Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1486

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно, ранее действовавшая редакция не включала в основания внесения сведений о земельных участках в документы земельного кадастра материалы лесоустройства. Новая редакция их предусматривает. Внесение Вводным законом указанных изменений в ФЗ о кадастре подчеркивает, что лесные участки являются разновидностью земельных участков.

О лесоустройстве см. комментарий к главе 5 (статьям 67 - 70) ЛК.


Статья 29


Комментарий к статье 29


1. Статья 149 НК устанавливает операции, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС).

До изменения комментируемой статьей подпункт 17 пункта 2 статьи 149 НК устанавливал:

"2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

<...>

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);".

Исключение из подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК слов "лесные подати," обусловлено тем, что новый ЛК о них не упоминает. Лесные подати являлись видом платежа за пользование лесным фондом в соответствии с ЛК-97.

Арендная плата за пользование лесными участками новым ЛК сохранена. Но ее исключение из подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК означает, что она исключена из обложения НДС, поскольку является платежом в бюджеты за право пользования природными (лесными) ресурсами, которые и в редакции комментируемой статьи подпункт 17 пункта 2 статьи 149 НК освобождает от НДС.

В соответствии со статьей 24 Вводного закона, которой внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы относится к неналоговым доходам федерального бюджета, а в части, превышающей минимальный размер арендной платы, - к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ. Об определении минимального размера арендной платы за использование лесного участка см. комментарий к статье 73 ЛК.

2. Изменение пунктов 15 и 17 статьи 217 НК имеет в основном редакционный характер и, как и ранее, освобождает указанные в них доходы физических лиц от налога на доходы физических лиц.

Статьи 333.9, 333.10 и 333.12 НК по-прежнему устанавливают водный налог за использование водного объекта для сплава древесины (см. также комментарий к статье 25 Вводного закона).

3. Изменение подпункта 4 пункта 2 статьи 389 НК не повлияло на освобождение от обложения земельным налогом лесных участков на ЗЛФ. Что касается подпункта 5 пункта 2 статьи 389 НК в редакции комментируемой статьи, то он не имеет отношения к лесам, поскольку освобождает от земельного налога находящиеся в составе водного фонда (на землях водного фонда) земельные участки, занятые любыми водными объектами, находящимися в государственной (федеральной и собственности субъектов РФ) собственности, в том числе обособленными водными объектами. В соответствии с ВК в государственной (прежде всего федеральной) собственности находятся почти все водные объекты.


Остались неизменными положения НК о том, что земля, другие природные ресурсы и объекты лесного хозяйства не подлежат амортизации при исчислении налога на прибыль организаций (пункт 2 статьи 256) и что продукция лесного хозяйства приравнена к сельскохозяйственной продукции для целей исчисления единого сельскохозяйственного налога (пункт 3 статьи 346.2).


Статья 30


Комментарий к статье 30


См. комментарий к статье 25 Вводного закона.


Статья 31


Комментарий к статье 31


Абзац второй статьи 9 и абзац восьмой части первой статьи 19 ФЗ о землеустройстве включали соответственно в виды работ по изучению состояния земель и в виды землеустроительной документации геодезические и картографические работы и их материалы. Исключение из данных положений ФЗ о землеустройстве геодезических и картографических работ обусловлено, очевидно, частью 2 статьи 68 ЛК, согласно которой геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с ФЗ "О геодезии и картографии" и входят в содержание лесоустройства (не землеустройства).


Статья 32


Комментарий к статье 32


Статья 1 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяет его действие на использование лесов (до ее изменения комментируемой статьей было "лесного фонда").

Что касается подпункта 38 пункта 1 статьи 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", то до его изменения комментируемой статьей он относил к подлежащей лицензированию "деятельность по предупреждению и тушению пожаров". Теперь деятельность по предупреждению пожаров, в том числе лесных, лицензированию не подлежит. Это должно повлечь соответствующее изменение Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства от 25 октября 2006 года N 625.


Статья 33


Комментарий к статье 33


Прежде всего необходимо отметить, что из всего текста ЗК (статьи 31, 32, 58) исключены упоминания о потерях лесного хозяйства и обязанности их возмещения. Ранее в случае предполагаемого изъятия участка из ЗЛФ для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе участка необходимо было прилагать расчет потерь лесного хозяйства, которые должны были возмещаться при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, или при переводе ЗЛФ в земли иных категорий. Потери лесного хозяйства должны были возмещаться лицами, которым предоставляются ЗЛФ для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, или при переводе ЗЛФ в земли иных категорий.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства был утвержден Постановлением Правительства от 17 ноября 2004 года N 647. Потери лесного хозяйства подлежали возмещению путем взимания платы за указанные переводы. Правила расчета и взимания названной платы, ее базовые размеры и коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки ЗЛФ в зависимости от группы и категории защитности лесов I группы и срок перевода лесных земель в нелесные земли, были утверждены этим же Постановлением.


Обязанность возмещения потерь лесного хозяйства в указанных случаях устанавливалась, кроме ЗК, также статьей 63 ЛК-97. Однако новый ЛК возмещение потерь лесного хозяйства не предусматривает и тем самым отменяет их, что не может не сказаться отрицательно на природе, экологической обстановке и условиях жизни в России. В связи с этим Постановление Правительства от 17 ноября 2004 года N 647, в которое вносились изменения даже после принятия нового правительственного ЛК Государственной Думой в окончательной редакции, с 1 января 2007 года не может применяться.

2. Комментируемая статья признала утратившими силу следующие положения (пункты 2 - 5) статьи 101 ЗК "Земли лесного фонда":

"2. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса.

4. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

5. Нелесные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия использования таких земель и ограничения их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков".

В результате статья 101 ЗК стала иметь следующую редакцию:

"Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством".

Если исключение пунктов 2 - 5 из статьи 101 ЗК можно объяснить их фактической заменой положениями нового ЛК, то сохранение действия пункта 1 статьи 101 ЗК остается неясным: новый ЛК в отличие от ЛК-97 не подразделяет ЗЛФ на лесные и нелесные и не содержит никаких положений о переводе лесных ЗЛФ в нелесные ЗЛФ. Он исходит из того, что к ЗЛФ могут относиться только земли, покрытые лесами (см. комментарии к статьям 6, 8, 10 ЛК). При такой логике нового ЛК земли, числящиеся по прежним документам среди нелесных земель лесного фонда, подлежат либо занятию лесом (если это возможно), либо переводу в другие категории земель (что в ближайшие годы нереально - их очень много), а действие Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденного Постановлением Правительства от 3 сентября 2004 года N 455 на основании статьи 63 утратившего силу ЛК-97, подлежит прекращению. Во всяком случае, на картах (схемах) территориального планирования потребуется отобразить новые и планируемые границы ЗЛФ (пункт 2 части 6 статьи 10, пункт 2 части 6 статьи 14, пункт 2 части 4 статьи 19 ГСК).


Проект ЛК в первоначальной редакции (статья 8) сохранял деление ЗЛФ на лесные и нелесные и содержал положения о переводе лесных земель в нелесные. В окончательной редакции нового ЛК такие положения не содержатся. В связи с этим представляется необходимым либо в развитие пункта 1 статьи 101 ЗК отразить в новом ЛК подразделение ЗЛФ на лесные и нелесные, существовавшее в ЛК-97, либо отменить пункт 1 статьи 101 ЗК.

Что касается пункта 6 статьи 101 ЗК, то он имеет отсылочный характер к другим положениям ЗК и новому ЛК. Как уже неоднократно отмечалось, новый ЛК и Вводный закон рассматривают землю, занятую лесом, как единый природный и имущественный объект.

3. Исключение подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ЗК, устанавливавшего, что собственник земельного участка имеет право собственности на "расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации", во взаимосвязи с исключением права собственности на лес, находящийся на земельном участке (см. комментарий к статье 16 Вводного закона), означает лишение частных собственников земельных участков права собственности на лесные многолетние насаждения на таком участке, независимо от его принадлежности к той или иной категории земель.

В редакции Вводного закона ни ЗК, ни ЛК не признают за частным собственником земельного участка право собственности на иные (кроме земли) компоненты леса: лесную ДКР, животных, птиц, насекомых, воды и водные биоресурсы. Это означает, что частный собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) лишен права осуществлять лесопользование на своем участке без соблюдения ЛК. Он вправе лишь исключить общедоступное пребывание на своем участке иных лиц, оградив его на основании статьи 262 (пункт 2) ГК, а также возводить на нем недвижимость, соответствующую цели предоставления участка на основании статьи 263 (пункт 1) ГК и статьи 6 (часть 2) ЛК. Вырубка лесных насаждений на таких участках теперь будет законна лишь на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке исключения, если это будет разрешено законом субъекта РФ на основании части 6 статьи 75 ЛК.

4. Изложение в новой редакции пункта 6 статьи 86 ЗК запрещает перевод зеленых зон и лесопарков (если их границы установлены законно) в земли иных категорий и тем самым сохраняет их в федеральной собственности в составе ЗЛФ. Ранее действовавшая редакция пункта 6 статьи 86 ЗК допускала такой перевод на основании решения Правительства, и такие решения принимались неоднократно, что приводило к вырубке лесов в непосредственной близости от городов. В этой части Вводный закон в большей степени способствует сохранению лесов и благоприятствует оздоровлению экологической обстановки.

Исключение слов "пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки" из статьи 94 ЗК обусловлено тем, что такие леса статьей 102 нового ЛК отнесены к категориям защитности защитных лесов (бывших лесов первой группы), то есть к ЗЛФ. Вместе с тем невозможность отнесения земель пригородных зеленых зон к другой категории земель - особо охраняемых территорий и объектов - означает невозможность распространения на них требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, которые по некоторым вопросам природопользования более жесткие, чем нормы лесного законодательства. Что касается земель, занятых городскими лесами и городскими парками, то они должны числиться по всем документам землями населенных пунктов.


Исключение из статьи 82 ЗК слов "в собственность" исправляет ошибку, допущенную при принятии ЗК в первоначальной редакции, которая допускала предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность унитарных предприятий. Между тем юридическая природа унитарных предприятий, а также ГК и ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не допускают нахождения у них земли на праве собственности.


Статья 34


Комментарий к статье 34


Многочисленные изменения, внесенные в КобАП комментируемой статьей, означают приведение его положений в соответствие с новым ЛК. В результате этих изменений положения КобАП приобрели следующую редакцию:

"Статья 7.2. Уничтожение специальных знаков

1. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2. Уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземных водах, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.