ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8394
Скачиваний: 53
26
материалам. Разработчик и пользователь методик взаимодействуют
между собой прежде всего посредством методической литературы.
Стандартные требования к оформлению руководства, методических
указаний, писем и другой методической литературы приняты в качест-
ве директивных документов обществами психологов ряда стран.
Целесообразно различать круг требований к документам разного
типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных
журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-аналитическим ру-
ководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и ко-
личественные, а также содержательно-теоретические аспекты приме-
нения какой-то методики или какого-то класса методик, 3) к «подруч-
ным методическим материалам», непосредственно инструктирующим
пользователя в применении методики и содержащим стимульный ма-
териал, инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интер-
претации, 4) к популярным изданиям по психодиагностике.
1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические осно-
вания методики (концепт и методический прием), способы разработки
и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезен-
тативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (ко-
эффициенты корреляций, регрессионные и факторные веса). Для чи-
тателей в научном сообщении могут быть даны «образцы» отдельные
примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принци-
пы, на которых построена методика. В научных сообщениях не долж-
ны освещаться: для методик с профессиональными ограничениями
(«п-методик») - полный текст заданий ключи, тестовые нормы, де-
тальные инструкции по проведению и интерпретации. Обо всей этой
информации автор научного сообщения должен говорить лишь кос-
венно, используя ссылки на распространяемую среди специалистов
«инструктивную» литературу В научном сообщении могут быть приве-
дены исчерпывающие описания методик, знание которых (и их воз-
можное применение) непрофессионалами не может принести ущерба
конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой ме-
тодики Этот класс методик предлагается условно обозначить термином
«открытые методики» («о-методики»).
Автор научного сообщения имеет право определить статус раз-
27
работанной им методики как открытой методики, но любые модифика-
ции или адаптации методики, уже определенной как профессиональ-
ная «п-методика», должны освещаться в научных сообщениях в соот-
ветствии с указанными требованиями.
:
2. Справочно-методические издания. В этих изданиях могут
быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий
(вопросов ключи, нормы, но при одном принципиальном условии: из-
данию придается статус издания для специалистов, обеспечивающий
ему распространение среди читателей, имеющих необходимую пси-
хологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лично
отвечает перед Обществом психологов за распространение тиража
этого издания по назначению.
3. Инструктивные документы. Содержат описание методики,
обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответствии
со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент
испытуемых, процедура применения. Описание обязательно должно
снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики
и полученных при этом данных о надежности и валидности. Приведен-
ные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием
выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в об-
следовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно сотруд-
ничающих с психологом в
:
целях помощи исследованию («научное со-
трудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»),
использование методики в ходе запроса испытуемого на получение
консультативной помощи («ситуация клиента»), использование мето-
дики в ходе принудительного (сплошного) административного обсле-
дования («ситуация экспертизы»).
Справочно-методические издания и инструктивные документы
должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от ти-
па методики) пересматриваться, так как условия применения методик
со временем неизбежно меняются, а следовательно, изменяются пси-
хометрические свойства.
В справочных и инструктивных материалах должны быть одно-
значно сформулированы требования к профессиональному статусу
пользователя методики.
Инструктивные документы должны пройти объективные испыта-
28
ния на однозначность указанных в них предписаний: пробная группа
пользователей методики (теста) должна направлять автору документа
копии протоколов по результатам обследования, на основании ко-
торых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского
варианта методики и тех характеристик методики, которые выявля-
ются при ее использовании. Последнее требование имеет принципи-
альное значение для методик, предполагающих значительное участие
«экспертной» оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпретации
результатов проективной техники, полустандартизованного интервью
и т. п.).
Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны
быть описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать иден-
тичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными
пользователями.
Предпочтительно включение и использование пользователями
тестов локальных тестовых норм (по сравнению с не специализиро-
ванными по популяции).
4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права
разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностичес-
ких приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит ва-
лидности методики.
1.5.1. Требования к методикам
Целесообразно придерживаться разных требований к психодиаг-
ностическим методикам разного типа.
1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять сле-
дующим требованиям:
а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и
область применения методики. Предмет, диагностический конструкт
(концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и
соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концеп-
тов. Должна быть четко выделена область применения, под которой
подразумевается особая социальная среда или сфера общественной
практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин-
гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт,
29
должностное положение). Должны быть конкретизированы цели ис-
пользования результатов: для прогноза успешности профессиональ-
ной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия
правовых, административных решений, для прогноза стабильности
коллектива и т. п.;
б) процедура проведения должна быть задана в виде однознач-
ного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему
специальных психологических знаний, или ввода в компьютер, ис-
пользуемый для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки должна использовать статистически
обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по
статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (ди-
агностические суждения) на основе тестового балла должны сопро-
вождаться указанием на вероятностный уровень статистической дос-
товерности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентатив-
ность, надежность и валидность в заданной области применения. Дру-
гие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь
возможность повторить стандартизационные исследования в своей об-
ласти и разработать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже-
ны средствами контроля за достоверностью, позволяющими автома-
тически отсеивать недостоверные протоколы;
е) головная методическая организация определенного ведомства
(области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту,
и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
2. Экспертные методы:
а) данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов.
Дополнение: инструкции по применению снабжаются указанием на
требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для
получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) инструкции по применению должны пройти специальные ис-
пытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к
некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или
видеозаписей и т. п.);
в) процедура обработки результатов должна включать в себя та-
30
кое документирование промежуточных этапов обработки, которое по-
зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) пользователи-разработчики должны иметь возможность вос-
произвести нормативное исследование по измерению экепертжж со-
гласованности на эталонном наборе данных;
д) головная организация должна вести банк данных, обеспечи-
вая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с
пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше тре-
бованиям, не может считаться профессиональной психодиагностичес-
кой методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках го-
ловных методических организаций в обязанности- которых входит /
составление библиотек «аттестованных психодиагностических мето-
дик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим ат-
тестацию, не может считаться пригодной для применения в практи-
ческой психологии. Это не исключает возможность применения не-
аттестованных методик в исследовательских целях.
1.5.2. Требования к пользователям
К пользователям, являющимся профессиональными психолога-
ми, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требова-
ния. Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-ме-
тодологические принципы психодиагностики, владеть основами диф-
ференциальной психометрики, должен следить за текущей методи-
ческой литературой по психодиагностике, самостоятельно вести кар-
тотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной об-
ласти;
б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования,
обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической
валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допус-
каемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в исполь-
зовании того или иного теста;
в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непро-
фессионалами на проведение психодиагностики в заданной области,