ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10338
Скачиваний: 75
'Рюриков Ю Три вчечения - Мн 1986 -С 122
1 лава
1''
О ПЕРЕХОДНОМ
ВОЗРАСТЕ
(30-35 ЛЕТ)
19 Г С
Абрамова
Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это по-
ручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, ко-
торые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные
Я Корчак
Лучше узнать истину наполовину, но собственными
силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и
выучить, как попугай
Р Роллан
Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо
учиться по выходе из школы, и это второе учение по сво-
им последствиям, по своему влиянию на человека и на
общество неизмеримо важнее первого
Д.И.Писарев
Душа человека узнает сама себя только в собственной
своей деятельности
К.Д.Ушинский
Об этом возрасте известно очень много и очень мало од-
новременно. Известен он, в первую очередь, тем, что это воз-
раст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологи-
ческие задачи, которые встают перед людьми в переходный
период. Прежде всего надо разобраться в том, переход кем и
от чего к чему осуществляется в это время. Женщины дости-
гают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начи-
нают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки
репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это
время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые
признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно-
сосудистые заболевания.
По данным психотерапевтов и сексологов - это время за-
вершения критического периода в семейной жизни, который,
как известно, может закончиться стабилизацией отношений
или их существенными изменениями вплоть до развода. Об
этом (очень частом явлении) придется поговорить в этой гла-
ве, так как переходный возраст своим началом совпадает с
серединой критического периода в жизни семьи.
В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости -
молодых ученых, начинающих писателей и тому подобное.
С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это
переход к официальной, формальной зрелости, предполагаю-
щей развитую способность к социальному бытию.
578
Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с на-
чалом подросткового возраста их старших детей, это создает
для взрослых членов семьи особые проблемы. О них мы пого-
ворим чуть позже и, по возможности, подробно.
Переходный возраст, к сожалению, для большинства лю-
дей - это половина прожитой жизни.
Переходный возраст - это очень короткий период жизни,
когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои воз-
можности действия и достаточно ума, чтобы контролиро-
вать свои цели...
Переходный возраст для женщин - это бальзаковский
возраст, с него я и начну. Думаю, что читатель помнит
«Тридцатилетнюю женщину», но не только она будет моей
героиней. Обобщенный, в меру моих возможностей, портрет
моей современницы, женщины бальзаковского возраста
написан будет на основе социологических и психологиче-
ских исследований, случаев из практики, дорожных впечат-
лений, своих и чужих экспериментов, полученных с помо-
щью различных научных методов (опросов, анкетирования,
интервью).
Семейный статус бальзаковской женщины - от юной ба-
бушки до матери первенца, которому чуть больше пяти лет.
За этими ролями стоят живые лица - Катюша, ставшая ба-
бушкой в 31 год, и Марина, родившая сына в 32 года. Так
было всегда, именно в это время у женщины в большой семье
могли появиться первые внуки, которые оказывались старше
своих дядей или теть, а то и вместе с ними качались в одной
люльке. Сегодня это бывает не часто, но бывает.
В семье, особенно в семье, где есть дочери, возникает осо-
бая проблема, которая наиболее остро дает о себе знать в
ситуациях драматических. Об одной из них - житейской исто-
рии - и расскажу очень кратко.
На эту женщину я обратила внимание еще во время лек-
ции, потому не удивилась, когда она попросила о консульта-
ции. Необыкновенно привлекательная, она выглядела просто
смертельно замученной, слезы на ее глазах выступили при
первых же словах рассказа. Суть дела была в том, что ее 15-лет-
няя дочь (маме 34 года) делает все, чтобы «отбить» у матери
отчима. Отец умер три года назад, полгода как в семье появил-
ся новый человек - отчим. Дочка, по словам матери, соблазняет
его «бессовестным образом» и при этом не скрывает от матери,
что хочет его увести. Мол, зачем тебе, ты уже старая...
Сколько таких историй уже знает мир! Сколько драм пе-
реросло в трагедии. Бальзаковский возраст - период расцве-
579
та женственности, период мудрости и силы, соединение зре-
лой чувственности и разума. Об этом скажу словами велико-
го романиста: «... в ту пору ей было тридцать лет... удиви-
тельным обаянием дышало ее лицо, спокойствие которого
обнаруживало редкостную глубину души. Ее горящий, но
словно затуманенный какой-то неотвязной думою взгляд
говорил о кипучей внутренней жизни и полнейшей покорно-
сти судьбе. Если рассудок и пытался разгадать, отчего она
постоянно оказывает внутреннее противодействие настоя-
щему во имя прошедшего, обществу во имя уединения, то
душа старалась проникнуть в тайны этого сердца, видимо,
гордого своими страданиями... Но что же открывает три-
дцатилетней женщине секрет выразительной внешности:
радость или печаль, счастье или несчастье? Это живая загад-
ка, и всякий истолкует ее так, как подскажут ему желания,
надежды, убеждения...
В женщине тридцати лет есть что-то неотразимо привлека-
тельное для человека молодого. Тридцатилетнюю женщину
жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги,
бури, которые несвойственны влюбленной девушке. Женщи-
на, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к
ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради
него... Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных
своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть лю-
бые роли, быть целомудренной, стать еще пленительнее в
своем несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отли-
чающее предусмотренное от случайного, силу от слабости.
Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего
страха вынуждена перед всем отступать...
Молчание ее так же опасно, как и ее речь. Вам никогда не
угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна при-
творства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право
вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или
одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и
сражение вдруг прекращается...»'
Конечно, это художественное описание, но, мне думается,
что по глубине и точности ему вряд ли найдется соответст-
вие в специальной научной литературе. Все блестящие кли-
нические характерологии (А.Лазурского, Т.Рибо, К. Юнга,
Платона, Теофраста и многих-многих других) отличаются
безвозрастностью и бесполостью, ориентируясь на глобаль-
ные, существенные, вневременные характеристики, тогда