ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2111
Скачиваний: 1
В Постановлении от 04.03.2008 N Ф09-1135/08-С2 ФАС Уральского округа, разрешая спор по вопросу отказа в предоставлении налоговых вычетов по контрагентам, применяющим УСН, указал, что согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Таким образом, налоговый орган в соответствии с данной нормой вправе потребовать от поставщика уплаты налога в бюджет.
При этом суд отметил, что указанные обстоятельства не могут являться правовыми основаниями для отказа в вычете налогоплательщику, которым соблюдены порядок и условия его применения.
В Постановлении от 02.09.2009 по делу N А14-11246/2008360/28 ФАС Центрального округа отклонил довод налогового органа о том, что поскольку поставщик применял УСН и не являлся плательщиком НДС, то налогоплательщик не вправе производить налоговые вычеты по расчетам с данным поставщиком. В счете-фактуре и акте выполненных работ (капитальный ремонт кровли цехов) подписи от имени руководителя общества выполнены не самим руководителем, а другим лицом, что подтверждается проведенной почерковедческой экспертизой.
При этом суд указал, что выставление контрагентом налогоплательщика, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением УСН, счета-фактуры с выделением суммы налога не влияет на право такого налогоплательщика на налоговый вычет данной суммы налога, поскольку в силу п. 5 ст. 173 НК РФ в данном случае обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возложена на лицо, применяющее УСН.
В Постановлении от 28.09.2009 по делу N А53-24180/2008-С5-23 ФАС Северо-Кавказского округа также отклонил довод налогового органа о том, что применение УСН контрагентом предпринимателя, выставившим обществу счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость, является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
В Постановлении от 26.05.2009 N КА-А41/4585-09 ФАС Московского округа признал необоснованной жалобу налогового органа о том, что, поскольку продавец выставил в адрес налогоплательщика счета-фактуры с включением в них сумм налога на добавленную стоимость, при этом контрагент применяет УСН и согласно ст. 346.11 НК РФ не признается плательщиком налога на добавленную стоимость, инспекцией сделан вывод о неправомерности включения сумм налога на добавленную стоимость в выставленных счетах-фактурах.
Суд установил, что товар (дизельное топливо) был получен налогоплательщиком, принят на учет на основании товарных накладных, которые были представлены в налоговый орган для проверки и в материалы дела. Претензий к форме и содержанию данных документов налоговый орган не имеет, следовательно, налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по спорному счету-фактуре.
Подобная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09, от 24.06.2008 N КА-А40/5476-08, от 07.02.2008 N КА-А40/193-08, от 17.09.2007, 18.09.2007 N КА-А40/9401-07, ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 по делу N А05-9040/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2008 N А33-11016/07-Ф02-163/08 (Определением ВАС РФ от 09.06.2008 N 7156/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Следует также отметить, что подобную позицию суды принимают и в отношении принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным плательщиками ЕНВД и ЕСХН.
Внимание!
На практике существуют споры о том, является ли налогоплательщик, не являющийся плательщиком НДС и выставивший контрагенту счет-фактуру с выделением суммы данного налога, но не представивший налоговую декларацию по НДС, субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Судебная практика по данному вопросу сходится во мнении, что данный субъект не может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 11.03.2008 N Ф09-247/08-С3, ФАС Центрального округа от 14.01.2008 N А14-1990-2007/94/28).
Пример.
Суть дела.
Налогоплательщик (индивидуальный предприниматель) находился на упрощенной системе налогообложения, однако при реализации товаров выставлял счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, которые уплачены покупателями в составе стоимости товара.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для привлечения налоговым органом налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ и начисления в связи с этим соответствующих пеней.
Считая, что решение налогового органа не соответствует нормам материального права, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании решения недействительным.
Позиция суда.
Согласно положениям подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исходя из пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик обязан был перечислить суммы НДС, отраженные в счетах-фактурах.
Вместе с тем субъектом правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ, является только налогоплательщик.
Поскольку предприниматель не являлся плательщиком НДС, он не мог быть привлечен к ответственности на основании статьи 119 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с тем что налогоплательщик не являлся плательщиком НДС, он также не мог быть обязан выплачивать пени, начисленные по неуплаченной сумме данного налога.
Таким образом, заявление налогоплательщика подлежит удовлетворению.
(По материалам Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.03.2008 N А58-7228/07-Ф02-708/08.)
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2008 N Ф08-177/08-169А суд указывает, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, поскольку ответственность за непредставление в налоговый орган по месту учета декларации в установленный налоговым законодательством срок предусмотрена только налогоплательщикам. Данная правовая позиция поддержана Определением ВАС РФ от 07.05.2008 N 5927/08.
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Комментарий к статье 174
Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения.
При представлении декларации впервые номер корректировки - "0". При представлении уточненной декларации ставятся номера "1" и т.д., в зависимости от номера корректировки.
Код "400" показывает, что декларация представляется по месту постановки на учет налогоплательщика.
Подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или представителя налогоплательщика проставляется на всех страницах.
При заполнении декларации организациями указывается построчно фамилия, имя и отчество руководителя организации полностью (в поле "фамилия, имя, отчество"), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи), которая заверяется печатью организации и проставляется дата подписания.
При заполнении декларации индивидуальными предпринимателями ставится подпись индивидуального предпринимателя в месте, отведенном для подписи, и дата подписания.
В графах 3 и 5 по строке 070 отражаются суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (за исключением сумм оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиками, определяющими момент определения налоговой базы в соответствии с пунктом 13 статьи 167 Кодекса) и соответствующие суммы налога.
По строке 070 правопреемником (правопреемниками) также отражаются суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации.
В графах 3 и 5 по строке 080 отражаются суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), увеличивающие налоговую базу согласно статье 162 Кодекса, и суммы налога по соответствующей налоговой ставке.
В графе 5 по строке 090 и в том числе в графе 5 по строке 100 отражается сумма налога, предъявленная при приобретении товаров (работ, услуг) и ранее правомерно принятая к вычету, подлежащая восстановлению при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
В графе 3 по строке 150 отражается сумма налога, предъявленная покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя в соответствии с пунктом 12 статьи 171 и пунктом 9 статьи 172 Кодекса.
В графе 3 по строке 200 продавцом отражаются суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предстоящей передачи имущественных прав, и отраженные в строке 070 раздела 3 декларации, принимаемые к вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Кодекса; для реорганизованной (реорганизуемой) организации - после перевода долга на правопреемника (правопреемников) в соответствии с пунктом 1 статьи 162.1 Кодекса.
В графе 3 по строке 210 налогоплательщиком отражается подлежащая вычету сумма налога, фактически перечисленная им в бюджет в качестве покупателя - налогового агента в порядке, определенном пунктами 1, 3 - 5 статьи 174 Кодекса, при выполнении условий, установленных пунктом 3 статьи 171, пунктом 4 статьи 173 Кодекса, и отраженная по строке (строкам) 060 раздела 2 декларации, по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения операций, являющихся объектом налогообложения налогом.
Приложение N 1 к разделу 3 декларации (далее - приложение N 1) составляют налогоплательщики налога один раз в год (одновременно с декларацией за последний налоговый период календарного года) в течение 10 лет, начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса (до 1 января 2009 года - в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса), с указанием данных за предыдущие календарные годы в связи с порядком, установленным абзацами 4 и 5 пункта 6 статьи 171 Кодекса.
Внимание!
Согласно положениям подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
На практике возникают споры об обязанности налогоплательщиков, например, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать НДС.
Судебная практика по данному вопросу сходится во мнении, что обязанность по уплате НДС у налогоплательщиков, чья деятельность не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, возникает только в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ, т.е. только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В остальных случаях у данной категории субъектов обязанности по уплате НДС не возникает (см., например, Определения ВАС РФ от 17.09.2008 N 11122/08, от 07.05.2008 N 5927/08, от 25.01.2008 N 17967/07, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2008 N Ф08-5332/2008).
Пример.
Суть дела.
Налогоплательщик (индивидуальный предприниматель) являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со статьей 346.13 НК РФ в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, с налоговой ставкой 15 процентов.
Налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа за неуплату НДС, а также о доначислении данного налога и пени.
Неисполнение требований налогового органа об уплате налоговых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в суд.