Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8445

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

3.6. ТРЕБОВАНИЯ  К  ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКЕ

ПСИХОЛОГА

Для эффективного развития практической психодиагностики се-

годня  требуется  резкое  повышение  психометрической  культуры  всех
психологов, использующих  измерительные  психодиагностические  ме-

тодики. Методами  рестандартизации  теста, простейшими  приемами
проверки надежности и валидности должны владеть все психологи.

До сего дня сохранилось не вполне оправданное разделение (и

даже  противопоставление) психологов, считающих  себя  специалис-

тами  в  области  клинических  методов, и  психологов, считающих  себя

специалистами  по  тестированию. Но  в  большинстве  реальных  прак-
тических  ситуаций  требуется  сочетание  этих  методов. Клинические,

диалогические методы необходимы на начальных этапах работы в за-
данной  области  для  того, чтобы  психолог  сумел  построить  ясное  со-

держательное представление о предмете психодиагностики. Они также
необходимы  в  особых  спорных  случаях, требующих  индивиду-

ализированного подхода. Но когда от психолога требуется проведение
ускоренных, массовых  обследований, обращение  к  некоторым  стан-

дартизованным, измерительным  методикам  становится  неизбежным.
Здесь требуется психометрическая грамотность в подборе такого рода

методик: нельзя использовать методики, о которых неизвестно, какого

рода психометрической отладке они подвергались.

Всеобщая  психометрическая  грамотность  психологов  не  исклю-

чает выделения из их среды специалистов особого рода - психологов-
психометристов, профессионально  занимающихся  психометрическим

обеспечением  психодиагностики. Поэтому  целесообразно  привести
здесь два списка нормативных требований - к психологу и к психоло-

гу-психометристу.

Требования к психологу:

1. Психолог должен уметь квалифицированно разбираться с пси-

хометрической  документацией  в  методической  литературе  по  психо-
диагностике, должен  знать, какие  психометрические  характеристики

теста  должны  указать  его  разработчики, в  какой  степени  эти  психо-
метрические  характеристики  соответствуют  типу  теста, с  одной  сто-

роны, и актуальной задаче, для которой его требуется использовать, с


background image

157

другой. Например, в  тех  случаях, когда  требуется  использовать  тест

для  прогноза  со  значительным  упреждением, а  сведений  о  проверке

прогностической валидности не получено, тест не может считаться го-
товым для решения данной задачи.

2. Психолог должен правильно определить, в какой мере извест-

ные  тестовые  нормы  по  требующейся  методике  применимы  в  его  си-

туации  с  учетом  контингента  испытуемых  и  типа  диагностической си-
туации, существует ли ситуация «внутрикультурного переноса» и нуж-

на  ли  рестандартизация  тестовых  норм. При  необходимости  психолог
должен уметь самостоятельно практически произвести рестандартиза-

цию, построив и проанализировав распределение тестовых баллов.

3. Психолог  должен  уметь  самостоятельно  собирать  данные,

проводить  корреляционную  обработку  и  измерять  эмпирическую  ва-

лидность -эффективность методики по отношению к заданному крите-
рию. При  необходимости  психолог  должен  уметь  самостоятельно  кон-

кретизировать  операциональные  индикаторы  критериальной  инфор-
мации.

4. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление

слишком  высокой  погрешности  в  результатах, утрату  методикой  не-

обходимого  уровня  надежности, при  этом  проверять  свою  гипотезу
статистически.

5. Психолог  обязан  вести  двойную  документацию: все  копии

протоколов он должен быть готов передать в головную методическую
организацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения

общего  банка  данных  и  совершенствования  психометрических  харак-
теристик  методики. Все  модификации, вносимые  в  методику (форму-

лировку инструкции, отдельных вопросов, последовательность предъ-
явления), психолог  должен  согласовывать  с  головной  методической

организацией, так  как  самодеятельное  введение  на  местах  раз-
нообразных  частных  модификаций  влечет  за  собой  утрату  психомет-

рической  чистоты  получаемых  результатов, не  ускоряет, а  замедляет

создание модификаций, адаптированных к специфическим условиям и
обладающих  необходимыми  психометрическими  свойствами. Тща-

тельное  соблюдение  заданных  методических  стандартов — необходи-
мый атрибут психометрической культуры психолога.

6.  Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять


background image

158

уровень  мотивационных  искажений, обусловливающих  фальсифика-

цию  тестовых  данных  испытуемыми, должен  уметь  корректно  отсеи-

вать  недостоверные  протоколы, статистически  фиксировать  достиже-
ние  приемлемого  уровня  достоверности  для  массовых  результатов  в

групповой психодиагностике.

7. Психолог  должен  овладевать  приемами  сложного  количест-

венного  подсчета  косвенных  тестовых  показателей, а  также  инте-
гральных  показателей, требующих  агрегирования  многообразной  чи-

словой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту
(или  психологу-психометристу) для  проведения  расчетов  на  компью-

тере.

Психолог-психометрист должен уметь:
1.  Самостоятельно  планировать  и  осуществлять  все  этапы  по

психометрическому  конструированию  или  адаптации  психодиагности-
ческих методик: проверку надежности и валидности на уровне отдель-

ных  пунктов  теста, отсев  ненадежных  и  невалидных  пунктов, пост-
роение  и  анализ  распределения  тестовых  баллов, составление  мате-

матических  уравнений  для  прогнозирования  или «решающего  прави-
ла» для распознавания.

2. Организовывать хранение и обработку психодиагностических

данных  на  компьютере,  владеть  навыками  работы  на  компьютере  в

рамках  стандартных  операционных  систем, знать  структуру  исполь-

зуемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами дан-
ных.

3. Организовать работу психологов-психодиагностов по ведению

документации  к  используемым  методикам, по  соблюдению  методи-

ческих  стандартов, по  сведению  и  интеграции  результатов  в  общие
банки психодиагностической информации.

4. Вести картотеку методик в рамках заданной области (отрасле-

вой  психологической  службы), тщательно  иерархизируя  методики  по

уровню  психометрической  обеспеченности, вести  библиотеку  мето-

дических материалов и методических рекомендаций по использованию
стандартизованных методик.

В  заключение  отметим, что  развивающаяся  психодиагностичес-

кая  практика  неизбежно  расширит  приведенные  здесь  перечни  тре-

бований..


background image

159

ГЛАВА 4 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Иерархическое  многомерное  определение  черты. Подавляющее

большинство  психодиагностических  методов, применяемых  на  прак-
тике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогич-

ный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в есте-
ственных  науках, предстает  в  этом  языке  в  виде  набора  параметров,

который  еще  с  начала  XX  в.  принято  называть  профилем  личности
(Россолимо Г. И., 1910).

В  применении  к  задаче  прогнозирования  поведения  человека  в

обыденных  ситуациях  каждый  отдельный  показатель  из  профиля
обычно называется чертой. В разных ситуациях, предъявляющих раз-

ные  требования  к  индивиду, актуализируются  разные  черты: ситуа-
ции, требующие  особой  тщательности  и  внимания, провоцируют  про-

явление  черт «внимательный - невнимательный», «аккуратный - не-
брежный»; ситуации  встречи  или  знакомства  людей  друг  с  другом

провоцируют  проявление  черт «общительность - замкнутость», «от-
зывчивость — черствость» и т. п.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение челове-

ка  в  максимально  широком  классе  возможных  ситуаций, психологи

стремятся  измерять  так  называемые  универсальные, или  базовые,

черты.  Эти  черты  относятся,  как  правило,  к  наиболее  общим  струк-
турно-динамическим  характеристикам  стиля  деятельности  и  описы-

ваются в функциональных понятиях «свойств темперамента» (Мерлин
В. С., 1973) или в субстанциональных понятиях «свойств нервной сис-

темы» (Теплов Б. М, 1961; Небылицын В. Д., 1966).

К  более  узким  классам  ситуаций  относятся  черты, предопреде-

ленные  социальной  и  предметно-профессиональной  средой  развития
индивида (способы  наказания  или  поощрения  в  семье, жесткий  конт-

роль  или  либерализм  социального  окружения  в  учебной  или  профес-

сиональной  деятельности, опыт  решения  практических  наглядно-дей-
ственных, образных  или  отвлеченно-теоретических  задач  и  т. п.). На

этом уровне выделяется более широкий спектр черт характера (Леви-
тов Н. Д., 1969; Ананьев Б. Г., 1980), описывающих человека как со-

циального  индивида, имеющего  определенный  опыт  социально-ро-


background image

160

левого поведения.

На  уровне  конкретных  ситуаций  поведение  человека  в  значи-

тельной  степени  зависит  не  только  от  его  конституции  и  социально-
нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности по

категоризации  условий, смыслообразованию  и  проектированию  целей
на основе самооценки. Добиться полного прогноза поведения без уче-

та  рефлексивного «Я», актуализируемых  личностных  смыслов  в  кон-
кретной ситуации, психолог не может (Леонтьев А. Н., 1975).

Таким  образом, опираясь  на  уже  известные  и  принятые  в лите-

ратуре  различения  трех  уровней  психической  регуляции: организми-

чес-кого,  индивидного  и  личностного  (Столин  В.  В.,  1983),  -  сформу-

лируем рабочее определение черты.

Черта - это описательная переменная, фиксирующая интеграль-

ную  диспозиционную  стратегию  поведения  человека, складывающу-
юся  под  действием  системы  организмического, социального  и  лич-

ностного  уровней  регуляции. Таким  образом, традиционно  по  проис-
хождению и сфере приложения выделяются три компонента черт:

конституциональные - обусловлены свойствами организма и за-

дают ограничения для максимально широких классов ситуаций;

индивидные - обусловлены  опытом  жизнедеятельности  в  опре-

деленных относительно широких социально-нормативных ситуациях;

личностные - обусловлены  внутренней «работой» личности  по

анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-
ситуационные черты личности.

Обычно  три  типа  черт  рассматриваются  строго  иерархически

(Cattell R. et al., 1970; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Од-

нако  более  убедительной  на  сегодня  можно  считать  континуально-
иерархическую  модель  черт  личности: 1) черты  не  представляют  со-

бой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный переход из
одной  черты  в  другую (например, в  результате  плавной  перестройки

функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения на-

правленности  оценок); 2) выделенные  выше  три  подсистемы  можно
представить  как сосуществующие  подпространства, входящие в отно-

шения  гибкой  иерархии, что  обусловливает  переход «ведущего  уров-
ня» управления  из  одной  подсистемы  в  другую (Бернштейн  И. А.,

1966).