Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8394

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

материалам. Разработчик  и  пользователь  методик  взаимодействуют

между  собой  прежде  всего  посредством  методической  литературы.

Стандартные  требования  к  оформлению  руководства, методических
указаний, писем и другой методической литературы приняты в качест-

ве директивных документов обществами психологов ряда стран.

Целесообразно различать круг требований к документам разного

типа: 1) к  исследовательской  литературе, публикуемой  в  научных
журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-аналитическим ру-

ководствам  и  справочным  изданиям, освещающим  процедурные  и  ко-
личественные, а  также  содержательно-теоретические  аспекты  приме-

нения какой-то методики или какого-то класса методик, 3) к «подруч-

ным  методическим  материалам», непосредственно  инструктирующим
пользователя  в  применении  методики  и  содержащим  стимульный  ма-

териал, инструкции, тексты  заданий, ключи, нормы, правила  интер-
претации, 4) к популярным изданиям по психодиагностике.

1. Научные  сообщения. Должны  освещать: теоретические  осно-

вания методики (концепт и методический прием), способы разработки

и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезен-
тативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (ко-

эффициенты  корреляций, регрессионные  и  факторные  веса). Для  чи-
тателей  в  научном  сообщении  могут быть даны «образцы» отдельные

примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принци-

пы, на которых построена методика. В научных сообщениях не долж-
ны  освещаться: для  методик  с  профессиональными  ограничениями

(«п-методик») - полный  текст  заданий  ключи, тестовые  нормы, де-
тальные  инструкции  по  проведению  и  интерпретации. Обо  всей  этой

информации  автор  научного  сообщения  должен  говорить  лишь  кос-
венно, используя  ссылки  на  распространяемую  среди  специалистов

«инструктивную» литературу В научном сообщении могут быть приве-
дены  исчерпывающие  описания  методик, знание  которых (и  их  воз-

можное  применение) непрофессионалами  не  может  принести  ущерба

конкретным  людям  или  психодиагностическому  потенциалу самой  ме-
тодики Этот класс методик предлагается условно обозначить термином

«открытые методики» («о-методики»).

Автор  научного  сообщения  имеет  право определить  статус  раз-


background image

27

работанной им методики как открытой методики, но любые модифика-

ции  или  адаптации  методики, уже  определенной  как  профессиональ-

ная «п-методика», должны освещаться в научных сообщениях в соот-
ветствии с указанными требованиями.

:

2. Справочно-методические  издания. В  этих  изданиях  могут

быть  приведены  инструктивные  материалы, включая  текст  заданий

(вопросов ключи, нормы, но при одном принципиальном условии: из-
данию  придается  статус  издания  для  специалистов, обеспечивающий

ему  распространение  среди  читателей, имеющих  необходимую  пси-
хологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лично

отвечает  перед  Обществом  психологов  за  распространение  тиража

этого издания по назначению.

3.  Инструктивные  документы. Содержат  описание  методики,

обеспечивающее  ее  адекватное  использование  в  точном соответствии
со  стандартами: предмет  диагностики, сфера  применения, контингент

испытуемых, процедура  применения. Описание  обязательно  должно
снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики

и полученных при этом данных о надежности и валидности. Приведен-
ные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием

выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в об-
следовании: добровольное  участие  испытуемых, бескорыстно  сотруд-

ничающих с психологом в

:

целях помощи исследованию («научное со-

трудничество»), участие  платных  испытуемых («платное  участие»),
использование  методики  в  ходе  запроса  испытуемого  на  получение

консультативной  помощи («ситуация  клиента»), использование  мето-
дики  в  ходе  принудительного (сплошного) административного  обсле-

дования («ситуация экспертизы»).

Справочно-методические  издания  и  инструктивные  документы

должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от ти-
па методики) пересматриваться, так как условия применения методик

со  временем  неизбежно  меняются, а  следовательно, изменяются  пси-

хометрические свойства.

В  справочных  и  инструктивных  материалах  должны  быть  одно-

значно  сформулированы  требования  к  профессиональному  статусу
пользователя методики.

Инструктивные документы должны пройти объективные испыта-


background image

28

ния  на  однозначность  указанных  в  них предписаний: пробная группа

пользователей методики (теста) должна направлять автору документа

копии  протоколов  по  результатам  обследования, на  основании  ко-
торых  автор  должен  обеспечить  идентичность  стандартов  авторского

варианта  методики  и  тех  характеристик  методики, которые  выявля-
ются  при  ее  использовании. Последнее  требование  имеет  принципи-

альное значение для методик, предполагающих значительное участие
«экспертной» оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпретации

результатов  проективной  техники, полустандартизованного  интервью
и т. п.).

Процедуры  подсчета  тестовых  баллов  и  интерпретации  должны

быть  описаны  с  однозначной  ясностью, позволяющей  получать  иден-
тичные  результаты  при  обработке  одинаковых  протоколов  разными

пользователями.

Предпочтительно  включение  и  использование  пользователями

тестов  локальных  тестовых  норм (по  сравнению  с  не  специализиро-
ванными по популяции).

4. В  популярных  изданиях  авторы-психологи  не  имеют  права

разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностичес-

ких  приемов, знание  которых  испытуемыми  существенно  вредит  ва-
лидности методики.

1.5.1. Требования к методикам

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиаг-

ностическим методикам разного типа.

1. Измерительные  методы (тесты) должны  удовлетворять  сле-

дующим требованиям:

а)  должны  быть  однозначно  сформулированы  цели, предмет  и

область  применения  методики. Предмет, диагностический  конструкт

(концепт), должен  быть  сформулирован  в  теоретических  понятиях  и

соотнесен  на  теоретическом  уровне  с  системой  релевантных  концеп-
тов. Должна  быть  четко  выделена  область  применения, под  которой

подразумевается  особая  социальная  среда  или  сфера  общественной
практики (производство, медицина, семейная  жизнь  и  т. п.), контин-

гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт,


background image

29

должностное  положение). Должны  быть  конкретизированы  цели  ис-

пользования  результатов: для  прогноза  успешности  профессиональ-

ной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия
правовых, административных  решений, для  прогноза  стабильности

коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однознач-

ного  алгоритма, пригодного  для  передачи  лаборанту, не  имеющему
специальных  психологических  знаний, или  ввода  в  компьютер, ис-

пользуемый для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура  обработки  должна  использовать  статистически

обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по

статистическим  или  критериальным  тестовым  нормам). Выводы (ди-
агностические  суждения) на  основе  тестового  балла  должны  сопро-

вождаться  указанием  на  вероятностный  уровень  статистической  дос-
товерности этих выводов;

г)    тестовые  шкалы должны  быть  проверены  на  репрезентатив-

ность, надежность и валидность в заданной области применения. Дру-

гие  разработчики  и  квалифицированные  пользователи  должны  иметь
возможность повторить стандартизационные исследования в своей об-

ласти и разработать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже-

ны  средствами  контроля  за  достоверностью, позволяющими  автома-

тически отсеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определенного ведомства

(области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту,
и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы:
а)  данный  пункт  повторяет  содержание  пункта  а)  для  тестов.

Дополнение: инструкции  по  применению  снабжаются  указанием  на
требуемую  квалификацию  экспертов, их  необходимое  количество  для

получения надежных данных по методу независимых оценок;

б)  инструкции по применению должны пройти специальные ис-

пытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к

некоторому  эталонному  набору  данных (текстов, рисунков, звуко-или
видеозаписей и т. п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя та-


background image

30

кое  документирование промежуточных этапов обработки, которое  по-

зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г)  пользователи-разработчики  должны  иметь  возможность  вос-

произвести  нормативное  исследование  по  измерению  экепертжж  со-

гласованности на эталонном наборе данных;

д) головная организация  должна  вести  банк данных, обеспечи-

вая  подготовку  пользователей  и их  переподготовку (в соответствии с
пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше тре-

бованиям, не  может  считаться  профессиональной  психодиагностичес-

кой  методикой. Методики  должны  проходить  аттестацию  в рамках  го-

ловных  методических  организаций  в  обязанности- которых  входит /
составление  библиотек «аттестованных  психодиагностических  мето-

дик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим ат-
тестацию, не  может  считаться  пригодной  для  применения  в  практи-

ческой  психологии. Это  не  исключает  возможность  применения  не-
аттестованных методик в исследовательских целях.

1.5.2. Требования к пользователям

К  пользователям, являющимся  профессиональными  психолога-

ми, и  к  пользователям-непсихологам  предъявляются  разные  требова-

ния. Пользователь-психолог:

а) должен  знать  и  применять  на  практике  общие  теоретико-ме-

тодологические  принципы  психодиагностики, владеть  основами  диф-
ференциальной  психометрики, должен  следить  за  текущей  методи-

ческой  литературой  по  психодиагностике, самостоятельно  вести  кар-
тотеку  и  личную  библиотечку  методик, применяемых  в  заданной  об-

ласти;

б)  отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования,

обеспечивая  их  соответствие  репрезентативности  и  прогностической

валидности  методики. Он  предупреждает  возможные  ошибки, допус-
каемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в исполь-

зовании того или иного теста;

в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непро-

фессионалами  на  проведение  психодиагностики  в  заданной  области,