Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (Особенности Влияния кадровой стратегии на работу службы персонала «Северо-Западное пароходство»).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии
1.1. Характеристика основных понятий
1.2. Цель, задачи, принципы современной кадровой стратегии
Глава 2. Особенности формирования кадровой стратегии организации
2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации
2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии
2.3. Мотивация профессиональной деятельности как элемент кадровой стратегии
3.1. Характеристика компании «Северо-Западное пароходство»
3.2. Состояние кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»
3.3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»
• в центре экономического управления должны быть не деньги, а человек и его инициатива;
• результат деятельности предприятия определяется степенью сплоченности коллектива;
• максимальное делегирование функций управления работникам;
• необходимость развития мотивации работников [5].
В процессе формирования кадровой стратегии предприятия должно происходить согласование следующих аспектов:
• разработка общих принципов кадровой стратегии, определение приоритетных целей;
• организационно-штатная стратегия – планирование потребности в персонале, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещения;
• информационная стратегия – создание и поддержка системы движения кадровой информации;
• финансовая стратегия – формулировка принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
• стратегия развития персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
• оценка результатов деятельности – анализ в соответствии с кадровой политикой и стратегией предприятия, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала [6; 8].
Кадровая стратегия предприятия должна обеспечить:
• организационную интеграцию – высшее руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в своей оперативной работе, тесно взаимодействуя с функциональными службами;
• высокий уровень ответственности всех работников, под которым понимают как идентификацию с базовыми ценностями предприятия, так и настойчивую реализацию определенных целей в практической работе;
• функциональность – вариантность функциональных задач, что предполагает отказ от традиционного, жесткого разграничения различных видов работ, а также использование различных форм трудовых контрактов (полная, частичная и временная занятость);
• структурность – адаптация к непрерывному обучению, организационным изменениям, гибкость организационно-кадрового потенциала, высокое качество работы и ее результатов, условий труда (рабочая среда, содержание работы, удовлетворенность работников) [9].
По своему составу кадровая стратегия имеет определенный круг проблем:
- целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных кадров, постоянное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;
- распределение и перераспределение рабочих по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;
- рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных умений, формирование удовлетворенности труда, контроль за деятельностью кадров, формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами [10].
Основными задачами кадровой стратегии на предприятии являются:
- своевременное обеспечение организации персоналом определенного уровня и количества в соответствии со стратегией развития;
- создание условий для реализации, которые предусмотрены трудовым законодательством прав и обязанностей граждан;
- рациональное использование персонала;
- формирование и поддержание эффективной работы предприятия.
Исходными документами для формирования кадровой стратегии являются:
- общая декларация прав человека;
- Конституция (Основной Закон)
- Гражданский кодекс;
- Трудовой кодекс.
При формировании кадровой стратегии учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия:
- требования к производству, стратегия развития предприятия;
- финансовые возможности предприятия;
- количественные и качественные характеристики;
- ситуация на рынке;
- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов;
- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
- требования трудового законодательства, организационная культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая стратегия должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она является кадровым обеспечением реализации этой стратегии.
2. Кадровая стратегия должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая стратегия должна быть экономически выгодной, точнее исходить из реальных финансовых возможностей.
4. Кадровая стратегия предприятия должна обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам.
Кадровая стратегия является составной частью всей управленческой деятельности и производственной стратегии организации. Она имеет цель, сущность которой состоит в создании сплоченной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы.
Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно работать над увеличением в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто имеет хорошие знания, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении.
Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой стратегии фирмы.
Желательно проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что есть предложения по определенных профессиях для комплектования личного состава такими служащими, которых еще нет в штате организации.
Кроме этого, может быть разработана согласованная кадровая стратегия, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров, а также стратегия отношений между администрацией и работниками.
Наибольший успех хозяйствования достигается тогда, когда все функциональные подсистемы управления персоналом согласованы во времени и пространстве и применяются одновременно [11].
Глава 2. Особенности формирования кадровой стратегии организации
2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации
На формирование приоритетов кадровой стратегии влияют внутренние и внешние факторы, которые есть характерными для настоящего и будущего.
Факторы внешней среды организация как субъект хозяйствования не может изменить, но должна их учитывать, чтобы правильно определить потребности в персонале и найти оптимальные источники удовлетворения этой потребности.
К внешним факторам, которые определяют кадровую политику предприятия, относятся:
- тенденции экономического развития (стабильность экономических, политических факторов и законов, усиление позиций конкурентов, изменение спроса на товары и услуги организации);
- национальное трудовое законодательство и нормативно-правовая среда (законодательство в сфере охраны труда, занятости, социальные гарантии, программы социально-экономического развития страны);
- ситуация на рынке труда и перспективы его развития (демографические факторы, стратегия сферы образования, отношения с профсоюзами);
- особенности сферы бизнеса и научно-технический прогресс (инновационное влияние на потребности в особых специалистах, возможности переквалификации и развития персонала, культурные традиции и их особенности).
Внутренние факторы, которые определяют кадровую политику предприятия, – это факторы, на которые организация может влиять.
Перечислим их:
- цели и стратегии предприятия (на их основе формируется кадровая стратегия организации);
- стиль управления персоналом (централизованное управление или организация, которая руководствуется принципом децентрализации. В обоих случаях существует потребность в разных специалистах);
- финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);
кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации и целесообразным распределением обязанностей для повышения эффективности работы и обеспечения стабильности);
- условия работы, уровень оплаты труда и система мотивации персонала;
- стиль руководства, имидж предприятия, территориальное размещение и технология производства.
Учет внутренних и внешних факторов влияния на формирование кадровой стратегии способствует определению и использованию акцентов в процессе разработки особенностей кадровой стратегии организации, влияет на эффективность работы организации в целом, обеспечению конкурентоспособности и увеличению доходов предприятия.
Проведя анализ научной литературы, посвященной исследованию кадровой стратегии, наблюдаемое значение и важность изучения этого вопроса. Ведь особенность современного этапа экономического развития – это понимание руководства большинства организаций значение кадрового ресурса предприятия [12; 14].
2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии
Главным условием эффективного функционирования предприятий в современных условиях хозяйствования является их умение своевременно адаптироваться в динамической рыночной среде. Поэтому одной из первоочередных задач предприятия является формирование и оценка его потенциальных возможностей.
Важную роль в эффективном функционировании предприятия играет кадровая составляющая его потенциала, которая влияет не только на конечные показатели хозяйственной деятельности предприятия и достижения им конкурентных преимуществ, но и на возможность обеспечения устойчивого и конкурентоспособного развития в долгосрочном периоде.
Известный специалист в области стратегического управления А.С. Виханский отмечает, что основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Причем человек является не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности предприятия и являются одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ [6].
Из всех элементов потенциала предприятия только кадровая составляющая способна к активному и самостоятельному реагированию на динамические изменения внешней среды.
Для того, чтобы выяснить сущность понятия «кадровый потенциал предприятия», необходимо определиться с такими категориями, как «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».
Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая по своему физическому развитию, умственным способностям и знаниям способна работать в народном хозяйстве.
А.С. Федонин, И.М. Репина и А.И. Олексюк считают, что трудовые ресурсы – это экономически активная, трудоспособная часть населения определённого региона, территории, которая обладает физическими и культурно-образовательными возможностями для участия в экономической деятельности предприятия [18].
А.Я. Кибанов определяет трудовые ресурсы как работоспособную часть населения страны, которая, несмотря на психофизиологические и интеллектуальные качества, способна изготавливать материальные блага или услуги.
Таким образом, трудовые ресурсы – это обобщенное понятие, которое охватывает трудоспособное население страны, которое может принимать участие в деятельности любого предприятия [13].
В экономической литературе существует ряд подходов к определению понятия «трудовой потенциал».