Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения" (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203), разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит следующие определения состава земель лесного фонда.

3.1.28. Лесные земли. Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания.

3.1.29. Нелесные земли. Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.

Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и др.

3.1.30. Покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых произрастают сомкнутые древостои.

3.1.31. Не покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев.

Лесонепокрытые земли. Примечание. Лесонепокрытые земли включают:

вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и др.

3.1.32. Прогалины. Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности.

3.1.33. Пустыри. Значительные по площади старые вырубки, гари и др. участки лесонепокрытых земель, на которых спустя установленный в лесоводстве период нет возобновления леса.

3.1.34. Хозяйственные редины. Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать.

3.1.35. Естественная редина. Редколесье. Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.36. Болота. Участки избыточно увлажненных нелесных земель с древесной растительностью и без нее, на которых лесорастительные условия не обеспечивают произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.37. Поляны. Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью.

Примечание. В лесах, имеющих рекреационное значение, выделяются "ландшафтные поляны" как элементы рекреационного ландшафта, обладающие определенными эстетическими свойствами и подлежащие сохранению.

3.1.38. Просеки. Очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением.

3.1.39. Опушка леса. Полоса леса, расположенная на границе с безлесной территорией.


3.1.40. Стены леса. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и др. лесоводственно-экологические функции.

Как видно из комментируемой статьи, леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Ранее Кодекс ограничивал эти категории тремя:

земли обороны - на них располагаются леса обороны;

земли городских поселений - на них располагаются городские леса;

земли сельских поселений - на них располагаются леса сельских поселений, которые не входили в лесной фонд и назывались лесами, не входящими в лесной фонд.

Понятие "леса, не входящие в лесной фонд" новый Кодекс не применяет и указывает, что леса могут располагаться на всех без исключения категориях земель. Вот только правовой режим у этих лесов будет разный в зависимости от того, располагаются они на землях лесного фонда или нет. Напомним, что само понятие "лесной фонд" Лесной кодекс не раскрывает.

Лесной кодекс придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель, т.е. целевом использовании соответствующих лесов на этих землях. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Федеральным законом о введении в действие Лесного кодекса РФ был исключен п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, который вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Статья 10 Градостроительного кодекса содержала перечни схем территориального планирования Российской Федерации. Одним из документов территориального планирования Российской Федерации были схемы территориального планирования Российской Федерации в области использования и охраны лесного фонда. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса). Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства, являются градостроительным регламентом (подп. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.


Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и специальным Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Последние изменения в данный Федеральный закон были внесены Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и вступают в силу с 1 января 2007 г. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий изменен.

Во-первых, если прежняя редакция специального Федерального закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, а про земли, не подпадающие под данные виды земель лесного фонда, речи не идет.

Во-вторых, изменились основания для перевода. В настоящее время существует три основания для перевода: 1) организация особо охраняемых природных территорий; 2) установление или изменение черты поселения; 3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В-третьих, если старая редакция Закона предусматривала необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня (учитывая формулировку подп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется только, если ее проведение предусмотрено федеральными законами) специальная статья о переводе земель лесного фонда данного Федерального закона этого не предусматривает. В специальном Федеральном законе "Об экологической экспертизе" это тоже не прописано. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступающего в силу 8 декабря 2007 г., земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В-четвертых, исключена процедура перевода лесных земель в нелесные как из текста самого Лесного кодекса РФ, так и из Федерального закона "Об экологической экспертизе" (ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"), несмотря на то что сами понятия лесных и нелесных земель в Земельном кодексе РФ остались.

Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, как было и ранее, то согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ их перевод в другую категорию земель возможен только по решению Правительства РФ.



Статья 7. Лесной участок


Комментарий к статье 7


Нет больше понятия участка лесного фонда, предоставляемого в пользование. Напомним смысл текста ранее действовавшего Лесного кодекса РФ в части понятия "участок лесного фонда": "Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства, несмотря на то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, Лесной кодекс имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства. Объектом лесных отношений является участок лесного фонда - как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин "земельный участок", т.к. предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда" <1>.

--------------------------------

<1> Семьянова А.Ю. Указ. соч. С. 28.


Комментируемая статья полностью изменила представление о предмете договорных отношений в области лесопользования. Теперь законодатель подчеркивает, что предоставляется только земельный участок, называя его лесным участком. Напомним, что в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Во-первых, если придерживаться данного определения земельного участка для Лесного кодекса, следует все же на уровне закона подчеркнуть, что данное понятие земельного участка применимо не только для земельного участка как объекта земельных отношений, но и для земельного участка как объекта лесных отношений (лесного участка), чего не сделано. Во-вторых, видно, что остальные составляющие, входящие в понятие леса вообще в качестве предоставляемого объекта, не учитываются и не должны учитываться, т.е. ни растительность, ни животные, ни водные объекты, ни др. составляющие экологической системы. В-третьих, предел почвенного слоя не определен ни в отношении земельных отношений, ни в отношении лесных отношений.

Заметим, что в соответствии с комментируемым Кодексом лесной участок может находиться не только в составе земель лесного фонда, но и в составе земель иных категорий.

См. также комментарии к ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.


Статья 8. Право собственности на лесные участки


Комментарий к статье 8


В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.


Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.


Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками


Комментарий к статье 9


Законодатель стал придерживаться не только понятия лесного участка как земельного участка, но и наделил лесные участки видами земельных прав. Так, прежний Лесной кодекс РФ не знал такого вида прав на лесные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования. В нем были определены сервитут, аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, были право безвозмездного пользования и краткосрочного пользования.

Земельный кодекс РФ 2001 г. оперирует следующими видами прав на земельные участки: собственность, аренда, сервитут, безвозмездное (срочное) пользование, постоянное (бессрочное) пользование (для ограниченного круга юридических лиц), пожизненное наследуемое владение.

Лесной кодекс РФ 2006 г. определяет право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

Как видим, практически только право собственности и право пожизненного наследуемого владения, присущие земельным участкам, отсутствуют в отношении лесных участков.

Статья устанавливает, что возникновение и прекращение указанных прав осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом, т.е. приоритет в данном вопросе остается за Лесным кодексом РФ. При этом если ст. 9 касается всех лесных участков без исключения независимо от категории земель, на которых они расположены, то считается ли перечень видов прав на лесные участки в составе земель иных категорий в ст. 9 исчерпывающим? Как быть с п. 2 ст. 8 Лесного кодекса, который устанавливает в том числе любые формы собственности на лесные участки в составе иных категорий земель в соответствии с земельным законодательством? Земельное законодательство предусматривает право частной собственности на землю, ст. 27 не ограничивает и не изымает из оборота лесные участки в составе земель иных категорий.