в

 

нем

 

в

 

связи

 

с

 

этой

 

идеей

Его

 

ассоциации

 

привели

 

к

 

фантазиям

возникшим

 

после

 

прошлого

 

сеанса

которые

 

до

 

того

 

были

 

неприемлемы

 

для

 

него

Битва

 

между

 

непреодолимой

 

силой

 

и

 

не

 

способным

 

к

 

передвижению

 

объектом

 

является

 

битвой

 

между

 

нами

Именно

 

поэтому

 

он

 

испытывал

 

сдерживающее

 

напряжение

 — 

он

 

боялся

 

своих

 

агрессивных

 

импульсов

которые

 

могли

 

разрушить

 

нас

 

обоих

Это

 

была

 

интерпретация

но

 

ее

 

нельзя

 

было

 

бы

 

дать

 

достаточно

 

убедительно

если

 

бы

 

сначала

 

не

 

был

 

осознан

 

язык

 

тела

 

на

 

том

 

сеансе

 (

Ф

Доетчь

, 1947, 1952). 

 

– 447 – 


background image

www.NataHaus.ru 

 

Вмешательства

которые

 

затем

 

привели

 

к

 

прояснениям

 

и

 

разработкам

являются

 

необходимой

 

и

 

важной

 

процедурой

 

психоаналитической

 

техники

Таким

 

способом

 

мы

 

помогаем

 

пациенту

 

продуцировать

 

клинический

 

материал

который

 

нам

 

требуется

 

для

 

интерпретации

Время

 

для

 

этих

 

вмешательств

 

следует

 

выбирать

 

очень

 

корректно

так

чтобы

 

не

 

нарушилось

 

течение

 

имеющего

 

значение

 

материала

Это

 

должно

 

делаться

 

просто

прямо

 

и

 

ясно

для

 

того

 

чтобы

 

они

 

могли

 

привести

 

к

 

большей

 

ясности

 

и

 

разработанности

 

данного

 

вопроса

Аналитику

 

не

 

следует

 

выполнять

 

свою

 

работу

 

самому

 

или

 

ожидать

что

 

пациент

 

сам

 

все

 

будет

 

делать

Аналитик

 

должен

 

знать

как

 

долго

 

и

 

как

 

далеко

 

он

 

может

 

вести

 

за

 

собой

 

пациента

чтобы

 

он

 

не

 

стал

 

пассивным

 

и

 

зависимым

Бывают

 

ситуации

когда

 

лучше

чтобы

 

пациент

 

выполнял

 

основную

 

часть

 

работы

Все

 

эти

 

возможности

 

следует

 

иметь

 

в

 

виду

рассматривая

 

вопрос

когда

 

и

 

как

 

делать

 

сообщение

 

пациенту

 

4.213. 

Облегчение

 

развития

 

невроза

 

переноса

 

и

 

рабочий

 

альянс

 

 

 

Психоаналитическая

 

ситуация

 

требует

 

от

 

аналитика

чтобы

 

он

 

обладал

 

способностью

 

взаимодействовать

 

с

 

пациентом

 

таким

 

образом

чтобы

 

тот

 

развивал

 

и

 

невроз

 

переноса

 

и

 

рабочий

 

альянс

Это

 

еще

 

один

 

случай

когда

 

от

 

аналитика

 

требуется

чтобы

 

он

 

мог

 

одновременно

 

поддерживать

 

две

 

противоположные

 

позиции

 

в

 

отношении

 

тех

 

техник

при

 

которых

 

дальнейшее

 

развитие

 

невроза

 

переноса

 

находится

 

в

 

оппозиции

 

к

 

развитию

 

рабочего

 

альянса

  (

Стоун

, 1961; 

Гринсон

, 1965

а

). 

Этот

 

вопрос

 

обсуждался

 

детально

 

в

 

секции

 3.5; 

сейчас

 

я

 

хочу

 

повторить

 

лишь

 

главные

 

соображения

Есть

 

два

 

основных

 

требования

которые

 

аналитик

 

должен

 

выполнять

 

для

 

того

чтобы

 

облегчить

 

развитие

 

невроза

 

переноса

 

у

 

пациента

Аналитик

 

должен

 

постоянно

 

фрустрировать

 

поиски

 

пациентом

 

невротического

 

удовлетворения

 

и

 

утешения

 

и

 

должен

 

оставаться

 

относительно

 

анонимным

 (

см

секции

 

3.921 

и

 3.922). 

Однако

 

если

 

аналитик

 

остается

 

инкогнито

да

 

еще

 

постоянно

 

фрустрирует

 

пациента

как

 

он

 

собирается

 

при

 

этом

 

побудить

 

пациента

 

кооперироваться

 

с

 

ним

 

в

 

рабочем

 

альянсе

Часть

 

ответа

 

на

 

этот

 

вопрос

 

можно

 

найти

 

в

 

том

 

 

– 448 – 

 

факте

что

 

существует

 

оптимальное

 

количество

 

депривации

 

и

 

инкогнито

Чересчур

 

сильная

 

фрустрация

 

и

 

анонимность

 

приведут

 

либо

 

к

 

бесконечному

 

анализу

либо

 

к

 

тому

что

 

анализ

 

будет

 

прерван

Это

по

-

видимому

подтверждается

 

и

 

данными

 

других

 

психоаналитиков

среди

 

которых

 

лучше

 

всего

 

высказался

 

по

 

этому

 

поводу

 

Лео

 

Стоун

 (1961, 

с

. 53). 

Ференци

 (1930), 

Гловер

  (1955), 

Феничел

 (1941), 

Грета

 

Бибринг

 (1935) 

и

 

Менингер

 (1958) 

также

 

отмечали

 

опасность

 

излишних

 

фрустраций

 

и

 

деприваций

Аналитик

 

не

 

должен

 

позволять

 

депривациям

 

и

 

фрустрациям

 

аналитической

 

ситуации

 

превышать

 

способность

 

пациента

 

противостоять

 

такому

 

стрессу

Если

 

пациент

 

будет

 

травмирован

 

аналитической

 

депривацией

 

и

 

инкогнито

он

 

может

 

прервать

 

анализ

может

 

разрушительно

 

действовать

 

вовне

 

или

 

зафиксироваться

 

на

 

регрессивном

 

сопротивлении

 

переноса

которое

 

трудно

 

поддается

 

какому

-

либо

 

влиянию

Аналитик

 

может

 

неверно

 

использовать

 

правило

 

аналитического

 

инкогнито

если

 

он

 

имеет

 

неосознанный

 

страх

 

перед

 

раскрытием

 

или

 

затруднительным

 

положением

который

 

может

 

скрываться

 

за

 

этим

 

техническим

 

психоаналитическим

 

правилом

Сходным

 

образом

 

бессознательные

 

садистические

 

импульсы

 

у

 

аналитика

 

могут

 

невольно

 

убедить

 

его

 

использовать

 

излишние

 

и

 

грубые

 

деприваций

при

 

этом

 

аналитик

 

будет

 

ошибочно

 

полагать

что

 

он

 

следует

 «

правилу

 

абстиненции

». 

Такие

 

ошибки

 

в

 

технике

исходящие

 

из

 

нераспознанного

 

контрпереноса

приводят

 

к

 

ситуациям

не

 

поддающимся

 

анализу

Аналитик

 

здесь

 

ведет

 

себя

 

как

 

родительская

 

фигура

секретничая

 

и

 

налагая

 

деприваций

он

 

не

 

может

 

быть

 

дифференцирован

 

пациентом

 

от

 

аналогичной

 

фигуры

 

прошлого

  (

Г

Бибринг

, 1935). 

Для

 

того

 

чтобы

 

облегчить

 

развитие

 

невроза

 

переноса

 

у

 

пациента

аналитик

 

должен

 

оценить

 

способность

 

пациента

 

внести

 

специфический

 

стресс

 

инкогнито

 

аналитика

 

и

 

его

 

депривациоиных

 

отношений

Аналитик

 

должен

 

иметь

 

способность

 

осознавать

 

и

 

контролировать

 

свое

 

аналитическое

 

поведение

 

с

 

точки

 

зрения

 

фрустрации

 

и

 

тревоги

которую

 

она

 

вызывает

 

у

 

пациента

Напряжение

 

может

 

быть

 

выносимым

 

и

 

невыносимым

это

 

может

 

зависеть

 

от

 

нюансов

 

поведения

 

аналитика

 (

Стоун

, 1961). 

Давайте

 

теперь

 

вернемся

 

к

 

другому

 

компоненту

 

отношения

 

психоаналитика

 

к

 

пациенту

Аналитик

 

должен

 

 


background image

www.NataHaus.ru 

– 449 – 

 

не

 

только

 

способствовать

 

развитию

 

невроза

 

переноса

но

 

он

 

должен

 

также

 

вести

 

себя

 

так

чтобы

 

обеспечивалось

 

существование

 

рабочего

 

альянса

Я

 

уже

 

описал

 

вклад

 

аналитика

 

в

 

рабочий

 

альянс

 

в

 

секции

 3.543. 

Здесь

 

я

 

только

 

кратко

 

выделю

 

основные

 

идеи

1. 

В

 

своей

 

ежедневной

 

работе

 

с

 

пациентом

 

аналитик

 

должен

  

демонстрировать

,  

что

  

он

  

считает

 

заслуживающим

 

серьезной

 

работы

 

каждое

 

высказывание

 

пациента

каждую

  

манифестацию

  

поведения

  

—  

в

 

целях

 

получения

 

инсайта

 

и

 

понимания

Нет

 

ничего

 

тривиального

, «

притянутого

 

за

 

уши

» 

или

   

отвратительного

Высокая

 

частота

 

визитов

длительность

 

лечения

готовность

 

стремиться

 

к

 

отдаленным

 

целям

нежелание

 

пропускать

 

назначенные

 

встречи

 — 

все

 

это

 

свидетельствует

 

о

 

том

что

 

аналитик

  

считает

 

для

 

себя

 

очень

 

важным

 

достигнуть

 

понимания

 

пациента

2. 

За

 

поисками

 

инсайта

 

и

 

тем

что

 

сопровождает

 

каждый

 

шаг

 

аналитика

 

на

 

этом

 

пути

лежит

 

терапевтическое

 

обязательство

 

аналитика

 

перед

 

пациентом

Терапевтическая

 

преданность

 

аналитика

 

пациенту

 

должна

 

проявиться

 

в

 

его

 

тщательной

 

оценке

 

того

сколь

 

сильную

 

боль

 

может

 

вынести

 

пациент

в

 

том

 

такте

который

 

он

 

проявляет

когда

 

необходимо

 

передать

 

причиняющий

 

боль

 

инсайт

и

 

в

 

той

 

заботе

которую

 

аналитик

 

оказывает

стараясь

 

не

 

портить

 

личные

 

взаимоотношения

 

без

 

необходимости

3. 

Аналитик

 

должен

 

также

 

быть

 

гидом

вводящим

 

пациента

 

в

 

новый

 

странный

 

мир

 

психоаналитического

 

лечения

В

 

подходящее

 

время

 

он

 

должен

 

объяснять

 

странные

 

и

 

искусственные

 

приемы

 

и

 

правила

необходимые

 

для

 

проведения

 

психоанализа

Т

е

он

 

должен

 

учить

 

пациента

как

 

ему

 

стать

 

психоаналитическим

 

пациентом

Все

 

это

 

происходит

 

не

 

одновременно

не

 

сразу

но

 

в

 

течение

 

довольно

   

большого

 

периода

   

времени

.  

Необходимость

 

в

 

этом

 

сильно

 

варьирует

 

от

 

пациента

 

к

 

пациенту

она

 

обычно

 

важнее

 

для

 

более

 

регрессировавших

 

пациентов

Следует

 

позволять

 

пациенту

  

переживать

 

вызывающие

 

удивление

 

странности

прежде

 

чем

 

аналитик

 

будет

 

объяснять

 

цель

 

данной

 

специфической

 

меры

Реакции

 

пациента

   

следует

 

сначала

 

тщательно

 

исследовать

обучение

 

должно

 

следовать

 

за

 

спонтанными

 

реакциями

 

пациента

 

и

 

их

 

анализом

4. 

Аналитик

 

должен

 

гарантировать

 

самоуважение

 

 

– 450 – 

 

пациента

 

и

 

его

 

чувство

 

собственного

 

достоинства

Он

 

должен

 

осознавать

 

неравновесность

 

взаимоотношений

 

в

 

определенных

 

областях

и

хотя

 

он

 

и

 

не

 

может

 

изменить

 

этого

ему

 

следует

 

признать

 

это

 

перед

 

пациентом

Аналитик

 

не

 

должен

 

напускать

 

на

 

себя

 

видимость

 

превосходства

авторитаризма

 

или

 

мистерии

Метод

 

психоанализа

 

основывается

 

на

 

комплексном

 

и

 

уникальном

 

меж

-

персональном

 

взаимоотношении

которое

 

не

 

является

 

капризом

а

 

подчиняется

 

логичной

имеющей

 

определенную

 

цель

 

группе

 

правил

Лечение

 

налагает

 

на

 

пациента

 

определенные

 

неудобства

которые

 

должны

 

приниматься

 

в

 

расчет

 

аналитиком

Пациента

 

следует

 

лечить

соблюдая

 

научный

 

подход

но

 

с

 

уважением

 

и

 

с

 

обычной

 

вежливостью

5. 

Аналитические

 

отношения

 

для

 

обеих

 

сторон

 

затруднительны

они

 

очень

 

хрупки

Эксперт

 

в

 

данной

 

ситуации

 

не

 

должен

 

позволять

 

своим

 

ответом

 

внедряться

 

в

 

пациента

 

и

следовательно

затемнять

 

индивидуальные

 

и

 

уникальные

 

реакции

 

пациента

Ответы

 

аналитика

 

должны

 

быть

 

сдержанными

приглушенными

должны

 

служить

 

терапевтическому

 

обязательству

учитывая

что

 

инсайт

 

и

 

понимание

 

являются

 

наиболее

 

действенным

 

инструментом

Каталитическим

 

агентом

 

в

 

этой

 

ситуации

агентом

который

 

делает

 

возможным

 

успех

 

для

 

всех

 

других

 

элементов

 

или

 

же

 

приводит

 

к

 

их

 

провалу

является

 

аналитическая

 

атмосфера

Она

 

должна

 

быть

 

приемлемой

толерантной

 

и

 

гуманной

Я

 

полагаю

что

 

эти

 

наброски

 

показывают

как

 

аналитик

 

может

 

решать

 

конфликт

 

между

 

депривационными

 

отношениями

отношениями

 

инкогнито

требующимися

 

для

 

развития

 

переноса

и

 

гуманностью

 

лекаря

врачующего

 

больного

необходимой

 

для

 

рабочего

 

альянса

Позвольте

 

мне

 

теперь

 

обратиться

 

к

 

тем

 

мыслям

 

по

 

данному

 

вопросу

которые

 

высказывают

 

другие

 

исследователи

Лео

 

Стоун

 (1961) 

наиболее

 

определенно

 

описывает

 

то

что

 

он

 

называет

 

разумными

 

удовлетворениями

 

пациента

и

 

по

 

сути

 

дела

 

я

 

согласен

 

с

 

ним

Однако

 

придерживаюсь

 

того

 

мнения

что

 

то

что

 

мы

 

делаем

 

большую

 

часть

 

времени

является

 

защитой

 

прав

 

пациента

потому

 

что

 

я

 

чувствую

что

 

мы

 

имеем

 

дело

 

с

 

существенными

 

нуждами

а

 

не

 

с

 

желаниями

которым

 

есть

 

альтернатива

Те

-

рапевтические

 

обязательства

 

аналитика

 

по

 

отношению

 

к