Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8453

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171

Эти представления в какой-то степени соответствуют тому акценту на

«уровне  активации», который  был  сделан  и  русскими  психо-

физиологами (Небылицын В. Д., 1976).

Феноменологически  в  поведении «экстраверты» и  проявляют

себя как возбудимые и подвижные, а «интроверты» - как заторможен-
ные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности про-

цессов возбуждения и торможения.

По  тест-опроснику  Айзенка  проведено  много  психометрических

исследований. С  помощью  инструкции  на  имитацию  идеального «Я»
было показано, что шкала «нейротизм» линейно связана с социальной

желательностью (желателен  полюс - «стабильность»), а  шкала «экст-

раверсия» - нелинейно (желателен  медианный  балл). Таким  образом,
в  ситуации  экспертизы  балл  по  шкале «нейротизм» будет  смещен  в

сторону к «стабильности», а по шкале «экстраверсия» - к медианному,
среднему баллу.

В  настоящее  время  разработаны  две  параллельные формы (А  и

В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.

Данный  вариант  теста  подготовлен  А.  Г.  Шмелевым  на  основе

психометрического анализа пунктов по критерию внутренней валидно-

сти  (надежности  -  согласованности  -  см.  раздел  3.2).  В  каждой  из
форм из 57 вопросов были заменены 12, не обладающих необходимой

значимой корреляцией с суммарным баллом по релевантной шкале (за

основу  был  принят  массив  из 114 вопросов, переведенных  с  англоя-
зычного  варианта  Г. Айзенка  ленинградскими  психологами, до-

полненный 46 новыми вопросами, составленными А. Г. Шмелевым для
замены «не работающих» переводных вопросов).

Каждый из 57 вопросов формы относится к одной из трех шкал

(первым назван полюс, соответствующий высокому баллу по шкале):

1. Экстраверсия - интроверсия (24 вопроса),
2. Нейротизм -стабильность (24 вопроса),

'  3. Ложь - откровенность на грани цинизма (9 вопросов).

Более подробную содержательную интерпретацию шкальных по-

казателей  читатель  сможет  уточнить  по  обширной  литературе (см. в

частности, Кулагин Б. В., 1984).

Пользователю следует учесть, что этот вариант обладает извест-


background image

172

ными недостатками: кроме несбалансированности относительного век-

тора «социальной желательности» (см. раздел 3.3) шкала «нейротизм»

не защищена от систематической ошибки вследствие возможной пози-
ционной  тактики  ответа  испытуемого (все 24 вопроса - прямые). Эти

недостатки присущи и исходному тест-опроснику Айзенка.

Универсальность  двухмерной  системы  черт «экстраверсия» и

«нейротизм» подтверждена не только исследованиями самого Айзенка,
но и другими исследованиями с применением факторного анализа ши-

роких наборов вопросов на больших популяциях. При так называемом
«вторичном» факторном  анализе  шкал 16PF в  качестве  наиболее  ве-

сомых  факторов  выделяются  постоянно  (в  различных  исследованиях

разных  авторов) родственные  факторы «эксвия - инвия» и «тревож-
ность» (Cattell R. et al., 1970; Ямпольс-кийЛ. Т., 1981).

Указанные факторы можно получить не только как комбинацию

шкал, но и как комбинацию первичных индикаторов — самих вопросов

опросника. На  материале  русскоязычного  варианта 16PF впервые  та-
кая факторизация  была  произведена в 1983 г. в  исследованиях В. И.

Похилько и  А. Г. Шмелёва. Факторы «тревожность» и «экстраверсия»
были  воспроизведены  также  при  факторизации  пунктов MMPI (Ильин

В. И., Похилько  В. И., 1983). Эти  факторы - наиболее  интегральные
черты индивидуальных особенностей психической регуляции деятель-

ности. Их  существование  эмпирически  объясняется  статистическим

взаимодействием между чертами индивидного и личностного уровней.
Эти  черты  не  являются  статистическими (функционально  независи-

мыми), а  объединяются  в  интегральные  образования, которые  и  ока-
зываются  факторами  темперамента. Этому  механизму  есть  вполне  со-

держательное  объяснение: при  суммировании  черт  поведения, свой-
ственных узко специфическим классам ситуаций, то особенное их со-

держание, которое различается от одного класса ситуаций к другому,
как  бы  взаимоуничтожается, нивелируется, в  результате  чего  про-

является  общий, неспецифический  компонент, присутствующий  в  оп-

ределенной дозе в любой черте высокого уровня, - компонент темпе-
рамента (проекция  на  ребро «Конституция» в  концептуальном  кубе

возрастает). Но  факторы  темперамента, хоть  и  универсальны, недос-
таточно  прогностичны. Их  учет  дает  лишь  небольшое  превышение

точности прогноза над случайным уровнем. На сколько-нибудь значи-


background image

173

тельных  выборках (более 100 человек) и  при  наличии  свыше  сотни

разнообразных  эмпирических  индикаторов  факторы «тревожность» и

«экстраверсия» не  объясняют  свыше 10 % общей  дисперсии - суммы
диагональных элементов матрицы интеркорреляций (Харман Г., 1972).

Третий универсальный фактор, который характерен для универ-

сальных  перечней  эмпирических  индикаторов, - это, по-видимому,

фактор «кортикального  контроля». Этот фактор, не  предусмотренный
концепцией  Г. Айзенка, стабильно  выделяется  на  разных  выборках

при  факторном  анализе  тестов  16PF,  MMPI  и,  по-видимому,  любого
универсального перечня. Р. Кеттелл указывает на этот фактор как на

третий в списке ведущих «вторичных» факторов и интерпретирует его

как «чувствительность» (техническое  название: «кортерция - пате-
мия»).  В  этот  фактор  со  значимыми  нагрузками  входят  пункты  из

«первичных» факторов: —А, +С и +Q

3

 теста 16PF, а также из шкал Pd,

Pa,  Ма  теста  MMPI.  Индивиды  с  высоким  баллом  по  этому  фактору  в

поведении отличаются педантичностью, деловитостью, строгим следо-
ванием  принятым  правилам  и  поставленным  целям. Лица  с  низким

баллом  отличаются  высокой  сенситивностью, эмоциональностью, впе-
чатлительностью, импульсивностью, образным  складом  мышления. В

обыденной (житейской) психологии  эти  различия  чаще  всего  описы-
ваются в терминах «рациональность -эмоциональность». В. С. Мерлин

(1973) подобные черты объединяет преимущественно в таком свойстве

темперамента, как «ригидность». По-видимому,- эта  интегральная
черта  имеет  также  некоторую  конституциональную, нейрофизиологи-

ческую основу: если «нейротизм» отражает активность базальных от-
делов  головного  мозга, «интроверсия» - активность  ретикулярной

формации (обусловливающей низкие пороги к экстероцептивной фор-
мации), то «кортикальный  контроль» - активность  новейших  отделов

коры головного мозга, и прежде всего лобных долей, которые, как это
известно из нейрофизиологии и нейропсихологии, отвечают за тормо-

жение импульсивных поведенческих реакций (обеспечивают нисходя-

щее  тормозное  воздействие  на  центральные  и  базальные  отделы  го-
ловного мозга), т.е. за осуществление волевой регуляции (Хомская Е.

Д., 1972; Лурия А. Р., 1973).

Четвертый  вторичный  фактор 16PF -«конформизм» -также  под-

тверждает  свою  универсальность  при  факторном  анализе  матриц  ин-


background image

174

теркорреляций  пунктов. Этот  интегральный  фактор  для  подсистемы

индивидных (социальных) черт  личности  указывает  на  степень  под-

верженности  индивида  давлению  групповых (социальных) норм  и
группового  мнения (в  противоположность  самостоятельности, ориен-

тации  на  собственные «системы  отсчета» в  оценке  ситуации  и  при-
нятии  решения). Этот  фактор  объединяет  разнообразный  круг  фено-

менов «внушаемости». Исследования когнитивного стиля (Witkin H. et
al., 1974) показали, что существует определенный конституционально

предопределенный  фактор «внушаемости» - это «полезависимость»,
низкий  уровень «психологической  дифференциации», выражающийся

в  связанности  процессов  интеллектуального (второсигнального) и

эмоционально-образного (первосигнального) отражения  действитель-
ности. Показано, что психологическая дифференциация снижается при

любых  отклонениях  от  оптимального, уравновешенного  уровня  акти-
вированности  общих  неспецифических (тонических) регулирующих

систем  мозга. Казалось  бы, напрашивается  следующая  упрощенная
схема  соответствия  основных  универсальных  конституциональных

диспозиций: это  трехмерная  система «эмоциональный  тонус (нейро-
тизм) - экстероцептивный  тонус (интроверсия) -кортикальный  тонус

(самоконтроль)», при  этом «конформизм» достигается  на  периферии
сферы (при максимальных отклонениях от оптимума - начала коорди-

нат системы).

Однако  подобный схематизм (как  и большинство  других  подоб-

ных  универсальных  схем) оказывается  оправданным  не  в  большин-

стве, а  в  меньшинстве  типичных случаев. В  большинстве  случаев  со-
отношение конституциональных черт не отражается в поведении непо-

средственно, помимо  многообразных  компенсирующих (и  сверхком-
пенсирующих) комбинаций  черт  более  высоких  уровней. Показано,

что «индивидуальный стиль деятельности» (Климов Е. А., 1969) дости-
гает устойчивости благодаря не столько «ярко выраженной» конститу-

циональной  специфике, сколько  устойчивости  стратегий  поведения,

складывающихся на социально-ролевом и личностном уровнях.

Измерение  социально  обусловленных  диспозиций (характер).

Поведенческие  черты, доступные  для  регистрации  внешнему  наблю-
дателю, в  значительной  степени  отражают  содержание  исторически

сложившихся  социально-ролевых  предписаний  к  деятельности  людей


background image

175

в  стандартных  классах  ситуаций. В  результате  общественного  разде-

ления  труда  люди  фактически  живут  в  разных  мирах  с  точки  зрения

предметного содержания задач (целей и условий деятельности), с ко-
торыми им приходится иметь дело. Опыт решения этих задач и предо-

пределяет во многом «фиксацию» определенных стратегий поведения.
Счетовод обычно более расчетливо ведет свой домашний бюджет, чем

артист, но не потому, что его отличает конституционально более высо-
кий «кортикальный контроль», а главным образом потому, что он при-

меняет в обыденной практике сложившиеся навыки профессиональной
деятельности, освоенные в рамках профессиональной роли. Однако и

трансляцией  навыков  и  стратегий, сложившихся  в  ходе  исполнения

ведущей социальной роли, не объяснишь все многообразие поведения
индивида  в  различных  социальных  ролях, которые  ему .приходится

выполнять практически одновременно в разных общностях. Можно на-
звать  немало  примеров  тому, как «одержимые  программисты» вместо

того, чтобы демонстрировать высокую организованность и привержен-
ность планосообразному поведению, демонстрируют крайнюю стихий-

ность  и  хаотичность  в  своей  обыденной  жизни (Вейценбаум  Дж.,
1982); возможно, весь «запас» способности к «кортикальному контро-

лю» расходуется во время работы на компьютере (модель ограничен-
ных ресурсов).

Применяя тест-опросники характера типа 16PF, психолог не дол-

жен забывать, что респондент-профессионал преднамеренно или бес-
сознательно  может  стремиться  давать  такие  ответы, которые  будут

обосновывать  его  профессиональные  притязания, - ответы, норма-
тивно  соответствующие  требованиям  профессии, соответствующие

скорее  желаемому «Я», чем  действительному. Построение  на  основе
таких  ответов  усредненных «типичных  профилей» для  лиц  опреде-

ленной  профессиональной  группы  может  приводить  к  серьезным  ар-
тефактам. Конечно, черты  характера (уже  сложившиеся  в  детстве  и

юности) влияют  на  выбор  профессии, но  и  приобретенный  профес-

сиональный опыт тоже видоизменяет характер.

Приведем  для  иллюстрации  некоторые  отдельные  профессио-

нальные портреты, полученные коллективом Р. Кеттелла для таких ка-
тегорий  испытуемых, как «продавцы», «полицейские», «психологи-

консультанты» и «психологи-диагносты». Портреты приводятся в фор-