ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8039
Скачиваний: 53
401
Появление этого понятия в психологической литературе в пер-
вую очередь связано с работами американского психолога Дж. Рот-
тера, который предложил различать между собой людей в соответ-
ствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя со-
бытиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локу-
са контроля: интервальный и экстернальный. В первом случае человек
считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его
личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность,
уровень способностей, и являются закономерным результатом его соб-
ственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его
успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как ве-
зение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п. Любой
индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом
этими полярными типами локуса контроля (Rotter J., 1966).
Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало
огромное количество исследований этого феномена, поток которых
продолжает нарастать и в настоящее время. Оказалось, что принад-
лежность человека к тому или иному типу локализации контроля ока-
зывает влияние на многообразные характеристики его психики и по-
ведения. Обзоры работ по этой проблематике констатируют, что ин-
терналы проявляют большую ответственность и социальную актив-
ность; они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем
поведении (Phares E., 1976; Strickland В., 1977; МуздыбаевК., 1983).
У интерналов временная перспектива охватывает значительно
более дальнюю зону (как в будущем, так и в прошлом) и насыщена
большим количеством событий.
Интерналы проявляют большую когнитивную активность, чем
экстерналы. Они больше интересуются характером, причиной и ле-
чением болезни и активнее борются за выздоровление. Интерналы бо-
лее последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и
ситуациях, связанных с риском. Они проявляют большую готовность
отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достиже-
ния отдаленного, но более ценного блага.
Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности.
Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа
ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способ-
402
ствует получению высокого вознаграждения. Их общая удовлетворен-
ность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Стиль руковод-
ства экстерналов более директивен и чаще основывается на негатив-
ных санкциях. Есть данные, что интерналы более успешны в учебе как
в средней, так и в высшей школе.
Исследователями выявлены многочисленные личностные корре-
ляты локуса контроля.
Интернальность положительно связана с социальной ответствен-
ностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Согласно ка-
лифорнийскому опроснику, интернально ориентированные субъекты, в
отличие от экстернально ориентированных, имеют более высокие бал-
лы по степени доминантности, толерантности, социабельности, умст-
венной подготовленности, ответственности, самоконтроля, принятия
своего «Я», благополучия в достижении чего-либо путем согласия. По
списку прилагательных интерналы описывают себя как приспособлен-
ных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в
себе, защищенных. На основе 16-факторного опросника Кеттелла ха-
рактерными чертами интерналов оказались: эмоциональная стабиль-
ность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, сердеч-
ность, утонченность, общительность и высокая сила воли (Муздыбаев
К., 1983).
Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тре-
вожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм,
авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.
Необходимо иметь в виду, что приведенные личностные корре-
ляты локуса контроля, хотя и позволяют, создать достаточно полное
представление о типичных экстерналах или интерналах, все же явля-
ются очень приблизительными. К тому же они получены в основном
западными исследователями, поэтому перенос их в наши социальные
условия требует большой осторожности.
Одна из первых попыток более глубокого осмысления этой пси-
хологической переменной и выяснения ее природы и функций в кон-
тексте целостного, человеческого поведения была предпринята Ротте-
ром в рамках так называемой теории социального научения, которая
рассматривает в качестве основных детерминант поведения пси-
хологическую ситуацию, ценность подкрепления и ожидания того, что
403
данное подкрепление будет иметь место в данной ситуации. Связи
этих переменных с целью прогноза поведения личности выражаются
следующей формулой:
÷÷
ø
ö
çç
è
æ
=
1
S
,
RV
&
1
,
,
,
,
a
S
a
R
x
E
f
a
r
a
s
x
BP
где В- поведение, Р— возможность (вероятность), Е— ожидание,
R - подкрепление, V - ценность подкрепления, S- ситуация.
Согласно этой формуле «возможность того, что поведение х бу-
дет иметь место в ситуации 1. в связи с подкреплением а, является
функцией ожидания подкрепления а и ценности подкрепления а в си-
туации 1».
В этом контексте локус контроля рассматривается Роттером и
его последователями как особый и фундаментальный тип обобщенных
ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвя-
зей между собственным поведением и достижением желаемого» (Rotter
J., 1966).
Существует ряд других подходов, ассимилировавших феномен
ло-куса контроля преимущественно в рамках атрибутивных теорий.
Так, большинство исследований влияния атрибутивных факторов на
мотивацию и эффективность деятельности индивида проводятся на ос-
нове модели Б. Вайнера, согласно которой результат любой целенап-
равленной деятельности потенциально обусловлен четырьмя каузаль-
ными факторами: способностями и усилиями субъекта, удачей и труд-
ностью задачи, локализуемыми в системе двух измерений: стабиль-
ности и локуса контроля.
В отечественной психологии проблема локуса контроля пока не
стала объектом углубленной теоретической и экспериментальной про-
работки. Есть некоторые данные в пользу того, что феномен локуса
контроля является проявлением более глобального образования -
субъективной включенности личности в деятельность. Данное психи-
ческое образование является отражением в самосознании личности ее
связей с мотивами и целями деятельности, переживанием субъектом
его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни.
Локус контроля при таком подходе функционально выступает как сте-
404
пень этой связи (Столин В. В., 1983). Тем не менее сегодня еще нет
достаточных данных относительно того, почему личность частично или
полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим
«Я» — таким, каким оно воспринимается и переживается.
Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность, не
вызывает сомнений то, что методики измерения индивидуальных раз-
личий в интернальности- экстернальности являются необходимым
компонентом в арсенале инструментария как психологов-исследова-
телей, так и практиков. Об этом говорят приведенные выше данные об
очень широком спектре влияния локуса контроля на самые различные
аспекты регуляции деятельности человека.
Инструменты измерения локуса контроля могут быть особенно
полезны в таких областях практики, как психопрофилактика, проф-
консультирование и профотбор, психодиагностические обследования,
психотерапия и психологическое консультирование.
За более чем 20-летний период изучения локуса контроля на
Западе создан целый ряд методик измерения этой переменной. Наибо-
лее известной из них является так называемая шкала Роттера (Rotter
Internal-External Control Scale - Rotter J., 1966), широко применяемая в
американской психологии и в настоящее время. Роттер и его сотруд-
ники предлагали создать многомерную «1-Е шкалу». Они исходили из
того, что локус контроля может быть различным в разных сферах жиз-
ни индивида. Был составлен опросник, который включал пункты, соот-
ветствующие нескольким сферам: академическое признание, социаль-
ное уважение, межличностные отношения, аффектогенные ситуации,
доминирование, социально-политическая активность и общее миро-
воззрение. Первоначально эта шкала содержала 100 пунктов. В даль-
нейшем она была подвергнута факторному анализу и на основании
этого сокращена до 60 пунктов. Однако дальнейший анализ показал,
что субшкалы не генерируют независимых предсказаний. Корреляции
между отдельными шкалами были близки к внутренний согласованно-
сти отдельных факторов. В результате исследователи отказались от
выявления субшкал и по критериям внутренней согласованности и ва-
лидности довели количество пунктов шкалы до 23. Кроме того, были
добавлены еще 6 маскировочных пунктов (цит. по: Phares E., 1976).
Окончательная форма шкалы Роттера содержит 29 пунктов, каж-
405
дый из которых состоит из двух противоположных суждений: одно из
них характерно для интерналов, второе - для экстерналов. Задача оп-
рашиваемого состоит в том, чтобы выбрать суждение, содержание ко-
торого согласуется с его собственным мнением. Возьмем, например, 10
и 14 пункты: 10а) Из моего опыта следует, что если что-то должно
произойти, то это произойдет; 106) Я убедился, что принять решение
о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на слу-
чай; 14а) Что бы я ни планировал, я всегда почти уверен, что мне
удастся осуществить намеченное; 146) Планирование будущих дей-
ствий не всегда разумно, так как многое зависит от везения.
По мнению авторов шкалы, такие ответы, как 106) и 14а), пока-
зывают, что человек убежден в том, что источник, отвечающий за ус-
пех или неудачу его действий, лежит внутри его собственной личнос-
ти. А вот люди с внешней стратегией предпочтут ответы 10а) и 146).
В последующие годы неоднократно предпринимались попытки
выделения субшкал из шкалы Роттера. Так, один из исследователей
выделил два фактора: контроль над собственной жизнью и контроль
над социально-политическими институтами (Mirels H., 1970). Сходные
результаты получили П. Турин и ее сотрудники (Gurin P. et al., 1978),
которые выделили два самостоятельных вида контроля: «идеологиче-
ский», отражающий склонность человека верить в то, что большинство
людей в состоянии активно воздействовать на общество, и «личный»,
показывающий склонность человека верить только в контроль над со-
бытиями собственной жизни. В некоторых работах выделяется и боль-
шее количество факторов (Collins В., 1974; Tobacyk J., 1978).
Такие попытки безусловно оправданны, так как ряд исследова-
ний показывает, что особенности локализации контроля могут изме-
няться у одного и того же человека в зависимости от того, представ-
ляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или стрессо-
генной и т. д. Кроме того, человек может считать, что от него многое
зависит в сфере профессиональной деятельности, и в то же время не-
удачи в сфере общения объяснять внешними факторами.
Углубленное изучение способности личности контролировать ка-
кую-то отдельную сферу действительности несомненно обогащает са-
му концепцию, одновременно помогая решать важные практические
вопросы. Но, по мнению специалистов в этой области, «этим вовсе не