ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3120
Скачиваний: 58
Наряду с этим в изображении мужчины рука прикрывает генитальную область.
Как указывалось при анализе рис. 54, такое положение руки интерпретируется как признак тенденции к контролю за своими
сексуальными импульсами. Это позволяет предположить, что у Анатолия существуют специфические нормы, регулирующие
взаимоотношения полов, поскольку стандартные нормы современного общества не предполагают высокого сексуального
контроля у мужчины. Возможно, именно этим объясняются трудности Анатолия в построении своих сексуальных отношений,
вызывающие повышенную значимость соответствующей сферы.
ИЗБЕГАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в
изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположного пола (рис. 57, 58).
Шестнадцатилетняя Софья нарисовала девушку во весь рост, юношу же расположила так, что нижняя часть его тела
оказалась скрытой столом. В изображении юноши имеются признаки эмоциональной нагрузки (повышенный нажим на
карандаш, исправления). Это говорит о том, что уход от сексуальной проблематики связан у Софьи с напряженным
отношением к данной сфере. Оно может иметь различные причины: неблагоприятный предшествующий опыт, общие
представления о нежелательности или запретности сексуальных отношений, недоверие к представителям противоположного
пола.
Сходное сочетание ухода от сексуальной проблематики с напряженным отношением к данной сфере наблюдается и в рис.58.
ВЫРАЖЕННОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо
значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области. На рис. 59 грудь изображена
множественными линиями с повышенным нажимом. Подробно прорисована также генитальная область, которая в первом
(впоследствии стертом) варианте рисунка была скрыта юбкой.
Рисунок в целом содержит ярко выраженные признаки тревоги (исправления, множественные линии), высокой
эмоциональной напряженности (повышенный нажим), страхов (темные очки). Тщательно вырисованная прическа, бусы и
серьги говорят о высокой демонстративности. Столь выраженная, зрелая и грубая сексуальная символика, как в рисунке
Сони, совершенно не типична для ее возраста.
Можно говорить о существенном ускорении психосексуального развития, сопровождаемом серьезным неблагополучием в
сексуальной сфере. Это может быть следствием либо физиологических нарушений, приведших к сверхраннему половому
развитию (гормональные нарушения, органическое поражение гипоталамической области мозга), либо совершавшихся с
ребенком развратных действий. Установить причину отклонений в психосексуальном развитии не удалось. Рекомендована
консультация эндокринолога.
Другое проявление неблагополучия в сексуальной сфере можно
наблюдать на рис. 60. В изображении мужчины и женщины отражаются высокий уровень тревоги (стирания, исправления,
множественные линии), проблемы общения (резко уменьшенные кисти рук, пустые глаза – признаки возможной аутизации),
астения в сочетании с повышенной эмоциональной лабильностью (сильно варьирующий, но в основном ослабленный нажим
на карандаш). Все показатели психологической нагрузки в изображении женщины выражены гораздо более сильно, чем в
изображении мужчины. К уже отмеченным признакам добавляются чрезвычайно грубое нарушение пропорций, искажение
формы лица. В целом изображение напоминает ведьму с перекошенным ртом и оскаленными зубами.
В восприятии Ильи женщина – источник угрозы; она агрессивна (по меньшей мере, вербально) и потенциально опасна.
Изображена скорее взрослая женщина, нежели девушка. Это наводит на предположение о том, что за представлениями о
женщине у мальчика стоит образ его матери. Однако ярко выраженная сексуальная символика (подчеркнутая грудь)
свидетельствует о том, что рисунок следует толковать и более обобщенно – как образ «женщины вообще».
Связь обобщенного образа женщины с материнской фигурой подчеркивал З.Фрейд. Она особенно сильна в случаях
неизжитого Эдипова комплекса. Можно предполагать, что нарушения во взаимоотношениях с матерью (гиперопека,
чрезмерное давление) привели к выраженной боязни женщин вообще. Вместе с тем, в подростковом возрасте проблема
взаимоотношений с противоположным полом всегда высоко значима. Весьма вероятно, что именно значимость этих
отношений в сочетании с крайне негативными ожиданиями явилась одной из причин, вызвавших неблагоприятное
психологическое состояние Ильи (отмеченные выше тревогу и аутизацию).
Мать характеризует Илью как нервозного ребенка, испытывающего серьезные трудности в контактах с людьми. По ее
словам, неблагоприятные проявления имелись и раньше, но резко усилились в последние полгода. Эти сведения вполне
соответствуют гипотезе, выдвинутой в результате психологического обследования. Для преодоления имеющихся трудностей
рекомендована семейная психотерапия.
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Для раннего подросткового возраста типичны рисунки, в которых отсутствуют признаки, определяющие пол персонажа. Они
свидетельствуют о несформированности половой идентификации, обычной в этом возрасте.
Как
правило, это сочетается с отсутствием остро выраженного интереса к
сексуальной сфере, характерного для старшего подросткового и юношеского возраста. Более специфичны случаи, когда
наблюдаются одновременно несформированность половой идентификации и интерес к сексуальной сфере.
Пример подобного сочетания представлен на рис. 61 (см. также рис. 55). Рисунок выполнен одиннадцатилетней Любой М. по
стандартной инструкции. На вопрос о том, каков пол изображенного персонажа, девочка ответила, что это мужчина. Между
тем, определить пол по изображению крайне трудно. В частности, генитальная область изображена по женскому, а не по
мужскому типу. Это говорит о несформированности половой идентификации Любы, что вполне соответствует ее возрасту.
Признаком значимости сексуальной
сферы служит резко подчеркнутое обрамление генитальной области (нарисованные с сильным нажимом карманы и пряжка
пояса) и области груди (галстук). Из общих психологических особенностей в рисунке Любы проявляются высокая
эмоциональная лабильность (ярко выраженные колебания силы нажима на карандаш), стремление к упорядоченности
(высокая аккуратность и тщательность при выполнении рисунка, строгая симметрия) и демонстративность (обилие
разнообразных деталей).
Высокая значимость сексуальной сферы при несформированности половой идентификации показана также на рис.62.
По стандартной инструкции Ульяна изобразила человека, у которого соски на груди нарисованы по мужскому типу (женская
грудь отсутствует), в то же время бедра и гениталии скорее женские. В ответ на вопрос, какого пола этот человек, Ульяна
ответила: «Неопределенного». В ответ на просьбу нарисовать человека другого пола она изобразила мужчину;
следовательно, первый рисунок все же изображал женщину. Подобная неопределенность пола персонажа – типичный
признак несформированной половой идентификации. Для двадцатилетнего возраста это свидетельство сильной задержки в
психосексуальном развитии. О высокой значимости сексуальной проблематики говорит изображение обнаженной фигуры с
прорисованными сосками.
Подчеркнутый контур фигур (особенно женской) говорит о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих
свои проблемы и переживания (см. анализ рис. 24). У мужчины одна рука заштрихована, в другой – заштрихованный
портфель. Это можно интерпретировать как показатель напряженности в контактах с противоположным полом.
ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в
рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные
хаотические линии и штрихи. Все эти особенности можно видеть на рис.63. В процессе рисования Аня непрерывно
комментировала свои действия, рассказывая об изображаемом ею персонаже. Комментарии были сбивчивыми и
противоречивыми.
Аня была приведена на консультацию в связи с грубыми нарушениями
поведения. В результате психологического обследования у нее диагности ровано состояние психотического возбуждения
(можно предположить дебют психического заболевания). Впоследствии диагноз был подтвержден врачом-психиатром,
назначившим медикаментозное лечение. На фоне медикаментозной терапии стала возможна также психокоррекционная
работа, направленная на организацию деятельности Ани и на восстановление нарушенных семейных отношений.
В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки, аналогичные Аниному, со столь же пространными комментариями,
вполне возможны и в менее острых состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных
проблемах (см. анализ рис. 42). У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения являются
заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного
изображения.
Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не
сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями,
штриховкой и т.п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно
спокойном состоянии. Таков, в частности, рисунок одиннадцатилетнего Юры Ш. (рис. 64).
Изображенный человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. На теле
сбоку странный вырост. Иногда подобные уродства появляются в рисунках людей с нарушениями схемы собственного тела,
то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических
заболеваниях). На лице вместо рта и носа – что-то вроде поросячьего пятачка. Особо большие уши – иногда признак
подозрительного отношения к окружающим (паранойяльности), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно