Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4913

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

266

ведомо  нелепые  попытки  объяснить  форму  птичьего  гнезда, ис-
ходя только из того строительного материала, который окружает
птицу.

Первая  базовая  перинатальная  матрица (амниотическая  все-

ленная) — это исходный симбиотический  союз в утробе с мате-
рью без чётких границ себя, времени, пространства и пережива-
ние  особого «океанического» чувства. Это  тот  достаточно  дли-
тельный  период, когда  ребёнок  безмятежно  существует  в  мате-
ринском организме.

Далее  начинается  процесс  биологических  родов, и  поэтому

вторая  перинатальная  матрица  связана  с  ощущением  надвигаю-
щейся смертельной опасности и тревогой.

Третья  перинатальная  матрица (прохождение  по  родовым

путям) — это боль, давление, удушье и переживание «вулканиче-
ского экстаза».

Появление  на  свет  соответствует  четвертой  перинатальной

матрице — это роды и переживание полного уничтожения и воз-
рождения.

Гроф считает, что опыт, полученный младенцем в самом ран-

нем  детстве  существенным  образом  определяет  его  дальнейшую
жизнь. В частности, он считает, что феномен алкоголизма и нар-
комании связан с первой симбиотической перинатальной матри-
цей. «Фундаментальной  характеристикой  алкоголиков  и  нарко-
манов, глубочайшим мотивом к принятию токсических препара-
тов является всепоглощающая жажда пережить снова блаженное
недифференцированное единство»

170

,— пишет Гроф.

На  уровне  индивидуального  жизненного  пути  этот  процесс

очевидным образом связан с избыточной заботой о ребёнке в пе-
риод младенчества, с одной стороны, и избыточной требователь-
ностью  к  нему  в  период  юности — с  другой, когда  обволаки-
вающая  родительская  сверхзабота  внезапно  сменяется  настоя-
тельными  требованиями  занять  своё  место  в  обществе, принять
на себя обязательства и соответствовать внешним требованиям.

Эти  процессы  на  внешнеповеденческом  уровне  ранее  уже

были  описаны  Меннингером. Он  привёл типичные примеры не-
адекватного  поведения  родителей  пациентов-алкоголиков. Так,

170

 Гроф С. За пределами мозга /Пер. с анг.— М., 1993.— С. 293.


background image

267

одна мать кормит своего ребёнка грудью до трёх лет, потому что
это  доставляет  ей  удовольствие, а  когда  кормление  грудью  ста-
новится для неё обременительным, она измазывает грудь сажей и
пугает  его  до  смерти. Другая  мать «носится  с  младенцем  как  с
писаной  торбой», а  когда  он  подрастает, внезапно  лишает  его
ласк, которые стали к тому времени для ребёнка привычными. Не
отстают в этом плане и отцы. Отец моего пациента, «добившийся
в жизни всего сам», после рождения сына окружил его всепогло-
щающей  заботой  и вниманием, бессознательно компенсируя всё
то, чего не имел в детстве и юности (многие родители при этом
совершенно  сознательно  поступают  подобным  образом, потакая
несамостоятельности  своих  детей  и  аргументируя  это: «ещё  на-
мучается», «ещё  успеется»). Понимая  неадекватность  своего  по-
ведения, отец  моего  пациента  создал  себе «оправдательную»
теорию  тяжёлой  болезни  сына, из-за  которой  тот  не может  и  не
должен самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
После  достижения  подросткового возраста, когда, помимо жела-
ний отца, социальные требования к сыну резко возросли, неспо-
собный им соответствовать сын стремительно окунулся в пучину
наркотиков, начав с марихуаны и закончив героином. Бесчислен-
ные попытки отца в социальном смысле «поставить сына на но-
ги» неизбежно заканчивались одним и тем же: «ноги» не выдер-
живали, и  сын  вновь  возвращался  состоянию  наркотического
блаженства. При  этом  он  неожиданно  для  себя  получил  и  вто-
ричную выгоду: отец, который до этого настойчиво пытался «со-
циализировать» его, после того как  узнал о зависимости от нар-
котиков, вновь получил законное основание «взять его на руки»,
как «больного  ребёнка», и  в  беседах  со  мной  часами  развивал
различные концепции сопоставимости героиновой зависимости с
диабетом, когда пациент не может жить без инсулина точно так
же, как его сын не может жить без наркотиков и… него.

Гроф пишет, что алкоголь и наркотики отражают «бессозна-

тельную потребность отменить сам процесс рождения и вернуть-
ся в утробу». Алкоголь  и наркотики, подавляя различные болез-
ненные  эмоции  и  ощущения, приводят  человека  в  состояние
диффузного  сознания  с  безразличием  к  настоящим  и  будущим
проблемам. Отсюда иногда не понимаемое стремление пациентов


background image

268

не просто употреблять алкоголь, а напиться до бессознательного
состояния, «выключиться», «вырубиться» и общая тенденция пе-
рехода от более «мягких» наркотиков к более «жёстким».

Гроф считает, что за потребностью многих людей в наркоти-

ках  или  алкоголе  скрывается  потребность  разрушить  и  перейти
собственные границы (потребность в трансценденции). Путь ал-
коголика  или  наркомана  к  полному  падению, а  затем  возрожде-
нию  часто  становится  процессом  смерти  Эго, а затем возрожде-
ния, путём  к  самости. Каждый  алкоголик  или  наркоман  идёт  к
полному  эмоциональному, физическому  и  духовному  самоунич-
тожению. Когда возникает такое состояние, самоубийство кажет-
ся иногда единственным выходом. Человек не осознаёт, что этот
процесс  внутреннего  умирания  может  быть  поворотной  точкой,
возможностью  смерти  Эго  перед  целительным  рассветом, а  не
полным распадом.

*

Вслед за Фрейдом и Меннингером Гроф считал, что в основе

таких  масштабных  явлений, как  самоубийство, самоувечье  и
сходных  с  ними  должны  лежать  феномены  сопоставимого  мас-
штаба  и  значимости. Он  высказывает  предположение, что  даже
на  характер самоубийства может влиять ранний опыт пережива-
ний, связанный с описанными им перинатальными матрицами.

Самоубийства  первого  типа  или  ненасильственные  само-

убийства  схожи  с  зависимостью  от алкоголя  и  наркотиков  и  от-
ражают  бессознательное  стремление  самым  лёгким  путём  вер-
нуться из состояния второй матрицы (начало родов) в состояние
первой (внутриутробное существование) и достичь  недифферен-
цированного  состояния «океанического  сознания». Мягкие  фор-
мы  суицидальных  идей  этого  типа  проявляются  в  желании  не
существовать, погрузиться в глубокий сон, забыть обо всём и ни-
когда  не  просыпаться. Действительные  планы  и  попытки  само-
убийства  включают  применение  больших  доз  снотворного  или
транквилизаторов, вдыхание углекислого газа, утопление, вскры-
тие вен в тёплой воде и замерзание в снегу.

Самоубийство  второго  типа, или  насильственное  самоубий-

ство, связано  с  третьей  перинатальной  матрицей (прохождение


background image

269

по родовым путям). Для человека под влиянием третьей матрицы
возврат  в  океаническое  состояние  не  возможен, поскольку  путь
туда  лежит  через  адскую  безвыходную  ситуацию  второй  матри-
цы, которая  психологически  хуже, чем  третья. Поскольку  пери-
натальный  опыт  подсказывает  возможность  освобождения через
усиление болезненных ощущений и взрывное освобождение (ро-
ды), среди  суицидальных  фантазий  и  действий  этой  категории
Гроф отмечает смерть под колёсами поезда, автокатастрофы, пе-
ререзание  горла, выстрел  в  голову, закалывание  себя  ножом,
прыжок из окна, с башни или обрыва.

Гроф считает, что даже  анестезия  во  время родов влияет на

выбор  способа  самоубийства. «Тяжёлая  анестезия» во время ро-
дов якобы приводит к «программированию на клеточном уровне»
поиска выхода из стрессовых ситуаций в наркотическом состоя-
нии и наркотической смерти.

*

Глубинные  исследования  психики  были  начаты  ещё  до  ис-

следований Грофа в аналитической психологии Карлом Юнгом и
его  последователями. Они  сделали  много  интересных  наблюде-
ний и выводов, позволяющих понять глубинную основу влечения
к смерти в целом и суицидального поведения в частности.

Ученик  Юнга Эрих Нойман заметил, что в процессе онтоге-

неза  индивидуальное  сознание  постепенно  проходит  те  же  ста-
дии, что  и  развитие  сознания  человечества  в  целом

171

. Подобно

тому, как наше тело, развиваясь из эмбриона в зрелую особь, по-
степенно проходит стадии эволюции живого (обладая на опреде-
лённых этапах онтогенеза хвостом и жабрами), наше сознание в
своём  развитии  подчиняется  той  же  этапности. Каждой  стадии
эволюции сознания соответствуют определённые мифы, сформи-
рованные  на  основе  глубинных  потребностей  этой  стадии  и  на-
оборот.

Мифологические  стадии  эволюции  сознания  начинаются  с

того, что  наше  Я  полностью  принадлежит  бессознательному, и
ведут к такому состоянию, когда Я не только осознаёт своё соб-

171

 См.: Нойман Э. Происхождение и развитие сознания /Пер. с англ.— М., 1998.—

464 с.


background image

270

ственное  положение  и  героически  его  отстаивает, но  и  обретает
способность расширять свои границы.

Первый  цикл  мифов, соответствующий  начальной  стадии

развития,— мифы сотворения. В начале почти всех мифов суще-
ствует совершенство и целостность. Мир и психика едины. Пока
ещё  не  существует  мыслящего, рефлектирующего, осознающего
себя  Эго. Психика  открыта миру и тождественна ему. У многих
народов  и  во  многих  религиях  сотворение  мира происходит как
сотворение  света. Появление  и  пробуждение  сознания, прояв-
ляющего  себя как  свет в  противоположность тьме бессознатель-
ного, является истинным «предметом» и подоплёкой мифов о со-
творении. Начало этого процесса мифологически представляется
как начало мира, возникновение света, без которого ни один про-
цесс, происходящий в мире, не был бы виден.

Графическими  символами  изначального  совершенства  явля-

ются замкнутые на себе, не имеющие ни начала, ни конца круг,
окружность, сфера, они — изначальное  совершенство, мировое
яйцо, породившее весь мир.

…Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось…

172

В мировом яйце находится изначальное единство противопо-

ложностей, взаимно перетекающих друг в друга: чёрное и белое,
день и ночь, небо и земля, мужское и женское, например в китай-
ском символе инь-ян или свернувшейся кольцом змее и драконе
начала (уроборос, кусающий собственный хвост).

Эти символы показывают одновременно зарю человечества и

раннюю  стадию  развития  ребёнка. Это  время  существования  в
раю, время  до  рождения  Я, время  полной  бессознательности  и
«плавания в океане нерождённого».

Всё глубокое (пропасть, долина, земля, море и  морское дно,

фонтаны, озёра  и  бассейны, почва, потусторонний  мир, пещера,
дом  и  город) — части  этого  архетипа. Всё  большое  и  охваты-

172

 Калевала: карело-финский народный эпос.—Петрозаводск, 1978.—Т. 1.— С. 15.