Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8437

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131

столбца — справа от столбца, содержащего ключ по основной диагно-

стической шкале С. Если в строке k+1 зафиксированы баллы, подсчи-

танные  по  основному  ключу, то  в  строке k+2 - баллы, подсчитанные
по  ключу  для  шкалы  лжи. Баллы  Х

k+2

  отражают  величину  тенденции

диссимуляции (социальной  желательности) у  данного  испытуемого
(низкие значения Х

k+2

 отражают тенденцию симуляции асоциальности

или агравации - отягощения психической дезадаптации).

Рис. 15 Схематическое  представление  таблицы «пункты

(t) - испытуемые (S)», вектора суммарных баллов Х

k+1

, вектора

с  баллами  по  шкале лжи  Х

k+2

,  вектора  С  со  значениями  ключа

по основной шкале, вектора L с ключом по шкале лжи

Для успешного использования шкалы лжи пункты, относящиеся

к этой шкале (имеющие ненулевые значения L), должны быть переме-
шаны в тестовом буклете с пунктами-вопросами, тестирующими основ-

ное психическое свойство (в противном случае -если все они собраны

вместе - достоверность искусственно возрастает).

Оценка достоверности пунктов достигается с помощью статисти-

ческой процедуры, аналогичной процедуре измерения внутренней ва-
лидности пунктов (надежности-согласованности - см. раздел 3.2): если

при  измерении  внутренней  валидности  следует  прокоррелировать  ка-
ждую строку 1, 2,..., k со строкой k+l, то при измерении достоверности

следует  прокоррелировать  каждую  строку 1, 2,..., k со  строкой k+2
(подходят точечно-бисериальный или четырехклеточный коэффициен-


background image

132

ты  корреляции). Наиболее  высокие  по  модулю  значения  корреляции

должны быть получены в этом случае для пунктов, из которых состав-

лена  сама  шкала  лжи (это  подтверждает  ее  консистентность, диффе-
ренцирующую  силу  для  данной  выборки). Положительная  значимая

корреляция для г (t

i

., Х

k+2

) пункта из основной шкалы С

i

¹

О указывает

на то, что данный пункт оказывается «прямым» по шкале социальной

желательности; отрицательная значимая корреляция указывает на то,
что данный пункт является «обратным» по этой шкале.

При  подготовке  особенно  значимого  психодиагностического  об-

следования, в  котором  надо  принципиально  исключить  всякую  воз-

можность  преднамеренной  фальсификации  результатов, следует  до-

полнить критерий оценки достоверности с помощью особой шкалы лжи
еще  одним  критерием, основанным  на  использовании «фальсифици-

рующей инструкции», Для этого после обычной инструкции той же са-
мой пилотажной выборке психолог дает инструкцию: «А теперь снова

выполните задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть
максимально  благоприятно  в  глазах  большинства  других  людей». В

результате применения такой инструкции психолог получает дополни-
тельную  таблицу, аналогичную  таблице  на  рис. 15, только  содержа-

щую  фальсифицированные  данные. В  таком  случае  кроме  подсчета
очень  грубого  индекса «желательности» по  формуле (3.3.2) у  психо-

лога  возникает  возможность  поэлементного  сравнения  ответов  испы-

туемых на один и тот же вопрос в обычной и фальсифицированной ди-
агностических  ситуациях. Очевидно, что  недостоверным  следует  счи-

тать  вопрос,  ответы  на  который  будут  изменены  в  фальсифицирован-
ной  ситуации  в  определенном  систематическом  направлении. Здесь

пригодится  простейший  критерий  значимости  изменений, основанный
на распределении «хи-квадрат» (Рунион Р., 1982, с. 57-61). Для каж-

дого пункта строится четырехклеточная матрица сопряженности:

«После»

+

-

«До» +

Здесь в клеточке А указана частота сохранения ответа «верно»

на  некоторый  /-и  вопрос  (из  76  ответивших  «верно»  таких  оказалось

А=40

В=36

С=22

D=48


background image

133

только 40 испытуемых), в  клеточке  В - частота  изменения  ответа

«верно» на ответ «неверно» и т. д. Как видим, смена инструкции при-

вела к значительным изменениям. Но для оценки значимого направле-
ния  этих  изменений  автор  критерия  Макнимар  предложил  сравнивать

между  собой  по  критерию  «хи-квадрат»  только  элементы  В  и  С  этой
матрицы:

C

B

C

B

e

x

+

-

-

=

2

)

1

(

2

(3.3.3)

где

2

e

x

 - вычисленное  эмпирическое  значение  статистики  хи-

квадрат

с  одной  степенью  свободы. Для  нашего  примера

2

e

x

=2,91, что

ниже, чем  граничное  значение

2

гр

x

 =3,84, и, следовательно, нулевая

гипотеза  об  отсутствии  значимых  направленных  изменений  не  может

быть отвергнута - пункт не является значимо нагруженным артефакт-
ным фактором социальной желательности и может быть включен в ди-

агностический вариант теста-опросника без изменений.

По результатам такого исследования удобно составить табличку

К

´

2:  в  первом  столбце  -показатели  корреляции  пунктов  со  шкалой

лжи, во  втором - показатели  значимости  изменений  при  переходе  к
фальсификации. Безусловно  достоверными  можно  считать  только  те

пункты, которые не получили значимых

:

коэффициентов ни в первом,

ни во втором столбце. Если таких пунктов оказывается слишком мало

для  составления  надежной  шкалы  и  если  среди  недостоверных  пунк-
тов  достаточно  много  таких, которые  обладают  существенной  внут-

ренней (корреляция  с  суммарным  баллом  по  основной  шкале) или

внешней (корреляция  с  критерием) валидностью, то  следует  прибег-
нуть к тактике балансирования: ввести в основную шкалу одинаковое

количество «прямых» и «обратных» пунктов по шкале социальной же-
лательности так, чтобы все четыре квадранта на рис. 13 были запол-

нены пунктами равномерно (среди «прямых» по основной шкале было
бы  поровну «прямых» и «обратных» по  желательности, и  среди «об-

ратных» по основной - также поровну).


background image

134

Без указанных предосторожностей тест-опросник неизбежно бу-

дет  давать  систематическое  искажение  результатов (в  сторону  по-

вышения или понижения баллов по основной шкале) всякий раз, когда
испытуемый  будет  квалифицировать  диагностическую  ситуацию  как

ситуацию экспертизы.

Указанные  проблемы  и  приемы  обеспечения  достоверности  от-

носятся  не  только  к  тест-опросникам,  но  и  к  другим  техникам  стан-
дартизованного  самоотчета, подверженным  мотивационным  искаже-

ниям. Существует теоретическая возможность преодолеть все эти про-
блемы. Но  на  практике  это  оборачивается  огромной  эмпирико-

методической работой.

Другой путь - управление процессами категоризации в ходе са-

мой  диагностики. В  так  называемой «репертуарной  модификации»

тест-опросника  испытуемому  специально  предлагают  выполнять  тест
не  только  от  своего  имени, но  и  от  имени  определенного  репертуара

ролей: «большинство людей», «моральный человек», «преуспевающий
человек» и т. п. (Шмелев А. Г. и др., 1984). Извлечение практических

выгод  из  подобной  модификации  обусловлено  возможностью  компь-
ютерной  обработки  результатов  либо  сразу  же  после  тестирования,

либо даже в ходе самого тестирования (см. раздел 3.6).

Порядок  действий  психолога  при  проверке  валидности. Очень

трудно  выделить  универсальный  алгоритм  работы  психолога  по  про-

верке валидности, ибо существуют различные подходы к обеспечению
валидности, обусловленные теоретико-методологическими различиями

определенных  психологических  школ. Для  прагматически  ориентиро-
ванных  тестологов (каковыми  традиционно  являлись  до  недавнего

времени почти все англо-американские специалисты) главный момент
- поиск операционально строго заданного социально-прагматического

критерия валидности, по отношению к которому диагностические тес-
ты и их составные части (пункты) подбираются как бы автоматически -

в  ходе  эмпирико-статистических  процедур  сбора  и  корреляционного

анализа результатов. Но, конечно, неверно было бы приписывать это-
му  подходу «бездумность  в  опоре  на  статистику»: ведь  статистика

только тогда  позволяет  выявить  валидное подмножество  пунктов, ко-
гда  исходное  множество  подобрано  не  случайно - с  использованием

априорных  корректных  содержательно-психологических  представле-


background image

135

ний.

Современные методологи психологического тестирования факти-

чески единодушно приходят к признанию (как наиболее оптимальной)
рационально-эмпирической  стратегии  конструирования  теста  и  про-

верки валидности. Перечислим этапы этой стратегии.

1. Теоретический  анализ  диагностического  конструкта, разра-

ботка  теоретической  концепции  тестируемого  психического  свойства.
Выявление (с  использованием  литературы) системы  взаимосвязанных

диагностических  конструктов, внутри  которой  новый диагностический
конструкт  характеризуется  определенными  структурно-функциональ-

ными  связями  и  отношениями. Прогнозирование  результатов  корре-

ляционных экспериментов по проверке конструктной валидности.

2.  Выделение  составных  частей  теоретического  конструкта,

формулирование  системы «эмпирических  индикаторов» - операцио-
нально  однозначных  показателей, фиксирующих  проявление  конст-

рукта  в  различных  поведенческих  ситуациях. Конструирование  пунк-
тов теста.

3.  Формулирование  релевантного  социально-прагматического

критерия для проверки валидности.

4.  Планирование  и  проведение  корреляционного  исследования

(или  квазиэксперимента) на  специально  подобранной  выборке  испы-

туемых, для которых известно значение критериального показателя, а

также результаты по родственным психологическим тестам. При необ-
ходимости  на  этих  испытуемых  проводятся  дополнительные  тесты  с

целью  получить  возможность  корреляционной  проверки  конструктной
валидности  теста (экспертные  оценки  в  данном  случае  рас-

сматриваются  в  статусе  одной  из  возможных  параллельных  процедур
получения критериальной или психологической информации). Оценка

валидности эмпирических индикаторов.

5.  Исследование достоверности результатов (если используется

самоотчет  и  диагностическая  ситуация  может  быть  воспринята  ис-

пытуемыми с настороженностью). Оценка достоверности эмпирических
индикаторов.

6. Отсев пунктов, не удовлетворяющих критериям валидности и

достоверности. Измерение  надежности  для  сокращенной  шкалы, со-

стоящей  только  из  валидных  пунктов. Если  надежность  оказывается