Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4913
Скачиваний: 29
266
ведомо нелепые попытки объяснить форму птичьего гнезда, ис-
ходя только из того строительного материала, который окружает
птицу.
Первая базовая перинатальная матрица (амниотическая все-
ленная) — это исходный симбиотический союз в утробе с мате-
рью без чётких границ себя, времени, пространства и пережива-
ние особого «океанического» чувства. Это тот достаточно дли-
тельный период, когда ребёнок безмятежно существует в мате-
ринском организме.
Далее начинается процесс биологических родов, и поэтому
вторая перинатальная матрица связана с ощущением надвигаю-
щейся смертельной опасности и тревогой.
Третья перинатальная матрица (прохождение по родовым
путям) — это боль, давление, удушье и переживание «вулканиче-
ского экстаза».
Появление на свет соответствует четвертой перинатальной
матрице — это роды и переживание полного уничтожения и воз-
рождения.
Гроф считает, что опыт, полученный младенцем в самом ран-
нем детстве существенным образом определяет его дальнейшую
жизнь. В частности, он считает, что феномен алкоголизма и нар-
комании связан с первой симбиотической перинатальной матри-
цей. «Фундаментальной характеристикой алкоголиков и нарко-
манов, глубочайшим мотивом к принятию токсических препара-
тов является всепоглощающая жажда пережить снова блаженное
недифференцированное единство»
170
,— пишет Гроф.
На уровне индивидуального жизненного пути этот процесс
очевидным образом связан с избыточной заботой о ребёнке в пе-
риод младенчества, с одной стороны, и избыточной требователь-
ностью к нему в период юности — с другой, когда обволаки-
вающая родительская сверхзабота внезапно сменяется настоя-
тельными требованиями занять своё место в обществе, принять
на себя обязательства и соответствовать внешним требованиям.
Эти процессы на внешнеповеденческом уровне ранее уже
были описаны Меннингером. Он привёл типичные примеры не-
адекватного поведения родителей пациентов-алкоголиков. Так,
170
Гроф С. За пределами мозга /Пер. с анг.— М., 1993.— С. 293.
267
одна мать кормит своего ребёнка грудью до трёх лет, потому что
это доставляет ей удовольствие, а когда кормление грудью ста-
новится для неё обременительным, она измазывает грудь сажей и
пугает его до смерти. Другая мать «носится с младенцем как с
писаной торбой», а когда он подрастает, внезапно лишает его
ласк, которые стали к тому времени для ребёнка привычными. Не
отстают в этом плане и отцы. Отец моего пациента, «добившийся
в жизни всего сам», после рождения сына окружил его всепогло-
щающей заботой и вниманием, бессознательно компенсируя всё
то, чего не имел в детстве и юности (многие родители при этом
совершенно сознательно поступают подобным образом, потакая
несамостоятельности своих детей и аргументируя это: «ещё на-
мучается», «ещё успеется»). Понимая неадекватность своего по-
ведения, отец моего пациента создал себе «оправдательную»
теорию тяжёлой болезни сына, из-за которой тот не может и не
должен самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
После достижения подросткового возраста, когда, помимо жела-
ний отца, социальные требования к сыну резко возросли, неспо-
собный им соответствовать сын стремительно окунулся в пучину
наркотиков, начав с марихуаны и закончив героином. Бесчислен-
ные попытки отца в социальном смысле «поставить сына на но-
ги» неизбежно заканчивались одним и тем же: «ноги» не выдер-
живали, и сын вновь возвращался состоянию наркотического
блаженства. При этом он неожиданно для себя получил и вто-
ричную выгоду: отец, который до этого настойчиво пытался «со-
циализировать» его, после того как узнал о зависимости от нар-
котиков, вновь получил законное основание «взять его на руки»,
как «больного ребёнка», и в беседах со мной часами развивал
различные концепции сопоставимости героиновой зависимости с
диабетом, когда пациент не может жить без инсулина точно так
же, как его сын не может жить без наркотиков и… него.
Гроф пишет, что алкоголь и наркотики отражают «бессозна-
тельную потребность отменить сам процесс рождения и вернуть-
ся в утробу». Алкоголь и наркотики, подавляя различные болез-
ненные эмоции и ощущения, приводят человека в состояние
диффузного сознания с безразличием к настоящим и будущим
проблемам. Отсюда иногда не понимаемое стремление пациентов
268
не просто употреблять алкоголь, а напиться до бессознательного
состояния, «выключиться», «вырубиться» и общая тенденция пе-
рехода от более «мягких» наркотиков к более «жёстким».
Гроф считает, что за потребностью многих людей в наркоти-
ках или алкоголе скрывается потребность разрушить и перейти
собственные границы (потребность в трансценденции). Путь ал-
коголика или наркомана к полному падению, а затем возрожде-
нию часто становится процессом смерти Эго, а затем возрожде-
ния, путём к самости. Каждый алкоголик или наркоман идёт к
полному эмоциональному, физическому и духовному самоунич-
тожению. Когда возникает такое состояние, самоубийство кажет-
ся иногда единственным выходом. Человек не осознаёт, что этот
процесс внутреннего умирания может быть поворотной точкой,
возможностью смерти Эго перед целительным рассветом, а не
полным распадом.
*
Вслед за Фрейдом и Меннингером Гроф считал, что в основе
таких масштабных явлений, как самоубийство, самоувечье и
сходных с ними должны лежать феномены сопоставимого мас-
штаба и значимости. Он высказывает предположение, что даже
на характер самоубийства может влиять ранний опыт пережива-
ний, связанный с описанными им перинатальными матрицами.
Самоубийства первого типа или ненасильственные само-
убийства схожи с зависимостью от алкоголя и наркотиков и от-
ражают бессознательное стремление самым лёгким путём вер-
нуться из состояния второй матрицы (начало родов) в состояние
первой (внутриутробное существование) и достичь недифферен-
цированного состояния «океанического сознания». Мягкие фор-
мы суицидальных идей этого типа проявляются в желании не
существовать, погрузиться в глубокий сон, забыть обо всём и ни-
когда не просыпаться. Действительные планы и попытки само-
убийства включают применение больших доз снотворного или
транквилизаторов, вдыхание углекислого газа, утопление, вскры-
тие вен в тёплой воде и замерзание в снегу.
Самоубийство второго типа, или насильственное самоубий-
ство, связано с третьей перинатальной матрицей (прохождение
269
по родовым путям). Для человека под влиянием третьей матрицы
возврат в океаническое состояние не возможен, поскольку путь
туда лежит через адскую безвыходную ситуацию второй матри-
цы, которая психологически хуже, чем третья. Поскольку пери-
натальный опыт подсказывает возможность освобождения через
усиление болезненных ощущений и взрывное освобождение (ро-
ды), среди суицидальных фантазий и действий этой категории
Гроф отмечает смерть под колёсами поезда, автокатастрофы, пе-
ререзание горла, выстрел в голову, закалывание себя ножом,
прыжок из окна, с башни или обрыва.
Гроф считает, что даже анестезия во время родов влияет на
выбор способа самоубийства. «Тяжёлая анестезия» во время ро-
дов якобы приводит к «программированию на клеточном уровне»
поиска выхода из стрессовых ситуаций в наркотическом состоя-
нии и наркотической смерти.
*
Глубинные исследования психики были начаты ещё до ис-
следований Грофа в аналитической психологии Карлом Юнгом и
его последователями. Они сделали много интересных наблюде-
ний и выводов, позволяющих понять глубинную основу влечения
к смерти в целом и суицидального поведения в частности.
Ученик Юнга Эрих Нойман заметил, что в процессе онтоге-
неза индивидуальное сознание постепенно проходит те же ста-
дии, что и развитие сознания человечества в целом
171
. Подобно
тому, как наше тело, развиваясь из эмбриона в зрелую особь, по-
степенно проходит стадии эволюции живого (обладая на опреде-
лённых этапах онтогенеза хвостом и жабрами), наше сознание в
своём развитии подчиняется той же этапности. Каждой стадии
эволюции сознания соответствуют определённые мифы, сформи-
рованные на основе глубинных потребностей этой стадии и на-
оборот.
Мифологические стадии эволюции сознания начинаются с
того, что наше Я полностью принадлежит бессознательному, и
ведут к такому состоянию, когда Я не только осознаёт своё соб-
171
См.: Нойман Э. Происхождение и развитие сознания /Пер. с англ.— М., 1998.—
464 с.
270
ственное положение и героически его отстаивает, но и обретает
способность расширять свои границы.
Первый цикл мифов, соответствующий начальной стадии
развития,— мифы сотворения. В начале почти всех мифов суще-
ствует совершенство и целостность. Мир и психика едины. Пока
ещё не существует мыслящего, рефлектирующего, осознающего
себя Эго. Психика открыта миру и тождественна ему. У многих
народов и во многих религиях сотворение мира происходит как
сотворение света. Появление и пробуждение сознания, прояв-
ляющего себя как свет в противоположность тьме бессознатель-
ного, является истинным «предметом» и подоплёкой мифов о со-
творении. Начало этого процесса мифологически представляется
как начало мира, возникновение света, без которого ни один про-
цесс, происходящий в мире, не был бы виден.
Графическими символами изначального совершенства явля-
ются замкнутые на себе, не имеющие ни начала, ни конца круг,
окружность, сфера, они — изначальное совершенство, мировое
яйцо, породившее весь мир.
…Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось…
172
В мировом яйце находится изначальное единство противопо-
ложностей, взаимно перетекающих друг в друга: чёрное и белое,
день и ночь, небо и земля, мужское и женское, например в китай-
ском символе инь-ян или свернувшейся кольцом змее и драконе
начала (уроборос, кусающий собственный хвост).
Эти символы показывают одновременно зарю человечества и
раннюю стадию развития ребёнка. Это время существования в
раю, время до рождения Я, время полной бессознательности и
«плавания в океане нерождённого».
Всё глубокое (пропасть, долина, земля, море и морское дно,
фонтаны, озёра и бассейны, почва, потусторонний мир, пещера,
дом и город) — части этого архетипа. Всё большое и охваты-
172
Калевала: карело-финский народный эпос.—Петрозаводск, 1978.—Т. 1.— С. 15.