Файл: Вроно М.Ш. - Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2599

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

структуры самого аффективно-бредового состояния в острых приступах
рекуррентной шизофрении. Рудиментарность аффективно-бредового состояния, и
более всего чувственного бреда, можно поставить в связь и с психической
незрелостью больных детей. Высказанное предположение подтвердили
результаты катамнестического наблюдения рассматриваемой группы больных.
Оказалось, что у одних больных клиническая картина в повторных приступах
болезни усложнялась в основном за счет расширения фабулы чувственного бреда,
появления отчетливой бредовой деперсонализации и дереализации,
возникновения как обыденного, так и фантастического бреда значения,
инсценировки, идей действия антагонистических сил и этапного развертывания
перечисленных расстройств. В повторных приступах болезни так и не
формировался синдром Кандинского—Клерамбо. У других больных при наличии
в личностной структуре признаков выраженного инфантилизма, наблюдалась
регрессия бредового регистра в последующих приступах шизофрении, при том
что болезнь в целом не приобретала регредиентного течения.

Анализ клинических особенностей острых приступов шизофрении с
преобладанием в них галлюцинаторно-бредовых расстройств позволяет прийти к
следующим выводам.

У детей в возрасте 3—5 лет в острых приступах болезни основное место
занимают страх, тревога, гипнагогические иллюзорные и галлюцинаторные
расстройства. Преобладают зрительные и тактильные обманы. На этом фоне в
единичных наблюдениях возможно невербализуемое чувство неприязни к
родным, не поддающееся коррекции.

У детей в возрасте 6—8 лет в похожих по клинике острых приступах
шизофрении, также протекающих с тревогой, страхом, гипнагогическими
галлюцинаторными обманами, прежде всего расширяется круг галлюцинаций,
появляются акоазмы, элементарные оклики, затем вербальные галлюцинации,
наконец, у детей 9— 10 лет — псевдогаллюцинации, уже вне связи с
просоночными состояниями. Зрительные, тактильные обманы нередко становятся
основой формирования бреда, идей метаморфоза; ложные узнавания, двойная
отрицательная и положительная ориентировка — идей двойника,
антагонистических сил.

Неприязненное чувство к родным у этих больных словесно квалифицируется,
вербализуется. Это собственно еще не идеи отношения, а идеи наличия чего-то
плохого, злого в окружающих людях, причем, как правило, к его носителям
относятся самые близкие больному ребенку люди. В этих идеях нередко трудно
разграничима фабула отношения, влияния от ипохондрической. Бред по-
прежнему занимает малый удельный вес в структуре приступа болезни,
отличается примитивностью, обыденностью содержания, чувственным
характером и отсутствием системы в нем.

У детей с возраста 8—10 лет становится возможным появление идей значения,
когда ими придается значимость обычным событиям, фактам, объектам.

В острых приступах у подростков 11—15 лет наблюдалось последующее
усложнение галлюцинаторно-бредового состояния и формирование всех его
эквивалентов. Интересно, что у ряда больных подростков начальный этап
галлюцинаторно-бредового приступа заметно не отличается от такового у детей


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

младшего возраста, уже рассмотренных выше. С углублением болезни прежде
всего наблюдается усложнение галлюцинаторных расстройств, наконец,
становится возможным формирование разных видов псевдогаллюцинаций. На
первое место в приступах у всех этих больных выступают бредовые расстройства,
становится исчерпывающей формулировка, словесная квалификация идей
отношения, влияния, воздействия. Несмотря на мимолетность в приступах этого
типа идей значения, инсценировки, они быстро принимают фантастический
характер. Фабула бреда воздействия также расширяется, что находит отражение в
идеях колдовства, гипнотического влияния, воздействия разными техническими
средствами. Чувства больных, настроение, сновидения — все протекает с
характером сделанности. Бред становится образным, чувственным, начинает
сочетаться с явлениями психического автоматизма, чувством овладения,
воздействия, открытости.

Именно у подростков в возрасте 15—17 лет в этих приступах болезни становится
возможным формирование всех видов психического автоматизма: идеаторного,
сенсорного, моторного, делаются отчетливыми ментизм, открытость мыслей, их
звучание, явления «разматывания воспоминаний», становится возможным
формирование синдрома Кандинского—Клерамбо.

Таким образом, изучение двух групп приступообразной шизофрении у детей и
подростков с аффективно-бредовой и галлюцинаторно-бредовой структурой
приступов в возрастном аспекте раскрывают разный патокинез этих состояний,
зависящий как от возрастной зрелости больного, так и от формы течения
болезненного процесса. Динамическое изучение психопатологической структуры
аффективно-бредовых приступов в возрастном аспекте представляет интерес,
давая возможность проследить становление всех форм чувственного бреда.
Сходное изучение структуры галлюцинаторно-бредовых состояний в возрастном
аспекте открывает перед нами основные тенденции развития галлюцинаторных
расстройств, образного бреда и становления синдрома Кандинского—Клерамбо.

Полученные в исследовании данные представляют большой научный интерес,
раскрывая возрастной патокинез бреда и галлюцинаторных расстройств, а также
имеют практическое значение, т. к. могут быть использованы для
дифференциальной диагностики разных форм течения детской и особенно
подростковой шизофрении с аффективно-бредовыми и галлюцинаторно-
бредовыми типами приступов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения. Издательство «Медицина» М., 1980.

2. Вроно М. Ш. Возрастные особенности течения шизофрении у детей и
подростков. Дисс. докт. М., 1967.

3. Вроно М. Ш. Об особенностях бреда при шизофрении. Труды Моск. НИИ
психиатрии МЗ РСФСР, 1973, т. 66, с. 53—58.

4. Калугина И. О. Клинические особенности приступообразно-прогредиеитной
шизофрении у детей. Журн. невропатол. и психиатр., 1970, № 9, 1968.

5. Мамцева В. Н. Клинические особенности синдрома Кандинского при


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

шизофрении у детей. В кн.: Вопросы клиники, патогенеза и лечения шизофрении.
М., 1958, с. 292—303.

6. Моисеева М. И. Об особенностях клиники и течения шизофрении с бредовыми
проявлениями в детском и подростковом возрасте. Канд. дисс. М., 1969.

7. Полякова Н. Е. Некоторые клинические особенности приступообразно-
прогредиентной шизофрении у подростков. Дисс. канд. М., 1975.

8. Симашкова Н. В. Клинические особенности подростковой шизофрении с
острыми полиморфными приступами. Дисс. канд. М., 1984.

9. Симсон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.

10. Сосюкало О. Д. Особенности парафренного синдрома при шизофрении у
подростков. В кн.: Труды Ин. психиатрии МЗ РСФСР, т. 56. (Шизофрения.
Клиника, патогенез, лечение.) М., 1968, 186—187.

11. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Госмедиздат.,
УССР, 1937.

12. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Медицина, 1974.

13. Eggers С h. Verlaufsweisen kindlicher und prapubiraler Schizofrenien Springer.
Berlin—Heidelberg—New-York: Verlay, 1973, 250 s.

14. Kauton L. Good outcome in yound adult schizophreina.— Arch. Gen. Psychiat,
1973, vol. 29, I, p. 103—110.

15. Lemрр R. Psychosen im Kindes-und Jugendalter-eine Realitatsbe-zugsstorung.
H. Huber., Bern., 1973.

16. Lutz J. Uber die Schizophrenie im Kindesalter. Schwez. Arch. Neurol. Psychiatr.,
1937, 39, 2, 335.

17. Strunk P. Formenkreis der endogenen psychosen. In: Harbauer. Lehr-buch. der
Springer—Berlin—Heidelberg—New York, 1980, 4, S. 461—480.

18. Villinger W. Simptomatologie der Kindlich-jugendlichen schizophre-nien. II Intern.
Kongr. Psychiat, Zurich Congr. Rep., 1957, I, 345.

РЕЗЮМЕ

Работа посвящена клиническим особенностям бредовых приступов (в возрастном
аспекте) при рекуррентном и шубообразном течении шизофрении у детей и
подростков.

Изучено 95 аффективно-бредовых приступов у 12 детей и 25 подростков и
52 галлюцинаторно-бредовых приступа, манифестировавших в возрасте 3—
17 лет. Клинико-динамическое и клинико-катамнестическое наблюдение


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

варьировало от 3 до 15 лет.

Дано клиническое описание тревожных состояний, тревожных с бредовой
настроенностью и рудиментарным чувственным бредом, аффективно-бредовых
состояний в круге рекуррентной шизофрении и тревожных состояний с
галлюцинациями, галлюцинаторно-бредовых состояний в круге шубообразной
шизофрении в возрастном аспекте.

Динамическое изучение психопатологической структуры аффективно-бредовых
приступов в возрастном аспекте позволило проследить становление всех форм
чувственного бреда. Сходное изучение структуры галлюцинаторно-бредовых
состояний — основные тенденции развития галлюцинаторных расстройств,
образного бреда и становления синдрома Кандинского—Клерамбо

Синдром патологического
фантазирования при

малопрогредиентной

шизофрении у детей

Проблемы

шизофрении

детского и

подросткового

возраста

М. Ш. Вроно (под. ред.)

Синдром патологического фантазирования при шизофрении у детей, относящийся
к предпочтительным синдромам детского возраста, описывали под разными
названиями: «золотая пора детской лжи», «mania fantastica», «грезоподобное
фантазирование», «патологическое фантазирование», «бредоподобное
фантазирование» (1-35). Причем каждый из авторов вкладывал в эти названия
свое значение. Между тем остаются недостаточно уточненными клинические
разновидности и, соответственно, типология синдрома патологического
фантазирования, зависимость его проявлений от глубины поражения психической
деятельности, формы течения шизофрении у детей.

Настоящее исследование синдрома патологического фантазирования
ограничивалось рамками малопрогредиентной шизофрении, т. к. чаще всего он
встречается именно при этом варианте течения. Было обследовано 80 больных
(43 мальчика и 37 девочек) в возрасте от 5 до 15 лет с длительностью заболевания
от года до 11 лет. у 43 - течение шизофрении было малопрогредиентным
шубообразным, у 37 - вялотекущим. Обследованные дети, больные
малопрогредиентной шизофренией с синдромом патологического
фантазирования, были разделены на две группы в зависимости от уровня
поражения психической деятельности: в первой группе патологическое
фантазирование развивалось на невротическом уровне, во втором - на
психотическом - бредоподобные фантазии (17-18).

I. В группе детей, больных малопрогредиентной шизофренией с синдромом
патологического фантазирования невротического уровня, было 50 человек
(38 мальчиков и 12 девочек). У 30 больных с непрерывным вялым течением
заболевание начиналось очень рано и поэтому трудно было точно определить
возраст начала болезни, а также отличить эти состояния от предшествующего им
раннего дизонтогенеза. Уже на первом году жизни наблюдались нарушения сна,
аппетита, отставание в развитии локомоторных функций. Интеллектуальное
развитие отличалось своеобразием, что особенно проявлялось в развитии речи: ее
вычурности, манерности, раннем появлении штампов, неологизмов, нелепого


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

подражания взрослым. Игрушкам эти дети предпочитали предметы домашнего
обихода. К 2-2,5 годам намечались патологические игры и фантазии, в которых
тесно переплетались выдуманные и реальные события. Дальнейшая динамика
патологических фантазий соотносится с возрастом, полом, особенностями
личности больных.

При малопрогредиентном шубообразном течении болезни (у 20 больных) возраст,
в котором происходила манифестация заболевания, выявлялся с большей
определенностью. Манифестации шизофрении предшествовал инициальный
период, исчерпывавшийся, в основном, своеобразием психического развития.
Болезнь манифестировала преимущественно в первом (3-4 года) или во втором (7-
8 лет) возрастных кризах, реже в препубертатном возрасте (11 лет), причем у
девочек отмечалось более позднее начало заболевания. Приступы имели
тенденцию к затяжному течению. Психопатологическая картина включала,
помимо патологических фантазий, аффективные, неврозо- и психопатоподобные
расстройства.

В зависимости от характера патологического фантазирования и преобладания в
нем сопутствующих расстройств, мы выделили 4 варианта патологического
фантазирования невротического уровня:

1. Патологические фантазии, связанные с играми и увлечениями
сверхценного характера,

оказались наиболее распространенным видом

патологического фантазирования на невротическом уровне - 25 больных
(20 мальчиков и 5 девочек), у большинства больных (15) течение болезни было
вялым, у остальных (10) шубообразным. На первом году жизни у этих больных
нередко наблюдалась незначительная задержка в становлении сенсомоторных и
речевых функций, сочетающаяся с дисгармоничностью и неравномерностью
психического развития. После непродолжительного периода отставания в
формировании речи происходил как бы «скачок» в ее развитии. В поведении
больных наиболее отчетливо выявлялись нелепости, необычные страхи, имевшие
склонность сохраняться длительное время. Рано обнаруживалось нарушение
контактов, больные играли в одиночку, не понимали правил игр здоровых
сверстников, относились к ним недоброжелательно, а иногда - как к
неодушевленным предметам. Уже в 1,5-2,5 года проявлялась склонность к
выдумкам, необычным играм. Патологическое фантазирование выявлялось
отчетливо к 2-3 годам и первоначально выражалось лишь в увлечениях и играх
патологического характера. Ёто были «грезы наяву» с образными
представлениями, в которых одни больные как бы «переносились на другую
планету», другие - «раскачивались на качелях, сооруженных в облаках», и т. д.
Содержание подобных «грез наяву» находило отражение в рисунках детей.
Некоторые больные сочиняли сказки, которые под их диктовку записывали
родители, другие проявляли несвойственный возрасту интерес к ряду предметов и
явлений (например, к строению микробов, реактивных двигателей,
конденсаторов, электрических схем); рисовали схемы движения транспорта с
остановками, которым придумывали фантастические названия; чертили
географически карты и планы несуществующих государств и городов; создавали
свои календари; играли с «воображаемыми товарищами». Отмечались
избирательные игры, например, только в театр, при этом в качестве персонажей
они представляли животных или существа, сочетавшие в себе свойства
одушевленных и неодушевленных предметов. Подобные односторонние игры и
увлечения сохранялись на протяжении длительного времени в неизменном виде,