Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7388
Скачиваний: 69
ческие
действия
;
эффекты
психокоррекционного
воздействия
и
их
классификация
.
ОД
.07
БАЗОВЫЕ
ТЕОРИИ
И
МЕТОДЫ
ПСИХОТЕРАПИИ
: 90
Цели
и
задачи
курса
;
базовые
теоретические
ориентации
и
методы
современной
пси
-
хотерапии
в
клинической
психологии
;
базовые
понятия
,
стратегии
и
техники
психотерапевтической
работы
;
психотерапия
при
личностных
расстройствах
;
проблемы
эффективности
психотерапии
;
критерии
и
методы
ее
оценки
,
этические
основы
психотерапии
.
ОД
.08
ПСИХОЛОГИЯ
РЕАБИЛИТАЦИИ
90
И
ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ВПФ
:
Проблема
восстановления
высших
психических
функций
—
ВПФ
—
и
реабилитации
больных
с
локальными
поражениями
мозга
;
проблемы
речи
и
афазии
;
проблемы
восстановительного
обучения
:
теория
,
задачи
,
принципы
;
методы
восстановления
речи
при
поражении
передней
речевой
зоны
;
человек
с
афазией
и
об
-
щество
;
проблемы
афазии
;
основы
нейролингвистики
.
ОД
.09
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ДЕТСКОГО
ВОЗРАСТА
60
Нейропсихология
детского
возраста
как
наука
о
формировании
мозговой
организации
психических
процессов
;
нейробиологические
основы
синтеза
;
три
функциональных
блока
мозга
;
нейропсихоло
-
гические
закономерности
онтогенеза
психической
деятельности
;
проблема
становления
подкорково
-
корковых
функциональных
от
-
ношений
;
проблема
становления
межполушарных
функциональных
отношений
;
нейропсихологический
подход
к
типологии
онтогене
-
за
;
прикладные
аспекты
нейропсихологической
работы
в
детской
популяции
.
ОД
. 10
ПСИХОЛОГИЯ
ТЕЛЕСНОСТИ
:
60
Тело
как
предмет
психологии
;
принципы
объективного
под
-
хода
в
исследовании
телесности
;
теоретические
проблемы
психо
-
логии
телесного
восприятия
;
смысловое
опосредствование
телес
-
ности
;
общая
типология
исторических
типов
идеи
телесности
;
мифология
телесности
в
древности
и
современности
;
естествен
-
нонаучная
интерпретация
телесности
человека
;
культурологиче
-
ская
интерпретация
телесности
человека
;
культурно
-
историче
-
ская
концепция
;
биоэтика
;
телесность
как
предмет
современного
диалога
культур
.
ОД
. 11
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
60
КЛИНИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
:
Специфика
курса
—
проблемность
,
связанная
с
интегратив
-
ным
характером
формирующейся
клинической
психологии
,
как
синтеза
ряда
самостоятельных
научных
дисциплин
.
Объект
и
предмет
клинической
психологии
.
Попытки
поиска
нового
значения
.
Проблема
связи
адаптационных
возможностей
и
здоровья
человека
.
491
Методология
разработки
общих
категорий
клинической
пси
-
хологии
.
Понятие
психической
нормы
.
Аномалии
и
патология
.
Категории
психического
здоровья
:
различия
и
взаимосвязь
.
Методологические
проблемы
психологического
воздействия
(
коррекция
и
психологическая
терапия
).
Стратегия
развития
общей
теоретической
концепции
новой
специальности
.
Междисциплинарный
и
интегративный
характер
.
Роль
клинической
психологии
в
инициации
и
разработке
фунда
-
ментальных
общепсихологических
проблем
.
ОД
. 12
ЛИЧНОСТНЫЕ
РАССТРОЙСТВА
:
60
Основные
классические
и
современные
психоаналитические
концептуализации
этиологии
,
условий
и
механизмов
развития
,
структуры
и
динамики
личности
в
норме
и
патологии
,
а
также
диаг
-
ностика
и
психотерапия
широкого
класса
так
называемых
«
личност
-
ных
расстройств
».
Критерии
«
патологичности
»
личностной
сферы
,
проблема
личностных
расстройств
и
особенностей
индивидуально
-
го
опыта
и
психопатологии
.
Описательная
и
структурная
ха
-
рактеристика
основных
форм
и
уровней
личностной
патологии
,
в
частности
,
симптоматических
неврозов
и
неврозов
характера
, «
нар
-
циссической
», «
пограничной
»
и
«
психотической
»
личностной
орга
-
низации
.
Психодинамическая
диагностика
и
психотерапия
лично
-
стных
расстройств
.
ОД
.13
ПСИХОЛОГИЯ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ
: 60
Проблема
психического
здоровья
людей
с
отклоняющимся
поведением
,
их
индивидуально
-
психологические
характеристи
-
ки
.
Разработка
и
осуществление
эффективной
профилактики
раз
-
личных
форм
дезадаптивного
,
асоциального
поведения
.
Задачи
психологов
,
работающих
в
клинике
,
в
сети
внебольничной
меди
-
цинской
помощи
,
в
различных
социально
-
психологических
службах
помощи
семье
,
подросткам
.
Проблема
нормы
и
патоло
-
гии
в
социальных
науках
,
медицине
и
психологии
.
История
разви
-
тия
концепции
отклоняющегося
поведения
.
Основные
теоретиче
-
ские
подходы
и
школы
.
Основные
формы
отклоняющегося
пове
-
дения
.
Социальные
и
психологические
причины
отклоняющегося
поведения
.
Методы
диагностики
психологических
особенностей
лиц
с
отклоняющимся
поведением
.
Медико
-
психологические
во
-
просы
профилактики
отклоняющегося
поведения
.
ОД
. 14
ПРОФИЛАКТИКА
НАРКОМАНИЙ
И
АЛКОГОЛИЗМА
: 60
Проблемы
формирования
зависимости
от
психоактивных
веществ
,
проблемы
алкоголизма
и
наркоманий
.
Психотерапия
,
реабилитация
и
профилактика
наркоманий
,
алкоголизма
и
других
форм
зависимости
от
психоактивных
веществ
.
492
ОД
. 15
МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ
РАЗВИТИЯ
60
В
НОРМЕ
И
ПАТОЛОГИИ
:
Цели
и
принципы
диагностики
.
Методология
и
методы
кли
-
нико
-
психологической
диагностики
в
психологии
аномального
развития
.
Клиническая
беседа
,
наблюдение
,
эксперимент
.
Роль
обучающего
эксперимента
в
диагностике
аномалий
развития
.
Принципы
интерпретации
данных
,
полученных
в
процессе
кли
-
нико
-
психологической
диагностики
:
сочетание
качественного
и
количественного
анализа
результатов
,
выделение
не
только
по
-
врежденных
,
но
и
сохранных
звеньев
,
учет
возраста
,
образова
-
тельного
уровня
и
личностных
особенностей
детей
.
Связь
диагно
-
стики
развития
с
другими
практическими
задачами
клинической
психологии
.
ОД
. 16
КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
60
В
ЭКСПЕРТНОЙ
ПРАКТИКЕ
:
Актуальность
практического
применения
специальных
про
-
фессиональных
психологических
познаний
.
Наиболее
известные
виды
экспертной
психологической
практики
в
наше
стране
:
судебно
-
психологическая
экспертиза
и
комплексная
психолого
-
психиатрическая
экспертиза
,
которые
используются
как
в
уголов
-
ном
,
так
и
в
гражданском
процессе
.
Участие
экспертов
-
психологов
в
проведении
военных
и
трудовых
экспертиз
.
Тенденция
привлече
-
ния
экспертов
-
психологов
к
экспертизе
крупных
социальных
про
-
ектов
.
Наиболее
часто
в
этой
работе
участвуют
клинические
психо
-
логи
.
В
данном
курсе
рассматриваются
общие
и
частные
проблемы
психологической
экспертизы
;
основные
формы
использования
спе
-
циальных
познаний
в
экспертной
практике
;
права
и
обязанности
эксперта
-
психолога
;
методы
экспертного
психологического
иссле
-
дования
.
ОД
. 17
НЕВРОЛОГИЯ
:
60
Локализация
и
функция
;
двигательная
система
;
чув
-
ствительная
система
;
мышечный
тонус
;
черепно
-
мозговые
нер
-
вы
;
стриопаллидарная
система
;
внутренняя
капсула
;
зрительный
бугор
;
кора
головного
мозга
;
кровоснабжение
головного
мозга
;
классификация
нарушений
мозгового
кровообращения
;
опухоли
головного
мозга
,
черепно
-
мозговые
травмы
;
воспалительные
за
-
болевания
нервной
системы
;
вегетативная
нервная
система
;
на
-
следственные
заболевания
нервной
системы
.
ОД
. 18
ПСИХИАТРИЯ
:
60
Предмет
и
задачи
психиатрии
.
Место
психиатрии
среди
дру
-
гих
медицинских
дисциплин
,
связь
с
философией
и
психологией
.
Общая
психопатология
:
представление
о
признаках
психических
расстройств
,
понятие
психопатологического
синдрома
.
Продук
-
тивные
и
дефи
-
цитарные
расстройства
.
Патология
восприятия
,
на
-
рушения
мышления
,
памяти
,
аффективные
расстройства
,
двига
-
тельные
и
волевые
расстройства
,
нарушения
сознания
.
Общие
принципы
теорий
психической
патологии
и
современная
класси
-
фикация
психических
заболеваний
.
493
Частная
психиатрия
:
шизофрения
,
МДП
,
психогении
,
психопа
-
тии
,
токсикомании
,
психозы
,
связанные
с
употреблением
психо
-
активных
веществ
,
при
интоксикациях
,
инфекционных
и
сома
-
тических
заболеваниях
.
ОД
.19
КЛИНИКА
ВНУТРЕННИХ
БОЛЕЗНЕЙ
:
60
Курс
рассчитан
на
формирование
представлений
об
основ
-
ных
формах
соматической
патологии
и
влиянии
соматических
заболеваний
на
возможности
и
условия
развития
и
адаптации
личности
.
Соматическое
заболевание
как
фактор
риска
психиче
-
ской
патологии
,
роль
нервной
системы
в
патогенезе
различных
внутренних
болезней
.
Место
психотерапии
и
психопрофилакти
-
ки
в
клинике
внутренних
болезней
.
ОД
.20
ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ
:
60
Психофармакотерапия
как
предмет
изучения
на
пси
-
хологическом
факультете
университета
;
общие
сведения
о
психо
-
тропных
препаратах
и
их
свойствах
;
нейролептические
препараты
,
их
свойства
и
применение
;
антидепрессанты
;
транквилизаторы
;
психостимуляторы
;
препараты
лития
и
психотропные
препараты
с
противосудорожной
активностью
;
общие
сведения
о
побочных
эффектах
и
осложнениях
при
лечении
психотропными
препарата
-
ми
.
ОД
.21
УЧЕНИЕ
О
НЕВРОЗАХ
:
60
История
учения
о
неврозах
;
этиология
,
патогенез
и
меха
-
низмы
формирования
невротических
расстройств
(
И
.
П
.
Павлов
,
В
.
Н
.
Мясищев
);
классификации
неврозов
;
влияние
личностных
особенностей
и
ситуационных
факторов
на
возникновение
нев
-
розов
;
возрастные
особенности
невротических
расстройств
;
пси
-
хосоматическая
проблема
в
контексте
невротических
рас
-
стройств
;
профилактика
,
лечение
и
психокоррекция
неврозов
.
ОД
.22
Дисциплины
и
курсы
по
выбору
студентов
,
160
устанавливаемые
вузом
(
факультетом
).
ОП
.00
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
ПРАКТИКУМЫ
540
ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
.
Практикумы
проводятся
в
условиях
реальной
ситуации
,
где
сту
-
денты
обучаются
решению
задач
предстоящей
им
профессиональ
-
ной
деятельности
.
Практические
занятия
осуществляются
на
базе
различных
учреждений
(
клиники
,
медицинских
центров
,
школ
,
ин
-
тернатов
для
детей
с
задержкой
и
недоразвитием
психики
,
в
центрах
коррекционной
и
лечебной
педагогики
,
в
психологических
консуль
-
тациях
,
в
службах
кризисных
состояний
и
т
.
д
.),
где
студенты
в
процес
-
се
реального
взаимодействия
с
людьми
,
нуждающимися
в
психоло
-
гической
помощи
,
овладевают
умениями
и
навыками
профессио
-
нальной
деятельности
,
овладевают
методами
и
приемами
само
-
стоятельной
работы
.
ОП
.01
ПРАКТИКУМ
ПО
ПАТОПСИХОЛОГИИ
:
90
По
завершению
работы
в
спецпрактикуме
студенты
должны
уметь
:
494
•
формулировать
задачи
психодиагностического
исследования
больного
(
на
основании
беседы
с
лечащим
врачом
и
ознаком
-
ления
с
историей
болезни
),
•
составлять
программу
психодиагностического
исследования
,
представить
обоснование
этой
программы
,
•
владеть
основными
методиками
диагностики
нарушений
по
-
знавательной
деятельности
,
эмоционально
-
волевой
сферы
и
личности
(
не
менее
15
методик
),
•
применять
методики
для
патопсихологического
обследования
больного
,
•
устанавливать
взаимосвязи
между
выявленными
в
ходе
психо
-
диагностики
феноменами
и
интерпретировать
полученные
данные
,
•
составлять
патопсихологическое
заключение
и
данные
исследо
-
вания
(
с
опорой
на
описание
структуры
патопсихологического
синдрома
),
•
составлять
документацию
патопсихологического
ис
-
следования
для
архива
(
протоколы
исследования
,
выписки
из
истории
болезни
и
др
.).
ОП
.02
ПРАКТИКУМ
ПО
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
:
90
Студенты
должны
овладеть
:
•
умением
самостоятельно
провести
полное
нейропсихологиче
-
ское
обследование
,
•
методами
исследования
произвольных
движений
и
действий
,
восприятия
,
памяти
,
речи
,
мышления
и
других
,
психических
функций
,
•
уметь
анализировать
данные
истории
болезни
,
вести
клиниче
-
скую
беседу
,
применять
разные
тактики
нейропсихологическо
-
го
обследования
в
зависимости
от
нозологии
,
тяжести
состоя
-
ния
больного
,
его
возраста
,
образовательного
уровня
и
т
.
д
.
•
интерпретировать
в
категориях
синдромного
анализа
выявлен
-
ные
в
ходе
обследования
симптомы
,
•
составить
и
написать
нейропсихологическое
заключение
по
ре
-
зультатам
обследования
.
ОП
.03
ПРАКТИКУМ
ПО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
90
КОРРЕКЦИИ
И
ПСИХОТЕРАПИИ
:
Специалист
должен
владеть
навыками
и
приемами
:
организации
психотерапевтического
процесса
;
установления
эф
-
фективного
психологического
контакта
;
использования
методов
психотерапевтической
диагностики
и
психотерапии
для
решения
разнообразных
психотерапевтических
задач
;
самодиагностики
и
самоисследования
;
изучения
эффективности
психотера
-
певтической
работы
.
ОП
.04
ПРАКТИКУМ
ПО
КОРРЕКЦИОННО
-
РАЗВИВАЮЩЕМУ
И
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ
:
90
По
завершении
спецпрактикума
,
специалист
должен
уметь
на
основе
диагноза
разработать
общую
стратегию
и
программу
кор
-
рекционно
-
развивающего
или
восстановительного
обучения
.
Должен
овладеть
приемами
организации
взаимодействия