ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2089
Скачиваний: 1
Исходя из Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204, и уставной деятельности указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, в пункте 1 установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, которое неразрывно связано с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Как следует из писем Управления ФНС России по г. Москве от 08.12.2006 N 19-11/108489 и от 22.03.2006 N 19-11/22544, если указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги оказывают образовательные учреждения, организации, имеющие образовательные подразделения и осуществляющие профессиональную подготовку, и общественные организации, то такие организации освобождаются от налогообложения налога на добавленную стоимость, если у них имеется лицензия, полученная на основании Закона N 3266-1. Данный пункт распространяется на организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии. Таким образом, для освобождения от налога на добавленную стоимость необходимо, чтобы оказываемая платная образовательная услуга была указана в лицензии.
Согласно письму Управления ФНС России от 28.11.2003 N 24-11/66585 в случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога на добавленную стоимость для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона об образовании.
Вместе с тем согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в решении от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399, Определении кассационной коллегии от 03.04.2003 N КАС03-137, содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении, осуществляемое на платной основе, не следует смешивать с дошкольным образованием, носящим бесплатный характер. Дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.01.2007 N А55-33966/05 арбитражный суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик вправе использовать льготу, предусмотренную подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении услуг по содержанию детей в детском дошкольном учреждении при отсутствии у него лицензии на ведение образовательной деятельности. Суд исходил из того, что деятельность по содержанию детей, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного образования, не подлежит лицензированию и лицензия на право содержания детей в детских садах не предусмотрена действующим законодательством. Ссылку налогового органа на Закон об образовании суд признал состоятельной, так как он регулирует деятельность дошкольных образовательных учреждений, то есть отдельной категории дошкольных образовательных учреждений, в то время как статья 149 НК РФ распространяется на все дошкольные учреждения, не выделяя какую-либо их категорию. В данном случае дошкольные учреждения созданы налогоплательщиком для содержания детей дошкольного возраста своих работников, а не структурами, входящими в систему образовательных учреждений. Таким образом, суд пришел к выводу, что налогоплательщик не осуществляет деятельности, подлежащей лицензированию, не является образовательным учреждением, в связи с чем правомерно воспользовался указанной льготой.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.01.2007 N А55-34097/05, от 19.01.2007 N А55-16136/05, от 21.12.2006 N А55-36486/05, от 20.10.2006 N А57-6976/06-7, от 19.10.2006 N А55-269/06, от 24.08.2006 N А55-16134/2005-43, от 25.01.2005 N А55-6548/04-43, Постановлениях ФАС Московского округа от 19.05.2006, 16.05.2006 N КА-А40/4299-06-П, от 01.06.2005 N КА-А40/4585-05, от 06.05.2005 N КА-А40/4564-05.
В то же время в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.05.2006 N А55-23066/2005-35 арбитражный суд пришел к противоположному выводу о неправомерном использовании налогоплательщиком указанной льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях при отсутствии у него соответствующей лицензии. Суд сослался на то, что исходя из смысла Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677, любые детские сады независимо от вида их направленности относятся к дошкольным образовательным учреждениям.
Аналогичный вывод сделан также в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.04.2006 N А55-16136/2005, от 07.12.2006 N Ф09-10910/06-С2, Постановлениях ФАС Уральского округа от 01.02.2006 N Ф09-6031/05-С2, от 27.07.2005 N Ф09-3109/05-С7, от 09.12.2004 N Ф09-5248/04-АК, от 12.10.2004 N Ф09-4212/04-АК.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.10.2006 N А57-6976/06-7 арбитражный суд отклонил доводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не представлены доказательства оказания платных услуг по проведению занятий в кружках с несовершеннолетними детьми. Суд указал, что данная льгота может использоваться согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ лишь при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. НК РФ в данном случае не содержит требования о представлении налогоплательщиком свидетельств о рождении несовершеннолетних детей при использовании указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик представил в суд списки лиц, занимающихся в кружках современных танцев, спортивном, кройки и шитья, из которых видно, что в указанных кружках занимаются дети, следовательно, льгота применена правомерно.
Приведенная судебная практика свидетельствует, что у налогоплательщика существует вероятность доказать в суде правомерность позиции относительно необложения налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию детей в детском дошкольном учреждении при отсутствии у налогоплательщика лицензии на ведение образовательной деятельности, что противоречит точке зрения налоговых органов. Данное обстоятельство не может не усложнять администрирование налога на добавленную стоимость.
Внимание!
При применении подпункта 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать следующее.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указывается, что действие данного документа не распространяется на образовательную деятельность.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к основным общеобразовательным относятся программы дошкольного образования.
При этом в пункте 1 статьи 17 Закона РФ N 3266-1 общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
При этом право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Данное положение закреплено в пункте 6 статьи 33 Закона РФ N 3266-1.
В силу пункта 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, к дошкольным образовательным учреждениям относятся в том числе детские сады (реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности).
Из рассмотренных норм можно сделать вывод о том, что детский сад является дошкольным образовательным учреждением, которое реализует общеобразовательную программу дошкольного образования.
Судебная практика.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, N А33-18221/06-Ф02-5891/07 признал незаконным решение налогового органа в части взыскания НДС, пени и штрафа, поскольку выводы судебных инстанций о том, что деятельность по содержанию детей подлежит лицензированию, а лицензия на право содержания детей в детских садах у заявителя отсутствует, поэтому применение льготы неправомерно, не основаны на законе.
Определением ВАС РФ от 30.01.2008 N 175/08 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора. Суд пришел к выводу, что осуществляемая организацией деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Суд также указал, что в данном случае дошкольные учреждения созданы организацией для содержания детей дошкольного возраста своих работников, детские сады являются структурными подразделениями общества, а не структурами, входящими в систему образовательных учреждений.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 31.01.2007 N А55-34097/05 также указал на то, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость не связано с наличием лицензии на право ведения образовательной деятельности. При этом судом сделан вывод о том, что осуществляемая организацией деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ.
При этом суд отметил, что ссылку налогового органа на Закон РФ N 3266-1 нельзя признать состоятельной, так как он регулирует деятельность дошкольных образовательных учреждений, то есть отдельной категории дошкольных образовательных учреждений, в то время как ст. 149 НК РФ распространяется на все дошкольные учреждения, не выделяя какую-либо их категорию.
К аналогичным выводам пришел ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 17.01.2007 N А55-33966/05, от 21.12.2006 N А55-36486/05.
Таким образом, суды при принятии решений по данной проблеме исходят из необходимости разграничения таких понятий, как "содержание детей в детском саду" и "дошкольное образование детей". В первом случае лицензия на право ведения деятельности не требуется.
Официальная позиция.
УФНС России по г. Москве в письме от 02.10.2007 N 19-11/093501 разъясняет, что в случае, если данные услуги оказывают образовательные учреждения, организации, имеющие образовательные подразделения и осуществляющие профессиональную подготовку, и общественные организации, то такие организации освобождаются от налогообложения по НДС при наличии лицензии, которая получена на основании Закона РФ N 3266-1. При этом подпункт 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ распространяется на организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии.
Таким образом, для применения коммерческой организацией льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо наличие лицензии (разрешения) на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования, которая оказывается детскими садами.
Внимание!
При применении подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать положения ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35 (далее - ГОСТ Р 50647-94).
В силу положений ГОСТ Р 50647-94, предприятие общественного питания представляет собой предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Пункт 1 ГОСТ Р 50647-94 определяет общественное питание как совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
Исходя из содержания приложения А к ГОСТ Р 50647-94 (далее - приложение А) к предприятиям общественного питания можно отнести:
1) школьную кулинарную фабрику - заготовочное предприятие для производства кулинарной продукции, входящей в рацион питания школьников, и снабжения ею школьных столовых и буфетов (пункт 2 приложения А);
2) столовую - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню (пункт 4 приложения А);
3) ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха (пункт 7 приложения А);
4) кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия, напитки (пункт 9 приложения А);
5) предприятие-автомат - предприятие, осуществляющее реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы (пункт 10 приложения А);
6) бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары (пункт 11 приложения А);
7) закусочную - предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием (пункт 12 приложения А).
Кроме того, нужно обратить внимание на пункт 1 приложения А, который определяет комбинат общественного питания как производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из заготовочных и доготовочных предприятий общественного питания с единым технологическим процессом приготовления продукции, а также магазинов кулинарии и вспомогательных служб.
Судебная практика.
Однако из судебной практики следует, что перечень организаций, которые освобождаются от обложения НДС при реализации на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных и реализуемых ими указанным столовым или образовательным школам или столовым данных заведений, шире перечня предприятий общественного питания, перечисленных в ГОСТ Р 50647-94.
Кроме того, как указано в Определении ВАС РФ от 07.02.2007 N 649/07 по делу N А17-1417/5-2006, предприниматель также имеет право воспользоваться указанной льготой, при соблюдении им всех условий, необходимых для ее применения. При этом суд руководствовался нормами Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, согласно п. 2 которых под исполнителем в сфере оказания услуг общественного питания понимается не только организация независимо от организационно-правовой формы, но также и индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.