Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2088

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Постановлением ФАС Центрального округа от 14.02.2005 N А35-8544/03-С2 налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может применять муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства. Это допускается в том случае, если в состав структуры данного предприятия входит участок по торговле и общественному питанию, включающий в себя в том числе и школьные столовые, и предприятие обеспечивает питанием, произведенным указанными столовыми, учащихся соответствующих школ. Следует, однако, отметить, что в имеющемся случае отсутствует указание на источник финансирования. Кроме того, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2007 N А42-273/2007 рассматривается ситуация, когда федеральное государственное унитарное предприятие самостоятельно производило продукты питания и реализовывало их средней общеобразовательной школе, финансируемой из муниципального бюджета. В данном Постановлении указано, что ФГУП фактически выполняло функции школьной столовой, и делается вывод о правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Внимание!

Оздоровительные лагеря не указаны в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Судебная практика по-разному рассматривает вопрос о том, в каких случаях правомерно освобождение деятельности организации общественного питания по организации питания детей, находящихся в оздоровительном лагере, от обложения НДС согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Согласно позиции, представленной в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2006 N А52-5810/2005/2, ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11069/06-С2 и в Постановлении апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 05.06.2006, 01.06.2006 N А50-4265/2006-А4, данное освобождение правомерно, если оздоровительный лагерь соответственно создан на базе образовательного учреждения, является его структурным подразделением или находится при образовательном учреждении.

Из Постановления ФАС Центрального округа от 11.07.2006 N А09-10490/05-21 следует, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, является правомерным, если объекты недвижимости оздоровительного лагеря, являющиеся объектами муниципальной собственности, переданы в оперативное управление образовательного учреждения.

Исходя из анализа судебной практики следует сделать вывод, что, если оздоровительный лагерь является самостоятельным независимым учреждением, основания применения подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ отсутствуют. При этом тот факт, что лагерь предназначен для учащихся детей, значения не имеет.

Внимание!

Подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ прямо не предусматривает возможность непосредственного осуществления организацией общественного питания функций школьной столовой.


Однако согласно выводам судебной практики если предприятие фактически выполняло функции школьной столовой в оздоровительном лагере (центре дневного пребывания детей и т.п.), созданном на базе общеобразовательных школ или являющемся структурным подразделением общеобразовательной школы, то данная деятельность не облагается НДС (см. соответственно Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2006 N А52-5810/2005/2 и ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11069/06-С2).

Исходя из позиции, представленной в приведенных Постановлениях, можно заключить, что и в том случае, когда организация фактически осуществляет функции столовой непосредственно в школе, освобождение от обложения НДС также является правомерным.

Внимание!

Согласно выводам судебной практики, если хлеб подвергся механической обработке и был нарезан кусочками, это является кулинарной обработкой пищевых продуктов и относится к продукции собственного производства предприятий общественного питания (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2007 N А33-28614/05-Ф02-7118/06-С1 и ФАС Московского округа от 19.06.2006 N КА-А41/5352-06).

Более того, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2006 N КА-А41/5352-06 прямо указывает, что применительно к ситуации, рассмотренной в предыдущем абзаце, хлеб, если он входит в стоимость блюда (обеда) или отпускается на раздаче вместе с обедом, относится к продукции собственного производства.

Внимание!

Минфин России в письме от 05.06.2009 N 03-07-11/152 указал, что налогоплательщик, осуществляющий перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом по коммерческим заказам с предоставлением пассажирам льгот на проезд, а также с использованием тарифов, утвержденных субъектом РФ, вправе применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2009 N А33-16902/08 отметил, что НДС по лизинговым платежам в отношении автобусов, использованных при оказании услуг по перевозке пассажиров городским транспортом, освобожденных от налогообложения, должен учитываться в стоимости таких услуг и к вычету заявлен быть не может.

Иная позиция содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 25.03.2009 N А06-5208/2008, которая, однако, не может быть взята на сегодняшний день за основу, так как нет полной определенности в ее обоснованности. Определением ВАС РФ от 31.08.2009 N ВАС-9084/09 данное дело передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора. В соответствии с Определением коллегия считает, что инспекцией сделан обоснованный вывод о неправомерном применении обществом налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных лизингодателем в составе лизинговых платежей. Также Президиум ВАС РФ подчеркивает то, что анализ арбитражной практики показал отсутствие единообразия при применении судами статьи 170 НК РФ в связи с рассмотрением аналогичных споров. Так, ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 30.04.2009 N А26-4305/2008) считает, что налоговым органом правомерно отказано в получении налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных лизингодателем в составе лизинговых платежей, в случае использования переданного по договору лизинга имущества для осуществления не подлежащих налогообложению операций.


Внимание!

При применении подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать следующее.

Исходя из правовой позиции, отраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, установленное подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.

В соответствии со статьей 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Однако судебная практика исходит из того, что наличие письменного договора найма жилого помещения между нанимателем и наймодателем не влияет на применение права на освобождение от налогообложения НДС при фактическом подтверждении оказания услуг по предоставлению в пользование жилых помещений (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2006 N А66-11184/2005 и ФАС Уральского округа от 11.03.2008 N Ф09-1242/08-С3).

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о правомерности применения положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении услуг по предоставлению помещения в общежитии.

Статьей 671 ГК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма и юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора.

При этом на основании пункта 1 статьи 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Согласно статье 19 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

В соответствии с главой 35 ГК РФ жилое помещение может быть предоставлено гражданину за плату по договору найма жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Пунктом 2 статьи 105 ЖК РФ установлено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 19.12.2005 N 03-04-15/116 (направленному письмом ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@, для сведения налогоплательщиков и использования в работе с налоговыми органами), поскольку жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета норматива жилой площади на одного человека и принимая во внимание то, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 01.01.2004, услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитиях студентам и преподавателям не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.


Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 16.03.2005 N 03-04-09/04 и Управления МНС России по г. Москве от 13.09.2004 N 24-11/58931 "Об обложении НДС операций по предоставлению в аренду комнат в общежитии".

Судебная практика.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.12.2005 N А26-4283/2005-210 пришел к аналогичным выводам и указал, что после 01.01.2004 освобождаются от налога на добавленную стоимость только услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях с 01.01.2004 не предусмотрено.

Однако в более позднем Постановлении от 06.04.2007 N А56-26221/2006 ФАС Северо-Западного округа придерживается уже противоположной позиции и замечает, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость как до 1 января, так и после 1 января 2004 г. В данном Постановлении суд указывает, что в соответствии со статьями 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) и статьями 19 и 92 ЖК РФ общежития относятся к жилищному фонду.

К таким же выводам приходит ФАС Северо-Западного округа и в Постановлениях от 13.02.2006 N А52-3595/2005/2, в котором отмечает, что условиями предоставления льготы по подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ является юридический статус помещения - жилое, относящееся к жилищному фонду, и фактическое предоставление помещения в пользование и других дополнительных условий для применения данной льготы налоговое законодательство не предусматривает, а также от 06.02.2006 N А05-10306/2005-9, где суд, ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", указал, что общежития относятся к жилищному фонду, поэтому предоставление комнат в общежитии освобождается от НДС.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 07.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2601, ссылаясь на статью 109 ЖК РФ, пришел к выводу, что место в комнате (койко-место), предоставляемое студентам в общежитии, подпадает под понятие жилого помещения. Поэтому предоставление такого помещения освобождено от НДС.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 20.02.2007 N Ф09-651/07-С2 обращает внимание на то, что совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 19 ЖК РФ составляет жилищный фонд, к которому, в частности, относятся жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, и которые могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования. Судом в данном случае установлено и материалами дела подтверждается, что налогоплательщик (цирк) в установленном порядке предоставил своим работникам для проживания комнаты (части комнаты) в общежитии, находящемся на его балансе, что исходя из совокупности положений статей 15, 16, 17, 19 ЖК РФ, по мнению суда, является предоставлением в пользование жилых помещений. При этом суд также отметил, что используемая норма площади при предоставлении в пользование комнат в общежитии не имеет правового значения для применения льготы по подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.


Поддержал налогоплательщика ФАС Уральского округа также в Постановлениях от 19.01.2007 N Ф09-11981/06-С2; от 19.01.2007 N Ф09-11979/06-С2, от 15.01.2007 N Ф09-11788/06-С2, от 19.12.2006 N Ф09-11173/06-С2, от 22.11.2006 N Ф09-10310/06-С2, от 21.11.2006 N Ф09-10275/06-С2, от 18.10.2006 N Ф09-9297/06-С2.

На стороне налогоплательщика и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 20.11.2006 N А38-1616-17/176-2006 и от 20.01.2006 N А28-12252/2005-390/11, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 31.07.2006 N Ф04-4937/2006(25052-А46-25), ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлениях от 04.07.2005 N А33-31185/04-С3-Ф02-3044/05-С1 и от 26.02.2007 N А33-8769/06-Ф02-594/07, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.10.2006 N А05-5745/2006-26.

При применении подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать следующее.

В соответствии со статьей 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров (статья 103 ГК РФ).

Статьей 51 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) предусмотрено, что список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров.

Порядок ведения реестра акционеров и сведения, которые должны в нем содержаться, установлены статьей 44 Закона N 208-ФЗ, в которой также указано, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из изложенного деятельность по ведению реестра акционеров является услугой, в связи с чем подлежит обложению НДС на основании статьи 146 НК РФ.

Ранее Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации), было установлено, что операции купли-продажи ценных бумаг, осуществляемые от своего имени и за свой счет, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Все иные операции с ценными бумагами, такие как изготовление, хранение, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

На данное разъяснение указывало и УФНС России по г. Москве в письме от 05.07.2005 N 19-11/47347.

Представляется, что данный подход должен применяться и после отмены Методических рекомендаций в связи с изданием Приказа ФНС России от 12.12.2005 N САЭ-3-03/665@.

Судебная практика исходит из того, что услуги по ведению реестра акционеров не подпадают под освобождение, установленное подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 06.05.2008 N А65-12919/07-СА2-22 и от 31.01.2008 N А65-4737/2007-СА2-22 исходя из содержания данной нормы сделал вывод, что деятельность по ведению реестра акционеров является услугой, в связи с чем она подлежит обложению НДС на основании статьи 146 НК РФ.