Файл: КоАП_гл12_комм_Иванов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 612

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом за административные правонарушения в области дорожного движения может применяться пять различных видов наказаний: предупреждение; административный штраф; конфискация устройств, приборов и приспособлений; лишение права управления транспортными средствами и административный арест до 15 суток.

1.6.1. Наказание в форме предупреждения встречается двадцать два раза в ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 1, 2 ст. 12.11, ч. 1 ст. 12.13 (до 01.01.2012), ч. 1, 1.1, 3 ст. 12.14, ч. 1 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 1, 3, 4 ст. 12.19ч. 4 до 01.07.2012), ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22, ч. 1, 2 ст. 12.29, ст. 12.36.1. Это самое легкое наказание, особенность которого состоит в том, что во всех названных статьях оно служит альтернативой административного штрафа, размер которого колеблется от 100 до 500 рублей. Вместе с тем намечается тенденция замены данной комбинации наказаний на штрафы повышенного размера. Так, с 1 января 2010 года предупреждение или штраф в размере 100 рублей, предусмотренные ч. 1 ст. 12.13, заменяются только на штраф в размене 1000 рублей. Предупреждение или штраф в размере 300 рублей, предусмотренные ч. 4 ст. 12.19, с 1 июля 2012 года заменяются только на штраф в размере 2000 рублей.

Предупреждение не применяется к должностным и юридическим лицам.

1.6.2. Наказание в форме административного штрафа - самое распространенное в комментируемой главе, встречается во всех ее статьях. С учетом изменений, которые вступают в силу с 1 января и 1 июля 2012 года, размеры штрафов, накладываемых на физических лиц, варьируются от 100 до 5000 рублей, на должностных лиц - от 500 до 20 000 рублей, юридических лиц - от 20 000 до 500 000 рублей. Фиксированный размер штрафа указан в ч. 1, 2, 3 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1, 2, 3 ст. 12.4, ч. 1, 3.1, 4.1 и 7 (4.1 и 7 вводятся с 1 января 2012 г.) ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 1, 2, 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 1, 2 ст. 12.9, ч. 1, 2 ст. 12.10, ч. 1 и 2 ст. 12.11, ст. 12.12 (новая редакция с 1 января 2012 г.), ч. 1 ст. 12.13 (также с учетом новой редакции от 1 января 2012 г.), ст. 12.14, ч. 1, 2, 4 ст. 12.15, ч. 1, 3, 4, 5 (4 и 5 с 1 июля 2012 г.) ст. 12.16, ч. 1, 3, 3.1, 3.2, 4, 5, 6 (пункты 3.1, 3.2, 5 и 6 вводятся с 1 июля 2012 г.) ст. 12.19, ст. 12.20, 12.21, 12.22, ч. 1 ст. 12.23, ч. 2 ст. 12.26, ч. 1 ст. 12.27, ст. 12.28, ч. 1, 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ч. 1 и 4 ст. 12.31, ст. 12.32, 12.33, 12.35, 12.36.1, ч. 1 ст. 12.37. Штраф, заданный нижним и верхним пределом, указан в ст. 12.1, ч. 3 ст. 12.2, ч. 1 ст. 12.4, ч. 2 ст. 12.5, ч. 3, 4 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.11, ч. 2 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.16, ст. 12.17, 12.18, ч. 2 ст. 12.19, ст. 12.21.1, 12.21.2, ч. 2 ст. 12.23, ст. 12.24, 12.25, ч. 3 ст. 12.29, ч. 2 ст. 12.30, ч. 2, 3 ст. 12.31, ст. 12.34, ч. 2 ст. 12.37.

Следовательно, законодатель предпочитает фиксированные штрафы "плавающим", что также подтверждается изменениями, которые внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ в ст. 12.5, 12.12, 12.13, 12.16, 12.19, 12.28. Данный Закон изменяет санкции некоторых действующих статей и вводит новые составы, санкции которых предусматривают только фиксированные штрафы. Действующие штрафы увеличиваются, о чем говорилось выше, например с 300 до 2000 рублей. Новые предусматривают наказание водителя на 800, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 и 5000 рублей.


Применение санкций, в которых штраф - единственное безальтернативное наказание, невозможно по отношению к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, в связи с ограничением, содержащимся в ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ.

Закон N 69-ФЗ ввел дифференциацию штрафов в зависимости от места совершения правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 1 и 5, 3 - 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1 и 2 ст. 12.28. Если соответствующее правонарушение совершается в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, то размер штрафа увеличивается вдвое (с 1500 до 3000 рублей), втрое (с 1000 до 3000 рублей) или даже более чем в восемь раз (с 300 до 2500 рублей).

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Подводя итог, можно сказать, что комментируемая глава сегодня и в обозримом будущем - это глава штрафная. Размеры штрафов растут, но негатив, по нашему мнению, состоит не в размере, а в тенденции к установлению фиксированного штрафа в качестве основного и единственного вида наказания. Учесть материальное положение лица, привлекаемого к ответственности, его личность, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств при таких санкциях невозможно. При этом подходе понятия о справедливости и соразмерности назначаемого наказания могут потерять практический смысл.

1.6.3. Конфискация устройств, приборов и приспособлений - это дополнительное наказание, предусмотренное санкциями ч. 1, 2 ст. 12.4 и ч. 3, 4, 5 ст. 12.5. Конфискации подлежат световые приборы с огнями красного цвета, световозвращающие приспособления красного цвета, световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленные без соответствующего разрешения. С 1 января 2012 года к перечню конфискуемых предметов добавляется незаконно установленный опознавательный фонарь легкового такси (ч. 4.1 ст. 12.5).

Конфискация устройств, приборов и приспособлений исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений на изъятие конфискованных вещей непосредственно приставом-исполнителем у лица, совершившего правонарушение. Например, не препятствует конфискации факт того, что приборы или приспособления не были изъяты сразу же в момент обнаружения признаков административного правонарушения и не приобщены к делу в качестве вещественных доказательств (см. Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2010 года по делу N 4-А-39).


1.6.4. Лишение права управления транспортными средствами упоминается в двадцати трех санкциях, а именно в ч. 2, 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1, 2, 4 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1, 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1, 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27.

Размер данного наказания устанавливается верхним и нижним пределом, в месячном и годовом измерении: от 1 до 3 месяцев, от 2 до 4 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 4 до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года, от 1 года до 1,5 лет, от 1,5 до 2 лет, а также фиксированно: на 1 год, 3 года.

В ряде случаев альтернативой этого наказания является штраф: 5000 рублей против лишения на срок от 1 до 3 месяцев по ч. 2 ст. 12.2, а также лишения на срок от 4 до 6 месяцев по ч. 3 ст. 12.16; от 2000 до 2500 рублей против лишения на срок от 4 до 6 месяцев по ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.21.1, а также против лишения на срок от 1,5 года до 2 лет по ч. 2 ст. 12.24; от 1500 до 2000 рублей против лишения на срок от 2 до 4 месяцев по ч. 2 ст. 12.21.1; от 1000 до 1500 рублей против лишения на срок от 1 года до 1,5 лет по ч. 1 ст. 12.24; 500 рублей против лишения на срок от 3 до 6 месяцев по ч. 1 ст. 12.10; от 300 до 500 рублей против лишения на срок от 1 до 3 месяцев по ч. 2 ст. 12.17. Сопоставление показывает, что в санкциях, содержащих альтернативу из штрафа и лишения права управления транспортными средствами, единый подход к соотношению денежных сумм и количества месяцев/лет не сложился.

Административный арест сроком до 15 суток выступает альтернативой срочному лишению права управления транспортными средствами только в случае оставления водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27).

В других случаях рассматриваемый вид наказания является безальтернативным (ч. 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1, 2, 4 ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27).

Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ).

Учитывая, что ПДД распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ.

Установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ двухгодичный срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из части 3 статьи 32.7 КоАП РФ не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.


1.6.5. Административный арест до 15 суток упоминается трижды: в ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27. В первых двух случаях санкции предусматривают замену ареста штрафом в размере 5000 рублей, но только для лиц, к которым административный арест не может применяться: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

В ч. 2 ст. 12.27 альтернативой административному аресту является лишение права управления транспортными средствами от года до полутора лет.

Самовольное оставление места отбывания административного ареста влечет административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ).

1.6.6. При назначении наказания за правонарушения, предусмотренные комментируемой главой, в административной практике наметились определенные недостатки.

В тех случаях, когда санкция позволяет выбрать вид наказания или сумму штрафа, при назначении меры наказания во внимание не принимаются личность, имущественное положение лица, а также не устанавливаются/не учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность. Этот недостаток вскрывается как прокурорами, по протестам которых городские (районные) суды отменяют постановления, так и по жалобам водителей, привлеченных к административной ответственности.

Рассмотрим пример того, как неустановление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, материального положения нарушителя повлекло к опротестованию постановления. Бородинский городской суд Красноярского края отменил постановление ИДПС ОГИБДД МОВД "Бородинский" от 28.06.2010 о привлечении Р. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, дело направил на новое рассмотрение. Прокурор указывал на необходимость индивидуализации административного наказания, избрания той меры государственного принуждения, которая наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний. "Применение такого административного наказания, как штраф, - отмечалось в протесте, - может отрицательно сказаться на материальном положении правонарушителя и членов его семьи. Поэтому при назначении такой меры наказания должно приниматься во внимание имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности. В нарушении п. 4, п. 7 ч. 1 ст. 29.10, ч. 2 ст. 26.1, ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность Р. по делу, не установлены и в постановлении не указаны, решение о назначении максимального наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, не мотивировано" (решение N 12-30/2010 от 22 июля 2010 г.).


В другом деле инспектор ДПС располагал сведениями о смягчающих вину обстоятельствах, личности нарушителя и его имущественном положении, но назначил ему максимальное наказание. Могочинский районный суд Забайкальского края изменил постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОВД Могочинского района, снизив административный штраф, наложенный на У., с 800 до 400 рублей. Несправедливость решения состояла в том, что с учетом смягчающих вину обстоятельств У. назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ. Нарушитель являлся студентом-заочником, оплачивал обучение, у него была беременная жена, вынужденная в силу своего состояния брать неоплачиваемые дни для обращения в поликлинику, он являлся плательщиком ссуды. В опротестованном постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства, послужившие основанием назначения ему максимального наказания в виде наложения административного штрафа в размере 800 рублей, указаны не были. Суд руководствовался пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ) (решение от 25 июня 2010 г.).

Соблюдать соразмерность необходимо при назначении любого наказания, включая административный арест. Мировой судья г. Трехгорного Челябинской области назначил К. административный арест сроком 10 суток при максимуме в 15 суток. Городской суд, рассматривая жалобу К., обратил внимание на то, что мировым судом не установлено обстоятельств, отягчающих его ответственность; свою вину в административном правонарушении К. признал; работает, имеет на иждивении малолетнего ребенка, супруга не работает. В постановление мирового судьи было внесено изменение, в соответствии с которым следует считать К. подвергнутым административному наказанию в виде административного ареста на срок 5 (пять) суток (решение от июля 2010 г.).

Опрос адвокатов показал, что суды при наличии в санкции штрафной альтернативы лишению права управления транспортными средствами довольно часто назначают наказание в виде лишения права. Далеко не всегда этот выбор делается с учетом всех установленных по делу обстоятельств. У. не уступил дорогу пешеходу Г., переходящей проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, что повлекло причинение Г. вреда здоровью средней тяжести. Районный суд квалифицировал действия водителя по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. Областной суд изменил вид наказания на штраф в размере 2500 рублей, приняв во внимание следующее. Ранее У. совершались административные правонарушения, имеющие единый родовой объект посягательства - безопасность дорожного движения, однако срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, истек. Факт совершения административного правонарушения У. признал, раскаялся, что отнесено п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ к обстоятельству, смягчающему административную ответственность. Районный суд не учел, что согласно ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Указанных нарушений У. не совершал, он оказал потерпевшей первую помощь, вызвал "скорую", на которой пострадавшая была доставлена в медицинское учреждение. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность У., также не имелось (решение Архангельского областного суда от 25 июня 2010 г. N 7п-116).