ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2090
Скачиваний: 1
Аналогичная, по сути, позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2006 N А19-14994/05-40-Ф02-3415/06-С1, А19-14994/05-40-Ф02-4016/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2005 N Ф04-4265/2005(12813-А70-14) и ФАС Московского округа от 03.09.2007, 04.09.2007 N КА-А40/8970-07.
Внимание!
При применении подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать следующее.
Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.
Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт "а" пункта 2 Положения), согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.
Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.
Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.07.2009 N Ф09-5327/09-С3 рассмотрел ситуацию, в которой основанием для доначисления налогоплательщику (федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования) налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы на сумму выручки, полученной в качестве оплаты подготовительных курсов. По мнению налогового органа, подготовительные курсы являются консультационными услугами, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, в связи с чем не освобождаются от налогообложения.
Суд установил, что налогоплательщик имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, в соответствии с приложением к которой подготовительные курсы относятся к программам дополнительного образования.
Из представленных налогоплательщиком примерных образовательных программ по русскому языку и математике, используемых на подготовительных курсах для поступления в средние специальные учебные заведения, следует, что продолжительность занятий на подготовительных курсах составляет по 80 часов по каждой программе с проведением итоговой аттестации.
При таких обстоятельствах суд указал, что налоговым органом необоснованно отнесены указанные занятия к консультационным услугам, предполагающим ответ на поставленный вопрос, а не занятия по 80-часовой программе, в том числе с проведением итоговой аттестации.
Кроме того, суд отметил: из положений подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не следует, что безусловным основанием для освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость является выдача документов об образовании или квалификации после завершения программы дополнительного образования, в связи с чем подлежат отклонению доводы налогового органа об отсутствии документа о полученном образовании после окончания слушателями подготовительных курсов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что по окончании подготовительных курсов итоговая аттестация слушателей не проводилась, материалы дела не содержали.
Также следует отметить: некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).
Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Внимание!
Много проблем возникает при применении подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о правомерности использования льготы, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщиками иной организационно-правовой формы, нежели учреждение.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Судебная практика.
По мнению арбитражных судов, применение льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не зависит от организационно-правовой формы налогоплательщика.
Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2007 N Ф04-424/2007(31380-А67-42) арбитражный суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком (обществом с ограниченной ответственностью) льготы, установленной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации входных билетов и абонементов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий, отклонив доводы налогового органа о том, что налогоплательщик не является учреждением культуры, является коммерческой организацией, его основным видом деятельности является осуществление строительных работ, в уставе не отражено наличие у налогоплательщика кинотеатра, а также о том, что к учреждениям культуры, в целях применения подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, относятся только некоммерческие организации.
Суд отметил, что требования о некоммерческой форме организации учреждения культуры, в том числе кинотеатра, нормы статьи 149 НК РФ не содержат. На основании представленных налогоплательщиком положения об учетной политике, карточек счетов, бухгалтерского учета, штатного расписания и балансов налогоплательщика судом установлено, что основным видом деятельности налогоплательщика в проверяемый период являлся показ фильмов в кинотеатре, таким образом, налогоплательщик по указанным основаниям может быть отнесен к кинотеатру. Наличие в уставе налогоплательщика в качестве одного из видов деятельности осуществления строительных работ не является основанием для отказа в предоставлении льготы, так как данные ограничения налоговым законодательством не предусмотрены.
В Постановлениях ФАС Уральского округа от 27.02.2007 N Ф09-879/07-С2, от 21.02.2007 N Ф09-723/07-С2 арбитражный суд счел, что выручка, полученная обществом с ограниченной ответственностью от реализации входных билетов на посещение аттракционов, культурно-массовых и зрелищно-развлекательных мероприятий, не подлежит включению в налоговую базу по НДС.
При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик не является учреждением культуры и искусства, указав, что основаниями, с которыми закон устанавливает наличие у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, является сфера применения и характер оказываемых услуг. Таким образом, налогоплательщик, оказывающий услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, вправе применить названную льготу независимо от его организационно-правовой формы и территории деятельности.
Аналогичные выводы изложены также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2007 N Ф04-220/2007(31176-А67-42), Постановлениях ФАС Уральского округа от 19.12.2006 N Ф09-11132/06-С2, от 22.12.2004 N Ф09-5466/04-АК.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 19.12.2006 N Ф09-11132/06-С2 арбитражный суд пришел к выводу о правомерности использования налогоплательщиком льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, отклонив доводы налогового органа о том, что налогоплательщик не является учреждением культуры и искусства, а реализованные входные билеты на посещение аттракционов имеют неустановленную форму. Суд исходил из того, что основаниями, с которыми закон устанавливает наличие у налогоплательщика права на ее использование, является сфера применения и характер оказываемых услуг. Применение билетов неустановленной формы при реализации услуг по организации и проведению театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не лишает налогоплательщика, независимо от его организационно-правовой формы, права воспользоваться названной льготой.
Вместе с тем, по мнению арбитражных судов, изложенному в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2005 N А19-20103/04-52-Ф02-3226/05-С1, Постановлении ФАС Центрального округа от 16.11.2005 N А62-529/2005, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 N А56-3411/2005, применение указанной льготы индивидуальными предпринимателями является неправомерным.
Данная точка зрения поддерживается и в письме Минфина России от 01.12.2005 N 03-04-11/321, согласно которому освобождение от налогообложения НДС операций по реализации входных билетов на показ кинофильмов в кинотеатрах, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, НК РФ не предусмотрено.
Актуальная проблема.
Споры с налоговыми органами возникают также по вопросу правомерности применения положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, если налогоплательщику не присвоен соответствующий код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Официальная позиция.
Как следует из письма Управления ФНС России по г. Москве от 06.02.2007 N 19-11/10261, если услуги в сфере культуры и искусства оказывают организации, имеющие в качестве структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и другое, то освобождение от НДС предоставляется при наличии у организации раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, и соответствующего кода Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (далее - ОКОНХ), а также кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), введенного с 01.01.2003 вместо ОКОНХ на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Судебная практика.
В то же время, по мнению арбитражных судов, налогоплательщик вправе использовать льготу, установленную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при условии что он оказывает платные услуги в сфере культуры и искусства, которые в силу названной нормы не подлежат налогообложению по НДС несмотря на то, что соответствующие коды ОКОНХ и ОКВЭД, позволяющие отнести налогоплательщика к учреждению культуры, ему не присвоены. Как указывают судьи, присвоение кода ОКОНХ и ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет.
Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23.05.2007 N Ф09-3743/07-С2 арбитражный суд пришел к выводу, что отсутствие у налогоплательщика соответствующего кода, присвоенного в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКОНХ/ОКВЭД), на оказание услуг библиотекой не препятствует применению льготы, установленной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку по смыслу данной статьи от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг.
Из смысла данной статьи следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг, то есть любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от обложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу. Таким образом, квалифицирующим признаком в этом случае является вид деятельности.
В данном случае судом установлено, что библиотека налогоплательщика оказывала платные услуги, которые в силу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. При этом отсутствие у налогоплательщика кода осуществления данной деятельности не имеет правового значения для разрешения спора по существу.
Аналогичный вывод содержится также в Постановлениях ФАС Уральского округа от 07.12.2005 N Ф09-5471/05-С2, от 21.09.2005 N Ф09-4127/05-С2.
Актуальная проблема.