Файл: ЛК_комм_Тихомиров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 836

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <*>, который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3436; 2002. N 44. Ст. 4297; 2003. N 2. Ст. 169; N 40. Ст. 3820; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; N 27. Ст. 2719; 2006. N 1. Ст. 17.


В целях данного Федерального закона под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Должностные лица несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.

В целях информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора проводится государственная инвентаризация лесов (см. ст. 90 Кодекса).

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора реализуются в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (см. ст. 84 Кодекса).

Муниципальный лесной контроль и надзор осуществляется на территории соответствующих муниципальных образований, основы организации управления которыми предусмотрены ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 25. Ст. 2484; N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 9, 12, 17, 25, 37; N 17. Ст. 1480; N 27. Ст. 2708; N 30. Ч. I. Ст. 3104, 3108; N 42. Ст. 4216; 2006. N 1. Ст. 9, 10, 17; N 6. Ст. 636; N 8. Ст. 852; N 23. Ст. 2380; N 30. Ст. 3296; N 31. Ч. I. Ст. 3427; N 31. Ч. I. Ст. 3452; N 43. Ст. 4412.



Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. При этом:

городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Субъектами муниципального лесного контроля и надзора являются органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы. Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции уполномочить соответствующие муниципальные органы на осуществление муниципального лесного контроля и надзора на территории муниципального образования.

Предметом муниципального лесного контроля и надзора является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования, охраны, защиты, восстановления лесов.

Осуществление муниципального лесного контроля и надзора подчиняется правилам, установленным федеральным законодательством; порядок его осуществления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Система муниципальных правовых актов определена в ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нее входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.


Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Комментарий к главе 13


Глава 13 нового Кодекса воспроизводит основные правовые нормы, установленные в ст. 110 - 111 ЛК РФ 1997 г. Для сравнения можно отметить, что ст. 112 ЛК РФ 1997 г., содержавшаяся в главе 16, посвященной ответственности за нарушение лесного законодательства, констатировала недействительность сделок, совершенных с нарушением лесного законодательства Российской Федерации. Подобные положения в Кодексе отсутствуют, так как недействительность сделок - это категория гражданского права и правила о недействительности сделок устанавливаются в ГК РФ (ст. 166 - 181 ГК РФ).


Согласно типологии правонарушений, давно выработанной как юридической наукой, так и нормотворческой и правоприменительной практикой, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного им вреда различаются правонарушения: а) гражданские (деликты), б) административные, в) дисциплинарные, г) уголовные (преступления).

Охрана лесных правоотношений осуществляется нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения.

Под нарушением лесного законодательства следует понимать деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы той отрасли права, которая охраняет регулируемые лесным правом общественные отношения, совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться соответственно как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).

Подтверждением приведенных рассуждений являются положения ч. 1 ст. 99 Кодекса, в которых, естественно, не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, а содержатся отсылки к законодательству Российской Федерации, устанавливающему административную и уголовную ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, определенных лесным законодательством.

Административные правонарушения в области лесных отношений различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства.

К правонарушениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов КоАП РФ относит:

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1) - в части лесных участков;

уничтожение специальных знаков (ст. 7.2) - в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8) - правонарушения, совершенные в лесах;

самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

самовольную переуступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) - в части самовольной переуступки права пользования лесными участками;


пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) - правонарушения, совершенные в лесах;

сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) - в отношении сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания;

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), - правонарушения, совершенные в лесах;

использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34) - правонарушения, совершенные в лесах;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37) - правонарушения, совершенные в лесах.

Порядок привлечения к административной ответственности детально урегулирован КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.