Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 811

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Но сторонам следует иметь в виду, что такое ограничение не распространяется на сведения о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка ФНС России и ее территориальными органами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 105.6 НК РФ при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.

Пункт 5 статьи 105.6 НК РФ регламентирует, чем необходимо руководствоваться налогоплательщику при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при предоставлении сведений в ФНС России и ее территориальные органы по их требованию. Помимо информации о собственной деятельности налогоплательщик вправе использовать любые общедоступные источники информации.

Пункт 6 статьи 105.6 НК РФ содержит ограничения на использование информации ФНС России при определении интервала рыночных цен. Такое ограничение распространяется на случаи, когда ФНС России и ее территориальные органы при проведении налогового контроля располагают информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится проверка, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком. При сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой между взаимозависимыми лицами с участием указанного налогоплательщика использование иной информации при определении интервала рыночных цен недопустимо.



Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ)

В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА


Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица


Комментарий к статье 105.7


Пункт 1 статьи 105.7 НК РФ перечисляет методы, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Данный перечень является исчерпывающим и является новым в российском законодательстве. Глава 14.3 НК РФ содержит подробное описание каждого из приведенных методов. Они также должны быть использованы при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами.

Пунктом 2 статьи 105.7 НК РФ разрешено использовать как каждый из перечисленных в пункте 1 методов в отдельности, так и в совокупности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.7 НК РФ, использование методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи 105.7 НК РФ, допускается, только если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. Таким образом, законодателем устанавливается приоритет метода сопоставления рыночных цен перед другими методами, приведенными выше, и указывается, когда применение такого метода является обязательным:

- для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги);

- при наличии достаточной информации о контролируемой сделке. В данном случае не ясно, что законодатель подразумевает под понятием "достаточная информация", но исходя из содержания данной статьи в данном случае имеется в виду, что метод сопоставления рыночных цен должен использоваться при отсутствии необходимости затрагивать другие методы, предусмотренные законом.

Кроме того, для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.


В пункте 4 статьи 105.7 НК РФ содержатся условия применения методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 данной статьи. В соответствии с НК РФ такие методы должны применяться только в случае, если отсутствует общедоступная информация о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Но контролирующий орган должен иметь в виду, что при проведении налогового контроля сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, необходимо использовать тот метод, с помощью которого можно наиболее полно и обоснованно сделать вывод о том, соответствует ли цена в анализируемой сделке рыночным ценам.

Благодаря пункту 5 статьи 105.7 НК РФ в НК РФ будет содержаться определение однородных сделок, которое является новым в российском законодательстве. Итак, однородными сделками являются сделки, предметом которых являются идентичные или однородные товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. При определении доходов, прибыли или выручки по таким сделкам также могут быть использованы методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 данной статьи, если сторонами в таких сделках являются взаимозависимые лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105.7 НК РФ контролирующий орган, а именно ФНС России и ее территориальные органы при определении дохода в сделках между взаимозависимыми лицами должны учитывать полноту и достоверность исходных данных. Кроме того, корректировки, осуществляемые в целях обеспечения сопоставимости анализируемой и сопоставляемых сделок, должны быть обоснованны.

Пункт 7 статьи 105.7 НК РФ дает право на использование дополнительных источников информации при применении методов, указанных в пункте 1 данной статьи, а именно:

- общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках;

- данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг).

При использовании вышеуказанных источников информации важно иметь в виду, что они могут быть использованы только в случае, если сделки, информация о которых содержится в таких источниках, являются сопоставимыми с анализируемой сделкой.

Пункт 8 статьи 105.7 НК РФ указывает, какие именно методы, указанные в пункте 1 данной статьи, и когда должны быть применены при использовании данных бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 105.7 НК РФ метод цены последующей реализации и затратный метод могут быть использованы, если данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с указанными методами.


Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли подлежат применению, если обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, невозможно.

В данном пункте дается определение разовой сделки. До введения в действия Закона N 227-ФЗ российское законодательство не содержало определения подобного вида сделок. Как указано в пункте 9 статьи 105.7 НК РФ, разовой сделкой признается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Если методы, указанные в пункте 1 данной статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, то такое соответствие может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности.

Проведение независимой оценки регулируется положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Следует отметить, что суды нередко признавали определение рыночной стоимости предмета сделки независимым оценщиком не соответствующим действительности и, как следствие, отменяли соответствующее решение налогового органа по результатам такой экспертизы. Так, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 15.09.2010 N Ф09-7455/10-С3 указал: тот факт, что налоговый орган имеет право привлечь специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, не означает, что заключение специалиста при любых условиях может быть принято за аксиому при осуществлении налоговыми органами контрольных функций, связанных с перерасчетом налоговых обязательств налогоплательщика. Суд в указанном Постановлении пришел к выводу о недоказанности инспекцией отклонения применяемых налогоплательщиком цен от рыночных и об отсутствии оснований для перерасчета налоговых обязательств общества у налогового органа. Так как в результате исследования и оценки отчета о проведении независимой оценки суды установили, что в целях определения рыночной стоимости семян подсолнечника были использованы исключительно документы налогоплательщика, представленные налоговым органом, какая именно информация, кроме документов самого налогоплательщика, была использована при определении рыночной стоимости семян подсолнечника, из указанного отчета суду было невозможно установить. Кроме того, суд отметил что в отчете не учтен факт экспортной реализации семян подсолнечника.

Пунктом 10 статьи 105.7 НК РФ установлено, что при использовании метода сопоставимой рентабельности и метода распределения прибыли производить расчет значений рыночных цен не обязательно.


ФНС России должна использовать вышеуказанные методы следующим образом:

- необходимо сопоставить финансовые показатели анализируемой сделки с интервалом рентабельности по сопоставимым сделкам;

- произвести расчет суммы доходов по анализируемой сделке в том случае, когда ее сторонами являются невзаимозависимые лица.

Для применения методов, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 1 данной статьи, не обязательно производить непосредственный расчет значений рыночных цен.

Расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы стороны анализируемой сделки не были бы взаимозависимыми, должен производиться путем использования указанных методов при сопоставлении финансовых показателей (результатов) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности по сопоставимым сделкам.

В соответствии с пунктом 11 статьи 105.7 НК РФ иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, могут быть учтены только судом без ограничений, предусмотренных главой 14.2 данного Кодекса и данной главой.

Таким образом, законодательно ФНС и ее территориальным органам разрешено использовать только информацию, которая перечислена законодателем в НК РФ.

Пункт 12 статьи 105.7 НК РФ дает право налогоплательщику для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных данным Кодексом, при заключении сделок не руководствоваться методами, указанными в пункте 1 данной статьи.


Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности


Комментарий к статье 105.8


В пункте 1 статьи 105.8 НК РФ перечислены показатели рентабельности, которые могут быть использованы при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Это такие показатели, как:

1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99" валовая прибыль торгового предприятия - показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется главой 22 НК РФ. "Современный экономический словарь" под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой определят акциз как один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.