Файл: Волков П.В. - Клиническая характерология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4757

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психастеники, в которых ядро представлено почти в чистом виде, практически без «напластований».

Среди  психастеников  есть  духовные  люди  с  творческими, интересными  сомнениями, а  есть  и

примитивные, измучивающие  своих  родственников  этическими  сомнениями  типа — пять  или
пятнадцать рублей дать почтальону, принесшему телеграмму.

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)

Психастеник, как  и  астеник, испытывает  достаточно  много  трудностей  в  общении  с  людьми.

Отличие  в  том, что  психастеник  эти  трудности  тщательно  обдумывает, анализирует. После  важного
разговора  он  тревожно  перебирает  в  памяти  свои  слова, мучаясь  тем, что  нужно  было  сказать  все
совершенно  иначе. Беспокоится, что  собеседник  его  неправильно  понял  и  неизвестно, как  сейчас  к
нему относится. С нетерпением ждет новой встречи с этим человеком, чтобы, увидев его, поговорив с
ним, наконец успокоиться. Иногда психастеник не в состоянии ждать дольше и поздним звонком будит
своего  знакомого, чтобы  извиниться  и  расставить  все  точки  над «i». Знакомый  же  неподдельно
удивлен, так как преспокойно забыл о разговоре и о том пустяке, за который винит себя психастеник.
Порой  для  психастеника  неопределенность  даже  хуже  плохой  определенности, так  как  пытка
неизвестностью с лабиринтом сомнений становится нестерпимой.

Психастеники  являются  людьми  нравственными  в  том  смысле, что  хотят  совершать  хорошие

дела  и  стыдятся  плохих. Это  не  означает, что  они  не  способны  на  дурной  поступок. Но  им  трудно
выйти  из  действия «поля  нравственности» и  попустительски  относиться  к  своим  проступкам. Они
подолгу  размышляют  над  нравственными  вопросами,  так  как  эти  вопросы  являются  для  них
насущными, повседневными вопросами их жизни.

Хорошие, нравственные  или  нейтральные  особенности  психастеников, по  причине  сложности

жизни, могут иметь и неприятную оборотную сторону. Поясню примерами. Психастенику трудно быть
назойливым  по  отношению  к  людям, и  он  может  отказаться от каких-то важных дел, если для своей
реализации они требуют настойчивости, напористости или нарушают чьи-то интересы, планы.

Психастенику  страшно  обидеть  человека, тем  более  незаслуженно. По  этой  причине он  может

обходить острые углы в отношениях, не идти на прямой разговор, не возмутиться там, где это нужно.
Иногда  психастеники  проглатывают  обиды  и  оскорбления, ничем  внешне  это  не  выказав. А  потом  в
узком  кругу  знакомых  или  даже  незнакомых  могут  жаловаться  на  своего  обидчика, рассказывая
достаточно подробно, как дурно с ними обошлись, как трудно им было. В результате таких рассказов
они  получают  сочувствие  к  себе  и  осуждение  обидчика. Этого  достаточно, чтобы  вышел «порох» и
была  одержана  нравственная  символическая  победа. Когда  обида оказывается  особенно болезненной,
унижающей  личность  психастеника, то он  бывает  злопамятным на  долгие годы. Такая злопамятность
является  проявлением  его  ранимости: «заноза» застряла, ранка  болит  и  не  заживает. Нередко
отношения  психастеника  с  людьми  нарушаются  из-за  застрявших  в  нем  обид. Эпилептоидная
мстительность, выражаемая агрессивным действием, ему не свойственна.

В  психастенике  часто  нет  конгруэнтности: он  чувствует  одно, говорит  другое, делает  третье.

Наблюдательные  люди  замечают  и  недолюбливают  эту  особенность. Цепко  это  видят  истерики  и
некоторые  шизоиды, а  потому  психастеник  бывает  напряжен  с  ними. Неконгруэнтность  усиливается
тем обстоятельством, что психастеник защитно пытается притвориться таким же, как все. Ему трудно
уверенно  и  открыто  проявлять  себя  на  людях. Он  стыдится, если  окружающие  насмехаются  над  его
несоответствием их стандартам. Иному психастенику трудно быть умным среди дураков, нежным среди
грубиянов, сентиментальным среди циников — и он подыгрывает компании, в которой находится. Он
сам это замечает, и эта его особенность неприятна ему.

Психастенику неудобно приказывать, заставлять других подчиняться, но если он начальник, то

перед ним неизбежно встает задача руководить людьми, в том числе и принуждать к чему-то. Так как
ему  трудно  предстать  перед  людьми  авторитарным, то  он  старается «завернуть» принуждение  в
нравственную «обертку». Например, объясняет  подчиненному, что  нежелаемое  для  того  поручение
будет  для  него  полезным. Чаще  же  ссылается  на  начальство, комиссии  и  уже  от  их  имени  способен
обосновать  свое  приказание  или  для  дела  напугать  подчиненных. Все  это  оттого, что  он  не  может
просто  отдать  приказание  и  сказать, как  многие  начальники: «Делайте, как  я  сказал!». Психастенику
быть начальником трудно, так как необходимость принимать неоднозначные решения, невозможность
учесть  интересы  каждого  работника,  при  этом  никого  не  обидев,  мучают  его.  Если  он  займет  пост  с
реальной, серьезной ответственностью, то у него может наступить нервный срыв от перенапряжения.


background image

Психастеник  избирателен  в  своей  доброте  и  заботе, и  когда  заботится  о  ком-то, то  делает  это

серьезно  и  последовательно. Ко  многим  духовно  не  близким  людям  он  остается  внутренне  холоден,
однако  внешне  может  выказывать  им  доброжелательное  и  даже  участливое  отношение. Отчасти  это
происходит  по причине внутреннего стыда за свою холодность к ним. Тут психастеника подстерегает
ловушка. Люди, поверив  в  его  особую  доброту  к  себе, возмущаются, со временем  разобравшись, что
особой доброты к ним на самом деле нет.

Другая  ловушка  для  внешне  обходительного  и  любезного  психастеника  состоит  в  том, что,

привыкнув  к его  любезности, ему уже не прощают малейших проявлений безразличия. Однажды взяв
высокую  планку  нравственно-щепетильных  взаимоотношений  с  людьми, он  вынужден  ее  держать. В
этом  есть  и  для  него  свой  плюс — многие  люди  невольно  стараются  вести  себя  с  ним  также
нравственно  щепетильно. Во  всей  этой  взаимной  предупредительности  есть  явная  внутренняя
дистанция, которая  ранимого  психастеника  может  устраивать. Ему  гораздо  легче  быть  с  людьми  на
«вы», чем  на «ты». Некоторым  это  не  нравится, а  некоторые  сочувствуют  ему, так  как  за  внешней
обходительностью психастеника чувствуется ледок одиночества.

Психастеник, как и некоторые астеники, ощущает стыд за плохие поступки близких людей, как

будто сам их совершает. Отсюда рождается повышенный контроль не только за своим поведением, но
и  за  поведением  близких, что  последним  не  нравится. Порой  принципиальность  психастеника
вырождается  в  перестраховочный  формализм, от  которого  душно  окружающим. Он  становится
занудлив  из-за  своего  желания  все  сделать  добросовестно, а  также  по  причине  своих  многократных
попыток  объяснить  одно  и  то  же, так  как  боится, что  его  неправильно  поймут  с  одного  раза.
Психастеники  бывают  педантами-мучениками  в  отличие  от  эпилептоидов  и  ананкастов, которые
получают удовольствие от своего педантизма.

Многих властных людей раздражает в конфузливом, исполнительном психастенике внутренняя

самостоятельность. Психастеник  не  любит, когда  его  переделывают  на  свой  лад, противится  такой
переделке. Его душа обычно полузакрыта для людей: он с готовностью говорит о себе то, что хочет, а
что не хочет, — умалчивает.

Психастеник  чувствует  себя  неловко, если  в  разговоре  возникает  долгая  пауза. Он  либо,

душевно напрягаясь, уходит в себя, либо старается эту паузу быстрее заполнить. В частности, он может
рассказывать  собеседнику о каких-то проблемах (не обязательно своих) для того, чтобы потом искать
его мнений и советов, ставя перед собеседником все новые вопросы и проблемы. При этом бывает, что
психастенику не  так  уж  нужны эти мнения и советы, нередко он даже лучше разбирается в проблеме.
Такая  псевдоаналитическая  беседа  необходима  ему, чтобы  избежать  тягостного  молчания, в  котором
обостряется ощущение своей неполноценности и стыда перед собеседником за разобщенность душ, по
причине которой  говорить не о чем. Это взаимодействие напоминает безобидный вариант описанной
Э. Берном игры «Да, но». Иногда в таких ситуациях от неловкости психастеник несет чепуху, при этом
мучительно стыдится и готов провалиться сквозь землю.

Психастеник, будучи нравственно-щепетильным, чутко-осторожным, уставая от щепетильности

или  гиперкомпенсаторно  может  иногда  чересчур  категорично  высказываться, переходить  на
менторский тон.

Итак, мы  видим  сложнопротиворечивую  натуру  психастеника, где  достоинства, слабости  и

компенсаторные  защиты  пронизывают  друг  друга. Невозможно  кратко  охватить  все  нюансы
психастенической  коммуникации. Приведенные  примеры  ставят  своей  целью  помочь  уловить  общую
тональность, мотив  психастенической  коммуникации. К  некоторым  психастеникам  подходят  именно
приведенные  примеры  и  описанные  трудности, к  другим — совершенно  иные. Слишком  велика
разница  между  молодым  и  старым, примитивным  и  сложным, работающим  над  собой  и  духовно
пассивным психастеником.

Психастеник может, как и человек любого характера, манипулировать людьми, чтобы получить

от  них  что-то  ему  нужное. Правда, на  вопиющее  злодеяние  он  по  природе  своей  души  не  способен.
Психастеник, если  ему  убедительно  показать, что  он  не  прав, практически  всегда  чувствует  вину  и
недоволен  собой. Последнее  так  типично, что  иная  реакция  ставит  под  вопрос  диагноз
психастенического характера.

Необходимо  отметить, что  психастеники  способны  на  героизм  как  по  причине  защитного

деперсонализационного  онемения, так  и  в  тех  случаях, когда, замученные  совестью, готовы
переступить  через  все  свои  страхи. Они  способны  идти  на  риск  ради  дела, которое  их  вдохновляет.
Вспомним  поездку  А. П. Чехова  на  Сахалин, добровольную  военную  службу  К. Моне  в  Африке,


background image

кругосветное путешествие Ч. Дарвина.

Трудно сказать, кому в жизни легче — психастеническому мужчине или женщине. Психастеник

не  похож  на  бесстрашного ковбоя или Джеймса Бонда, а психастеничка на «классическую женщину».
Она может беспомощно теряться в многословных женских посиделках на тему мужчин, нарядов, детей,
домашнего  хозяйства. Нет  в  ней  бурной  эмоциональности, женской  расторопности, способности
широко и живо сочувствовать, обворожительно окутывая всех и каждого теплой заботливостью. Она
не склонна к сексуальному кокетству. Психастеничка сдержанна, и окружающие могут думать, что она
малочувствительная, «замороженная», или  замечать  в  ней  только  внешнюю  напряженность. Это
несправедливо. Наблюдательные  люди  могут  разглядеть  в  ней  душевную  мягкость, доброту, внешне
скромную, но подлинную одухотворенность.

Есть в психастениках, мужчинах и женщинах, так называемое стеническое «жало». Стеническое

— значит сильное, по причине которого они способны в значимых для них ситуациях быть твердыми,
настойчивыми. Например, психастеник  в  ипохондрии  способен  уговорить  врачей  провести  массу
исследований  или  с  настоящим  упорством  добивается  зачисления  в  психотерапевтический  колледж,
чтобы  стать  высокопрофессиональным  психотерапевтом  для  себя  и  окружающих. Измучившись
нерешительностью в принятии решения, психастеник торопливо и решительно проводит его в жизнь.
Практически  в  любом  психастенике  есть  избирательная  стеничность, которая  помогает  ему  быть
жизнеспособным. Поэтому  название  характера — психастенический (душевно-слабый) — имеет
относительное значение.

Психастеники, обделенные  непосредственной  чувственной  радостью  жизни, не  являются

эмоциональными «бедняками», ведь  чувственность — это  еще  далеко  не  все  переживания.
Психастенические  люди  обладают  чувствительной  душой. Они  остро  ощущают  не  только  обиды  и
унижения, но  и  нежность, доброту, заботу, страдания. В  их  душе  совершается  сложная  жизнь
реалистической мечты, они способны на внешне тихий, но внутренне захватывающий восторг.

Психастеник бывает неожидан в своих проявлениях. Инертно мыслящий, консервативный вдруг

удивит свежим поворотом мысли, сделает свободный шаг. Осуждающий что-то — неожиданно широко
посмотрит  на  проблему, — и  вот  уже  нет  осуждения. Все  эти  метаморфозы искренние и подлинные.
Отчасти  они  связаны  с  изменениями  настроения, но  их  основная  причина  лежит  в
деперсонализационной  неуверенности  в  своих  чувствах, оборачивающейся  многозначностью
отношения к миру. Склонность к сомнению не дает психастенику уютно расположиться в однозначной
категоричности, которую он склонен проявлять в гиперкомпенсации.

5. Семейная и сексуальная жизнь

Психастеник  побаивается  трудностей  семейной  жизни, так  как  она  накладывает  на  него

дополнительную ответственность. Он боится, что ему не хватит времени на духовные раздумья, что и
так  небольшие  силы  поглотятся  бытом. С  другой  стороны, мысль прожить  всю жизнь  в  одиночестве
невыносимо гнетет его. Психастенику очень важно найти глубокосозвучного человека, с которым было
бы  не  страшно  разделить  судьбу. Без  этого  семейная  жизнь  больше  отнимает, чем  дает  ему.
Сексуальная  сторона  отношений  здесь  менее  важна. Только  на  сексуальной  гармонии
психастенический брак долго держаться не может.

Что же такое человеческая близость? Условно выделим следующие ее грани.
Поддержка  бытием  другого  человека.  Суть  этой  поддержки  заключается  в  том,  что  нам

становится легче и светлее от сознания, что есть на свете такой-то человек.

Отраженная радость. О ней можно говорить в тех случаях, когда становится хорошо оттого, что

хорошо и радостно другому человеку.

Раскованность и простота, которой сопровождается общение с человеком. Нет напряженности,

утомления — наоборот, расслабляешься.

Глубина  встречи  характеризуется  духовно-эмоциональным  созвучием, родственностью  душ.

Уже при первой встрече может возникнуть ощущение понимания с полуслова, давнего, почти с детства
знакомства. Собеседники  радостно  поражены  сходству  в  своих  оценках  людей, искусства, жизни
вообще. Благодаря  этому  возникает  чувство  необыкновенной  духовной  свободы. Э. Берн /59/
интересно  трактовал  близость  как  полное  отсутствие  манипуляций  и  эксплуатации  в  отношениях.
Высвобождается «детское» спонтанное  начало  и  уходит  всякая «родительская» критика. «Взрослое»
начало всегда готово прийти на помощь, если возникает хоть малейший конфликт во взаимодействии


background image

спонтанных «детских» энергий. Близкие  отношения  подразумевают  равенство, эмоциональную
безопасность и надежность.

Заинтересованность  в  личной  реализации  другого  человека. Возникает  серьезная  потребность

помочь близкому человеку реализовать его жизненное призвание, а не просто быть с ним рядом. Люди
служат друг другу зеркалами, в которых они лучше видят себя.

Совместно  прожитый  отрезок  жизни  создает  между  людьми  только  им  ведомые  связи.

Возникает  островок  взаимопонимания  с  особыми  словечками, шутками, намеками, непонятными  для
«непосвященных». Это  мир  на  двоих, который живет и умирает вместе с ними. Вот почему сиротеет
душа, расставаясь с близким человеком.

Незаменимость.  Воистину  близкого  нам  человека  не  заменит  никакой  другой, каким  бы

совершенным он ни был.

Приведенные качества близости имеют свои нюансы у психастеников. Для них особенно важно

духовное, идейное согласие с пониманием, что оба должны помогать друг другу в служении какому-то
важному делу. Для психастенических людей близость нарушается, если муж или жена едко высмеивают
их дело жизни. Если  психастеник  почувствует, что он  стал  в  тягость, то ему легче резко расстаться с
человеком, чем оставаться с ним.

Особенность  родительского  отношения  состоит  в  том, что  в  психастенических  людях  слаб

«голос  крови».  Для  подлинной  любви  к  своим  родным,  включая  детей,  психастеник  должен
чувствовать  личностное  сродство. Он  может  больше  сочувствовать  малознакомому, но  как-то
вошедшему ему в душу человеку, чем некоторым родственникам. Психастеник осознает это и нередко
корит  себя. Если  же  родственники, дети  духовно  ему  созвучны, то  он  с  радостью  отдает  им  самого
себя.

Психастеник, глубоко беспокоясь о близких, нередко мучает себя тревожными представлениями.

Например, если  дочь  долго  задерживается, то  в  голову  лезут  страшные  картины: как  попала  под
трамвай, как  ей  больно, как  мешкает  с  приездом «скорая». Психастеническая  бабушка, живущая  с
сыном-бизнесменом, измучивает  его  частыми  звонками  на  работу, все  ей  думается  о  грозящих
опасностях, о деловых «разборках». Но вот  серьезно заболевает  внук, и  она  уходит  в  заботу о нем. В
этот  стрессовый  период  у  нее  наступает  деперсонализационное  онемение  чувств, и  она  перестает
донимать сына звонками. Когда же внук выздоравливает, то  защитное онемение уходит, и она снова,
бессильная перед своей тревогой, звонит сыну на работу.

Психастеники  не  бросят  своих  близких  в  беде, будут  серьезно  о  них  заботиться. Однако  в

повседневной  жизни  они  способны  измотать  близких  своими  сомнениями: те  ли  слова  сказали
начальнику; не является ли появившаяся на теле родинка опасной опухолью; что случится, если... и т. д.
Психастеническому  психопату  так  нужна  психотерапия, что  он  невольно  пытается  превратить  своих
родственников  в  психотерапевтов; надо  сказать, что  некоторые  из родственников  справляются с этой
ролью. С одной стороны, психастеник в семье не столь осторожен и щепетилен, как на людях, а иногда
и  тяжел  из-за  своей  раздражительности  и  занудства, с  другой  стороны, среди  домашних  он  гораздо
более естествен, способен обаятельно шутить, импровизировать.

Психастенического  ребенка  нельзя  перегружать  чувством  ответственности. Такие  дети  чутки  к

похвале  и  порицанию. Важно, чтобы  в  своих  ожиданиях  родители  учитывали  природу  конкретного
психастенического  ребенка, оказывали  ему  психологическую  поддержку, учили  его  действовать  и
спокойней относиться к жизни. Ребенок улавливает, что от него ждут родители, и пытается порадовать
их  своим  соответствием. Однако  в  юности  психастеник  может «восстать» против  навязанной  ему
жизненной  программы  и пойти  на конфликт с родителями. Если же он  будет выполнять чуждую ему
программу, то останется несчастным.

Психастенический ребенок, как и астенический, отзывчив на ласку и тепло. Любовь родителей,

проникнутая  уважением  к  его  личности, является  хорошей  психопрофилактикой  на  всю  дальнейшую
жизнь. Для  психастенического  мальчика  важна  конструктивная  модель  поведения  отца. Если  он
вырастет в неполной семье без отца, то у него будет сильнее проявляться нерешительность, особенно в
отношениях с женщинами.

Необходимо  уточнить  особенности  блеклой  психастенической  чувственности. Про  нее  нельзя

сказать, что она только слабая. У психастеника сильное чувство голода. Голодный, он жадно и много
ест, не замечая в отличие от циклоида вкуса пищи. Также психастеник может испытывать достаточно
сильный оргазм и половое влечение, но мало способен «сходить с ума» в интимной близости, уходить
в  чувственные  тонкости  сексуального  контакта. Для  психастенических  людей  мастурбационная


background image

разрядка  не  намного  беднее  реальной  близости. Им  не  свойственны  изобретательность, стремление
необычно экспериментировать в сексуальной области.

Психастенические  люди  в  самые  захватывающие  моменты  интимной  близости  способны

наблюдать  за  собой  со  стороны  и  параллельно  думать  о  посторонних  вещах. При  этом
психастенической  женщине  не  свойственна  фригидность. Слабость «животной» половины  у  такой
женщины отмечается  в слабоватом материнском инстинкте. Материнское тепло нередко появляется и
усиливается  только  после  рождения  ребенка, а  не  во  время  беременности. К  решению  родить
психастеничка часто приходит не по глубинному «зову природы», а из понятия о женском долге. Среди
женщин, полностью отдавших себя науке, нередко встречаются психастенические натуры.

Психастеническая  любовь  богата  человеческой  лаской, нежностью. Влюбленным  друг  в  друга

психастеникам необязательны прямые объяснения, они намекают о своем чувстве, и от этих намеков в
душе  поднимается  гораздо  большее  волнение, чем  от  прямых  слов, произносить  которые  неловко  и
которые  даже  разрушают  поэтичность  происходящего. Психастеники  не  склонны  к  супружеским
изменам, тяжело  переживают, когда  изменяют  им. Они  крайне  серьезны  в  любовных  отношениях.
Психастеническому мужчине неловко предложить сексуальный контакт женщине, которую он уважает,
если чувствует, что абсолютно далек от мыслей жениться на ней. Многим психастеникам трудно, даже
страшновато перейти от романтического общения к физическому контакту.

6. Духовная жизнь

Психастеник  компенсирует  чувство  неполноценности  не  тягой  к  власти, а  стремлением  к

личностному развитию. Ему важно искренне уважать себя и получить признание от других. Малейшая
незаслуженная слава, в отличие от истерика, эпилептоида, для него неприемлема. Психастеник тянется
к познанию самого себя, так как изначально сам себе неясен. Его рефлексивно-тревожный характер не
дает  ему  возможности  полностью  погрузиться  в  практическую, организационную  деятельность.
Тревожные  сомнения «растаскивают» его, и  он  глубинно  нуждается  в  творчестве, чтобы  с  его
помощью  собрать  себя  в  осмысленную  целостность. Страх  смерти  заставляет  его  думать  о  смысле
жизни.

Нередко  психастеник  немного  старик  смолоду, так  как  не  умеет  жить  настоящим, боится

будущего, с  интересом  вспоминает  и  погружается  в  свое  прошлое. Это «стариковство» наполнено
разнообразными нравственными раздумьями, составляющими нерв духовной жизни психастеника. Мы
это ясно видим в гениальном творчестве психастенического А. П. Чехова.

Наибольшее  удовлетворение  психастеник  получает  от  духовных  раздумий  и  переживаний.

Зрелый психастеник старается привести свои знания о мире в систему, но она не становится замкнутой,
как  это  бывает  с  философскими  системами  шизоидов. Психастеник  чувствует  бесконечность,
незавершимость  познания  и  благодаря  этому  понимает  глубинно  религиозных  людей, говорящих  о
неисповедимой тайне Бога. Однако сам он редко бывает истинно религиозен. Его мышлению созвучно
ощущение  нерасторжимой  связи  и  единства  всего  живого: природы, животных  и  человека. Не
случайно, что идея эволюции была развита психастеником Ч. Дарвином.

Психастенику страшно, что он умрет и от него ничего не останется, как будто и не было его на

свете. Некоторых психастеников немного согревает сознание, что их тело возвратится в лоно Природы
и будет продолжать соучаствовать в таинстве Жизни. Нередко психастеник старается победить смерть
«социальным  бессмертием»: остаться  в  жизни  людей  светлой  памятью, книгами, научными  трудами,
полезными делами. Через все это люди будут продолжать общаться с ним, и в этом общении его жизнь
как бы продлевается.

Одна психастеническая женщина рассказала мне, что ей о смерти думается легче при мысли, что

в  жизни  останутся  люди  или  хотя  бы  один  человек, очень похожий  эмоционально-личностно  на нее.
Он будет так же горевать и тому же радоваться, чему и она. От этой реалистической мечты возникало
ощущение, будто и она сама будет продолжать жить.

Некоторым  психастеникам  подходит  чеховское  рассуждение, что  между  отрицанием  и

признанием Бога лежит широкая область, в которой нужно найти себя. Они пытаются искать, и опять
же  чеховская  мысль  точно  комментирует  их  поиски: когда  мучит  жажда, то  кажется, что  выпьешь
океан, а приступишь — с трудом три стакана осилишь. Так и психастеник — тянется к вере, особенно
под  влиянием  близких, но  вместить  в  себя  многого  не  может. Не  удается  оторваться  от  земли  в
неземной экстаз и наполниться Божественной благодатью. В бессмертие души трудно верить, так как ее