ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1534
Скачиваний: 2
Статья 18
Комментарий к статье 18
Предусмотренные комментируемой статьей изменения ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях":
не допускают принятия решений об отнесении зеленых зон, городских лесов и городских парков к землям особо охраняемых природных территорий, тем самым устраняя неопределенность в вопросе о том, к какой категории земель - ЗЛФ, землям населенных пунктов или землям особо охраняемых территорий и объектов - относятся зеленые зоны, городские леса и городские парки; в соответствии с новым ЛК и Вводным законом зеленые зоны относятся к ЗЛФ, городские леса и городские парки - к землям населенных пунктов;
расширяют понятие рекреационной зоны на территориях национальных парков, допуская ее использование не только для отдыха (как было ранее), но и для развития физкультуры и спорта;
запрещают на территориях национальных парков заготовку древесины в порядке предпринимательской деятельности, но разрешают ее гражданам для собственных нужд (не на продажу);
расширяют состав лесных ресурсов, которые не допускается заготавливать в национальных парках в промышленном масштабе, с дикорастущих растений до любых лесных ресурсов, разрешая их заготовку гражданам только для собственных нужд;
снимая запрет, ограничивают строительство новых и расширение существующих хозяйственных объектов, наделяя полномочием принятия решения о строительстве, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территориях национальных парков исключительно Правительство;
возлагают функциональное зонирование территорий национальных парков на уполномоченный Правительством ФОИВ;
излагая в новой редакции статью 17 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", отменяют лицензирование деятельности по обеспечению на территориях национальных парков регулируемого туризма и отдыха.
О правовом режиме лесов на особо охраняемых природных территориях см. также статью 103 ЛК.
Статья 19
Комментарий к статье 19
Комментируемая статья, вносившая изменения в статьи 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе", определявшие объекты обязательной государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, предполагалась к введению в действие с 1 января 2007 года (статья 40 Вводного закона). Однако ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ статьи 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" изложил полностью в новой редакции. Поскольку ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ был принят после Вводного закона и также вводился в действие с 1 января 2007 года, изменения комментируемой статьи не начали действовать и утратили силу. О значении этих изменений см. комментарий к статье 89 ЛК.
Статья 20
Комментарий к статье 20
Изменения в УК обусловлены приведением его содержания в соответствие с понятиями нового ЛК. Санкции за совершение преступлений, предусмотренных статьями 257, 260 и 261 УК, в которые внесены терминологические изменения комментируемой статьей, остались прежними.
В редакции комментируемой статьи положения УК устанавливают:
"Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером - сто тысяч рублей, особо крупным размером - двести пятьдесят тысяч рублей.
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового".
Об уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства см. также комментарий к статье 99 ЛК.
Статья 21
Комментарий к статье 21
Данные изменения имеют терминологический характер и не влияют на возможность изъятия (выкупа) и предоставления Правительством лесов и вод для нужд обороны, поскольку и в редакции комментируемой статьи пункт 11 статьи 1 и пункт 21 статьи 6 ФЗ "Об обороне" позволяют изъять (выкупить) и предоставить для нужд обороны различные природные ресурсы. Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны утвержден Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 года N 135.
Статья 22
Комментарий к статье 22
Приведенное изменение означает, что леса и многолетние насаждения исключены из объектов недвижимости, подлежащей государственной регистрации, что на практике иногда порождало требование поштучной регистрации каждого куста. Ранее - ФЗ от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ - по тому же основанию из абзаца третьего статьи 1 ФЗ о регистрации были исключены обособленные водные объекты.
Статья 23
Комментарий к статье 23
Приведенные изменения обоснованно исключают из предметов ипотеки леса (утрата силы абзацем четвертым подпункта 1 пункта 4 статьи 13 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Что касается изложения в новой редакции пункта 3 статьи 67 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", то оно взаимосвязано с изменением ранее некоторых актов земельного законодательства. До его изложения в редакции комментируемой статьи пункт 3 статьи 67 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" устанавливал:
"3. К договору об ипотеке земельного участка должна быть приложена в качестве обязательного приложения копия плана (чертежа границ) этого участка, выданная соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству".
Статья 24
Комментарий к статье 24
Абзацы восьмой и девятый пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса были введены ФЗ от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ и в его редакции устанавливали:
"Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета
1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет...:
платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов;".
Абзац четвертый части первой статьи 57 Бюджетного кодекса до его изменения комментируемой статьей в редакции ФЗ от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ устанавливал:
"Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет...:
платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;".
Изложение приведенных положений Бюджетного кодекса в новой редакции обусловлено содержанием нового ЛК, который не предусматривает подразделение ЗЛФ на лесные и нелесные и вводит указанные платежи за лесопользование. Платежи за древесину, отпускаемую на корню, составляли более 90% от всех платежей за пользование лесным фондом.
Кроме того, согласно статье 16 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" средства от реализации не вывезенной лесопользователями с мест рубок в течение установленного срока или самовольно срубленной (секвестрованной) древесины, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении ФОИВ в области лесного хозяйства, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, и после возмещения материальных затрат, связанных с хранением, раскряжевкой, сортировкой и вывозкой древесины, подлежат перечислению в федеральный бюджет. ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, определяет нормативы возмещения указанных затрат. Средства, полученные от реализации секвестрованной древесины находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ организациями, осуществляющими ведение лесного хозяйства, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Статья 25
Комментарий к статье 25
Статья 25 Вводного закона относится к группе его статей, которые обоснованно заменяют в различных ФЗ положение о сплаве (транспортировке) леса на древесину, поскольку лес не сводится к древесине. Лес - это также земля, животные, птицы и насекомые, различная растительность, воды и водные биоресурсы, микроорганизмы, поэтому сплавить лес невозможно. Замена "лес" на "древесина" с этой же целью произведена также статьями 18, 29, 30, 35, 39 Вводного закона.
Статья 26
Комментарий к статье 26
Центральная экологическая зона озера Байкал является одной из трех экологических зон Байкальской природной территории, включающая Байкал с островами, его водоохранную зону и особо охраняемые природные территории, прилегающие к Байкалу. Границы Байкальской природной территории и каждой ее экологической зоны утверждены распоряжением Правительства от 27 ноября 2006 года N 1641-р. В пределах границ центральной экологической зоны Байкала в целях его охраны комментируемой статьей запрещены сплошные рубки (ЛК-97 именовал их "рубки главного пользования") и перевод ЗЛФ в другие категории земель.
До изложения статьи 11 ФЗ "Об охране озера Байкал" в новой редакции комментируемой статьей она запрещала в центральной экологической зоне Байкала также рубки в кедровых лесах, за исключением рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок. Однако их невключение в новую редакцию статьи 11 ФЗ "Об охране озера Байкал" не означает разрешение их рубки. Такие леса выполняют функцию защиты Байкала как природного объекта и поэтому находятся под защитой статьи 102 нового ЛК (см. комментарий к ней).
Статья 27
Комментарий к статье 27
Статья 27 Вводного закона дополнила перечень полномочий ОГВ субъектов РФ по предметам их совместного ведения с РФ, которые должны осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета. Такие субвенции бюджетам субъектов РФ предусмотрены на осуществление ОГВ субъектов РФ полномочий РФ, установленных статьей 83 ЛК (см. комментарий к ней).
Статья 28
Комментарий к статье 28
До изменения комментируемой статьей пункт 2 статьи 17 ФЗ о кадастре, определяющий порядок ведения государственного земельного кадастра, имел следующую редакцию:
"2. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках".