Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7387
Скачиваний: 69
присущей
испытуемому
системы
отношений
,
установок
,
ценност
-
ных
ориентации
,
без
раскрытия
внутренней
психологической
структуры
личности
.
Психологическая
экспертиза
производится
не
только
для
оценки
личностных
свойств
обвиняемого
,
но
неред
-
ко
объектами
ее
становятся
потерпевшие
и
свидетели
,
так
как
по
-
лучаемые
психологом
данные
способствуют
адекватной
оценке
их
показаний
,
помогают
судить
об
их
достоверности
.
Психологическая
экспертиза
особенно
часто
производится
по
делам
,
в
которых
фигурируют
несовершеннолетние
.
При
этом
оп
-
ределяются
уровень
их
познавательной
деятельности
и
характер
присущих
им
индивидуально
-
личностных
особенностей
.
Лишь
при
такой
суммарной
оценке
можно
судить
о
способности
обсле
-
дуемого
сознавать
противоправность
своих
действий
и
руково
-
дить
ими
.
В
рамках
психолого
-
психиатрической
экспертизы
часто
реша
-
ется
вопрос
о
наличии
у
обвиняемого
какого
-
либо
патологическо
-
го
аффективного
состояния
,
а
также
других
состояний
,
повлияв
-
ших
на
него
в
момент
совершения
преступления
(
переутомление
,
страх
,
горе
).
Важное
значение
имеют
установление
возможности
возникно
-
вения
в
определенной
ситуации
таких
состояний
,
как
растерян
-
ность
,
потеря
ориентировки
,
и
экспертная
оценка
их
влияния
на
качество
выполнения
обследуемым
его
профессиональной
дея
-
тельности
.
При
проведении
посмертной
экспертизы
в
тех
случаях
,
когда
психиатры
не
находят
оснований
для
диагностики
психического
заболевания
,
психологи
,
анализируя
особенности
личности
по
-
гибшего
,
помогают
уяснить
мотивы
,
которыми
он
руководствовал
-
ся
при
совершении
тех
или
иных
поступков
,
в
том
числе
и
мотивы
совершения
суицида
.
Исключительно
важна
роль
психологического
исследования
при
решении
вопросов
военной
экспертизы
—
речь
идет
о
диаг
-
ностике
нерезко
выраженных
форм
умственной
отсталости
,
стер
-
тых
проявлений
шизофрении
(
особенно
ее
простой
формы
),
пси
-
хопатий
,
неврозов
,
резидуально
-
органических
поражений
голов
-
ного
мозга
.
В
медико
-
социальной
(
трудовой
)
экспертизе
клинический
психолог
не
только
обнаруживает
признаки
заболевания
,
но
и
по
-
казывает
,
как
далеко
оно
зашло
,
насколько
снижена
трудоспособ
-
ность
обследуемого
,
имеются
ли
сохранные
элементы
в
его
пси
-
хике
,
которые
могли
бы
быть
использованы
для
стимулирования
механизмов
компенсации
психического
дефекта
.
В
детской
психиатрии
психологические
исследования
необхо
-
димы
для
решения
вопроса
о
том
,
где
следует
учиться
ребенку
—
в
массовой
или
специальной
школе
.
Этот
вопрос
должен
безоши
-
бочно
решаться
специальными
психолого
-
медико
-
педагогиче
-
скими
комиссиями
.
Так
,
помещение
ребенка
с
дебильностью
в
массовую
школу
не
только
отрицательно
сказывается
на
построе
-
нии
педагогического
процесса
,
но
нередко
приводит
и
к
невроти
-
ческим
реакциям
неправильно
направленного
на
учебу
ребенка
,
видящего
свою
несостоятельность
при
сравнении
со
здоровыми
детьми
.
Еще
больше
травмирует
психику
ребенка
ситуация
,
когда
,
ошибочно
расценив
явления
педагогический
запущенности
,
ко
-
миссия
направляет
его
на
учебу
в
коррекционную
школу
,
хотя
в
действительности
у
него
не
наблюдается
умственного
недоразви
-
тия
.
4.
Участие
в
реабилитационной
работе
.
1
Современная
психи
-
атрия
особое
значение
придает
работе
по
реабилитации
и
ресо
-
циализации
больных
.
Психиатр
не
ограничивается
проведением
активной
терапии
и
назначением
больному
шизофренией
под
-
держивающих
доз
лекарственных
средств
,
но
должен
позаботить
-
ся
и
о
восстановлении
больным
его
положения
в
обществе
—
в
се
-
мье
,
на
производстве
.
От
правильно
построенных
реабилитационных
мероприятий
зависит
профилактика
инвалидизации
.
Это
относится
не
только
к
шизофрении
или
органическим
процессам
.
Практика
показывает
,
как
часто
отсутствие
реабилитационной
работы
с
больными
нев
-
розами
приводит
их
к
тяжелейшей
патологии
развития
личности
,
лишающей
этих
больных
трудоспособности
и
значительно
хуже
поддающейся
лечению
.
Реабилитационная
работа
должна
учитывать
не
только
изме
-
нения
,
привнесенные
в
психику
заболеванием
,
но
и
оставшиеся
сохранными
элементы
эмоционально
-
личностной
жизни
и
интел
-
лектуальной
деятельности
.
Реабилитационная
работа
может
быть
эффективной
лишь
при
индивидуализированном
подходе
к
боль
-
ному
.
В
связи
с
этим
1
Реабилитационный
аспект
деятельности
клинического
психолога
исчерпы
-
вающе
представлен
в
монографиях
:
Кабанов
М
.
М
.
Реабилитация
психически
больных
. — 2-
е
изд
. —
Л
.:
Медицина
, 1985;
Клинические
и
организационные
основы
реабилитации
психически
больных
/
Под
ред
.
М
.
М
.
Кабанова
,
К
.
Вай
-
зе
.
М
.— :
Медицина
, 1980.
17
приобретает
большое
значение
клинико
-
психологическое
иссле
-
дование
.
При
этом
изучаются
не
только
особенности
мышления
больного
или
степень
сохранности
его
памяти
.
Исключительно
важно
дать
характеристику
личностных
свойств
больного
.
Лич
-
ность
больного
изучается
как
в
медико
-
психологическом
,
так
и
в
социальном
аспектах
.
При
этом
большую
роль
играют
данные
о
психологической
совместимости
больного
с
окружающими
,
не
-
редко
определяющие
его
правильное
трудоустройство
.
Психолог
должен
изучить
«
социальный
климат
»,
окружающий
больного
после
выписки
домой
,
в
лечебных
группах
,
на
производ
-
стве
.
В
соответствии
с
полученными
данными
строится
психо
-
коррекционная
и
психотерапевтическая
работа
.
Реабилитационная
работа
не
должна
ограничиваться
фор
-
мальным
составлением
рекомендаций
применительно
к
характеру
и
давности
заболевания
.
Она
всегда
должна
быть
индивидуализи
-
рованной
и
проводиться
в
постоянном
контакте
с
врачами
-
психиатрами
.
Реабилитационная
работа
психолога
может
быть
результатив
-
ной
лишь
при
достаточной
насыщенности
лечебного
учреждения
кадрами
психологов
,
так
как
она
трудоемка
и
должна
проводиться
систематически
,
а
не
в
промежутках
между
двумя
психологиче
-
скими
исследованиями
.
Реабилитационная
работа
не
должна
про
-
водиться
в
ущерб
диагностической
и
экспертной
работе
клиниче
-
ского
психолога
.
5.
Исследование
недостаточно
изученных
психических
за
-
болеваний
.
Патопсихологические
исследования
проводятся
с
на
-
учной
целью
для
анализа
еще
недостаточно
изученных
психопа
-
тологических
проявлений
тех
или
иных
психических
заболеваний
.
При
такой
постановке
задачи
,
как
правило
,
проводится
исследо
-
вание
больших
групп
больных
,
подбираемых
по
наличию
у
них
изучаемых
психопатологических
симптомов
.
Здесь
особую
роль
приобретает
статистическая
достоверность
получаемых
данных
.
В
этом
состоит
одно
из
отличий
такого
рода
исследований
от
ис
-
следований
,
преследующих
цели
дифференциальной
диагностики
и
экспертизы
,
где
речь
идет
об
обследовании
отдельных
больных
и
достоверность
результатов
достигается
другими
способами
,
на
-
пример
употреблением
сходных
по
направленности
эксперимен
-
тальных
методик
.
18
Если
при
исследовании
,
направленном
на
решение
вопросов
клинико
-
практического
характера
,
патопсихолог
стремится
полу
-
чить
общую
и
сугубо
индивидуальную
характеристику
протекания
психических
процессов
у
конкретного
больного
,
то
при
направ
-
ленности
исследования
на
решение
теоретических
вопросов
пси
-
холог
выделяет
и
ставит
в
центр
своего
внимания
какой
-
либо
один
процесс
,
изучаемый
им
в
специально
созданных
условиях
.
При
научно
-
исследовательской
направленности
па
-
топсихологического
эксперимента
особенно
важное
значение
приобретает
соблюдение
динамического
принципа
,
то
есть
учета
динамики
психопатологических
симптомообразований
в
связи
с
течением
болезни
(
В
.
М
.
Блейхер
, 1976).
Изучение
психологиче
-
ской
структуры
того
или
иного
психопатологического
синдрома
оказывается
более
успешным
при
учете
стадии
заболевания
и
со
-
поставлении
патопсихологических
данных
,
соответствующих
различным
стадиям
болезни
,
например
в
дебюте
ее
,
в
стадии
мак
-
симальной
выраженности
клинических
проявлений
и
при
нарас
-
тании
психического
дефекта
.
6.
Участие
в
психотерапии
.
Здесь
,
как
и
в
проведении
реаби
-
литационных
мероприятий
,
психолог
должен
работать
под
руко
-
водством
врача
-
психиатра
,
психотерапевта
и
выполнять
постав
-
ленные
им
задачи
как
психодиагностического
,
так
и
социально
-
психологического
характера
.
Естественно
,
что
такая
деятельность
требует
обучения
психологов
психотерапии
.
М
.
И
.
Буянов
,
А
.
И
.
Захаров
(1983)
даже
ставят
вопрос
о
профилизации
студентов
-
психологов
по
психодиагностике
и
клинической
психологии
,
по
-
нимая
под
последней
клинически
ориентированную
социально
-
психологическую
работу
Применительно
к
психотерапии
можно
выделить
спе
-
цифические
задачи
патопсихологического
исследования
.
Это
,
во
-
первых
,
участие
патопсихолога
в
диагностике
психи
-
ческого
заболевания
,
так
как
от
решения
этих
вопросов
зависит
объем
показаний
к
психотерапии
и
выбор
ее
наиболее
адекватных
форм
и
места
проведения
(
в
стационаре
или
амбулаторно
).
Во
-
вторых
,
патопсихологическое
исследование
способствует
обнаружению
таких
личностных
свойств
больного
,
на
которые
в
последующей
психотерапевтической
работе
следует
обратить
особое
внимание
.
19
С
этой
целью
используются
психологические
личностные
ме
-
тодики
достаточно
широкого
диапазона
,
основанные
как
на
харак
-
теристике
личности
в
процессе
деятельности
,
так
и
на
самооценке
,
а
также
проективные
.
Сочетание
психологических
методик
,
ха
-
рактеризующихся
различным
подходом
,
позволяет
получить
наи
-
более
полное
представление
о
личности
больного
.
При
этом
должны
учитываться
не
только
измененные
болез
-
нью
личностные
свойства
,
но
и
сохранные
компоненты
личност
-
ной
деятельности
,
на
которую
в
первую
очередь
должна
быть
на
-
правлена
психотерапевтическая
работа
.
Далее
,
психологический
эксперимент
способствует
на
-
лаживанию
продуктивного
контакта
с
больными
,
так
как
дает
психотерапевту
представление
об
его
интеллектуальном
уровне
и
интересах
.
Исследование
особенностей
протекания
процессов
обобщения
и
отвлечения
позволяет
в
эксперименте
определить
их
уровень
,
а
также
такие
важные
для
психотерапевта
свойства
ин
-
теллекта
больного
,
как
широта
,
глубина
,
самостоятельность
,
жи
-
вость
,
гибкость
.
В
патологии
этим
свойствам
интеллекта
противо
-
стоят
узость
кругозора
,
поверхностность
суждений
,
чрезмерная
конформность
,
торпидность
мышления
.
Характеристика
интеллектуальной
деятельности
во
многом
определяет
систему
построения
психотерапевтических
мероприя
-
тий
.
Исследования
В
.
А
.
Ташлыкова
(1976, 1978, 1979, 1984)
пока
-
зали
важное
значение
для
эффективности
психотерапии
изучения
таких
характеристик
больного
и
врача
,
которые
отражают
особен
-
ности
их
персональных
взаимоотношений
,
степень
их
психологи
-
ческой
совместимости
.
Знание
врачом
этих
факторов
позволяет
ему
уже
в
начале
лечения
в
известной
мере
точно
прогнозировать
особенности
эмоционального
реагирования
больного
на
ситуа
-
цию
и
характер
психотерапевтического
воздействия
,
добиться
продуктивного
лечебного
контакта
,
гибко
строить
психо
-
терапевтическую
тактику
на
различных
этапах
лечебного
процес
-
са
.
Психологический
эксперимент
может
играть
определенную
роль
в
выборе
методик
психотерапии
.
Тут
могут
оказаться
полез
-
ными
установленные
при
исследовании
особенности
личности
и
уровень
интеллектуальной
деятельности
больного
,
характеристи
-
ка
таких
его
свойств
,
как
конформность
,
20