ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8445
Скачиваний: 53
156
3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПСИХОЛОГА
Для эффективного развития практической психодиагностики се-
годня требуется резкое повышение психометрической культуры всех
психологов, использующих измерительные психодиагностические ме-
тодики. Методами рестандартизации теста, простейшими приемами
проверки надежности и валидности должны владеть все психологи.
До сего дня сохранилось не вполне оправданное разделение (и
даже противопоставление) психологов, считающих себя специалис-
тами в области клинических методов, и психологов, считающих себя
специалистами по тестированию. Но в большинстве реальных прак-
тических ситуаций требуется сочетание этих методов. Клинические,
диалогические методы необходимы на начальных этапах работы в за-
данной области для того, чтобы психолог сумел построить ясное со-
держательное представление о предмете психодиагностики. Они также
необходимы в особых спорных случаях, требующих индивиду-
ализированного подхода. Но когда от психолога требуется проведение
ускоренных, массовых обследований, обращение к некоторым стан-
дартизованным, измерительным методикам становится неизбежным.
Здесь требуется психометрическая грамотность в подборе такого рода
методик: нельзя использовать методики, о которых неизвестно, какого
рода психометрической отладке они подвергались.
Всеобщая психометрическая грамотность психологов не исклю-
чает выделения из их среды специалистов особого рода - психологов-
психометристов, профессионально занимающихся психометрическим
обеспечением психодиагностики. Поэтому целесообразно привести
здесь два списка нормативных требований - к психологу и к психоло-
гу-психометристу.
Требования к психологу:
1. Психолог должен уметь квалифицированно разбираться с пси-
хометрической документацией в методической литературе по психо-
диагностике, должен знать, какие психометрические характеристики
теста должны указать его разработчики, в какой степени эти психо-
метрические характеристики соответствуют типу теста, с одной сто-
роны, и актуальной задаче, для которой его требуется использовать, с
157
другой. Например, в тех случаях, когда требуется использовать тест
для прогноза со значительным упреждением, а сведений о проверке
прогностической валидности не получено, тест не может считаться го-
товым для решения данной задачи.
2. Психолог должен правильно определить, в какой мере извест-
ные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его си-
туации с учетом контингента испытуемых и типа диагностической си-
туации, существует ли ситуация «внутрикультурного переноса» и нуж-
на ли рестандартизация тестовых норм. При необходимости психолог
должен уметь самостоятельно практически произвести рестандартиза-
цию, построив и проанализировав распределение тестовых баллов.
3. Психолог должен уметь самостоятельно собирать данные,
проводить корреляционную обработку и измерять эмпирическую ва-
лидность -эффективность методики по отношению к заданному крите-
рию. При необходимости психолог должен уметь самостоятельно кон-
кретизировать операциональные индикаторы критериальной инфор-
мации.
4. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление
слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой не-
обходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу
статистически.
5. Психолог обязан вести двойную документацию: все копии
протоколов он должен быть готов передать в головную методическую
организацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения
общего банка данных и совершенствования психометрических харак-
теристик методики. Все модификации, вносимые в методику (форму-
лировку инструкции, отдельных вопросов, последовательность предъ-
явления), психолог должен согласовывать с головной методической
организацией, так как самодеятельное введение на местах раз-
нообразных частных модификаций влечет за собой утрату психомет-
рической чистоты получаемых результатов, не ускоряет, а замедляет
создание модификаций, адаптированных к специфическим условиям и
обладающих необходимыми психометрическими свойствами. Тща-
тельное соблюдение заданных методических стандартов — необходи-
мый атрибут психометрической культуры психолога.
6. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять
158
уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсифика-
цию тестовых данных испытуемыми, должен уметь корректно отсеи-
вать недостоверные протоколы, статистически фиксировать достиже-
ние приемлемого уровня достоверности для массовых результатов в
групповой психодиагностике.
7. Психолог должен овладевать приемами сложного количест-
венного подсчета косвенных тестовых показателей, а также инте-
гральных показателей, требующих агрегирования многообразной чи-
словой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту
(или психологу-психометристу) для проведения расчетов на компью-
тере.
Психолог-психометрист должен уметь:
1. Самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по
психометрическому конструированию или адаптации психодиагности-
ческих методик: проверку надежности и валидности на уровне отдель-
ных пунктов теста, отсев ненадежных и невалидных пунктов, пост-
роение и анализ распределения тестовых баллов, составление мате-
матических уравнений для прогнозирования или «решающего прави-
ла» для распознавания.
2. Организовывать хранение и обработку психодиагностических
данных на компьютере, владеть навыками работы на компьютере в
рамках стандартных операционных систем, знать структуру исполь-
зуемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами дан-
ных.
3. Организовать работу психологов-психодиагностов по ведению
документации к используемым методикам, по соблюдению методи-
ческих стандартов, по сведению и интеграции результатов в общие
банки психодиагностической информации.
4. Вести картотеку методик в рамках заданной области (отрасле-
вой психологической службы), тщательно иерархизируя методики по
уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку мето-
дических материалов и методических рекомендаций по использованию
стандартизованных методик.
В заключение отметим, что развивающаяся психодиагностичес-
кая практика неизбежно расширит приведенные здесь перечни тре-
бований..
159
ГЛАВА 4 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Иерархическое многомерное определение черты. Подавляющее
большинство психодиагностических методов, применяемых на прак-
тике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогич-
ный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в есте-
ственных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров,
который еще с начала XX в. принято называть профилем личности
(Россолимо Г. И., 1910).
В применении к задаче прогнозирования поведения человека в
обыденных ситуациях каждый отдельный показатель из профиля
обычно называется чертой. В разных ситуациях, предъявляющих раз-
ные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуа-
ции, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют про-
явление черт «внимательный - невнимательный», «аккуратный - не-
брежный»; ситуации встречи или знакомства людей друг с другом
провоцируют проявление черт «общительность - замкнутость», «от-
зывчивость — черствость» и т. п.
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение челове-
ка в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи
стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые,
черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим струк-
турно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описы-
ваются в функциональных понятиях «свойств темперамента» (Мерлин
В. С., 1973) или в субстанциональных понятиях «свойств нервной сис-
темы» (Теплов Б. М, 1961; Небылицын В. Д., 1966).
К более узким классам ситуаций относятся черты, предопреде-
ленные социальной и предметно-профессиональной средой развития
индивида (способы наказания или поощрения в семье, жесткий конт-
роль или либерализм социального окружения в учебной или профес-
сиональной деятельности, опыт решения практических наглядно-дей-
ственных, образных или отвлеченно-теоретических задач и т. п.). На
этом уровне выделяется более широкий спектр черт характера (Леви-
тов Н. Д., 1969; Ананьев Б. Г., 1980), описывающих человека как со-
циального индивида, имеющего определенный опыт социально-ро-
160
левого поведения.
На уровне конкретных ситуаций поведение человека в значи-
тельной степени зависит не только от его конституции и социально-
нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности по
категоризации условий, смыслообразованию и проектированию целей
на основе самооценки. Добиться полного прогноза поведения без уче-
та рефлексивного «Я», актуализируемых личностных смыслов в кон-
кретной ситуации, психолог не может (Леонтьев А. Н., 1975).
Таким образом, опираясь на уже известные и принятые в лите-
ратуре различения трех уровней психической регуляции: организми-
чес-кого, индивидного и личностного (Столин В. В., 1983), - сформу-
лируем рабочее определение черты.
Черта - это описательная переменная, фиксирующая интеграль-
ную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающу-
юся под действием системы организмического, социального и лич-
ностного уровней регуляции. Таким образом, традиционно по проис-
хождению и сфере приложения выделяются три компонента черт:
конституциональные - обусловлены свойствами организма и за-
дают ограничения для максимально широких классов ситуаций;
индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в опре-
деленных относительно широких социально-нормативных ситуациях;
личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по
анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-
ситуационные черты личности.
Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически
(Cattell R. et al., 1970; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Од-
нако более убедительной на сегодня можно считать континуально-
иерархическую модель черт личности: 1) черты не представляют со-
бой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный переход из
одной черты в другую (например, в результате плавной перестройки
функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения на-
правленности оценок); 2) выделенные выше три подсистемы можно
представить как сосуществующие подпространства, входящие в отно-
шения гибкой иерархии, что обусловливает переход «ведущего уров-
ня» управления из одной подсистемы в другую (Бернштейн И. А.,
1966).