ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8451
Скачиваний: 53
166
мент). В своем «Очерке теории темперамента» В. С. Мерлин писал:
«Противоречивость признаков темперамента у различных авторов
столь велика, что еще А. Бэн (1866) считал темперамент ненужной
традицией старой и нелепой выдумки. А. Ф. Лазурский (1917), согла-
шаясь с Бэном, утверждал, что учение о темпераментах в настоящее
время действительно уже отжило свой век (цит. по: Мерлин В. С.,
1973, с. 3-1).
Тем не менее успехи дифференциальных психофизиологических
исследований XX в., поставившие феноменологию на твердую почву
нейрофизиологии, дали свой результат. Появились диагностические
методики как аппаратурного
1
, так и психометрического типа, имеющие
неплохие эмпирические показатели надежности - устойчивости и дос-
таточно определенную теоретическую базу.
Ниже в этом разделе книги описаны разные тест-опросники. Не-
смотря на риск субъективных искажений (под влиянием фальсифика-
ции), психолог-практик, не имея возможности применять аппаратур-
ные методики, очень часто прибегает к тест-опросникам. Но при их
использовании он не должен забывать, что в силу особого характера
процедуры получения результатов получаемый тестовый показатель
по этим методикам имеет весьма значительные проекции (см. рис. 18)
в области иррелевантных подсистем индивидных и личностных черт.
Дело усложняется также и тем, что кроме этого «артефакта инструмен-
та» действуют объективные тенденции, обусловленные взаимосвязями
между уровнями регуляции деятельности и выражающиеся в появле-
нии различных «компенсаторных» эффектов: генетически заданная
конституция преломляется приобретенными чертами эмоционально-
волевой регуляции, так что черты темперамента заведомо не могут
быть локализованными в «плоскости» одной лишь конституции. На
тестовый балл, определяемый по различным методикам, существенное
искажающее влияние может оказать неадекватная самооценка. Мо-
дель, приведенная на рис. 18, поясняет, что тестовый балл - это не
единственная точка, а целое множество точек, помещенных на одном
уровне. В силу этого можно наглядно представить себе, как индивид,
обладающий слабым типом нервной системы, но имеющий неадекват-
1
Некоторые аппаратурные методики описаны в кн.: Небылицын В. Д., 1976; Русалов В. М, 1979.
167
ное представление о себе как о «сильном человеке», получает по
тест-опроснику весьма высокий балл.
Тест-опросник Стрвляу. Видный современный польский психолог
Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической кон-
цепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на изме-
рение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня
процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под-
вижности (Стреляу Я., 1982).
Тест-опросник реализован в виде перечня из 134 вопросов,
предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да»,
«?», «нет». Для проведения опроса достаточно иметь тестовый буклет
со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стандарт-
ный ответный лист, в который рядом с номером пункта заносятся кре-
стики в одну из трех возможных позиций, соответствующую варианту
ответа. При групповом письменном заполнении в ответный лист может
вносить ответы сам испытуемый.
Каждый вопрос отнесен автором теста к одной из трех шкал: 45
вопросов - к первой шкале, 44 - ко второй, 45 - к третьей. Большин-
ство вопросов по каждой шкале являются «прямыми» - в пользу вы-
сокого балла по шкале говорит ответ «да», но есть также и «обратные
вопросы». В последнем случае перед номером шкалы стоит знак «-».
При подсчете суммарного балла удобно использовать трафаретку с
прорезями, которая накладывается на стандартный ответный лист
(рис. 19). При попадании крестика в прорезь в крайней позиции («да»
или «нет») начисляется балл «2», при попадании в позиции «?» на-
числяется балл «1». Такая техника является общей для всех тест-
опросников, описываемых в данной главе.
«Сырой» балл, подсчитанный таким образом, сравнивается с ди-
агностическими статистическими границами, полученными на выборке
стандартизации. На русскоязычной популяции стандартизационное ис-
следование было проведено Н. Н. Даниловой (1985). Компьютерный
анализ данных провел А. Г. Шмелев. В нормативную выборку вошли
московские студенты и инженерно-технические работники. Диагнос-
тическая ситуация при выборе норм - смешанная (часть испытуемых
обследовалась на добровольных началах, часть - в административном
порядке).
168
При диагностической оценке следует дифференцированно под-
ходить к испытуемым разного пола (применять соответствующие нор-
мы). Ниже приводится интерпретация результатов.
Рис. 19. Ручной способ подсчета тестового балла с помо-
щью наложения трафаретки с прорезями на стандартный от-
ветный лист
1а. Высокий балл по первой шкале (выше границы
S
X
+
- сред-
нее плюс стандартное отклонения) отражает высокий уровень силы
возбуждения; испытуемые - с сильной реакцией на внешние раздра-
жители, способностью к осуществлению эффективной деятельности в
ситуациях, требующих энергичных действий: нервная система вы-
держивает длительное и часто повторяемое возбуждение, не обнару-
живая признаков запредельного торможения.
16. Низкий балл по первой шкале (ниже границы
S
X
-
) - ука-
зывает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного
торможения.
2а. Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной сис-
темы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное уста-
новление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от ак-
тивности в условиях запретов.
26. Слабость процессов торможения вызывает затруднение в
развитии тормозных рефлексов, возможна склонность к неадекватным
импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от актив-
ности.
За. Высокая подвижность отражает способность нервной систе-
169
мы к быстрой переделке знаков раздражителей (из возбуждающего
рефлекс в тормозной и наоборот), способность к быстрой перестройке
при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаи-
модействовать с новыми предметами и явлениями,
36. Низкая подвижность указывает на высокую инертность не-
рвной системы в переделке знаков раздражителей, для индивида зат-
руднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций.
Очевидно, что возможности прогнозирования поведения с помо-
щью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят от того, насколь-
ко указанные понятия теории Павлова - Теплова могут быть корректно
применены к заданному классу ситуаций.
На нормативной выборке А. Г. Шмелевым проведен компьютер-
ный анализ пунктов опросника по величине корреляции с суммарным
баллом каждой шкалы. Подтверждена на высоком уровне стати-
стической значимости внутренняя валидность большинства вопросов.
Ряд вопросов, не получивших значимых корреляций с релевантной
шкалой, будут переформулированы в новой версии методики. Уровень
надежности - согласованности для первой русскоязычной версии теста
можно признать удовлетворительным. Альфа-коэффициент Кронбаха
по шкалам равен: 0,82 (первая шкала), 0,84 (вторая шкала), 0,81
(третья шкала). Косвенные экспериментальные сведения по проверке
валидности методики для данной версии получены в работе Н. Н. Да-
ниловой (1985).
Тест-опросник Айзенка. При корреляционном анализе пунктов
тест-опросника Стреляу была выявлена высокая скоррелированность
двух концептуально независимых (согласно теории Павлова-Тепло-ва)
измерений: уровня возбуждения и уровня подвижности. Большинство
пунктов, являвшихся прямыми по одной шкале, оказывались прямыми
и по другой. Таким образом, в сознании испытуемых эмпирические си-
туационно-поведенческие проявления силы и подвижности оказались,
по существу, «склеенными».
Этот факт можно понимать двояко:
различения силы и подвижности на уровне социально-норматив-
ного обыденного сознания не происходит;
система базисных черт конституциональных свойств существен-
но двумерна.
170
Вторая точка зрения опирается на многолетние разнообразные
эмпирические исследования с применением факторного анализа пси-
хофизиологических и опросниковых данных, проведенных, в частно-
сти, английским психологом Г. Айзенком (Eysenk H., 1967). Пытаясь
соединить воззрения И. П. Павлова и К, Юнга, Г. Айзенк предложил в
качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию -
интроверсию», «нейротизм - эмоциональную стабильность». Эта диф-
ференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух
типов невротических заболеваний
1
: истерического невроза, который
свойствен лицам холерического темперамента («нестабильным экстра-
вертам»), и невроза навязчивых состояний, который свойствен лицам
меланхолического темперамента («нестабильным интровертам»). На
рис. 20 представлена схема Айзенка, отображающая базисные факто-
ры индивидуальности и их соответствие типам темперамента по Гип-
пократу (соответствие задано самим Айзенком).
Рис. 20. Схема Айзенка
В работе «Биологические основы индивидуальности» Г. Айзенк
предложил такую нейрофизиологическую интерпретацию своих фак-
торов: высокий балл по шкале «нейротизм» соответствует снижению
порога активации лимбической системы (в этом смысле повышенная
«эмоциональная нестабильность» - это реактивность в ответ на со-
бытия во внутренней среде организма, в ответ на колебания организ-
мических потребностей и состояний), в то же время высокий балл по
шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ре-
тикулярной формации (в этом смысле «интроверты» испытывают бо-
лее высокую активацию в ответ на экстеро-цептивные раздражители).
1
О классификации невротических заболеваний см.: Кэмпински А., 1975.