ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1776
Скачиваний: 1
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, когда она расположена:
на первом этаже указанного дома;
выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под этой квартирой, являются нежилыми.
Такому переводу (как и переводу в нежилое помещение комнаты в квартире) должно предшествовать признание квартиры непригодной для проживания (см. комментарий к ст. 15), о чем даже не упоминается в комментируемой статье.
Перевод жилого помещения в нежилое (и наоборот) не допускается, если право собственности на него обременено правами каких-либо лиц.
2. Порядок перевода жилых помещений в нежилые един для всех форм собственности, включая частную (ст. 288 ГК РФ). Так, в г. Москве были установлены единые требования к переводу в нежилые жилых домов, жилых помещений государственной, муниципальной собственности, а также находящихся в собственности граждан и юридических лиц (Порядок перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд в г. Москве, утв. распоряжением Мэра Москвы от 11.11.1994 N 560-РМ <1>).
--------------------------------
<1> Вестник Мэрии Москвы. 1994. N 24.
3. Жилые помещения, которые не отвечают предъявляемым к ним требованиям (например, в результате неустранимых дефектов жилое помещение является холодным, темным), переоборудуются для использования в других целях (для торговых, бытовых и проч.) либо подлежат сносу, если использование их в каком-либо другом качестве невозможно (значительная степень износа дома).
Переоборудование жилого дома, жилого помещения в нежилое влечет исключение их из жилищного фонда.
4. Ранее действовавший ЖК РСФСР не предусматривал перевода нежилого помещения в жилое, однако на практике такие вопросы решались.
Перевод пригодных для проживания жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в нежилые, как правило, недопустим. Жилые помещения подлежат использованию по назначению - для проживания граждан. Исключение возможно при проведении градостроительных мероприятий, в иных достаточно обоснованных случаях. Так, целесообразность функционального изменения площади, расположенной на первом этаже (в целях использования ее для бытовых, жилищно-коммунальных нужд), может явиться основанием для ее перевода в нежилое помещение.
Согласно ст. 288 ГК РФ перевод жилого помещения в нежилое является обязательным условием возможного размещения в нем предприятий, учреждений, организаций.
В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 дано следующее разъяснение: сделки, связанные с использованием организациями жилых помещений, не имеющие целью проживание граждан, если помещения не переведены в нежилые, не соответствуют требованиям закона (ст. 288 ГК РФ) и, следовательно, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Комментарий к статье 23
1. Независимо от формы собственности жилья его перевод в нежилое помещение (и наоборот) осуществляет орган местного самоуправления.
Заявитель - собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо подает в орган местного самоуправления:
заявление о переводе помещения;
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, - технический паспорт такого помещения);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
подготовленный и оформленный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве соответственно жилого или нежилого).
Этот перечень является исчерпывающим, что означает: орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления каких-либо других документов.
2. Перевод жилого помещения в нежилое (и наоборот) не допускается, если право собственности на такое помещение обременено правами третьих лиц. Сведения о том, что подобных обременений нет, должны содержаться в заявлении.
3. Орган местного самоуправления обязан сообщить о своем решении заявителю в установленный срок. Кроме того, он информирует о решении собственников помещений, примыкающих к переводимому.
Форма и содержание документа, подтверждающего решение о переводе или об отказе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 <1>. Этот документ называется "Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 33. Ст. 3430.
Согласно утвержденной форме в уведомлении следует указать: кому направляется уведомление (Ф.И.О. гражданина, наименование юридического лица); адрес; наименование органа местного самоуправления, осуществляющего перевод; адрес подлежащего переводу помещения; характер перевода (из жилого в нежилое или из нежилого в жилое) и цель использования. Указывается принятое решение:
а) перевести:
без предварительных условий;
при условии проведения работ по переустройству и (или) перепланировке, иных необходимых работ (ремонт, реконструкция, реставрация);
б) отказать в переводе с указанием оснований, установленных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Ни в ЖК РФ, ни в указанном Постановлении не обозначено, в какой "форме" может быть выражена позиция собственников иных помещений, примыкающих к переводимому (согласие их или непринятие решения о переводе), и могут ли эти собственники повлиять на принятие решения о переводе.
Представляется, что мнение собственников (да и нанимателей помещений публичных форм собственности) не может остаться без внимания, особенно учитывая ст. 209 ГК РФ. Данной статьей установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Очевидно, в рассматриваемом случае собственники соседних помещений могут обращаться в судебные органы. Решения и действия органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, как это следует из положений ст. 46 Конституции РФ.
4. Если для использования помещения в целях, которые преследует соответствующий перевод, необходим ремонт или переустройство, в решении о переводе должны содержаться требования провести такие работы и их перечень. Завершение этих работ подтверждается актом приемочной комиссии, на основании которого помещения будут использоваться в качестве жилых (нежилых).
5. Напомним, что комментируемая статья предоставляет право решать вопрос перевода жилых помещений в нежилые (и наоборот) органу местного самоуправления независимо от формы собственности помещений.
Предоставление муниципальному органу, по существу, распорядительных прав в отношении государственного недвижимого имущества, видимо, вошло в противоречие с принципами, установленными ст. 1 ГК РФ, в частности, беспрепятственного осуществления гражданских прав, а также со ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственник по своему усмотрению осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Согласно ст. 2 ГК РФ ("Отношения, регулируемые гражданским законодательством") порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.
Примечательно, что ЖК РФ вообще не содержит положений, касающихся роли органа государственной власти в этом вопросе (см. ст. 12, 13 и комментарии к ним). Тогда как наниматель жилого помещения для реализации намерения использовать жилье в ином качестве (в том числе и вынужденно, допустим, одна из комнат в занимаемой квартире сырая, темная и годится только для использования в качестве подсобного помещения) должен обратиться к собственнику жилищного фонда.
Следовательно, в этом случае собственник (или уполномоченное им лицо) должен рассмотреть данный вопрос (при наличии документов, подтверждающих необходимость перевода) и при согласии - обратиться в орган, осуществляющий перевод помещений (см. ч. 1 и 2 комментируемой статьи). Но как при этом "строятся отношения", если собственником является муниципалитет? В подобном случае заявителем должен быть наниматель жилого помещения, который, как уже упоминалось, в этом качестве не обозначен.
Обратимся к институту признания жилых помещений непригодными для проживания. Согласно ст. 12 ЖК РФ (см. также ч. 4 ст. 15) в компетенции Российской Федерации находится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (п. 11). Что касается самого признания такой непригодности, то каждый собственник жилищного фонда решает этот вопрос в отношении только принадлежащих ему жилых помещений (см. п. 12 ст. 12; п. 6 ст. 13; п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Напомним, что признание жилого помещения непригодным для проживания является основанием перевода его в нежилое. Таким образом получается, что решение первоначального вопроса в этой "схеме" осуществляет собственник жилья, а последующие действия (необходимые в связи с непригодностью жилья) зависят от воли органа местного самоуправления.
6. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи при эксплуатации помещения (после его перевода) необходимо соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Прежде всего следует упомянуть норму законодательства об использовании жилья по назначению.
В отношении правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований следует обратиться к Федеральным законам: от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и проч.
Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
Комментарий к статье 24
1. Часть 1 комментируемой статьи перечисляет четыре случая отказа в переводе жилого помещения в нежилое и нежилого - в жилое, а именно:
непредставление определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов;
представление документов в ненадлежащий орган;
несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных ст. 22 Кодекса;
несоответствие проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства РФ.
Очевидно, в первых двух случаях речь идет не об отказе в переводе жилого помещения в нежилое (или наоборот), а об отказе в рассмотрении вопроса о переводе. При этом в первом случае заявителю должно быть предложено представить недостающие документы, а во втором - обратиться в надлежащий орган.
2. Решение об отказе в переводе помещения необходимо обосновать. Помимо перечисленных в ч. 1 основанием отказа должно быть нарушение прав и законных интересов собственников помещений, примыкающих к переводимому, а также пользователей соседними помещениями (см. комментарий к ст. 23).
3. Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в судебном порядке (в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ) - в зависимости от подведомственности спора.
Что касается положительного решения, то его могут оспорить собственники (пользователи) помещений, примыкающих к переведенному, если сочтут свои права нарушенными.
Глава 4. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 25
1. Комментируемая статья не дает полного перечня видов переустройства и перепланировки жилого помещения. Очевидно, это и не входило в задачу законодателя. Необходим специальный нормативный акт, который в комплексе решит эти вопросы, в первую очередь - что подлежит отнесению к таким работам.
2. Условия и порядок работ по переустройству и перепланировке изложены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 <1>. Перечень этих работ включает:
--------------------------------
<1> РГ. N 214. 2003.
установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
перенос нагревательных, санитарно-технических и газовых приборов;
устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок; разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и проч. (п. 1.7.1 Правил).
Согласно этим Правилам производство работ, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается. Правила предусматривают и примерный перечень работ, проводимых при капитальном ремонте, в результате которого возможны также переустройство и перепланировка (приложение N 8).
3. Отметим, что ст. 678 ГК РФ (она применима к договору социального найма) вместо термина "перепланировка" употребляет термин "реконструкция".
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 26
1. Комментируемая статья определяет порядок проведения переустройства или перепланировки жилого помещения.
Такие работы проводятся по согласованию с органом местного самоуправления, куда надлежит представить:
заявление по форме, утвержденной Правительством РФ;
правоустанавливающие документы на жилое помещение;
проект переустройства или перепланировки;
технический паспорт жилого помещения;
согласие нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи (в порядке и на условиях, обозначенных ч. 2);
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения обозначенных работ.
Поскольку этот перечень является исчерпывающим, требование о представлении других документов неправомерно (ч. 3).
Решение о согласовании или об отказе в переустройстве (перепланировке) доводится до сведения заявителя в установленный срок путем выдачи документа о согласовании (органом, осуществляющим согласование таких работ). На основании этого и производят работы по переустройству или перепланировке.
2. Форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 <1>. Применяя эти формы, необходимо обращать внимание на следующие их положения.