Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7384
Скачиваний: 69
Особенности
и
задачи
патопсихологического
исследования
Патопсихологический
эксперимент
существенно
отличается
от
других
видов
эксперимента
,
применяемых
в
медицине
,
например
в
физиологии
,
биохимии
,
микробиологии
.
Патопсихологический
эксперимент
,
как
и
любой
другой
тип
психологического
экспери
-
мента
, —
это
искусственное
создание
условий
,
выявляющих
те
или
иные
особенности
психической
деятельности
человека
в
ее
патологии
(
поскольку
речь
идет
о
патопсихологии
).
Для
такого
эксперимента
характерно
вызывание
психических
процессов
в
строго
определенных
условиях
,
учитываемых
исследователем
,
и
возможность
изменения
течения
этих
процессов
по
заранее
наме
-
ченному
плану
.
Б
.
В
.
Зейгарник
(1969)
приравнивала
патопсихологический
эксперимент
к
широко
используемым
в
соматической
медицине
функциональным
пробам
,
с
помощью
которых
врачи
обычно
оп
-
ределяют
состояние
функции
того
или
иного
внутреннего
органа
.
Роль
специфической
«
нагрузки
»
в
патопсихологическом
экспери
-
менте
принадлежит
экспериментальным
заданиям
,
выполнение
которых
требует
актуализации
умственных
операций
,
обычно
ис
-
пользуемых
человеком
в
своей
жизнедеятельности
.
Таким
обра
-
зом
,
психическая
деятельность
больного
исследуется
в
связи
с
ситуацией
эксперимента
.
Наряду
с
общими
чертами
,
присущими
патопсихологическому
эксперименту
и
экспериментально
-
психологическому
исследова
-
нию
психически
здоровых
,
между
ними
имеются
и
существенные
различия
.
Основное
различие
обусловлено
тем
,
что
патопсихолог
обсле
-
дует
пациента
,
страдающего
психическим
заболеванием
.
Это
зна
-
чительно
сказывается
на
технике
проведения
эксперимента
,
его
продолжительности
,
необходимости
учета
отношения
обследуе
-
мого
к
ситуации
эксперимента
.
В
ряде
случаев
экспериментатор
в
ходе
опыта
,
в
связи
с
выявляющимися
при
этом
особенностями
поведения
больного
,
вынужден
существенно
изменять
свою
так
-
тику
,
вводить
другие
,
не
предполагавшиеся
раньше
методики
и
т
.
п
.
P. Fraisse (1966)
в
качестве
основного
принципа
любого
психо
-
логического
эксперимента
выделяет
необходимость
проверки
су
-
ществования
связи
между
рядами
факторов
.
При
этом
фактор
,
из
-
меняемый
экспериментатором
,
называется
независимой
11
переменной
,
фактор
,
изменяющийся
под
влиянием
независимой
переменной
,
называется
зависимой
переменной
. P. Fraisse
соот
-
ветственно
различает
два
вида
психологического
эксперимента
:
спровоцированный
эксперимент
и
эксперимент
,
на
который
ссы
-
лаются
.
Наиболее
часто
психологи
пользуются
спровоцированным
экспериментом
,
который
,
по
мнению
P. Fraisse,
является
самым
классическим
—
экспериментатор
воздействует
на
независимую
переменную
и
наблюдает
вызванные
его
вмешательством
резуль
-
таты
.
Об
эксперименте
,
на
который
ссылаются
,
говорят
в
тех
случа
-
ях
,
когда
изменение
независимой
переменной
происходит
вне
ка
-
кой
-
либо
связи
с
деятельностью
экспериментатора
.
Типичным
примером
эксперимента
,
на
который
ссылаются
,
является
наблю
-
дение
за
проявляющимися
нарушениями
психической
деятельно
-
сти
при
повреждении
мозга
или
психических
заболеваниях
.
Свое
-
образие
этих
случаев
заключается
в
том
,
что
в
отличие
от
обычного
,
спровоцированного
,
эксперимента
,
при
них
экспериментатор
по
-
лучает
возможность
наблюдать
серьезные
и
нередко
необратимые
изменения
независимой
переменной
.
Патопсихологический
эксперимент
в
большинстве
случаев
—
это
одновременно
спровоцированный
эксперимент
и
эксперимент
,
на
который
ссылаются
.
Наличие
в
психологическом
эксперименте
элементов
спрово
-
цированного
эксперимента
и
эксперимента
,
на
который
ссылают
-
ся
,
объясняет
сложную
взаимосвязь
множества
факторов
,
которые
должен
учитывать
патопсихолог
при
обобщении
материалов
ис
-
следования
.
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1965)
видела
три
способа
видоиз
-
менения
условий
,
влияющих
на
психическое
состояние
обследуе
-
мого
и
уменьшающих
либо
увеличивающих
присущие
больному
психологические
изменения
.
Первый
способ
заключается
в
изме
-
нении
ситуации
,
в
которую
на
время
опыта
помещается
больной
.
Второй
наиболее
часто
применяемый
способ
заключается
в
спе
-
циальном
варьировании
деятельности
больного
.
Третий
способ
отличается
от
предыдущих
тем
,
что
изменение
состояния
психи
-
ческих
процессов
у
больного
достигается
введением
определен
-
ных
фармакологических
препаратов
.
Это
разделение
способов
воздействия
на
психическую
дея
-
тельность
больного
в
патопсихологическом
эксперименте
необ
-
ходимо
учитывать
для
соблюдения
«
чистоты
»
12
преследующего
определенные
цели
опыта
.
В
то
же
время
в
обыч
-
но
проводимых
патопсихологических
исследованиях
могут
на
-
блюдаться
элементы
перечисленных
трех
способов
воздействия
на
независимую
переменную
.
Так
,
можно
исследовать
состояние
внимания
у
больного
в
абсолютной
тишине
либо
в
обстановке
специально
воспроизводимых
шумов
.
Сопоставление
результатов
снабдит
исследующего
более
полной
и
разносторонней
характе
-
ристикой
функции
внимания
обследуемого
.
Исследование
памяти
по
методу
заучивания
десяти
слов
можно
сочетать
с
введением
стимулирующих
и
тормозящих
деятельность
коры
большого
моз
-
га
препаратов
(
брома
,
кофеина
).
Патопсихолог
должен
,
насколько
это
возможно
,
представлять
отношение
обследуемого
к
ситуации
исследования
,
цели
и
моти
-
вы
его
деятельности
в
процессе
выполнения
экспериментальных
заданий
и
постоянно
сопоставлять
с
ними
получаемые
при
иссле
-
довании
результаты
.
При
этом
патопсихолог
не
должен
забывать
,
что
в
зависимости
от
цели
исследования
мотивы
,
которыми
руко
-
водствуются
исследующий
и
исследуемый
,
далеко
не
всегда
сов
-
падают
,
особенно
при
экспертной
направленности
исследования
.
В
психиатрической
клинике
патопсихологическое
ис
-
следование
имеет
следующие
задачи
.
1.
Получение
данных
для
диагностики
.
Данные
эти
носят
вспо
-
могательный
характер
,
и
их
ценность
обнаруживается
при
сопос
-
тавлении
с
результатами
клинического
наблюдения
и
в
ряде
слу
-
чаев
с
результатами
других
лабораторных
исследований
(
напри
-
мер
,
электроэнцефалографии
).
Понятно
,
что
патопсихолог
не
может
ставить
перед
собой
за
-
дачу
нозологической
диагностики
в
каждом
отдельном
случае
в
связи
с
получаемыми
им
данными
психологического
исследова
-
ния
.
Нозологический
диагноз
—
это
задача
клинициста
-
психиатра
,
который
для
решения
ее
как
раз
и
должен
правильно
оценивать
результаты
патопсихологического
исследования
.
В
то
же
время
патопсихолог
должен
помнить
о
том
,
что
конечная
цель
комплексного
обследования
,
в
котором
он
принимает
участие
, —
это
постановка
диагноза
и
обнаруженные
им
особенности
психи
-
ческой
деятельности
больного
именно
в
этом
отношении
пред
-
ставляют
особый
интерес
(
если
,
конечно
,
исследование
13
с
самого
начала
не
преследует
другие
цели
,
о
которых
речь
идет
дальше
).
Нередко
патопсихологическое
исследование
способствует
раннему
выявлению
симптомов
психического
заболевания
и
уста
-
навливает
их
своеобразие
.
Так
,
при
клинической
картине
заболе
-
вания
внешне
иногда
оформляющейся
по
неврозоподобному
типу
,
патопсихолог
при
специальном
исследовании
находит
характер
-
ные
для
шизофрении
расстройства
мышления
и
эмоциональности
.
Этим
облегчается
ранняя
диагностика
атипично
дебютирующего
шизофренического
процесса
,
и
появляется
возможность
своевре
-
менного
начала
активной
терапии
.
Или
же
при
начальных
призна
-
ках
мозгового
органического
заболевания
патопсихолог
иногда
обнаруживает
изменения
психических
процессов
,
позволяющие
рано
дифференцировать
сосудистую
,
опухолевую
или
атрофиче
-
скую
природу
заболевания
.
Нередко
потребность
в
уточнении
структуры
психического
дефекта
представляется
весьма
сущест
-
венной
и
при
большой
давности
болезни
,
когда
врачу
мало
из
-
вестна
симптоматика
,
которой
манифестировал
психоз
.
Так
,
пси
-
хиатры
сталкиваются
с
психопатоподобными
состояниями
,
при
которых
оказывается
трудной
дифференциальная
диагностика
между
психопатией
и
психопатоподобными
изменениями
лично
-
сти
после
шизофрении
или
нейроинфекции
.
В
этих
случаях
обна
-
ружение
при
исследовании
личностных
изменений
и
патологии
мышления
по
шизофреническому
типу
или
же
изменений
памяти
,
явлений
повышенной
истощаемости
,
нарушений
подвижности
психических
процессов
,
присущих
органическим
поражениям
го
-
ловного
мозга
,
значительно
облегчает
решение
клинико
-
диагностической
задачи
.
2.
Исследование
динамики
психических
нарушений
в
связи
с
про
-
водимой
терапией
.
Многократно
проводимые
в
процессе
лечения
патопсихологические
исследования
могут
быть
объективным
по
-
казателем
влияния
терапии
на
течение
болезни
,
свидетельствуют
об
эффективности
проводимого
лечения
,
а
также
характеризуют
особенности
наступления
ремиссий
и
структуры
формирующего
-
ся
при
этом
психического
дефекта
,
если
речь
идет
о
процессуаль
-
ном
заболевании
.
Другими
словами
,
при
этом
изучаются
особен
-
ности
воздействия
лечебного
средства
на
психоз
.
Здесь
можно
выделить
два
фактора
,
важных
для
дальнейшей
14
врачебной
тактики
:
первый
—
роль
структуры
психического
де
-
фекта
в
построении
последующих
реабилитационных
мероприя
-
тий
,
второй
—
известное
прогностическое
значение
определяемо
-
го
при
исследовании
состояния
психической
деятельности
боль
-
ного
в
связи
с
лечением
.
3.
Участие
в
экспертной
работе
.
Психологические
исследо
-
вания
имеют
важное
значение
в
проведении
судебно
-
психиатрической
экспертизы
.
Психолог
при
этом
не
только
пред
-
ставляет
данные
,
облегчающие
решение
диагностических
вопро
-
сов
,
но
и
объективно
устанавливает
степень
выраженности
пси
-
хического
дефекта
.
В
судебно
-
психиатрической
практике
важно
не
только
установить
наличие
ослабоумливающего
процесса
,
но
и
определить
степень
выраженности
слабоумия
.
Именно
выражен
-
ностью
слабоумия
в
ряде
случаев
определяется
выносимое
экс
-
пертное
суждение
.
Например
,
мало
диагностировать
эпилепсию
;
следует
,
если
правонарушение
совершено
не
во
время
припадка
или
эквивалента
,
обязательно
установить
выраженность
психиче
-
ского
дефекта
,
глубины
эпилептического
слабоумия
.
То
же
самое
относится
и
к
олигофрении
—
экспертное
заключение
не
ограни
-
чивается
,
например
,
констатацией
дебильности
,
но
уточняет
и
степень
ее
выраженности
.
При
проведении
судебной
экспертизы
роль
психолога
не
огра
-
ничивается
вопросами
нозологической
диагностики
и
определе
-
ния
степени
выраженности
психического
дефекта
.
В
последнее
время
психологи
все
чаще
участвуют
в
проведении
однородных
и
комплексных
судебных
психолого
-
психиатрических
(
КСППЭ
)
экспертиз
.
Судебные
психиатры
отвечают
на
вопрос
о
наличии
психического
заболевания
у
испытуемого
и
о
выраженности
пси
-
хического
дефекта
.
Основные
задачи
психологов
полно
сформу
-
лированы
М
.
М
.
Коченовым
(1980).
В
рамках
психолого
-
психи
-
атрической
экспертизы
психиатр
дает
синдромально
-
нозологическую
характеристику
имеющейся
патологии
,
психолог
—
структурно
-
динамический
анализ
личности
обследуемого
.
Это
особенно
важно
в
случаях
обнаружения
нерезко
выраженных
форм
психических
отклонений
.
Особенно
возрастает
роль
психолога
при
отсутствии
у
обсле
-
дуемого
психического
заболевания
.
Понимание
характера
совер
-
шенного
преступления
невозможно
в
этих
случаях
без
исследова
-
ния
структуры
мотивов
и
потребностей
,
15