Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1490

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О полномочиях ОМС в лесных отношениях см. также комментарий к статье 84 ЛК.


Статья 38


Комментарий к статье 38


1. Исключение слов "и (или) потерь лесного хозяйства" из пункта 6 части 4 статьи 2 ФЗ о переводе взаимосвязано с исключением таких же слов из ЗК (см. комментарий к статье 33 Вводного закона) и означает, что к ходатайству о переводе земли, занятой лесом, не требуется прикладывать расчет потерь лесного хозяйства, а также возмещать такие потери.

Исключение слов "либо лесоустроительной" из пункта 3 статьи 4 ФЗ о переводе означает, что если испрашиваемое целевое назначение при переводе земельного участка из одной категории в другую не соответствует лесоустроительной документации, то это не является основанием для отказа в переводе. Очевидно, данное положение исходит из того, что в отношении многих занятых лесами земель лесоустройство проводилось давно и что лесоустроительная документация подлежит замене на лесохозяйственные регламенты (статья 14 Вводного закона).

Статья 17 ФЗ о переводе, отменяемая комментируемой статьей, вносила изменения в статью 63 ЛК-97.

2. Принципиальное значение имеет изложение в новой редакции статьи 11 ФЗ о переводе. До ее изменения комментируемой статьей она имела следующую редакцию:

"Статья 11. Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

1. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:

1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;

2) в связи с установлением или изменением черты поселений;

3) в целях создания особо охраняемых природных территорий или в связи с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

2. В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного хозяйства;

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также добычей полезных ископаемых при не возможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства".


Как видно, в случае перевода ЗЛФ в другие категории земель по основаниям, предусматривавшимися частью 1 статьи 11 ФЗ о переводе, не требовалось заключение государственной экологической экспертизы, даже если ЗЛФ переводились под размещение "объектов жилищно-коммунального назначения" либо линейных объектов, к которым относятся и экологически опасные трубопроводы. Что касается части 2 статьи 11 ФЗ о переводе в действовавшей ранее редакции, то такие основания для перевода ЗЛФ в другую категорию земель, как "невозможность их дальнейшего использования по целевому назначению" и "прекращение нужд лесного хозяйства" провоцировали поджоги, умышленное заражение участков леса химическими веществами или насекомыми-вредителями (вредными организмами). В связи с этим можно сказать, что отмена таких положений статьи 11 ФЗ о переводе является социально и экологически обоснованной.

Пришедшая на смену редакция статьи 11 ФЗ о переводе устанавливает особенности перевода в другие категории земель только тех ЗЛФ (лесных участков), которые заняты защитными лесами, перечисленными в статье 102 ЛК. Перевод ЗЛФ, занятых защитными лесами, в земли иных категорий, в случаях, не указанных в статье 11 ФЗ о переводе (например, для строительства частного коттеджа), а также перевод земли иных категорий ЗЛФ, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки (см. комментарий к статье 33 Вводного закона), не допускается.

Что касается особенностей (ограничений, запретов) перевода в другие категории земель ЗЛФ, занятых эксплуатационными или резервными лесами, то они не установлены ни ФЗ о переводе, ни новым ЛК. Поэтому если участок леса однозначно не отнесен необходимыми документами к защитным лесам, он может быть переведен в другую категорию земель без учета ограничений, установленных статьей 11 ФЗ о переводе, и без государственной экологической экспертизы (см. комментарий к статье 19 Вводного закона), а также перевод в земли иных категорий ЗЛФ, на которых расположены зелены зоны и лесопарки (см. комментарий к статье 33 Вводного закона).

Следует также отметить, что ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ в пункте 2 части 1 статьи 11 ФЗ о переводе в редакции, действовавшей до Вводного закона, слова "черты поселений" заменялись словами "границ населенных пунктов". В редакции Вводного закона статья 11 ФЗ о переводе на части не подразделяется. Вместе с тем в ней остался пункт 2 с теми же словами, которые также подлежат замене на слова "границ населенных пунктов". Данные изменения обусловлены приведением различных ФЗ, содержащих положения о категориях земель и муниципальных образованиях, в соответствие друг с другом.

3.1. Согласно статье 8 ФЗ о переводе (в редакции ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.


Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

3.2. После перевода ЗЛФ в земли другой категории они могут быть исключены из федеральной собственности, что подтверждается и судебной практикой.

Например, как установлено Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2006 года, Администрация г. Можги обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике о признании незаконным свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности на участки лесного фонда, расположенные в Можгинском лесничестве Можгинского лесхоза, и о признании за муниципальным образованием "Город Можга" права собственности на земли, расположенные на территории г. Можги. Решением суда первой инстанции от 15 февраля 2006 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24 мая 2006 года решение суда первой инстанции было отменено. Требования Администрации г. Можги удовлетворены, из участков лесного фонда, субъектом права на которые согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2004 18АА N 516958 является РФ, исключены кварталы 24, 25, 27 Можгинского лесничества Можгинского лесхоза; указанные участки земли признаны землями поселения - муниципального образования "Город Можга".

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2004 18АА N 516958 зарегистрировано право собственности РФ на участки лесного фонда, кварталы 1 - 133 (назначение: леса I группы - защитные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автодорог; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; леса зеленой зоны г. Можги; лесопарковые части зеленых зон; леса II группы; площадь 11809 га), расположенные в Удмуртской Республике, Можгинский район, Можгинский лесхоз, Можгинское лесничество. Администрация г. Можги, полагая, что кварталы 24, 25, 27 Можгинского лесничества Можгинского лесхоза расположены на землях в границах г. Можги и должны относиться к землям городских поселений, обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим иском.

Судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств (выкопировок из материалов лесоустройства 1984 - 1986 гг. и 1997 - 1998 гг., сведений об участках лесного фонда Можгинского лесничества Можгинского лесхоза и лесах, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2005 года, акта выбора земельного участка для изменения городской черты г. Можги от 23 января 1992 года, Постановления Верховного Совета Удмуртской Республики от 13 марта 1992 года и приложения N 1 к нему) установлено, что кварталы 24, 25, 27 Можгинского лесничества Можгинского лесхоза не входят в лесной фонд, поскольку находятся в городской черте г. Можги и относятся к городским лесам, расположенным на землях поселений. Перевод земель лесного фонда в состав земель поселений произведен в 1992 году в соответствии с действующим в тот период времени законодательством - Земельным кодексом РСФСР. Изменение в составе участков лесного фонда было учтено при подготовке материалов лесоустройства Можгинского лесничества Можгинского лесхоза, проведенного в 1997 - 1998 годах. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки 24, 25, 27 кварталов Можгинского лесничества Можгинского лесхоза не подлежали включению в состав участков лесного фонда при регистрации права федеральной собственности.


На основании изложенного Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2006 года Постановление суда апелляционной инстанции было оставлено без изменения.

4. Орган, уполномоченный на перевод ЗЛФ, определяется исходя из отнесения земли с лесом к определенной категории земель и ее собственника. Исходя из того, что все ЗЛФ находятся в федеральной собственности (см. комментарий к статье 3 Вводного закона), а также из статьи 8 ЗК, перевод ЗЛФ из одной категории в другую должен осуществляться Правительством в соответствии с Постановлением от 28 января 2006 года N 48.

ФЗ от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ пункт 1 статьи 8 ЗК был дополнен абзацем восьмым, согласно которому перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности "осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Позволяет ли оно ОГВ субъектов РФ переводить ЗЛФ в земли населенных пунктов? Представляется, что нет, поскольку "иное" - перевод в другую категорию земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ - установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ЗК. Положение же, введенное в статью 8 ЗК ФЗ от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ, применимо в отношении земель, на которые не разграничена государственная собственность. На ЗЛФ государственная собственность разграничена непосредственно ФЗ (статьей 3 Вводного закона) в пользу федеральной собственности.

Статьи 82 и 83 ЛК не предоставили ОГВ субъектов РФ полномочие по переводу ЗЛФ в какую-либо иную категорию земель. Поскольку населенные пункты в РФ, как правило, окружены лесами, то признание за ОГВ субъектов РФ права перевода ЗЛФ в земли населенных пунктов - при том, что площадь переводимых земель не ограничена, зеленые зоны городов в установленном порядке не определены (см. комментарий к статье 105 ЛК), а в границах населенных пунктов возможна приватизация лесных участков - поставило бы федеральную собственность на ЗЛФ под угрозу полного прекращения.

В связи с этим к переводу ЗЛФ в земли населенных пунктов неприменимы также положения статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", введенные ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, устанавливающие правила включения земельных участков в границы населенных пунктов. Однако они применимы в части исключения земельных (лесных) участков из границ населенных пунктов. В соответствии с ними до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными ОГВ субъектов РФ, кроме случаев исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.


Решение об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Законами субъектов РФ может быть установлен порядок подготовки и принятия решений об исключении земельных участков из границ населенных пунктов.

Орган или лицо, заинтересованное в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в соответствующий ОМС мотивированное заявление. К указанному заявлению прилагаются кадастровая карта (план) земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов не допускается. ОМС в течение 45 дней с даты поступления указанного заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный ОГВ субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления в ОМС. Извещение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, размещается на официальном сайте муниципального образования (при его наличии) в Интернете и направляется правообладателям земельных участков, исключаемых из границы населенного пункта и имеющих с ними общую границу, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.

Срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в тех же изданиях. В течение пяти рабочих дней с даты проведения публичных слушаний ОМС направляет заключение о результатах таких публичных слушаний с необходимыми документами в исполнительный ОГВ субъекта РФ, уполномоченный на исключение (перевод) земельных участков из границ населенных пунктов.