Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3816

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. При этом основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Таким образом, особенность установленного порядка состоит в том, что, хотя в отличие порядка, установленного для переоформления прав на земельные участки гражданами - членами садоводческих, огороднических, дачных объединений, для передачи в собственность земельных участков самим таким объединениям как юридическим лицам требуется решение компетентного органа государственной власти (или местного самоуправления), данный орган не может отказать в предоставлении участка в собственность объединения, если только участок не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в комментируемый пункт внесены дополнения, которыми исключение из общего порядка переоформления прав на землю установлено также для гаражных потребительских кооперативов. Для такого переоформления члены кооператива в соответствии со ст. 36 ЗК РФ совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) и других документов по Перечню, установленному Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2007. N 50.


Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.


4. Пункт 2.2 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ, решил вопрос, остро стоявший до последнего времени на практике, - о возможности приватизации земельных участков, ранее переданных собственникам зданий, строений и сооружений в аренду.

Нормы п. 3 ст. 35 и п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица, которые являются собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на таких участках, часто трактовались следующим образом: если указанный собственник здания, строения, сооружения заключил договор аренды земельного участка, то он совершил предусмотренное законом переоформление имевшегося у него права постоянного (бессрочного) пользования и утратил право на приватизацию этого участка, поскольку уже сделал выбор между получением участка в собственность или аренду в пользу аренды земельного участка.

Изложенная позиция прослеживалась и в ряде судебных решений и была подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 <1>, в котором (п. 7) указывалось, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса РФ, то собственник такого объекта утрачивает право выкупа земельного участка.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.


После введения комментируемой нормы Закона о введении в действие ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют легальное основание для приобретения в собственность ранее арендованного земельного участка, на котором располагаются эти здания, строения или сооружения.

5. Пунктом 2.3 комментируемой статьи, введенным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, фактически дополнен содержащийся в ст. 20 Земельного кодекса РФ перечень юридических лиц, которым земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования: в него включены также государственные академии наук и созданные такими академиями наук учреждения.

При этом согласно пункту 2.3, введенному тем же Федеральным законом, как указанным учреждениям, так и всем входящим в названный перечень юридическим лицам земельные участки на каком-либо ином праве (т.е. собственности, аренды, безвозмездного срочного пользования) предоставлены быть не могут.

Однако поскольку до принятия этой нормы целый ряд таких юридических лиц получил земельные участки, в частности на праве аренды, то Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" были введены отдельные ограничения прав по распоряжению земельными участками для названных предприятий, которые являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Аналогичные ограничения устанавливаются п. 2.5 комментируемой статьи в отношении государственных, муниципальных и созданных государственными академиями наук учреждений.


6. Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки не предоставляются ни в постоянное (бессрочное) пользование (п. 8 комментируемой статьи), ни в пожизненное наследуемое владение (п. 1 ст. 21 ЗК РФ), но, в отличие от юридических лиц, срока, в течение которого должно быть произведено переоформление прав на земельные участки, не установлено, т.е. указанные права на земельные участки могут сохраняться за гражданами неопределенное количество времени. Однако постепенно, в перспективе, видимо, процесс переоформления будет завершен. Прежде всего потому, что он совершается в интересах самих граждан: иные, кроме собственности, права на земельные участки не предполагают возможности распоряжения ими, поэтому перспектива решения вопросов наследования земельных участков и осуществления сделок с ними стимулирует граждан оформить право собственности на земельные участки, тем более что сами участки в этих случаях переходят в их собственность бесплатно. Тормозит процесс переоформления в основном высокая стоимость землеустроительных действий, необходимых для представления установленных документов, и существующие на местах бюрократические проволочки, однако государством предпринимаются меры по упрощению и удешевлению процедуры оформления гражданами прав на землю (см. комментарий к п. 9.1 настоящей статьи).

7. Закон СССР от 6 марта 1990 г. "О собственности в СССР" <1> (вступил в силу 1 июля 1990 г.) впервые установил, что гражданам для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилых домов и удовлетворения других нужд, предусмотренных законом, предоставляется земля в пожизненное наследуемое владение. До этого в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1970 г. (ст. 87) было установлено, что на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью; право землепользования лица, к которому перешло право собственности на строение, регистрируется органами коммунального хозяйства. Поскольку такое право землепользования не всегда надлежащим образом регистрировалось и, таким образом, большое число граждан осталось с неоформленными правами на земельные участки, на которых находятся принадлежащие им на праве собственности жилые дома, потребовалось введение нормы п. 4 комментируемой статьи.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 11. Ст. 164.


Как отмечалось Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебном практики за третий квартал 2003 г. <1>, в рассматриваемом пункте под сделками понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком. Поэтому во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.


--------------------------------

<1> Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3.


Как справедливо отмечают А. Ефимов и Е. Галиновская <1>, анализ данной нормы позволяет прийти к выводу, что действие ее распространяется на случаи, когда требование заявлено:

--------------------------------

<1> См.: Комментарий судебной практики по вопросам земельного права // Комментарий судебной практики. Вып. 9. М.: Юрид. лит., 2004.


1) в отношении не любого, а только приусадебного земельного участка;

2) лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома;

3) в фактическое пользование которого земельный участок перешел до 1 июля 1990 г.

8. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Приграничные территории, согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1> (ред. от 30 декабря 2008 г.), составляют пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.


Перечень приграничных территорий, на которых не допускается предоставление земельных участков в собственность иностранцам, до сих пор Президентом РФ не утвержден, поэтому согласно п. 5 комментируемой статьи пока земельные участки в собственность указанных лиц не предоставляются на всех приграничных территориях в соответствии с приведенным выше легальным описанием таких территорий.

Стоит заметить, что по поводу ограничений прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, содержащихся в Земельном кодексе РФ, Конституционным Судом РФ рассматривался запрос Мурманской областной Думы.

В запросе Мурманской областной Думы оспаривалась конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, в том числе п. 3 ст. 15. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 8-П <1>, в частности, указал, что федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Оспариваемые положения ЗК РФ не противоречат Конституции РФ как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.


9. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). Имущественные права, имеющие денежную оценку, наряду с вещами, могут быть внесены в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. К таким правам, например, относится право аренды земельного участка, которое может быть внесено в залог, в уставный капитал, отчуждено иным способом. В отличие от этого, законодательство не предусматривает возможности денежной оценки или переуступки права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Соответственно, оно не может быть внесено в уставный или складочный капитал коммерческой организации.

10. В пункте 7 комментируемой статьи находит реализацию один из принципов земельного законодательства - о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Данная норма развивается в ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", которой установлено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю как земельных участков, занимаемых указанными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов, так и земельных участков, находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

11. Как уже отмечалось выше, в п. 1 ст. 20 ЗК РФ содержится перечень юридических лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Во втором пункте данной статьи указано, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако специального указания на то, что иным, кроме названных в статье, юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки также не предоставляются, в Земельном кодексе нет, почему и потребовалась соответствующая норма в Вводном законе. Кроме того, указание в п. 8 комментируемой статьи на точную дату, начиная с которой не предоставляются участки в постоянное (бессрочное) пользование указанным лицам, позволяет сделать вывод о том, что решения о предоставлении таких участков после даты введения в действие ЗК РФ следует признавать незаконными.