ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3115
Скачиваний: 58
Явное неблагополучие семейных отношений проявляется в
рисунке семьи животных, сделанном тридцатисемилетним Владимиром Р. (рис. 152). Владимир сообщил, что рисует
идеальную семью, как в «Маугли» Киплинга. Однако родители на его рисунке отвернуты друг от друга, дети повернуты
спиной к зрителю. Все члены семьи изображены очень схематично, не индивидуализированы.
В период обследования Владимир находился в процессе развода с женой. Острая эмоциональная реакция, связанная с
семейной тематикой, проявилась у него не только в особенностях изображения, но и в отклонении от инструкции. Вместо
того чтобы в соответствии с заданием нарисовать семью, состоящую из разных животных, он изобразил семью из одинаковых
животных (собак).
КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из
бабушки,
мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко
уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости
персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он
нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка
(фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше.
У папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с Сашей.
Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с самой крупной головой, можно предположить, что отец для
него – очень значимая фигура. Возможно, напряженное отношение к нему вызвано именно недостаточностью общения.
Сопоставление рисунка семьи с рисунком человека (рис. 154)
показывает, что последний выполнен более тщательно и не содержит признаков эмоциональной нагрузки. Из специфических
особенностей рисунка человека следует отметить отклонение от вертикали, увеличенный размер и непопадание линий в
нужную точку. Эти признаки позволяют предположить наличие импульсивности, связанной с органическим поражением
мозга. Пустые глаза (без радужки и зрачков) – признак возможной аутизации. На рисунке семьи этот признак еще более
выражен, поскольку глаза изображены намного крупнее, чем на рисунке человека. .
В рисунке семьи животных прослеживаются те же закономерности, что и в рисунке своей семьи. Родители образуют тесную
пару, расположенную несколько в стороне от ребенка (рис. 155). При изображении папы-коня проявилась сильная
эмоциональная нагрузка (голова зачернена). Следовательно, отмеченные особенности не случайны.
Родители жалуются на то, что Саша неорганизован, высоко
конфликтен, бывает агрессивным (иногда бросает в людей какие-либо предметы – впрочем, нетяжелые). У мальчика нет
друзей, отношения как со сверстниками, так и со взрослыми складываются плохо. Эти проблемы могут отчасти объясняться
индивидуально-психологическими особенностями Саши, проявившимися в рисунке человека. Однако они, безусловно,
обострены напряженным отношением к отцу и Сашиным общим неблагоприятным самоощущением в семье.
Специфичные особенности семьи животных, нарисованной четырнадцатилетней Юлей А. (рис. 156), – это большое число
персонажей (семь), отсутствие детей и выбор эмоционально неприятных животных (змея, червяк, скорпион). Особенно
выразителен ее комментарий к изображению бабушки: «Бабушка-летучая мышь. Сосет кровь. Вампир».
Реально девочка живет с родителями, бабушкой и младшим братом. Включение в рисунок дополнительных членов семьи
говорит о том, что у девочки отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Выбор эмоционально
отрицательных животных – свидетельство откровенно враждебного, а подчас и презрительного (папа-червяк) отношения
Юли к родственникам.
Данные психологического обследования в целом
демонстрируют картину остро проходящего подросткового кризиса. Его течение осложнено неправильными действиями мамы
и бабушки, пытающихся чрезмерно контролировать и реглагментироватъ поведение Юли, определять выбор ею подруг и т.п.
В итоге в семье возник устойчивый конфликт. Негативное отношение девочки к семейной ситуации привело к попыткам уйти
из семьи, которые символически отражаются в отсутствии детей на рисунке семьи животных.
На рисунке семьи животных одиннадцатилетнего Толи И. изображены очень чинные и благопристойные папа-лев и мама-
слониха. Им противопоставлены дети, нарисованные в подчеркнуто свободных и даже развязных позах: сын-заяц и дочь-
свинья (рис. 157).
По поводу сына-зайца Толя сообщил, что он – «что-то вроде наркомана» (на рисунке он изображен со шприцем в руке). В
реальной Толиной семье двое детей: сам Толя и его старший брат пятнадцати лет. На вопрос о том, кто из детей в
изображенной им семье старший, мальчик указал на зайца. Это дает основания полагать, что именно в образе зайцаон
отразил свое отношение к старшему брату, в то время как сам он изображен в образе дочери-свиньи (отношения
старшинства в семье обычно более значимы, чем пол).
Дети изображены на рисунке в экстравертных позах, с руками, отставленными в стороны. Родители же, хотя и имеют
человеческие лица, но лишены рук или каких-либо других признаков, символизирующих направленность на общение. Это
позволяет предположить, что Толя испытывает в семье сильный дефицит общения.
Антисоциальная тематика – упоминание о наркомании – говорит о серьезных проблемах социализации. Не исключено, что
старший брат Толи действительно употребляет наркотики, хотя родители этого не подтверждают. Если в рисунке все же
отражена реальность, то это не отменяет вывода о нарушениях Толиной социализации. Социализированный вариант
поведения в данном случае демонстрируют родители, которые отрицают наличие этой проблемы независимо от реального
положения дел.
Серьезное неблагополучие, проявившееся в рисунке семьи
животных, отнюдь не было очевидным по сделанному Толей рисунку человека (рис. 158). В целом рисунок производит
благоприятное впечатление. В нем представлена поза отказа от общения (руки в карманах), имеются проявления
повышенной тревожности и некоторой ригидности (избыточное количество одинаковых пуговиц), однако признаки сколько-
нибудь выраженной психологической нагрузки отсутствуют. По-видимому, семейная сфера является для Толи особо
нагрузочной, что и привело к тому, что отклонения проявились именно в рисунке на тему семьи.
Жалобы, с которыми обратились к психологу родители Толи, весьма серьезны. Поведение мальчика в школе
дезорганизовано. По решению медико-психолого-педагогической комиссии он направлен в школу для детей с нарушениями
поведения. Трудности, относящиеся к семейной сфере, отразились в рассказе родителей лишь косвенно: они жалуются на
Толину инфантильность, на то, что он слишком любит «ласкаться». Подобная жалоба полностью соответствует Толи-ным
ощущениям недостатка контакта с родителями и отсутствия эмоционального тепла, проявившимся в рисунке семьи
животных.
Родителям Толи была рекомендована семейная психотерапия, однако они не смогли (или не захотели) последовать этой
рекомендации. Вскоре после описанного визита они переехали в другой город, где Толя в течение почти двух лет посещал
массовую школу. К концу этого периода педагоги, как и в прошлой школе, стали настаивать на переводе мальчика в школу
для детей с нарушениями поведения. Родители повторно обратились за консультацией.
Психологическое обследование показало, что динамика Толиного
состояния за истекший период неблагоприятна. В частности, это можно заметить, сравнивая рисунки человека, сделанные во
время первого и второго визитов, то есть в предпод-ростковом и затем в подростковом возрасте. Основное изменение состоит
в появлении симптоматики остро протекающего подросткового кризиса (рис. 159).
Впечатление, производимое рисунком, сделанным Толей в тринадцатилетнем возрасте, крайне неблагоприятно. На нем
изображен персонаж с мрачно-злобным выражением лица. Поза интровертна; в то же время имеются выраженные признаки
агрессии, как физической (сжатый кулак), так и вербальной (оскаленные зубы). Рисунок профильный, что типично при
подростковом негативизме. Гораздо сильнее, чем в прошлый раз, выражены признаки тревоги.
Отражение особо острого внутрисемейного конфликта можно видеть на динамическом рисунке семьи одиннадцатилетнего
Кирилла 3. (рис. 160).
В рассмотренных ранее рисунках если и не присутствовало общение между членами семьи, то хотя бы кто-либо один из них
выполнял некую семейную функцию. Как правило, это была мама, готовящая обед.
В рисунке Кирилла семейная тематика отсутствует вовсе. Каждый из персонажей занят своим делом, никак не связанным с
остальными. Наиболее выразительный элемент рисунка – это дверь туалета, за которой мальчик поместил себя. Незадолго
до визита к психологу Кирилл был надолго заперт родителями в туалете в наказание за грубо агрессивное поведение в
школе. На рисунке ситуация переосмыслена. На двери туалета висит табличка: «Не входить. Я занят». Тем самым Кирилл
демонстрирует, что он заперся сам, хотя в реальности его заперли родители. Сцену, изображенную на рисунке, можно
проинтерпретировать как встречный отказ мальчика от каких-либо контактов с родителями. Он подчеркнут дополнительными
штрихами, отгораживающими дверь от окружающего пространства. Штрихи небрежны и сделаны с очень сильным нажимом,
что говорит о высокой эмоциональной напряженности.
Родители изображены карикатурно. У отца огромный живот, на лице нарисованы прыщи (точки на лбу). У матери вместо
ступней что-то вроде копыт, губы нарочито подчеркнуты, глаза пустые, поза нелепа. В этом выражается негативное
отношение Кирилла, его протест против применяемых «педагогических» воздействий. Интересная деталь на двери – значок,
которым принято маркировать мужской общественный туалет. В данном случае он, по-видимому, говорит о том, что
отношение к матери более конфликтно, чем к отцу: ей вход запрещен окончательно и бесповоротно. О том же говорит ее
отдаленность и обращенность исключительно на себя, в то время как отец направляется к двери, за которой предполагается
мальчик.
В данной ситуации необходимы срочные меры по налаживанию нормального общения с ребенком. Если оно не будет
восстановлено, то очень вероятны острейшие протес-тныереакции. Форма их выражения может оказаться еще более грубо
агрессивной, чем в предыдущем случае, когда он нанес травму своему однокласснику.
АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как
и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об
обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации
хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных
средств. Надписи на рисунке