ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2104
Скачиваний: 1
С момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ и до утверждения Правительством РФ порядка заполнения счетов-фактур остается неясным вопрос о том, правомерно ли выставление счетов-фактур в условных единицах и какую запись в таком случае делать в счете-фактуре.
Внимание!
Одним из важнейших изменений, внесенных в НК РФ в 2010 году Законом N 229-ФЗ, стала возможность составления счетов-фактур в электронном виде помимо традиционной бумажной формы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Ранее Минфин России не считал возможным принимать к вычету НДС по электронному счету-фактуре, подписанному с применением электронной цифровой подписи (письма от 07.07.2009 N 03-07-14/63, от 04.06.2008 N 03-07-11/214).
Пункт 1 статьи 169 НК РФ был дополнен новым абзацем, согласно которому счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Как было отмечено в письме Минфина РФ от 04.08.2009 N 03-02-08-64, "использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, в целом положительно скажется на эффективности администрирования налога на добавленную стоимость.
К преимуществам внедрения электронного документооборота счетов-фактур на безбумажной основе для налогоплательщиков можно отнести снижение затрат на почтовые услуги, на ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, аренду площадей для архива и т.д.), возможность оперативного поиска нужного документа в электронном архиве".
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 9 статьи 169 НК РФ).
Электронный счет-фактура подписывается в соответствии с законодательством РФ электронной цифровой подписью руководителя либо иного лица, уполномоченного распорядительным документом по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя (пункт 6 статьи 169 НК РФ).
На основании статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Кроме того, перечень обязательных реквизитов счета-фактуры дополнен новым реквизитом "наименование валюты". Это изменение обусловлено тем, что пунктом 7 статьи 169 НК РФ разрешается выражать в иностранной валюте суммы, указываемые в счете-фактуре, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте.
Это возможно, если стоимость товаров (работ, услуг) и имущественных прав в договоре указана в иностранной валюте при условии оплаты в рублях по курсу соответствующей валюты (письмо УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 N 19-11/116396).
В книге покупок и книге продаж счета-фактуры, в которых суммы выражены в иностранной валюте, следует регистрировать в валюте РФ (письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-07-09/25).
Следовательно, форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж будут заново установлены Правительством РФ. Это следует из пункта 8 статьи 169 НК РФ.
До утверждения Правительством РФ указанных документов составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ (пункт 4 статьи 10 Закона N 229-ФЗ).
Актуальная проблема.
В судебной практике встречаются споры о правомерности применения налоговых вычетов в случае, если в соответствующем счете-фактуре в качестве покупателя указан не налогоплательщик, а его обособленное подразделение.
Официальная позиция.
Минфин России в письме от 09.08.2004 N 03-04-11/127 разъяснил, что при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) структурным подразделениям, в строке 4 указываются наименование и почтовый адрес грузополучателя (в случае выполнения работ, оказания услуг в данной строке ставится прочерк); в строках 6 и 6а - реквизиты организации-покупателя; в строке 6б - КПП соответствующего структурного подразделения организации-покупателя.
Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (см., например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 24.04.2007 N 19-11/37426).
Таким образом, при выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения в счете-фактуре следует указывать реквизиты организации-покупателя.
Судебная практика.
В то же время Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2 свидетельствует, что суд может не признать указание в счете фактуре реквизитов обособленного подразделения покупателя обстоятельством, препятствующим принятию покупателем сумм НДС к вычету.
Суть дела.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для вынесения такого решения послужили выводы налогового органа о неправомерном предъявлении налогового вычета по счетам-фактурам, выставленным с нарушением предъявляемых к ним требований, установленных пунктом 5 статьи 169 НК РФ (в качестве покупателя указан не налогоплательщик, а его филиалы).
Позиция суда.
Указание в счетах-фактурах в качестве покупателя филиалов налогоплательщика не является основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС.
Согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В силу абзаца 2 статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.
Следовательно, фактическим покупателем товара, полученного и оплаченного через свои филиалы, является сам налогоплательщик.
Из Определения КС РФ от 15.02.2005 N 93-О следует, что по смыслу статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах должны быть указаны достоверные сведения, позволяющие оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах не препятствует возмещению налогоплательщику из бюджета сумм НДС, фактически уплаченных по тем счетам-фактурам, в которых указаны в качестве покупателей его филиалы.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике часто возникают вопросы о праве налогоплательщика на возмещение НДС по сделкам, совершенным с недобросовестными контрагентами, которые не соблюдают налоговое законодательство.
Судебная практика.
Суды по данному вопросу, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС РФ и позицией КС РФ, занимают сторону налогоплательщика и указывают, что представление налогоплательщиком всех надлежаще оформленных документов является основанием для получения налоговой выгоды.
Ненахождение контрагента по юридическому адресу само по себе не может свидетельствовать о наличии в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику, недостоверных сведений (см., например, Определения ВАС РФ от 24.03.2008 N 3254/08, от 29.02.2008 N 2768/08, от 19.02.2008 N 14750/07).
Данные выводы суды формулировали как до принятия ВАС РФ Постановления N 53 (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 15.09.2006 N А08-2202/05-21-25), так и после его принятия (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-23/2008(386-А46-42)).
Следует обратить внимание на позицию ФАС Северо-Западного округа, изложенную в Постановлении от 07.12.2007 N А52-254/2007, согласно которой при наличии недостоверных сведений в договоре поставки их повторение в счетах-фактурах недобросовестным поставщиком не может являться основанием для принятия счетов-фактур, содержащих недостоверные сведения, в качестве основания для применения вычетов по НДС.
Актуальная проблема.
На практике зачастую возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правильности заполнения счета-фактуры. В частности, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, если в счете-фактуре неверно указан идентификационный номер контрагента.
Судебная практика.
Судебная практика по данному вопросу занимает однозначную позицию и исходит из того, что счет-фактура, в которой неправильно указан ИНН контрагента, не может являться основанием для применения налоговых вычетов, т.к. содержит недостоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия по возмещению НДС.
Данная позиция подтверждается Постановлениями ФАС Уральского округа от 26.05.2008 N Ф09-3678/08-С2, ФАС Центрального округа от 20.05.2008 N А09-5814/06-24-3.
Однако в случае, если налогоплательщик устранил нарушения, установленные в ходе налоговой проверки, направив в адрес налогового органа исправленные счета-фактуры, в которых отражены сведения, предусмотренные статьей 169 НК РФ, он имеет право на налоговый вычет (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.04.2008 N А57-6342/07-5).
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике у налогоплательщиков возникает вопрос о правомерности выводов налоговых органов о том, что налогоплательщик не проявил необходимой доли разумности и добросовестности в отношениях со своими контрагентами и, как следствие, представленные ими счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ. В связи с этим налогоплательщик не имеет права на налоговый вычет при исчислении и уплате НДС.
Судебная практика.
Суды данные выводы налоговых органов в каждом конкретном случае проверяют на соответствие действительности.
На основании Определения КС РФ от 24.01.2008 N 33-О-О разрешение споров, касающихся выполнения обязанности по уплате налогов, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства, в том числе правомерности применения налоговых вычетов, обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств - факт оплаты покупателем товаров (работ, услуг), действительные отношения продавца и покупателя, наличие иных помимо счетов-фактур документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.03.2008 N Ф08-870/08-529А указал, что факт отсутствия государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности применения налогоплательщиками налоговых вычетов, сославшись на правовую позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 12.10.06 N 53: факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 30.05.2008 N А65-16782/07 сделал вывод, что добросовестность контрагентов налогоплательщика напрямую не связана с добросовестностью налогоплательщика и, соответственно, его правом на налоговый вычет. Следовательно, доводы налогового органа о подписании счетов-фактур неустановленными лицами признаны недоказанными и не соответствующими нормам закона, а платежными документами подтверждена оплата НДС в соответствии с требованиями законодательства, и, таким образом, налогоплательщик действовал добросовестно и правомерно применил налоговые вычеты по НДС.
Актуальная проблема.
На практике зачастую возникают ситуации, когда налогоплательщикам требуется исправить сведения, указанные в счетах-фактурах. В связи с этим существуют споры о том, являются ли переоформленные счета-фактуры правомерным основанием для применения налогового вычета.
Судебная практика.
Судебная практика по данному вопросу носит противоречивый характер.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2008 N А69-1321/07-Ф02-1667/08 суд приходит к выводу, что переоформленные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия к вычету НДС, т.к. исходя из норм Правил, а также Закона N 129-ФЗ счета-фактуры регистрируются в хронологическом порядке, исправления в них должны быть заверены подписями лиц, подписавших их первоначально, с указанием даты внесения исправлений. Данная правовая позиция поддержана ВАС РФ в Определении от 26.06.2008 N 8039/08.
К аналогичным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.03.2008 N А19-9152/07-44-Ф02-726/08.
Однако в Постановлении от 11.03.2008 N Ф08-1005/08-365А ФАС Северо-Кавказского округа занял противоположную позицию, указав, что переоформленные счета-фактуры, содержащие все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, должны рассматриваться налоговым органом наравне со счетами-фактурами, изначально содержащими необходимые сведения, поскольку налогоплательщик действовал добросовестно и принял все меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Налогоплательщик, представивший замененные счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, устранил имевшиеся недостатки и тем самым подтвердил право на применение налоговых вычетов.