Файл: ЛК_комм_Тихомиров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 856

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст. 31 АПК РФ.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст. 33 АПК РФ.

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность, т.е. относимость определенного гражданского дела к ведению конкретного суда (общей юрисдикции или арбитражного суда), управомоченного рассмотреть его по первой инстанции и принять по нему решение (разрешить дело по существу). В настоящее время подсудность споров определяется статьями гл. 3 ГПК РФ, гл. 4 АПК РФ <*>.

--------------------------------

<*> О подведомственности и подсудности гражданских дел см.: Тихомиров М.Ю. Исковые заявления: образцы документов и комментарии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2006; Тихомирова Л.В. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Сборник материалов. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2006.



Глава 15. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСА И ОСОБО ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСОВ


Комментарий к главе 15


Одновременно с опубликованием Кодекса некоторые авторы пришли к выводу, что законодатели "лес приравняли к земле" <*>. Представляется, что более правы волгоградские правоведы. Они рассматривают лес как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других элементов окружающей среды, имеющую важное экологическое, экономическое и социальное значение <**>. Это утверждение созвучно с новым Кодексом, согласно которому использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5).

--------------------------------

<*> РГ. 2006. 8 декабря.

<**> Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Курс лекций. Волгоград, 2006. С. 244.


Следует отметить, что ЛК РФ 1997 г. устанавливал иную классификацию лесов. В нем в зависимости от экономического, экологического и социального значения лесного фонда, его местоположения и функций проводилось разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В лесном фонде различались леса первой, второй и третьей групп, в которых могли быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.

Комментируемый Кодекс предусматривает свою классификацию лесов России по принципу их целевого использования. Одним из принципов лесного законодательства согласно Кодексу является "сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду" (п. 2 ст. 1). Такая классификация обязывает различать защитные леса и особо защитные участки лесов, статус которых обозначен в Кодексе.

Документальная информация о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах, о резервных лесах и особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования, о лесных участках и об иных категориях земель, на которых расположены леса, должна содержаться в государственном лесном реестре. Он представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Ведение государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 81 - 84) и в порядке, установленном Правительством РФ.

Одним из распространенных видов использования лесов является заготовка древесины в предпринимательских целях и для собственных нужд граждан (ст. 29, 30 Кодекса). Кодекс предусматривает, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.


Такие процессы осуществляются путем выборочных и сплошных рубок лесных насаждений. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Сплошные рубки могут быть запрещены в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

Российские леса, являясь природным богатством мирового значения, нуждаются в воспроизводстве, лесоразведении, защите и охране от различных природных и антропогенных негативных воздействий, наносящих им больший или меньший ущерб. Для сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных целей Кодекс ориентирует российское общество на создание защитных лесов и особо охраняемых участков лесов.

Защитные леса относятся к самостоятельной категории природных объектов и ресурсов. Защитными являются те леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов Кодекс определяет четыре категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов; г) ценные леса (ч. 2 ст. 102).

Кодекс предусматривает в защитных и эксплуатационных лесах выделение особо защитных участков лесов. При этом целесообразно учитывать, что лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Кодекса (см. также комментарий к главе 1 Кодекса). Особо защитные участки лесов перечислены в ч. 3 ст. 102 Кодекса. Установленный здесь перечень не является исчерпывающим, так как могут быть выделены и другие особо защитные участки лесов.


Согласно ч. 5 ст. 102 Кодекса в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Например, для переработки древесины и иных лесных ресурсов в лесах может создаваться лесоперерабатывающая инфраструктура (см. ст. 14 Кодекса). Однако в защитных лесах создание такой инфраструктуры запрещается.

Отнесение лесов к ценным, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 81 - 84 Кодекса).

Кодекс предусматривает особенности правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ст. 103). Такими лесами признаются леса на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

При применении положений указанной статьи необходимо учитывать правила ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" <*>, который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генофонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Указанный Федеральный закон содержит специальные нормы, регулирующие особенности национальных парков (ст. 12 - 14), природных парков (ст. 18 - 21), государственных природных заказников (ст. 22 - 24) и др.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1. Ч. I. Ст. 2; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 25; N 19. Ст. 1752.


Кодекс предусматривает также особенности правового режима лесов, расположенных в водоохранных зонах (ст. 104). Они заключаются в том, что в таких лесах запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Кроме того, правила ст. 104 должны применяться с учетом положений водного законодательства, в частности, ст. 63 ВК РФ (в новой редакции), согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством. При этом особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства таких лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 104 Кодекса).

Имеются также особенности правового режима лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105 Кодекса). В указанных лесах, как правило, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Сплошные рубки в таких лесах допускаются только в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими лесных функций.


Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях, указанных в ч. 2 ст. 105 Кодекса.

Кодекс определил особенности правового режима особо защитных участков лесов, которые выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (ст. 107). На заповедных лесных участках запрещены любые рубки лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, кроме случаев, указанных в ч. 4 ст. 17 Кодекса.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, лесов, расположенных в водоохранных зонах, ценных лесов и лесов, расположенных на особо защитных участках и особо охраняемых природных территориях.

Следует обратить внимание на то, что Вводный закон установил новую редакцию ст. 11 ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Поэтому в настоящее время перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случаях: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения черты поселения; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.


Глава 16. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЛЕСА, РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА


Комментарий к главе 16


Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренная Правительством РФ, учитывает, что запасы древесины в российских лесах оцениваются в 82 млрд. куб. м (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины составляет более 500 млн. куб. м. Однако лесной фонд страны используется неэффективно. За последние годы снизился объем продажи древесины на аукционах. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключены на срок до пяти лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров.

Поэтому Концепция предусматривает меры по повышению эффективности использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. В частности, до 2010 г. считается целесообразным сохранение государственной федеральной собственности на лесной фонд с перераспределением при этом полномочий по управлению лесным фондом среди участников лесных отношений.

Новый Кодекс установил правовые механизмы, призванные обеспечить реализацию ряда основных положений Концепции. Этим целям служит, в частности, классификация российских лесов на эксплуатационные, резервные и защитные, которую можно считать существенной новеллой Кодекса. ЛК РФ 1997 г. не различал эти категории лесов. Представляется, что новая типология лесов в большей степени обеспечивает условия для рационального использования лесных ресурсов в современных условиях развития экономики и природопользования, чем прежнее деление лесов на группы.