Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5712

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Содержание

Повествование ........................................................ 279
Описание .................................................................. 279

Характеристики описания ................................ 280

Определения ............................................................ 280

Краткие определения ......................................... 281
Примеры и сравнения ........................................ 281
Развернутые определения ................................. 281

Объяснение процессов
или демонстрация .................................................. 282
Разъяснение ............................................................. 283

Критерии оценки
информационной речи .........................

283

Пример информационной речи на тему
«Кем был Шекспир?», прочитанной
Хиллари КартерЛиггетт ......................

284

Набросок речи ......................................................... 284
План адаптации выступления
к конкретной аудитории ...................................... 285
Речь и анализ ........................................................... 285
Резюме ....................................................................... 288

ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ................................

290

Принципы убеждающей речи ...............

291

Формулировка конкретной цели ...................... 291
Адаптация к установкам слушателей .................. 291

Позитивная установка аудитории .................. 292
Отсутствие определенного мнения ................ 292
Негативная установка аудитории .................. 293

Хорошие доводы и доказательства .................. 294

Как найти хорошие доводы .............................. 295
Как найти доказательства,
обосновывающие ваши доводы ....................... 295
Как проверить рассуждения ............................. 296
Как избежать ошибок ......................................... 297

Организация доводов в соответствии
с установками аудитории .................................... 298

Метод изложения
рациональных доводов ....................................... 299
Метод решения проблемы ................................ 299
Метод сравнительных достоинств ................. 300
Метод мотивации ................................................. 300

Мотивация ............................................................... 301

Стимулы ................................................................. 301
Возбуждение эмоций средствами языка ...... 302

Как завоевать доверие .......................................... 303
Гендерные и культурные различия .................. 304
Презентация ............................................................ 306

Критерии для оценки
убеждающих речей .............................

306

Образец речи «Опасные грузовики»,
речь Шарон С. Франкел ......................

307

Конспект речи ......................................................... 307
План речи ................................................................. 307
Речь и анализ ........................................................... 308
Самоанализ. Выступление
на публике. Главы 12 – 18 ..................................... 310

Резюме ...............................................

311

Глоссарий ...........................................

312

Литература .........................................

317


background image

12

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Десятое издание книги «Общайтесь!» стало для

нас поворотной вехой: в ней мы попытались дать не
только концептуальное понимание теории коммуни
кации и соответствующих исследований, но и, вклю
чив ряд вспомогательных материалов и ссылок, со
здать нечто вроде руководства, которое поможет сту
дентам трансформировать прочитанное в реальные
навыки коммуникации.

Комбинация теоретических основ, практических

навыков и оценок полученных знаний позволят сту
дентам: 1) осмыслить базовые концепции теории
коммуникации; 2) понять, каким образом эти кон
цепции и теории создают основу навыков коммуни
кации; 3) обрести целый ряд практических навыков;
4) применить все, о чем они узнали на занятиях, в
реальных жизненных ситуациях, повышая таким об
разом свою коммуникационную компетенцию во
всех направлениях.

Преимущества этой книги

В этом издании мы, как и раньше, акцентируем

внимание на элементах коммуникационной компе
тенции, обращаясь как к обучающимся студентам,
так и к преподавателям, организующим обучение.
Наша основная задача заключается в том, чтобы од
новременно быть в курсе новейших исследований в
области коммуникации и в то же время дать гибкое
и последовательное представление предметной обла
сти, что очень важно для развития практических на
выков студентов.

Таким образом, это издание продолжает оставать

ся «надежной моделью обучения» — так охарактери
зовали эту книгу читатели предыдущих изданий.
Наша модель включает шесть интегрированных сту
пеней:

1. 

Теоретическое понимание

 основ коммуника

ции, позволяющее заложить фундамент специаль
ных навыков.

2. 

Примеры

, предоставляющие студентам возмож

ность оценить эффективность использования навы
ков.

3. 

Шаги

, связанные с реализацией навыков.

4. 

Практическое

 использование навыков.

5. 

Оценка себя,

 в ходе которой студенты форму

лируют конкретные цели, что помогает им эффек
тивнее овладевать ключевыми навыками.

6. 

Обзор

.

Представляя эту модель, мы старались излагать

материал четко и лаконично, используя яркие при
меры и указания для практических занятий.

Новое в этом издании

Мы с радостью представляем вам десятое, концеп

туально и технологически усовершенствованное из
дание, подготовленное во взаимодействии с профес
сорскопреподавательским составом учебных заведе
ний всей страны и опирающееся на прочный
фундамент обучающей модели.

Для того чтобы этой книгой было удобно пользо

ваться тем, кто знаком с предыдущими изданиями,
многие главы, рубрики, ключевые вставки — вроде
«Совершенствование навыков» — остались прежни
ми. Отметим основные изменения, касающиеся со
держания книги, а также новые дополнения и особен
ности этого издания.

На протяжении всего текста книги многочислен

ные примеры того, как технологии тем или иным об
разом влияют на коммуникацию и изменяют ее, под
черкивают, что Интернет и интерактивные техноло
гии сокращают дистанцию между различными
людьми и различными культурами.

В каждой главе вы найдете новые и переработан

ные материалы:

Глава 1 «Перспективы коммуникации» содержит

основной раздел по электронной коммуникации —
«Коммуникационное окружение». Полностью пере
работан раздел по этическим проблемам, а раздел
«Принципы коммуникации»

 

включает новый пара

граф «Коммуникации в рамках культуры». Матери
ал этих разделов дает основания для включения руб
рики «Различные мнения» и приводимой в конце
глав рубрики «Вопрос этики».

Глава 5 (ранее глава 7) «Говорим» перемещена в

начало части II, так как беседы являются главным
средством межличностного общения. Глава содержит
новый раздел «Навыки эффективного общения с по
мощью электронных средств».

Глава 8 «Коммуникация и взаимоотношения» со

держит новый раздел «Роль электронной коммуни
кации в построении взаимоотношений», посвящен
ный вопросам взаимоотношений, возникающих в
процессе использования электронных посредников,
и рассматривающий также оборотную сторону таких
взаимоотношений.

Глава 9 «Интервьюирование» включает новый

раздел о резюме в режиме «онлайн».

Глава 10 «Участие в групповой коммуникации»

полностью переписана и теперь включает материал
о характеристиках эффективности работы групп,
этапах развития групп и групповом решении про
блем.

Глава 11 «Роль членов группы и лидерство» так

же полностью переписана и теперь включает новые
разделы: о роли отдельных членов группы, об от
ветственности членов группы, о лидерстве, о груп
пах с лидером и об оценке эффективности работы
группы.

Глава 13 «Проводим исследование» это ключевая

глава части «Публичное выступление», основной ча
сти книги. В эту главу входит вступительный раздел
«Где искать: традиционные и электронные источни
ки информации». Раздел был полностью перерабо
тан, для того чтобы подчеркнуть необходимость ис
пользования при проведении исследований библиотек
и электронных баз данных Интернета. Многочислен
ные примеры помогают перекинуть мост между тео
рией и практикой.

Глава 14 «Организуем» содержит переработанную

версию обсуждения: как выделить основную часть
выступления.


background image

13

Предисловие

Глава 15 «Вербальная и визуальная адаптация»

включает переработанный раздел о визуальной адап
тации с детальным обсуждением компьютерных
вспомогательных средств.

Глава 16 «Практикуемся в произнесении речей»

содержит переработанный раздел по подготовке
конспекта выступления и новые примеры выступле
ний.

Глава 17 «Информативное выступление» и гла

ва 18 «Убедительное выступление» содержат новые
примеры выступлений.

Новые приложения и рубрики

Десятое издание содержит новые встроенные в

текст рубрики:

• 

Общайтесь! 

Заметки на полях о технологиях

обеспечивают полезными советами по использова
нию Интернетресурсов, а также практической ин
формацией и детальным рассмотрением ряда техно
логий, влияющих на коммуникацию, — от компью
терного программного обеспечения до сотовых
телефонов. Многие сегменты включают вопросы и
упражнения, которые «выводят» студентов на раз
личные информационные Webресурсы и тем самым
расширяют аудиторию до пространства Всемирной
сети.

• 

Глоссарий

 в тексте и в конце книги позволяет

студентам быстро найти нужную ссылку или опре
деления ключевых терминов.

Переработанные рубрики

• 

Исследования ученых. 

Под этой рубрикой содер

жится описание работ девяти выдающихся ученых.
Двадцать процентов вставок обновлено, материал
базируется на интервью с учеными, включает описа
ние профиля их работы и мотивации исследований
соответствующих предметных областей. Затем при
водится краткое заключение о результатах и приме
няемых методах исследования. Этот материал помо
жет студентам старших курсов лучше понять, как
протекает процесс исследования и построения тео
рии, и вкратце ознакомит их с учеными, оказавши
ми наибольшее влияние на развитие теорий межлич
ностного общения.

• 

Различные голоса.

 Эта рубрика появляется по

ходу изложения материала и представляет мнение и
опыт людей различного происхождения и культуры
по вопросам, связанным с содержанием каждой гла
вы, что помогает студентам понять, как культурные
аспекты влияют на общение. В этом издании мате
риал вставок обновлен на 30 %.

• 

Развитие эффективных навыков

. Тексты под та

кой рубрикой содержат определение навыка, краткое
описание его использования, ступени его активации

с иллюстрирующими примерами. Удобная схема в
начале книги содержит обзор всего материала рубри
ки 

Совершенствование навыков

. Чтобы легче было

ориентироваться, материал в схеме сгруппирован по
категориям.

• 

Подумайте об этом. 

В упражнениях, содержа

щихся под этой рубрикой, студентам предлагается
объяснить их мотивы, поведение и ценности и срав
нить их с другими мнениями.

• 

Наблюдай и размышляй: рабочая тетрадь. 

Сту

дентам предлагается понаблюдать за какимлибо со
бытием или рядом событий, имеющих отношение к
изучаемым концепциям. Затем, используя теории и
концепции главы, проанализировать происходящее.
Для этих целей предлагается начать вести «Рабочую
тетрадь».

• 

Проверьте свою компетентность

. Упражнения

на практическое применение навыков.

• 

Самоанализ

.

 

Эта рубрика размещается в конце

каждой части. В соответствии с открытиями, сделан
ными в заслуживающих внимания исследованиях,
студентам предлагается сформулировать конкретные
цели и написать планы по самоусовершенствованию.

• 

Как бы поступили вы? Вопрос этики

. В этой руб

рике акцентируется внимание на этических пробле
мах. Студентам предлагается критически осмыслить
ряд этических дилемм, встающих перед общающими
ся. Материал главы 1 является базовым для выбора
критериев оценки. Но в каждом случае дилемма фо
кусируется на вопросах, поднятых в данной главе.

Выражение благодарности

Если бы не помощь многих людей, десятое изда

ние никогда не было бы завершено. Фамилии рецен
зентов, оказавших наибольшую помощь, приведены
на внутренней стороне обложки книги. Их идеи, ис
кренние и беспристрастные предложения по улучше
нию книги были бесценны. Многие из этих людей
являются преданными сторонниками книги. Мы бла
годарны им за оказанную поддержку.

Мы выражаем признательность команде издатель

ства 

Wadsworth/Thomson Learning

 — это Деидр Кава

но, ответственный редактор, Стэйси Пурвианс, глав
ный менеджер маркетингового отдела, Джанетт Уай
зман, менеджер технологического проекта, Кэти
Линберг, старший менеджер проекта, Николь
Джордж, ассистент редактора, Мел Алуса, помощник
по редакционным вопросам, Нина Чандра, ассистент
маркетингового отдела. Свою поддержку и опыт
предложили и другие сотрудники издательства

Wadsworth

: Стивен Рапли, директор творческого от

дела, Линда Ип, координатор рекламного отдела,
Кларк Бакстер, издатель. Сесиль Джойнер из компа
нии 

The Cooper Company

 курировала выпуск этой

книги.


background image

1

5 6  !   !  ! !,  -
    ,         -
  !  !. 7   , 6   !  ,    
         ,  -
   ! .

 1.  

 1.  

 1.  

 1.  

 1.  

8   1. '  

8   2. #   !

8   3. #    

8   4. /    

 


background image

1

 

:

:

:

:

:

'    ,      6 :

 <    ?

 '        ?

 $  !   ?

 $    ?

 $     ?

 '        

  ?

 $           -

   ?

 $    !   ?

 $     ?

 $      ?

 $      ?

5  ,        ,    
 !6!       . «/        !-
6, —    $ , — ,  ,    ,     
 $ =. %    !      
       ,     ,  !   . >  ,
       . >    ».