Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7387

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

присущей

 

испытуемому

 

системы

 

отношений

установок

ценност

-

ных

 

ориентации

без

 

раскрытия

 

внутренней

 

психологической

 

структуры

 

личности

Психологическая

 

экспертиза

 

производится

 

не

 

только

 

для

 

оценки

 

личностных

 

свойств

 

обвиняемого

но

 

неред

-

ко

 

объектами

 

ее

 

становятся

 

потерпевшие

 

и

 

свидетели

так

 

как

 

по

-

лучаемые

 

психологом

 

данные

 

способствуют

 

адекватной

 

оценке

 

их

 

показаний

помогают

 

судить

 

об

 

их

 

достоверности

.

 

Психологическая

 

экспертиза

 

особенно

 

часто

 

производится

 

по

 

делам

в

 

которых

 

фигурируют

 

несовершеннолетние

При

 

этом

 

оп

-

ределяются

 

уровень

 

их

 

познавательной

 

деятельности

 

и

 

характер

 

присущих

 

им

 

индивидуально

-

личностных

 

особенностей

Лишь

 

при

 

такой

 

суммарной

 

оценке

 

можно

 

судить

 

о

 

способности

 

обсле

-

дуемого

 

сознавать

 

противоправность

 

своих

 

действий

 

и

 

руково

-

дить

 

ими

.

 

В

 

рамках

 

психолого

-

психиатрической

 

экспертизы

 

часто

 

реша

-

ется

 

вопрос

 

о

 

наличии

 

у

 

обвиняемого

 

какого

-

либо

 

патологическо

-

го

 

аффективного

 

состояния

а

 

также

 

других

 

состояний

повлияв

-

ших

 

на

 

него

 

в

 

момент

 

совершения

 

преступления

 (

переутомление

страх

горе

).

 

Важное

 

значение

 

имеют

 

установление

 

возможности

 

возникно

-

вения

 

в

 

определенной

 

ситуации

 

таких

 

состояний

как

 

растерян

-

ность

потеря

 

ориентировки

и

 

экспертная

 

оценка

 

их

 

влияния

 

на

 

качество

 

выполнения

 

обследуемым

 

его

 

профессиональной

 

дея

-

тельности

.

 

При

 

проведении

 

посмертной

 

экспертизы

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

психиатры

 

не

 

находят

 

оснований

 

для

 

диагностики

 

психического

 

заболевания

психологи

анализируя

 

особенности

 

личности

 

по

-

гибшего

помогают

 

уяснить

 

мотивы

которыми

 

он

 

руководствовал

-

ся

 

при

 

совершении

 

тех

 

или

 

иных

 

поступков

в

 

том

 

числе

 

и

 

мотивы

 

совершения

 

суицида

.

 

Исключительно

 

важна

 

роль

 

психологического

 

исследования

 

при

 

решении

 

вопросов

 

военной

 

экспертизы

 — 

речь

 

идет

 

о

 

диаг

-

ностике

 

нерезко

 

выраженных

 

форм

 

умственной

 

отсталости

стер

-

тых

 

проявлений

 

шизофрении

 (

особенно

 

ее

 

простой

 

формы

), 

пси

-

хопатий

неврозов

резидуально

-

органических

 

поражений

 

голов

-

ного

 

мозга

.

 

В

 

медико

-

социальной

  (

трудовой

экспертизе

 

клинический

 

психолог

 

не

 

только

 

обнаруживает

 

признаки

 

заболевания

но

 

и

 

по

-

казывает

как

 

далеко

 

оно

 

зашло

насколько

 

снижена

 

трудоспособ

-

ность

 

обследуемого

имеются

 

ли

 

сохранные

 

элементы

 

в

 

его

 

пси

-

хике

которые

 

могли

 

бы

 

быть

 

использованы

 

для

 

стимулирования

 


background image

механизмов

 

компенсации

 

психического

 

дефекта

.

 

В

 

детской

 

психиатрии

 

психологические

 

исследования

 

необхо

-

димы

 

для

 

решения

 

вопроса

 

о

 

том

где

 

следует

 

учиться

 

ребенку

 — 

в

 

массовой

 

или

 

специальной

 

школе

Этот

 

вопрос

 

должен

 

безоши

-

бочно

 

решаться

 

специальными

 

психолого

-

медико

-

педагогиче

-

скими

 

комиссиями

Так

помещение

 

ребенка

 

с

 

дебильностью

 

в

 

массовую

 

школу

 

не

 

только

 

отрицательно

 

сказывается

 

на

 

построе

-

нии

 

педагогического

 

процесса

но

 

нередко

 

приводит

 

и

 

к

 

невроти

-

ческим

 

реакциям

 

неправильно

 

направленного

 

на

 

учебу

 

ребенка

видящего

 

свою

 

несостоятельность

 

при

 

сравнении

 

со

 

здоровыми

 

детьми

Еще

 

больше

 

травмирует

 

психику

 

ребенка

 

ситуация

когда

ошибочно

 

расценив

 

явления

 

педагогический

 

запущенности

ко

-

миссия

 

направляет

 

его

 

на

 

учебу

 

в

 

коррекционную

 

школу

хотя

 

в

 

действительности

 

у

 

него

 

не

 

наблюдается

 

умственного

 

недоразви

-

тия

.

 

4. 

Участие

 

в

 

реабилитационной

 

работе

.

1

 

Современная

 

психи

-

атрия

 

особое

 

значение

 

придает

 

работе

 

по

 

реабилитации

 

и

 

ресо

-

циализации

 

больных

Психиатр

 

не

 

ограничивается

 

проведением

 

активной

 

терапии

 

и

 

назначением

 

больному

 

шизофренией

 

под

-

держивающих

 

доз

 

лекарственных

 

средств

но

 

должен

 

позаботить

-

ся

 

и

 

о

 

восстановлении

 

больным

 

его

 

положения

 

в

 

обществе

 — 

в

 

се

-

мье

на

 

производстве

.

 

От

 

правильно

 

построенных

 

реабилитационных

 

мероприятий

 

зависит

 

профилактика

 

инвалидизации

Это

 

относится

 

не

 

только

 

к

 

шизофрении

 

или

 

органическим

 

процессам

Практика

 

показывает

как

 

часто

 

отсутствие

 

реабилитационной

 

работы

 

с

 

больными

 

нев

-

розами

 

приводит

 

их

 

к

 

тяжелейшей

 

патологии

 

развития

 

личности

лишающей

 

этих

 

больных

 

трудоспособности

 

и

 

значительно

 

хуже

 

поддающейся

 

лечению

.

 

Реабилитационная

 

работа

 

должна

 

учитывать

 

не

 

только

 

изме

-

нения

привнесенные

 

в

 

психику

 

заболеванием

но

 

и

 

оставшиеся

 

сохранными

 

элементы

 

эмоционально

-

личностной

 

жизни

 

и

 

интел

-

лектуальной

 

деятельности

Реабилитационная

 

работа

 

может

 

быть

 

эффективной

 

лишь

 

при

 

индивидуализированном

 

подходе

 

к

 

боль

-

ному

В

 

связи

 

с

 

этим

 

Реабилитационный

 

аспект

 

деятельности

 

клинического

 

психолога

 

исчерпы

-

вающе

 

представлен

 

в

 

монографиях

Кабанов

 

М

М

Реабилитация

 

психически

 

больных

. — 2-

е

 

изд

. — 

Л

.: 

Медицина

, 1985; 

Клинические

 

и

 

организационные

 

основы

 

реабилитации

 

психически

 

больных

Под

 

ред

М

М

Кабанова

К

Вай

-

зе

М

.— : 

Медицина

, 1980.

 

17

 


background image

приобретает

 

большое

 

значение

 

клинико

-

психологическое

 

иссле

-

дование

При

 

этом

 

изучаются

 

не

 

только

 

особенности

 

мышления

 

больного

 

или

 

степень

 

сохранности

 

его

 

памяти

Исключительно

 

важно

 

дать

 

характеристику

 

личностных

 

свойств

 

больного

Лич

-

ность

 

больного

 

изучается

 

как

 

в

 

медико

-

психологическом

так

 

и

 

в

 

социальном

 

аспектах

При

 

этом

 

большую

 

роль

 

играют

 

данные

 

о

 

психологической

 

совместимости

 

больного

 

с

 

окружающими

не

-

редко

 

определяющие

 

его

 

правильное

 

трудоустройство

.

 

Психолог

 

должен

 

изучить

 «

социальный

 

климат

», 

окружающий

 

больного

 

после

 

выписки

 

домой

в

 

лечебных

 

группах

на

 

производ

-

стве

В

 

соответствии

 

с

 

полученными

 

данными

 

строится

 

психо

-

коррекционная

 

и

 

психотерапевтическая

 

работа

.

 

Реабилитационная

 

работа

 

не

 

должна

 

ограничиваться

 

фор

-

мальным

 

составлением

 

рекомендаций

 

применительно

 

к

 

характеру

 

и

 

давности

 

заболевания

Она

 

всегда

 

должна

 

быть

 

индивидуализи

-

рованной

 

и

 

проводиться

 

в

 

постоянном

 

контакте

 

с

 

врачами

-

психиатрами

.

 

Реабилитационная

 

работа

 

психолога

 

может

 

быть

 

результатив

-

ной

 

лишь

 

при

 

достаточной

 

насыщенности

 

лечебного

 

учреждения

 

кадрами

 

психологов

так

 

как

 

она

 

трудоемка

 

и

 

должна

 

проводиться

 

систематически

а

 

не

 

в

 

промежутках

 

между

 

двумя

 

психологиче

-

скими

 

исследованиями

Реабилитационная

 

работа

 

не

 

должна

 

про

-

водиться

 

в

 

ущерб

 

диагностической

 

и

 

экспертной

 

работе

 

клиниче

-

ского

 

психолога

.

 

5. 

Исследование

 

недостаточно

 

изученных

 

психических

 

за

-

болеваний

Патопсихологические

 

исследования

 

проводятся

 

с

 

на

-

учной

 

целью

 

для

 

анализа

 

еще

 

недостаточно

 

изученных

 

психопа

-

тологических

 

проявлений

 

тех

 

или

 

иных

 

психических

 

заболеваний

При

 

такой

 

постановке

 

задачи

как

 

правило

проводится

 

исследо

-

вание

 

больших

 

групп

 

больных

подбираемых

 

по

 

наличию

 

у

 

них

 

изучаемых

 

психопатологических

 

симптомов

Здесь

 

особую

 

роль

 

приобретает

 

статистическая

 

достоверность

 

получаемых

 

данных

В

 

этом

 

состоит

 

одно

 

из

 

отличий

 

такого

 

рода

 

исследований

 

от

 

ис

-

следований

преследующих

 

цели

 

дифференциальной

 

диагностики

 

и

 

экспертизы

где

 

речь

 

идет

 

об

 

обследовании

 

отдельных

 

больных

 

и

 

достоверность

 

результатов

 

достигается

 

другими

 

способами

на

-

пример

 

употреблением

 

сходных

 

по

 

направленности

 

эксперимен

-

тальных

 

методик

.

 

18

 


background image

Если

 

при

 

исследовании

направленном

 

на

 

решение

 

вопросов

 

клинико

-

практического

 

характера

патопсихолог

 

стремится

 

полу

-

чить

 

общую

 

и

 

сугубо

 

индивидуальную

 

характеристику

 

протекания

 

психических

 

процессов

 

у

 

конкретного

 

больного

то

 

при

 

направ

-

ленности

 

исследования

 

на

 

решение

 

теоретических

 

вопросов

 

пси

-

холог

 

выделяет

 

и

 

ставит

 

в

 

центр

 

своего

 

внимания

 

какой

-

либо

 

один

 

процесс

изучаемый

 

им

 

в

 

специально

 

созданных

 

условиях

.

 

При

 

научно

-

исследовательской

 

направленности

 

па

-

топсихологического

 

эксперимента

 

особенно

 

важное

 

значение

 

приобретает

 

соблюдение

 

динамического

 

принципа

то

 

есть

 

учета

 

динамики

 

психопатологических

 

симптомообразований

 

в

 

связи

 

с

 

течением

 

болезни

  (

В

М

Блейхер

, 1976). 

Изучение

 

психологиче

-

ской

 

структуры

 

того

 

или

 

иного

 

психопатологического

 

синдрома

 

оказывается

 

более

 

успешным

 

при

 

учете

 

стадии

 

заболевания

 

и

 

со

-

поставлении

 

патопсихологических

 

данных

соответствующих

 

различным

 

стадиям

 

болезни

например

 

в

 

дебюте

 

ее

в

 

стадии

 

мак

-

симальной

 

выраженности

 

клинических

 

проявлений

 

и

 

при

 

нарас

-

тании

 

психического

 

дефекта

.

 

6. 

Участие

 

в

 

психотерапии

Здесь

как

 

и

 

в

 

проведении

 

реаби

-

литационных

 

мероприятий

психолог

 

должен

 

работать

 

под

 

руко

-

водством

 

врача

-

психиатра

психотерапевта

 

и

 

выполнять

 

постав

-

ленные

 

им

 

задачи

 

как

 

психодиагностического

так

 

и

 

социально

-

психологического

 

характера

Естественно

что

 

такая

 

деятельность

 

требует

 

обучения

 

психологов

 

психотерапии

М

И

Буянов

А

И

Захаров

 (1983) 

даже

 

ставят

 

вопрос

 

о

 

профилизации

 

студентов

-

психологов

 

по

 

психодиагностике

 

и

 

клинической

 

психологии

по

-

нимая

 

под

 

последней

 

клинически

 

ориентированную

 

социально

-

психологическую

 

работу

 

Применительно

 

к

 

психотерапии

 

можно

 

выделить

 

спе

-

цифические

 

задачи

 

патопсихологического

 

исследования

.

 

Это

во

-

первых

участие

 

патопсихолога

 

в

 

диагностике

 

психи

-

ческого

 

заболевания

так

 

как

 

от

 

решения

 

этих

 

вопросов

 

зависит

 

объем

 

показаний

 

к

 

психотерапии

 

и

 

выбор

 

ее

 

наиболее

 

адекватных

 

форм

 

и

 

места

 

проведения

 (

в

 

стационаре

 

или

 

амбулаторно

).

 

Во

-

вторых

патопсихологическое

 

исследование

 

способствует

 

обнаружению

 

таких

 

личностных

 

свойств

 

больного

на

 

которые

 

в

 

последующей

 

психотерапевтической

 

работе

 

следует

 

обратить

 

особое

 

внимание

.

 

19

 


background image

С

 

этой

 

целью

 

используются

 

психологические

 

личностные

 

ме

-

тодики

 

достаточно

 

широкого

 

диапазона

основанные

 

как

 

на

 

харак

-

теристике

 

личности

 

в

 

процессе

 

деятельности

так

 

и

 

на

 

самооценке

а

 

также

 

проективные

Сочетание

 

психологических

 

методик

ха

-

рактеризующихся

 

различным

 

подходом

позволяет

 

получить

 

наи

-

более

 

полное

 

представление

 

о

 

личности

 

больного

.

 

При

 

этом

 

должны

 

учитываться

 

не

 

только

 

измененные

 

болез

-

нью

 

личностные

 

свойства

но

 

и

 

сохранные

 

компоненты

 

личност

-

ной

 

деятельности

на

 

которую

 

в

 

первую

 

очередь

 

должна

 

быть

 

на

-

правлена

 

психотерапевтическая

 

работа

.

 

Далее

психологический

 

эксперимент

 

способствует

 

на

-

лаживанию

 

продуктивного

 

контакта

 

с

 

больными

так

 

как

 

дает

 

психотерапевту

 

представление

 

об

 

его

 

интеллектуальном

 

уровне

 

и

 

интересах

Исследование

 

особенностей

 

протекания

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

 

позволяет

 

в

 

эксперименте

 

определить

 

их

 

уровень

а

 

также

 

такие

 

важные

 

для

 

психотерапевта

 

свойства

 

ин

-

теллекта

 

больного

как

 

широта

глубина

самостоятельность

жи

-

вость

гибкость

В

 

патологии

 

этим

 

свойствам

 

интеллекта

 

противо

-

стоят

 

узость

 

кругозора

поверхностность

 

суждений

чрезмерная

 

конформность

торпидность

 

мышления

.

 

Характеристика

 

интеллектуальной

 

деятельности

 

во

 

многом

 

определяет

 

систему

 

построения

 

психотерапевтических

 

мероприя

-

тий

.

 

Исследования

 

В

А

Ташлыкова

 (1976, 1978, 1979, 1984) 

пока

-

зали

 

важное

 

значение

 

для

 

эффективности

 

психотерапии

 

изучения

 

таких

 

характеристик

 

больного

 

и

 

врача

которые

 

отражают

 

особен

-

ности

 

их

 

персональных

 

взаимоотношений

степень

 

их

 

психологи

-

ческой

 

совместимости

Знание

 

врачом

 

этих

 

факторов

 

позволяет

 

ему

 

уже

 

в

 

начале

 

лечения

 

в

 

известной

 

мере

 

точно

 

прогнозировать

 

особенности

 

эмоционального

 

реагирования

 

больного

 

на

 

ситуа

-

цию

 

и

 

характер

 

психотерапевтического

 

воздействия

добиться

 

продуктивного

 

лечебного

 

контакта

гибко

 

строить

 

психо

-

терапевтическую

 

тактику

 

на

 

различных

 

этапах

 

лечебного

 

процес

-

са

.

 

Психологический

 

эксперимент

 

может

 

играть

 

определенную

 

роль

 

в

 

выборе

 

методик

 

психотерапии

Тут

 

могут

 

оказаться

 

полез

-

ными

 

установленные

 

при

 

исследовании

 

особенности

 

личности

 

и

 

уровень

 

интеллектуальной

 

деятельности

 

больного

характеристи

-

ка

 

таких

 

его

 

свойств

как

 

конформность

,

 

20