Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7386

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«

психолог

-

ребенок

» (

больной

 

с

 

нарушениями

 

ВПФ

), 

которое

 

по

-

зволяет

 

при

 

опоре

 

на

 

сильные

 (

сохранные

звенья

 

ВПФ

 

развивать

 

слабые

 

звенья

Должен

 

владеть

 

системой

 

приемов

 

по

 

калибровке

 

заданий

 

по

 

сложности

с

 

тем

 

чтобы

 

гибко

 

вести

 

пациента

 

от

 

со

-

вместных

 

развернутых

 

материализованных

 

действий

 

к

 

самостоя

-

тельным

 

интериоризованным

 

действиям

Специалист

 

должен

 

уметь

 

отслеживать

 

эффективность

 

обучения

используя

 

для

 

этого

 

текущее

 

наблюдение

частичные

 

и

 

полные

 

повторные

 

исследова

-

ния

.

 

ОП

.05       

ПРАКТИКУМ

 

ПО

 

ПСИХОСОМАТИКЕ

:

 

90

 

Овладение

 

навыками

 

диагностической

 

и

 

психокоррекцион

-

ной

 

работы

 

с

 

больными

страдающими

 

соматоформными

психо

-

соматическими

 

и

 

хроническими

 

соматическими

 

заболеваниями

Студенты

 

обучаются

 

проводить

 

клинико

-

психологическое

 

ин

-

тервью

диагностику

 

психологических

 

факторов

 

телесных

 

рас

-

стройств

составлять

 

программу

 

психокоррекционной

 

работы

 

с

 

пациентами

овладевают

 

навыками

 

психологического

 

кон

-

сультирования

техниками

 

телесно

-

ориентированной

 

психотера

-

пии

.

 

ОП

.06       

ПРАКТИКУМ

 

ПО

 

ДЕТСКОЙ

 

КЛИНИЧЕСКОЙ

 

90

 

ПСИХОЛОГИИ

:

 

По

 

завершении

 

спецпрактикума

 

студенты

 

должны

:

 

 

овладеть

 

методами

 

клинико

-

психологического

 

обследования

 

детей

 

с

 

аномалиями

 

развития

 (

основными

 

методиками

 

диагно

-

стики

 

нарушений

 

познавательной

 

сферы

эмоционально

-

волевой

 

сферы

 

и

 

личности

 -

около

 15 

методик

), 

 

овладеть

 

методами

 

диагностики

 

и

 

интерпретации

 

детско

-

родительских

 

отношений

 

самостоятельно

 

разработать

 

стратегию

 

патопсихологического

 

обследования

 

провести

 

анализ

 

выявленных

 

расстройств

 (

выявить

 

структуру

 

дефекта

), 

 

написать

 

психологическое

 

заключение

 

по

 

результатам

 

обследо

-

вания

  (

учитывая

 

поврежденные

недоразвитые

 

и

 

сохранные

 

звенья

), 

 

разработать

 

рекомендации

 

для

 

коррекционной

 

работы

 

с

 

ребен

-

ком

СТ

. 00        

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

 

ТРЕНИНГИ

 

400

 

И

 

СУПЕРВИЗИЯ

 

ДС

. 00       

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

600

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ

 

ВУЗОМ

 

(

ФАКУЛЬТЕТОМ

)

 

ДС

.01

 

Эмоциональные

 

и

 

личностные

 

расстройства

 

в

 

детском

 

возрасте

 

ДС

.02        

Детская

 

психиатрия

 

ДС

.

ОЗ

        

Нейропсихологический

 

подход

 

к

 

коррекционно

-

развивающему

 

обучению

 

496

 


background image

ДС

.04        

Дифференциальная

 

нейропсихология

 

развития

 

психических

 

функций

 

ДС

.05

 

Клиническая

 

нейропсихология

 

ДС

.06

 

Психология

 

семьи

 

и

 

семейной

 

психотерапии

 

ДС

.07

 

Расстройства

 

самосознания

 

ДС

.08

 

Психология

 

стресса

 

ДС

.09        

Нейропсихологическая

 

диагностика

 

индивиду

-

альных

 

различий

 

ДС

. 10        

Патология

 

памяти

 

ДС

.11        

Патология

 

эмоций

 

ДС

. 12        

Клинико

-

психологические

 

проблемы

 

геронтологии

 

и

 

гери

-

атрии

 

ДС

.13

 

Афазиология

 

ДС

. 14

 

Личность

 

и

 

нарушения

 

общения

 

ДС

. 15

 

Введение

 

в

 

клинический

 

психоанализ

 

ДС

. 16

 

Введение

 

в

 

психоаналитическую

 

терапию

 

ДС

.17

 

Психология

 

сексуальности

 

ДС

. 18

 

Наблюдение

 

за

 

психическим

 

развитием

 

младенца

 

Д

 

С

. 19

 

Методы

 

нейропсихологической

 

диагностики

 

ДС

.20

 

Методы

 

патопсихологической

 

диагностики

 

ДС

.21        

Методы

 

психологической

 

диагностики

 

и

 

коррекции

 

при

 

пси

-

хосоматических

 

и

 

соматических

 

расстройствах

 

ДС

.22        

Проективные

 

методы

 

в

 

клинической

 

психологии

 

ФТД

.00     

Факультативы

 

450

 

ФТД

.01     

Военная

 

подготовка

 

450

 

Всего

 

часов

 

теоретического

 

обучения

 9450 

часов

 

5. 

Сроки

 

освоения

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

вы

-

пускника

 

по

 

специальности

 022700 «

Клиническая

 

психология

» 

5.1. 

Срок

 

освоения

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

подго

-

товки

 

специалиста

 

при

 

очной

 

форме

 

обучения

 

составляет

 260 

не

-

дель

в

 

том

 

числе

:

 

 

теоретическое

 

обучение

включая

 

научно

-

исследовательскую

 

ра

-

боту

 

студентов

практикумы

в

 

том

 

числе

 

лабораторные

а

 

также

 

экзаменационные

 

сессии

 

180 

недель

 

практики

 

не

 

менее

 25 

недель

497

 


background image

 

итоговая

 

государственная

 

аттестация

включая

 

подготовку

 

и

 

защиту

 

выпускной

 

квалификационной

 

работы

 

не

 

менее

 13 

не

-

дель

 

каникулы

  (

включая

 8 

недель

 

последипломного

 

отпуска

не

 

менее

 42 

недель

 

5.2.

 

Для

 

лиц

имеющих

 

среднее

  (

полное

общее

 

образование

сроки

 

освоения

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

подготовки

 

специалиста

 

по

 

очно

-

заочной

  (

вечерней

и

 

заочной

 

формам

 

обу

-

чения

а

 

также

 

в

 

случае

 

сочетания

 

различных

 

форм

 

обучения

 

уве

-

личиваются

 

вузом

 

до

 

одного

 

года

 

относительно

 

нормативного

 

срока

установленного

 

п

. 1.2. 

настоящего

 

государственного

 

обра

-

зовательного

 

стандарта

5.3.

 

Максимальный

 

объем

 

учебной

 

нагрузки

 

студента

 

устанав

-

ливается

 54 

часа

 

в

 

неделю

включая

 

все

 

виды

 

его

 

аудиторной

 

и

 

внеаудиторной

 (

самостоятельной

учебной

 

работы

5.4. 

Объем

 

аудиторных

 

занятий

 

студента

 

при

 

очной

 

форме

 

обучения

 

не

 

должен

 

превышать

 

в

 

среднем

 

за

 

период

 

теоретическо

-

го

 

обучения

 32 

часа

 

в

 

неделю

При

 

этом

 

в

 

указанный

 

объем

 

не

 

входят

 

обязательные

 

практические

 

занятия

 

по

 

физической

 

куль

-

туре

 

и

 

занятия

 

по

 

факультативным

 

дисциплинам

.

 

5.5.

 

При

 

очно

-

заочной

 (

вечерней

форме

 

обучения

 

объем

 

ауди

-

торных

 

занятий

 

должен

 

быть

 

не

 

менее

 10 

часов

 

в

 

неделю

5.6.

 

При

 

заочной

 

форме

 

обучения

 

студенту

 

должна

 

быть

 

обеспе

-

чена

 

возможность

 

занятий

 

с

 

преподавателем

 

в

 

объеме

 

не

 

менее

 160 

часов

 

в

 

год

5.7.

 

Общий

 

объем

 

каникулярного

 

времени

 

в

 

учебном

 

году

 

должен

 

составлять

 7—10 

недель

в

 

том

 

числе

 

не

 

менее

 

двух

 

недель

 

в

 

зимний

 

период

6. 

Требования

 

к

 

разработке

 

и

 

условиям

 

реализации

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

подготовки

 

выпускника

 

по

 

специальности

 022700 «

Клиническая

 

психология

»

 

В

 

п

. 6 

формулируются

 

требования

необходимые

 

для

 

реализации

 

вузом

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

подготовки

 

дипломиро

-

ванного

 

специалиста

 

по

 

данной

 

специальности

 

и

 

прохождения

 

вузом

 

лицензирования

аттестации

 

и

 

аккредитации

.

 

498

 


background image

6.1. 

Требования

 

к

 

разработке

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

подготовки

 

специалиста

 

6.1.1. 

Высшее

 

учебное

 

заведение

 

самостоятельно

 

разрабатывает

 

и

 

утверждает

 

основную

 

образовательную

 

программу

 

вуза

 

для

 

подготовки

 

специалиста

 

на

 

основе

 

настоящего

 

государственного

 

образовательного

 

стандарта

.

 

Дисциплины

 «

по

 

выбору

 

студента

» 

являются

 

обязательными

а

 

факультативные

 

дисциплины

предусматриваемые

 

учебным

 

пла

-

ном

 

высшего

 

учебного

 

заведения

не

 

являются

 

обязательными

 

для

 

изучения

 

студентом

.

 

Курсовые

 

работы

 (

проекты

рассматриваются

 

как

 

вид

 

учебной

 

работы

 

по

 

дисциплине

 

и

 

выполняются

 

в

 

пределах

 

часов

отводи

-

мых

 

на

 

ее

 

изучение

.

 

По

 

всем

 

дисциплинам

 

и

 

практикам

включенным

 

в

 

учебный

 

план

 

высшего

 

учебного

 

заведения

должна

 

выставляться

 

итоговая

 

оценка

  (

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетвори

-

тельно

 

или

 

зачтено

незачтено

).

 

Специализация

 

является

 

частью

 

специальности

в

 

рамках

 

ко

-

торой

 

они

 

создаются

и

 

предполагают

 

получение

 

более

 

углублен

-

ных

 

профессиональных

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

в

 

различных

 

областях

 

деятельности

 

по

 

профилю

 

данной

 

специальности

.

 

6.1.2. 

При

 

реализации

 

основной

 

образовательной

 

про

 

граммы

 

высшее

 

учебное

 

заведение

 

имеет

 

право

:

 

 

изменять

 

объем

 

часов

отводимых

 

на

 

освоение

 

учебного

 

мате

-

риала

 

для

 

циклов

 

дисциплин

 — 

в

 

пределах

 10 %; 

 

формировать

 

цикл

 

гуманитарных

 

и

 

социально

-

экономических

 

дисциплин

который

 

должен

 

включать

 

из

 11 

базовых

 

дисцип

-

лин

приведенных

 

в

 

настоящем

 

Государственном

 

образова

-

тельном

 

стандарте

в

 

качестве

 

обязательных

 

следующие

 

четы

-

ре

 

дисциплины

: «

Иностранный

 

язык

» (

в

 

объеме

 

не

 

менее

 340 

часов

), «

Физическая

 

культура

» (

в

 

объеме

 

не

 

менее

 408 

часов

), 

«

Отечественная

 

история

», «

Философия

». 

Остальные

 

базовые

 

дисциплины

 

могут

 

реализовываться

 

по

 

усмотрению

 

вуза

При

 

этом

 

возможно

 

их

 

объединение

 

в

 

междисциплинарные

 

курсы

 

при

 

сохранении

 

обязательного

 

минимума

 

содержания

Если

 

дисциплины

 

являются

 

частью

 

общепрофессиональной

 

или

 

специальной

 

подготовки

  (

для

 

гуманитарных

 

и

 

социально

-

экономических

 

направлений

 

подготовки

  (

специальностей

)), 

выделенные

 

на

 

их

 

изучение

 

часы

 

могут

 

перераспределяться

 

499

 


background image

в

 

рамках

 

цикла

Занятия

 

по

 

дисциплине

  «

Физическая

 

культу

-

ра

» 

при

 

очно

-

заочной

 (

вечерней

), 

заочной

 

формах

 

обучения

 

и

 

экстернате

 

могут

 

предусматриваться

 

с

 

учетом

 

пожелания

 

сту

-

дентов

;

 

 

занятия

 

по

 

дисциплине

  «

Физическая

 

культура

» 

при

 

очно

-

заочной

  (

вечерней

), 

заочной

 

формах

 

обучения

 

и

 

экстернате

 

могут

 

предусматриваться

 

с

 

учетом

 

пожелания

 

студентов

 

осуществлять

 

преподавание

 

гуманитарных

 

и

 

социально

-

экономических

 

дисциплин

 

в

 

форме

 

авторских

 

лекционных

 

кур

-

сов

 

и

 

разнообразных

 

видов

 

коллективных

 

и

 

индивидуальных

 

практических

 

занятий

заданий

 

и

 

семинаров

 

по

 

программам

разработанным

 

в

 

самом

 

вузе

 

и

 

учитывающим

 

региональную

национально

-

этническую

профессиональную

 

специфику

а

 

так

-

же

 

научно

-

исследовательские

 

предпочтения

 

преподавателей

обеспечивающих

 

квалифицированное

 

освещение

 

тематики

 

дисциплин

 

цикла

 

устанавливать

 

необходимую

 

глубину

 

преподавания

 

отдельных

 

разделов

 

дисциплин

входящих

 

в

 

циклы

 

гуманитарных

 

и

 

соци

-

ально

-

экономических

математических

 

и

 

естественно

-

научных

 

дисциплин

в

 

соответствии

 

с

 

профилем

 

цикла

 

дисциплин

 

спе

-

циализации

 

устанавливать

 

наименование

 

специализаций

 

по

 

специ

-

альностям

 

высшего

 

профессионального

 

образования

наиме

-

нование

 

дисциплин

 

специализаций

их

 

объем

 

и

 

содержание

сверх

 

установленного

 

настоящим

 

государственным

 

образова

-

тельным

 

стандартом

а

 

также

 

форму

 

контроля

 

их

 

освоения

 

студентами

 

реализовывать

 

основную

 

образовательную

 

программу

 

подго

-

товки

 

специалиста

 

в

 

сокращенные

 

сроки

 

для

 

студентов

 

высше

-

го

 

учебного

 

заведения

имеющих

 

высшее

 

профессиональное

 

образование

Сокращение

 

сроков

 

проводится

 

на

 

основе

 

имеющихся

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

студентов

полученных

 

на

 

предыдущем

 

этапе

 

профессионального

 

образования

При

 

этом

 

продолжительность

 

обучения

 

должна

 

составлять

 

по

 

очной

 

форме

 

не

 

менее

 

трех

 

лет

Обучение

 

в

 

сокращенные

 

сроки

 

допу

-

скается

 

также

 

для

 

лиц

уровень

 

образования

 

или

 

способности

 

которых

 

являются

 

для

 

этого

 

достаточным

 

основанием

500