ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8441
Скачиваний: 53
146
условия (при успехе на первом экзамене от остальных вступительных
экзаменов медалист освобождается), лица с удовлетворительным
средним баллом допускаются к конкурсным вступительным экзаменам
и сдают все экзамены; наконец, лица с неудовлетворительным сред-
ним баллом могут вообще не допускаться к вступительным экзаменам.
На этом примере видно, что средний балл аттестата используется как
некоторый показатель «теста», в соответствии с которым абитуриентов
разделяют на три категории, по отношению к которым неявно приме-
няется «порядковый» прогноз: предполагается, что медалисты будут
успешнее обычных выпускников школ, а обычные выпускники - ус-
пешнее тех, кто учился в школе очень слабо.
«Порядковый» прогноз сохраняет свою эффективность не только
в статических условиях, но и в условиях таких динамических измене-
ний объектов прогнозирования, при которых порядковая структура
оказывается неизменной. Предположим, что в
:
ходе обучения в вузе
все студенты по мере более глубокого ознакомления с предметом ис-
пытывают нарастающий интерес к своей специальности, но если по-
рядковая структура сохраняется (Х
а
продолжает превышать X
b
, не-
смотря на то что X
b
приближается к Х
а
), то «порядковый» прогноз все
равно остается корректным.
Линейные и порядковые прогностические стратегии на практике
применяются не к одномерным, а к многомерным данным. Среди мате-
матических моделей прогнозирования до сих пор наибольшей попу-
лярностью пользуются относительно простые (а иногда и нео-
правданно упрощенные) регрессионные модели.
При этом для многомерного случая задача психометриста сво-
дится к построению уравнения множественной регрессии:
Y= ß
1
X
1
+ ß
2
X
2
…..+ ß
i
X
i
+ ß
k
X
k
(3.5.1)
где Y- прогнозируемая переменная (критерий прогностической
ва-лидности);
X
i
- значение
i
-го тестового показателя из рассматриваемой ба-
тареи тестовых показателей;
ß
i
, - значение весового коэффициента, указывающего, на сколь-
ко (в единицах стандартных отклонений) изменяется прогнозируемая
147
переменная при изменении тестового показателя X
i
.
Для составления указанного уравнения требуется произвести
«упреждающее» измерение тестовых показателей по отношению к
критериальному показателю Y, измерение которого производится по
истечении некоторого отрезка времени
D
T, называемого в прогнози-
ровании периодом упреждения.
Общая эффективность прогноза на основе регрессионного урав-
нения оценивается с помощью подсчета коэффициента множественной
корреляции R
2
(Суходольский Г. В., 1972) и последующей оценки его
значимости по критерию Фишера:
)
1
)(
2
1
(
)
1
(
2
-
-
-
-
=
K
R
K
N
R
e
F
(3.5.2)
где
e
F
- эмпирическое значение статистики Фишера со степеня-
ми свободы V
1
= k и У
2
= N-k;
N— количество индивидов;
k - количество тестовых показателей.
Не следует забывать, что основой применения этой модели про-
гноза является экстраполяция - предположение о том, что на новом
отрезке времени
D
T’ будут действовать те же тенденции связи пере-
менных, что и на отрезке
D
T, на котором прежде измерялись весовые
коэффициенты ß
i
. Не следует также забывать, что корректность про-
гноза обусловлена периодом упреждения: для больших (или меньших)
D
T использование уравнения (3.5.1) может оказаться некорректным.
Прогностические возможности указанного метода ограничены
однократностью измерения тестовых показателей .X
1
, Х
2
..., X
k
. В силу
однократности измерения этот метод оказывается эффективным опять-
таки только по отношению к самым универсальным и статическим по-
казателям (таким, например, как интегральные свойства темперамента
или нервной системы), обеспечивающим очень грубый, веро-
ятностный, приближенный прогноз.
В некоторых случаях эффективность этого метода может суще-
ственно повыситься, если использовать хотя бы двукратное (с неболь-
шим интервалом в две-три недели) измерение системы показателей Х
1
148
Х
2
,..., X
k
. Уже таким способом можно, например, учесть вклад фактора
«усвоение знаний» в прогнозирование мотивационной вовлеченности
(уровня интереса) студента в свою специальность. Повторное измере-
ние (например, через месяц после начала обучения в вузе) позволяет
выявить, в каком направлении действует фактор «усвоение знаний» в
своем влиянии на уровень интереса данного студента: может оказать-
ся, что в результате разнонаправленного действия этого фактора не-
мало пар студентов уже через месяц поменяются местами в ранговом
ряду по уровню интереса (Х
а
< Х
b
). В этом случае в уравнение (3.5.1)
целесообразно ввести не статический показатель X
i
a простейший ди-
намический показатель
D
Х
i
, =
0
1
t
i
X
t
i
X
-
. Кроме того, не исключена
возможность одновременного использования в уравнении (3.5.1) и
статических X
i
. и динамических
D
Х
i
. показателей; тогда разра-
ботанная модель прогноза будет учитывать как достигнутый уровень
(экстраполировать статику), так и намечающиеся тенденции (экстра-
полировать тенденции).
Приведем еще один содержательный пример. Многочисленные
эмпирические исследования по прогнозированию супружеской со-
вместимости (Обозов Н. Н., 1979) показали неудовлетворительно низ-
кий уровень надежности прогноза на основе таких показателей, как
однократно измеренный уровень сходства (темперамента, мотивов, ин-
тересов, ценностных ориентации) или взаимодополнительности психи-
ческих свойств будущих супругов. Но эту надежность можно сущест-
венно повысить, если ввести в уравнение (3.5.1) показатели типа
D
Х.. В данном случае содержательно-психологический смысл этих по-
казателей будет заключаться в следующем: они указывают на то, в
каком направлении действует на уровень сходства (совместимости)
опыт взаимодействия будущих супругов. Потенциально несовместимые
супруги в ходе взаимодействия (за период помолвки), как правило,
дивергируют в своих показателях (например, имеющиеся незначи-
тельные акцентуации характера взаимно усиливаются). И наоборот,
потенциально совместимые супруги могут очень быстро конвергиро-
вать: оказывается достаточным проведение одного-двух обсуждений с
участием психолога по спорным вопросам, чтобы сблизиться в пред-
ставлениях о желаемом семейном укладе и образе жизни.
149
Более сложные математические методы прогнозирования (на-
пример, учитывающие циклическую динамику объектов) пока еще
редко используются в психодиагностике, так как требуют частых мно-
гократных измерений системы тестовых показателей, что оказывается
невозможным по чисто практическим причинам. Тем не менее уже се-
годня можно твердо констатировать недостаточность линейных мо-
делей прогнозирования. Для ознакомления с рядом других подходов к
прогнозированию мы рекомендуем психологам обратиться к руко-
водству «Рабочая книга по прогнозированию» (М., 1982).
Остановимся теперь более подробно на подходе, который ныне
представляет собой реальную альтернативу ограниченным линейным
статистическим моделям и позволяет строить эффективный прогноз
для более сложных зависимостей между прогнозируемыми (зависимы-
ми) и прогнозирующими (независимыми) переменными. Этот подход,
по традиции, принято называть распознаванием образов, так как раз-
работка его математического аппарата была во многом стимулирована
инженерными задачами конструирования искусственных систем зре-
ния, слуха, других органов чувств (Распознавание образов. М., 1970).
В психодиагностике роль «элементарных сенсорных данных»
выполняют первичные тестовые показатели X
1
Х
2
,..., X
k
, а роль «об-
раза» (выходного сигнала системы) - соответствующая диагностичес-
кая категория. Таким образом, по существу, распознавание образов
1
и
есть диагностика в широком смысле.
Поясним специфику подхода на простейшем схематическом при-
мере. Пусть Р
у
-вероятность такого типового критерия оценки студен-
тов, как успеваемость, Х
1
- уровень интереса к специальности, выяв-
ленный у абитуриента, Х
2
- уровень его знаний о специальности.
На рис. 16 точки X
1
= 0 и Х
2
= 0 - медианные значения соответ-
ствующих тестовых показателей. В данном упрощенном примере в ста-
тусе «образа» выступает каждый из четырех квадрантов диагнос-
тического пространства. Для предсказания Р
у
мы не можем построить
линейной комбинации Х
1
и Х
2
, какие бы коэффициенты ß
1
, и ß
2
мы ни
взяли. Для предсказания Р
y
мы должны зафиксировать попадание ин-
дивида в заданную область пространства параметров. «Образ», или
1
Этот подход включает в себя линейные модели как частный случай.
150
диагностическая категория, и есть на геометрическом языке опреде-
ленная область в пространстве параметров.
Рис. 16. Зависимость вероятности критериального собы-
тия р и диагностических параметров X
1
и Х
2
С точки зрения распознавания образов, предварительная задача
диагностики (предваряющая практические задачи) – определить гра-
ницы диагностических категорий - областей в пространстве парамет-
ров, которым эмпирически корректно могут быть приписаны некото-
рые пороговые (качественно специфичные) значения прогнозируемого
критериального показателя. Это задача построения «разделяющего
правила» (или «решающего правила»). Точность такого разделения и
предопределяет прогностическую валидность методики на данной со-
вокупности испытуемых в данной диагностической ситуации.
Репрезентативность выборки при этом определяется степенью
изменения точности разделения при увеличении совокупности обсле-
дованных. Влияние того или иного параметра на точность разделения
определяет «вес», с которым входит данный параметр в задачу диаг-
ностики.
Построение формальной процедуры разделения может произво-
диться по-разному. В простейшем случае - это сравнение тестового
показателя с некоторым порогом. В более сложных случаях применя-
ются методы дискриминантного анализа, позволяющие описывать
«разделяющие правила» (границы диагностических областей в про-
странстве параметров) в виде сложных функций сразу от нескольких
параметров.
Применение определенного метода для решения задачи по-
строения системы диагностических категорий определяется несколь-