Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9887

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

...Действительно, особой нежности к сыну я пока что не
испытываю. Что он сейчас есть такое? Маленький симпатич-
ный звереныш без разума. Ни поговорить с ним, ни сходить
куда-то вместе! Видимо, в этом специфика проявления роди-

573


background image

 тельского чувства у мужчины: позже, значительно позже муж-
чина ощущает себя отцом, чем женщина - матерью. Да и ну-
жен ли мужчина, нужен ли отец грудному малышу? Решитель-
но могу сказать: не нужен. Как рабочая сила - к примеру,
пеленки гладить - мужчина нужен жене. А ребенку только
лишняя досада, лишний крик от жестких мужских рук. Так
что необходимость в отце для Сашки возникнет не раньше,
чем через год-полтора, так я сейчас считаю», - С.Иванов. Он
же: «Не могу не сознаться, что некоторое раздражение испыты-
вал поначалу, видя, как слабнут мои позиции. Появление сына
словно отодвинуло меня в тень, и естественно, что моя гордость
и мой эгоизм пострадали». Снова Сергей Иванов: «В некото-
рые моменты вдруг возникает ощущение, что не Санька передо
мной, а это себя самого я вижу - себя маленького, себя, снова
ставшего ребенком. Полное отождествление... Раньше только
читал про такое, теперь время от времени испытываю сам.
Оживаю в сыне, начинаю заново в сыне, еще не ведаю, какие
опасности, какие неудачи впереди. Бесчисленное множество
возможностей... Не в этом ли отождествлении начало отцовско-
го чувства?.. Нет - наверное, не в нем... Ведь раньше я "отож-
дествления" не испытывал. А Саньку любил и раньше...»
Это переживания мужчин, которые осознали «ловушки» в
освоении роли отца и попытались их преодолеть. Преодоле-
ние это возможно за счет обращенности к психологической
информации, раскрывающей индивидуальный смысл их соб-
ственной жизни.
Практически освоение психологического содержания роли
отца начинается с обостренного переживания беззащитности
жизни, ее хрупкости, уязвимости... За этим переживанием
сознание собственной силы и возможности защитить жизнь -
конкретную - ребенка, жены - и жизнь вообще как явление.
Когда, в какой момент приходит к человеку это чувство?
В период взросления у мужчины есть шанс пережить это
чувство во время появления на свет ребенка. Недаром очень
многие женщины, как и жена Домокоша Варги, мечтают
(мечтали) о том, чтобы муж был рядом в момент родов, чтобы
он помогал своим присутствием. Во многих современных
клиниках сегодня такая практика, к счастью, существует.
Далеко не каждый мужчина, естественно, чувствует, пере-
живает благоговение перед жизнью, рождение ребенка (детей)
дает шанс еще раз оказаться лицом к лицу со всеми проявле-
ниями жизни и пережить свою причастность к ним: «И все же


background image

подчас в этой возне вокруг младенца ему видится нечто не-
приличное. Какого цвета стул у малыша, тошнит его или нет,

574

срыгивает он или не срыгивает, нет ли у него молочницы,
отпали ли корочки на голове... да с какой стати пристают к
уважающему себя мужчине с такими глупостями...»
Да и вообще у них нет ощущения своей тесной связи с этим
маленьким существом...
Приходится пока что подчиняться голосу разума: «Люби
его, люби! Стыдно не любить собственного ребенка!»
Если молодой муж влюблен в свою жену и к тому же ха-
рактер у него покладистый, то, естественно, в угоду ей он с
самого начала выказывает себя заботливым отцом. И так
продолжается до тех пор, пока и сам он не убедится, что ребе-
нок доставляет ему истинную радость», - Д.Варга.
Вот здесь и проходит линия развития мужчины в период
взросления - он должен строить свои отношения с членами
своей семьи на основе разумного, правильного представления
о цели и смысле семейных отношений и распределении семей-
ных ролей. Его концепция жизни, его отношение к семье, к
назначению и цели семейных отношений выливаются не толь-
ко в переживания, но и в конкретные умения, связанные с
ориентацией в психологической информации.
Недаром большинство психологов и психотерапевтов при-
ходят к мысли о том, что конкретные экономические знания и
навыки планирования семейного бюджета, а также коммуни-
кативные навыки ведения межличностных переговоров и раз-
решения конфликтов оказываются крайне необходимыми для
освоения родительской роли. Это в полной мере относится к
роли отца, так как она традиционно в большей степени под-
вержена трансформации под влиянием самых разных условий.
Из какого источника будет черпать мужчина представле-
ние о правильной жизни, о своем истинном назначении? Будет
ли в этом источнике достойное место уму, благородству, тер-
пению, прощению, смирению, добродетели вообще? Мне эти
вопросы кажутся далеко не случайными, так как в нашем бы-
стро меняющемся мире, где все легко обесценивается и осмеи-
вается, трудно найти такой источник. Для этого надо обла-
дать достаточной силой Я, чтобы уметь услышать в себе го-
лос своей экзистенции, голос своей совести, своих чувств,
своего разума, а для этого их надо уже иметь.
Освоение родительской роли, так же как и супружеской,


background image

требует от людей в период взросления принятия на себя обяза-
тельств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе.
Эти обязательства как ролевые ограничения должны быть
осознанно приняты человеком как формы реализации его жиз-
ненных сил, возможностей, энергии. Трагедия начинается там,

575


background image

 где эти обязательства бесконечны и непосильны, они истощают
человека (мужчину или женщину в равной степени), подрывают
его силы Психологи говорят тогда о грузе социальных ролей, а
сексологи и психотерапевты - о супружеской усталости
Это очень трудное явление - взятые на себя обязательства -
контроль и исполнение принадлежат самому человеку, в его
внутреннем диалоге преобладает модальность долженствова-
ния Это ограничивает жизнь Я, проявление его динамики в
других модальностях хочу, могу, думаю, наконец, чувствую
Все смещается в ракурс долженствования и воспринимается, в
конечном счете, как навязанная обязанность, стесняющая спон-
танность жизни, разрушающая ее течение. Вот здесь человек в
период взросления и проходит испытание на решение важней-
шей жизненной задачи - выработку собственного (семейного)
стиля жизни. Стиля жизни во всей ее неповторимости, спонтан-
ности, энергичности, рискованности, продуктивности.. А мо-
жет быть, и стиля психологической смерти со всей ее регламен-
тированностью, стандартностью, упорядоченностью, серьезно-
стью и воспроизводимостью... У человека всегда есть выбор,
особенно в период взросления, когда создается своя семья, ко-
гда осмысляются по-новому жизнь и смерть, свобода и рабство...
Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение
«мы» и свободное существование Я каждого члена семьи. Со-
временные исследования стиля жизни, образа жизни связывают
его существование с социально-географическими параметрами
жизни: профессией и местом жительства. Это естественные раз-
личия, определяющие содержание социальной жизни человека.
Но, думается, не менее важным проявлением стиля жизни явля-
ется индивидуальный вклад каждого члена семьи в общую
жизнь семьи. И в индивидуальную жизнь каждого из ее членов.
Здесь и проявляется одна из самых больших сложностей любви,
любви XX века, о которой Ю.Рюриков писал так: «Женщина в
XX веке все больше стремится стать вровень с мужчиной, и
ранимое бережение своей личности - звено этого гигантского
сдвига; и это новый приток ощущений, который впадает в
любовь и необыкновенно усложняет ее...
Может быть, поэтому любовь по самой своей сути враж-
дебна всякому неравенству, насилию, несвободе - враждебна
всему, что подавляет человека, личность. Она стихийно влечет
людей к равенству и свободе; неравенство отравляет любовь,
гасит или убивает ее, превращает в рану Это было ясно в
прошлом, но особенно ясно сделалось это в XX веке »'