Файл: Вроно М.Ш. - Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2594

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

заметное усиление шизоидных черт в ранний пубертатный период. Далее имеет
место появление аутохтонных аффективных расстройств с доминированием
депрессий с отчетливыми витальными компонентами. Идеи физического
недостатка в этот период становятся полностью доминирующими в сознании
больных, целиком определяют их поведение, приобретают характер одержимости,
мощную аффективно-эмоциональную окраску. Появляется чувство
взбудораженности, надвигающейся катастрофы, что лишает пациентов
возможности появляться в обществе. Утрачивается отношение к ним как к
болезненным, хотя в отличие от бредовой дисморфофобии, эти расстройства не
сопровождаются персекуторными идеями и не имеют вообще какой-либо
«теоретической» разработки. Как правило, в основе этих идей лежат мысли о тех
или иных реальных физических недостатках, на которых чаще всего фиксируется
внимание юношей в пубертатный период. При этом варианте
дисморфофобических состояний правильной диагностике может служить в
основном наличие других продуктивных расстройств, и в частности аутохтонных
биполярных аффективных фаз, деперсонализационных расстройств, нарушений
мышления (рассеивание, обрывы, параллельные мысли), а также признаков
острых психических состояний: ониризм, чувство взбудораженности, ментизм,
гипнагогические галлюцинации.

Третьей основной разновидностью дисморфофобических расстройств при
юношеской шизофрении является бредовой дисморфофобический
симптомокомплекс. В этих случаях дисморфофобические идеи возникают на фоне
предшествующих им эпизодов различных страхов (темноты, одиночества,
заражения), опасений в отношении своего здоровья. Дисморфофобические идеи,
носящие здесь в начале лишь сверхценный характер, быстро приобретают в
дальнейшем бредовое содержание. Фабула подобных идей становится вычурной,
возникает убежденность в негативной реакции окружающих на их физическое
«уродство», появляются сенестопатии, обонятельные галлюцинации. Выискивая
причину мнимых дефектов, больные приходят к нелепым выводам о
«самоотравлении организма» вследствие занятий онанизмом, «врожденной
дегенерации», либо о наличии у них какого-либо тяжелого соматического недуга.
Таким образом, при этом типе дисморфофобических состояний,
дисморфофобические расстройства становятся неотъемлемой частью бредовой
ипохондрической системы.

Исходя из приведенных данных, очевидно, что пубертатные психические
расстройства требуют детального клинического анализа, т. к. в связи с большой
нозологической и синдромальной неоднородностью внешне сходных проявлений
в пубертатном возрасте, могут иметь место принципиально различные
медицинские, терапевтические и социально-трудовые решения в каждом
конкретном случае. При проведении обследования пациентов на первых этапах
заболевания решающее значение приобретает использование клинических
критериев ранней диагностики и клинического и социального прогноза,
верифицированных на основе длительного катамнестического изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витебская К. С. О гебоидном синдроме при шизофрении в пубертатном
возрасте. Журн. невропатол. и психиатр., 1958, № 7, с. 867—872.

2. Ганнушкин П. П. Клиника психопатий, их статика, динамика, симптоматика.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

М., 1933.

3. Гурьева В. А. Психопатии в подростковом и юношеском возрасте (клинико-
катамнестическое исследование, судебно-психиатрический аспект). Дисс. канд.
М., 1971.

4. Дарвин Г. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., т. 5, 1953, гл. 13, с.
885—909.

5. Дубницкий Л. Б. Особые сверхценные образования типа «метафизической
интоксикации» юношеского возраста (вопросы клиники, дифференциального
диагноза и прогноза). Дисс. канд. М., 1977.

6. Извольский С. А. Психические состояния, возникающие в течение юношеской
психопатоподобной гебоидной шизофрении (клиника, вопросы прогноза). Дисс.
канд. М., 1983.

7. Коркина М. В. Синдром дисморфомании (дисморфофобии) и психопатизация
личности. Журн. невропатол. и психиатр., 1965, № 8, с. 1212—1217.

8. Михайлова В. А. Разновидности течения и прогноз приступообразной
шизофрении, начавшейся в подростковом и юношеском возрасте (клинико-
катамнестическое исследование). Дисс. канд. М., 1978.

9. Морозов П. В. Юношеская шизофрения с дисморфофобическими
расстройствами (клинико-катамнестическое исследование). М., 1971.

10. Николаев Ю. С. О своеобразном бредовом синдроме физического недостатка.
Сб.: Труды психиатрии. Клиника 1-го мед. ин-та, 1949, № 9, с. 150—160.

11. Новлянская К. А. Об одной из форм затяжных патологических реакций в
пубертатном возрасте (синдром дисморфофобии). Журн. невропатол. и психиатр.,
1960, № 10, с. 891—895.

12. Пантелеева Г. П. О вялотекущей шизофрении с клиническими изменениями
психастенического типа. Дисс. канд. М., 1966.

13. Пантелеева Г. П. О гебоидофрении (клинико-катамнестическое исследование).
Дисс. докт., М., 1973.

14. Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.—Л., 1929.

15. Смулевич А. Б., Щирина М. Г. Проблемы паранойи. М., 1972.

16. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков (течение, прогноз,
симптоматика). Госмедиздат, УССР, 1937.

17. Сухарева Г. Е. Отграничение остро начинающихся форм детской пубертатной
шизофрении от других психозов со сходной клинической картиной. Сборник:
Вопросы клиники, патогенеза и лечения шизофрении. ЦИП МЗ РСФСР 1958, с.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

62—76.

18. Цуцульковская М. Я. Особенности клиники непрерывно-текущей
шизофрении, начавшейся в подростковом и юношеском возрасте. Дисс. докт. М
1968.

19. Цуцульковская М. Я. Некоторые особенности развития юношеской
шизофрении в свете отдаленного катамнеза. Журн. невропатол. и психиатр 1979
№ 4, с. 604—611.

20. Baruk Н. Traite de psychiatrie. Paris, 1959, I.

21. Birnbaum K. Der degenerative Phantasten. Allgem. Ztschr. Psychiat, 1907, 64, S.
2—3.

22. Busemann A. Die Jugend in eigenen Ureic. Langensalza, 1926.

23. Соsасk H. Psychische Pubertatsymptome und Schizophrenie. Diss. Berlin, 1932.

24. Diet rich H. Der Dysmorphophobie (Missgestalfurcht). Arch. Psychiat. Nervenkr.
Ztschr. Neurol. Psychiat, 1962, 203, 4, S. 511—518.

25. Homburger A. Vorlesungen uber Psychopathologie des Kindesalters. Berlin, 1932.

26. Koupernik C. La psychose de laideur ou dysmorphophobie. Entretien de Bichat,
1962, p. 321—326.

27. Kraepelin E. Psychiatrie. Ein Lehrbuch fir Studierende und Arzte. 8. Aufl. Leipzig,
1915, 4.

28. Kretschmer E. Schizophrenien und Pubertatskrisen und ihre seelische Fuhrung.
Monatschr. Psychiat. u. Neurol., 1953, 125, 5/6, S. 562—571.

29. Mastersоn J. F. The psychiatric significance of adolescent turmoil. Amer.
J. Psychiat., 1968, 124, II, p. 1549—1554.

30. Masterson J. P., Washburne A. The symptomatic adolescent: Psychiatric illness or
adolescent turmoil? Amer. J. Psychiat., 1966 122 1240— 1247.

31. Maudsley H. Физиология и патология души. СПБ, 1871.

32. Моrse11i E. Sulla dismorfofobia e sulla tafefobia. Boll. Acad. med. Geneva, 1886,
6, p. 110—119.

33. Robin G. Цит. по: Baruk H. Traite de psychiatrie. Paris, 1959, 1.

34. Roland J. Les idees delirantes et les actes agressifs des hebephrenes. Etude psychiat.
et criminol. These de Paris. 1953.

35. Schachter M. Nevroses dysmorphiques (complex de laideur) et de-lire en conviction
delirante de dysmorphie. A propos soidisant «dysmorphophobies de 1adolescent et du


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

jeune adulte». Ann. med-psychol., 1971, 129, I, 5, P. 725—746.

36. Signоratо V. Contribute clinico allo studio della eboidofrenia. Arch. Psychol.
Neurol. Psychiat, 1962, f-VI, S. 585—589.

37. Strunk P. Der Formenkreis der endogenen Psychosen, II, Schizophrenie. In:
Harbauer H. et al. Lehrbuch der speziellen Kinder- und Jugend-psychiatrie, 1971, S.
316—331.

38. Тramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. 4. Aufl. Basel—Stuttgart,
1964.

39. Vallat J. N., L e g e r J. M., D e s t r u h a u t J., G a r о u k R. Dysmorphophobie
syndrome ou symptome? Ann. med. — psychol., 1971, 129, 2, 1, p. 45—66.

40. Vallon А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. М., 1967.

41. Ziehen Th. Душевная и половая жизнь юношества. М., 1924.

РЕЗЮМЕ

На основании длительного клинического и клинико-катамнестического изучения
большой группы больных юношеской шизофренией (свыше 700 наблюдений)
выделены специфические для юношеского возраста психопатологические
синдромы. К ним отнесены синдромы гебоидный, особых сверхценных
образований типа «юношеской метафизической интоксикации»,
психастеноподобный и дисморфофобический. В случаях относительно
благоприятного, медленного развития заболевания, эти психопатологические
синдромы не только имеют большое внешнее сходство с пубертатными
кризовыми свойствами, но и значительную общность патогенетических
механизмов, являясь в значительной мере искаженными и видоизмененными под
влиянием болезни проявлениями последних. В работе описаны основные
типологические разновидности указанных синдромов, особенности их динамики и
даны критерии их дифференциального отграничения от пубертатных кризов.

О клинических особенностях

бредовых приступов при острой
приступообразной шизофрении

у детей и подростков.

Проблемы

шизофрении

детского и

подросткового

возраста

М. Ш. Вроно (под. ред.)

Анализируя данные литературы по современному состоянию поставленной
проблемы, можно отметить разноречивость представлений о клинике шизофрении
у детей и подростков с этим рядом расстройств, неполноту сведений о возрастной
эволюции бреда в круге разных форм течения болезни и недостаточную ясность
прогноза этих шизофрении (1 —18).

В настоящем сообщении речь пойдет о варианте острой детской и подростковой
шизофрении с аффективно-бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми приступами.

Было обследовано 12 детей и 25 подростков, больных шизофренией с


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

аффективно-бредовыми приступами. Заболевание манифестировало в возрасте
5—15 лет. Изучено 95 приступов, из них первичных— 39, повторных — 56.
Длительность клинико-катамнестического наблюдения равнялась от 3 до 8 лет.

У 18 больных за несколько месяцев до манифестации процесса обнаруживалась
капризность, аффективная лабильность, а также стертые монополярные и
биполярные расстройства настроения. В двух третях наблюдений были депрессии
с тревожными опасениями, навязчивостями. У подростков депрессии протекали с
потерей интереса к окружающему, жизни, сенестоипохондрическими
проявлениями. В оставшейся трети наблюдений имели место гипомании,
завуалированные двигательной расторможенностью, активностью,
говорливостью, психопатическими проявлениями в поведении. Гипомании были
стертыми и, как правило, короткими.

У этих больных и остальных 14, у последних — после эпизодов навязчивостей, на
фоне стертых невропатических проявлений, реже— относительного здоровья,
развертывались состояния тревожного настроения со страхом, расстройствами
сна, устрашающими сновидениями. У подростков к тому же появлялось
ощущение надвигающейся беды, угрозы существованию, страх сойти с ума,
присутствия посторонних лиц. Окружающее начинало восприниматься по-
бредовому, приобретало зловещий, мрачный, незнакомый вид, таило в себе угрозу
(«Газовая колонка — злая»…, «Дверь с цепочкой — полицейский, который мог
нанести удары»…).

У ряда больных тогда же появлялись акоазмы, оклики, слуховые обманы,
фотопсии («Мышь пищит»…, «Слон топочет»…, «В углу искорки»…). У
подростков это уже были отчетливые истинные вербальные и обонятельные
галлюцинации.

У 4 детей и 3 подростков состояние исчерпывалось перечисленными
расстройствами и его можно было определить, как тревожное с бредовой
настроенностью.

У 5 других детей дальнейшее утяжеление болезни приводило к появлению
растерянности, флюктуирующему нарушению ориентировки в окружающем. Дети
временами не узнавали родных, прятались от матери и тут же ее окликали,
искали. Окружающее вдруг воспринималось ими иллюзорно. Тогда же
обнаруживались стертые проявления бредовой дереализации и деперсонализации.
Дети пугались своих рук, носа, других частей тела, одежды, недоуменно
рассматривали их. Среди персонала и больных видели «страшил», «бабу Ягу»,
«руку», «головы людские», разных, чаще хищных, животных: «Вот олень, тигр
побежал»…, «На стене котенок»… Отчетливой словесной квалификации этих
явлений у них не возникало. Наличие ложных узнаваний и других расстройств
восприятия устанавливалось обычно косвенно, по действиям, поведению,
неопознаванию детьми родных, растерянности в привычной для них ситуации,
или исходя лишь из отдельных, отрывочных их высказываний. К тому же дети
нередко переставали доверять родителям, персоналу, полагали, что те могут
причинить им вред, думали, что мать не родная, отказывались есть принесенные
родными гостинцы, разбрасывали, топтали их и тут же могли с жадностью
наброситься на больничную пищу. У больных этой группы состояние более не
усложнялось, а наблюдался постепенный выход из психоза.