Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8092

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161

Таким  образом, выделяемые  и  эмпирически  регистрируемые

черты  не  распределены  по  указанным  уровням  строго  однозначно.

Многие  черты  сочетают  в  себе  в  определенных  пропорциях  большую
или меньшую долю конституционального, индивидного или личностно-

го компонента.

Это принципиальное положение, к сожалению, долгое время не

учитывалось  психологами, разрабатывавшими  методики  психоди-
агностики  черт, что  породило  чрезмерную  противоречивость  теоре-

тических  позиций, неоправданно  резкое  размежевание  разных  ме-
тодологических  направлений (Психология  индивидуальных  различий.

М., 1982; Carlson R., 1971; Marceil J., 1977; Kenrick D., String-field D.,

1980).

Рис.  18  поясняет,  в  какой  мере  тестовый  показатель,  отражаю-

щий отдельную черту, зависит от влияния подсистем разного уровня.

Рис. 18. Концептуальный  куб, иллюстрирующий  контину-

альную модель

черты личности

Один  и  тот  же  тестовый  балл (точка  на  векторе X) может  быть

получен при разном соотношении уровней регуляции (подсистем) О, S,

Р - организмического, социального и личностного. Один и тот же балл
X’ получают  все  индивиды, изображенные  точками  в «плоскости  без-

различия», перпендикулярной  оси X. Это  и  обусловливает  сложность
теоретической интерпретации тестовых баллов; на практике нет «чис-

тых» методик, способных учитывать влияние только одной какой-либо

подсистемы. Черта, которая измерялась бы такой «чистой» методикой,
на рис. 18 изображалась бы вектором, совпадающим с одной из осей.

Более того, на практике нет методик, которые бы учитывали влияние


background image

162

только двух каких-либо подсистем (на рис. 18 вектор, изображающий

такую черту, лежал бы в одной из граней куба).

Методики, с  которыми  работают  психологи, измеряют  черты,

складывающиеся под влиянием всех трех подсистем. Однако это влия-

ние для каждой конкретной черты структурировано по-разному, пред-
ставлено в разных пропорциях.

Концепт куба в данной модели - не более чем графический при-

ем. Под каждой осью О, S, P следует подразумевать многомерное про-

странство со следующими порядками числа измерений: О - единицы, S
- десятки, Р - сотни.

Прогностическая  эквивалентность  многомерных  систем. Прежде

чем приступить к описанию конкретных методик, необходимо развести
два, часто  рассматриваемых  вместе  критерия: прогностическую  эф-

фективность  и  теоретическую (или  онтологическую) релевантность
систем  тестовых  шкал. Утверждение, что  прогностическая  эффектив-

ность  может  служить  мерилом  теоретической  релевантности  много-
мерных тест-опросников, по-видимому, неверно.

Прогностическая эквивалентность. Если построено какое-то про-

странство, достаточное  для  обеспечения  хорошего  прогноза, то  сис-

тема любых осей в этом пространстве будет одинаково прогностичной,
если  сохранено  число  измерений. Справедливость  этого  утверждения

следует из того, что само пространство при этом не меняется, а в нем

проводятся  разные  системы  осей (например, различные  типы  враще-
ния  факторов).  Следовательно,  мы  вольны  избирать  любую  систему

осей  в  данном  пространстве  для  целей  прогноза.  В  этом  проявляется
непрерывность перехода черт из одной в другую.

На этом основаны процедуры «пересчета» из системы шкал од-

ного  опросника  в  систему  шкал  другого  опросника, показывающие

статистически  значимую  эквивалентность  таких  многомерных  тестов,
как  16PF  Р.  Кеттелла,  теста  Гилфорда,  MMPI  (об  эмпирических  по-

казателях возможности прогноза профиля по одному тесту с помощью

профиля  по  другому  тесту  и  особых  связующих  коэффициентов  см.:
Cattell R. et al., 1970; Ямпольский Л. Т., 1981).

Разработчики тестов часто находятся в ситуации, когда в теории

они «становятся рабами» отобранных по тем или иным критериям во-

просов  и  скоррелированных, объединенных  в  факторы  в  результате


background image

163

популяционно-специфических особенностей выборки шкал (Шмелев А.

Г., Похилько В. И., 1985).

При  корректном  подходе  к  разработке  и  интерпретации  много-

мерных  тест-опросников  необходимо  учитывать  следующую  психо-

метрическую  максиму: можно (с  большим  или  меньшим  трудом) при-
думать  такой  вопрос  (а  значит,  и  множество  вопросов),  который  при

многомерном анализе матрицы данных даст вектор, проходящий в ок-
рестности любой наперед заданной точки многомерного, пространства

черт. Из этого следует, что любой локус пространства черт (в том чис-
ле  и  разреженный - такой, который  не  дает  группировки  пунктов  на

данном конкретном перечне, не дает шкалы) можно заполнить группой

скоррелированных  вопросов  и  получить  новую  шкалу, измеряющую
нечто  промежуточное  тому, что  измерял  опросник  в  своем  исходном

варианте.

Выбор той или иной системы шкал (черт) во многом определяет-

ся  замыслом  разработчика  или  исходным  перечнем, которым  он  рас-
полагает.

Следовательно, теоретическая релевантность системы шкал дол-

жна определяться в данном случае не прогностичностью (эта ситуация

является в чем-то парадоксальной для традиционных представлений о
научности, что  и  порождает  множество  дискуссий  и  противоречивых

точек зрения), а чем-то другим -теоретической моделью или историче-

ски  сложившимися  в  данный  момент  в  данной  культурной  популяции
«опорными» (популярными) измерениями, которые  выделяются  и

обосновываются  эмпирически  на  уровне  обобщений  обыденного  соз-
нания.

Дня  каждой  из  трех  подсистем, выделенных  выше, необходим

особый  подход. Так, в  первой  подсистеме - конституциональной -

предпочтение  той  или  иной  системы  черт  основывается  на  базе  ней-
рофизиологических  теорий (например, типов  нервной  системы  или

взаимоотношений между различными функциональными отделами ЦНС

и др.).

Для  второй  подсистемы - социально-обусловленных  черт - вы-

бор  предпочитаемых  систем  шкал  может  определяться  на  основе  ка-
кой-либо теории (например, Леонгард К., 1981 — теория акцентуаций;

Личко А. Е., Иванов М. Я., 1981 –опросник ПДО), а может быть выбран


background image

164

и  эмпирически (Cattell R. et al., 1970). Однако  при  этом  необходимо

учитывать  влияние  популяции.  В  разных  популяциях  могут  быть  пре-

обладающими  различные  системы  оценок. Перенос  на  новую  по-
пуляцию (например, с  американской  на  русскоязычную) не  может

быть  выполнен  автоматически, посредством  простого  перевода (даже
квалифицированного). Для  каждой  популяции  при  эмпирическом  вы-

боре системы шкал необходимо проводить и эмпирическую работу, вы-
являющую  преобладающие  в  данной  популяции  системы  черт  лично-

сти и способы их рефлексии.

Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ориен-

тированные  экспериментальные  методы. Люди  различаются  по  тому,

какую  именно  систему  собственных  субъективных  параметров (кон-
структов) они  используют  для  оценки  и  предсказания  своего  поведе-

ния и поведения других людей, для оценки объектов и отношений. Не-
возможно  построить  теорию, которая  бы  охватывала  все  индиви-

дуальные системы (имеющие часто и уникальные измерения).

Конкретность  прогноза, структура  выборки  и  класс  ситуаций.

Начиная с середины 60-х годов в психологии поднялась волна экспе-
риментальной  критики «чертографических» подходов  с  точки  зрения

представителей интеракционизма (Kenrick D., Stringfield D., 1980). Од-
ним  из  самых  сильных  экспериментальных  аргументов, призывающих

к  отказу  от  тест-опросников, является  следующий. Показано, что  оп-

росники позволяют предсказывать всего лишь 4-9 % дисперсии экспе-
риментальных данных по предсказанию поведения конкретных людей

в  конкретных  ситуациях  при  варьировании  социального  контекста.
Максимальная  доля  дисперсии  приходится  на  взаимодействие  ситуа-

ционных и личностных факторов (там же).

Эта критика справедлива, но роль ее - не отрицать применение

тест-опросников, а  предостерегать  пользователей  от  чрезмерного  оп-
тимизма в использовании таких тестов, как 16 PF Р. Кеттелла и других

подобных методик, для индивидуальной диагностики.

Из  континуально  иерархической  модели черт личности следует,

что  ситуации,  для  которых  строится  прогноз,  должны  быть  согласо-

ваны  с  возможностями  инструмента  и  с  теми  целями,  для  которых  он
предназначен.

В этой области действует следующая закономерность: чем более


background image

165

разнородная  выборка  необходима  для  получения  внутренне  консис-

тентной шкалы, тем более общим (менее конкретным) может быть про-

гноз и тем больше времени необходимо, чтобы проявилась та или иная
черта.

По  этому  параметру  каждая  из  выделенных  подсистем  имеет

свои особенности.

Как  показывает  множество  исследований, первая  подсистема -

конституциональная - не  является  культурно- и  популяционно-

специфической, т. е. для получения шкалы не нужна обязательно раз-
нородная выборка, отражающая все классы и группы людей. Поэтому

шкалы этой подсистемы могут быть приложимы как к конкретным си-

туациям и  людям (с  поправкой  на ситуативные  и  личностные особен-
ности, поскольку чистых шкал не бывает), так и для построения обоб-

щенных прогнозов.

Вторая и третья подсистемы подчиняются закономерности «кон-

кретность  прогноза». Например, большинство  разработчиков  много-
мерных тест-опросников стремятся строить такие системы шкал, кото-

рые  воспроизводятся  на  предельно  разнородных  выборках. Поэтому
они хорошо работают в тех случаях, когда требуется обобщенный про-

гноз  на  длительное  время (например, в  профотборе), и  оказываются
совершенно  непригодными  для  предсказания  поведения  конкретных

людей в конкретных ситуациях при варьировании социального контек-

ста. Другими  словами, для  того  чтобы  проявилась  такая  черта, кото-
рую  измеряет  опросник  этого  типа, необходимо  много  наблюдателей,

нужно  сложить  суммарные  оценки  множества  людей  в  разных  ситуа-
циях. Это  те  оценки, влияние  которых  сказывается  на  социально-

ролевом поведении человека в течение длительных промежутков вре-
мени.

В  тех  случаях, когда  требуется  предсказание  поведения  кон-

кретных  людей  в  конкретных  ситуациях, необходимо  иметь  возмож-

ность 

реконструировать 

их 

собственные (индивидуально-

определенные) системы рефлексивно-ситуативных черт (конструктов).
Именно эти факторы будут играть доминирующую роль в предсказании

оценок  и  отношений, самооценок  и  поведения  конкретных  людей  в
конкретных ситуациях.

Психодиагностика  конституциональных  диспозиций (темпера-