Файл: ЖК_комм_Глазов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, руководствуясь комментируемой нормой ЖК РФ, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны соблюдать требование другого федерального закона и регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или по месту жительства.

Юридическая свобода заключается в том, что граждане вправе удовлетворять свою жилищную потребность посредством различных юридических оснований, т.е. вправе по своему усмотрению приобретать жилье в собственность, внаем, проживать в общежитиях, гостиницах, получать и использовать служебные жилые помещения, а также пользоваться жилыми помещениями на иных законных основаниях. Не допускается ограничение права выбора юридического основания для владения и пользования жильем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Гарантией реализации предыдущего принципа жилищного законодательства служит п. 5 комментируемой статьи, согласно которому ограничение права граждан на свободу выбора жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации допускается только на основании норм, содержащихся в самом ЖК РФ либо в ином федеральном законе. Этот принцип гарантирует, что право свободного выбора жилья не может быть ограничено иначе как на основании норм, имеющих высшую юридическую силу, а именно норм федеральных законов. Следовательно, ограничение указанного права не может возникать на основании норм законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также положений актов различных органов исполнительной власти.

Принципы, сосредоточенные в комментируемой статье, обеспечивают правомерное использование гражданами своих жилищных прав. Закрепление данных принципов в ЖК РФ фактически подчеркивает его конституционный характер, уважение прав и свобод граждан. Посредством группы указанных принципов обеспечивается соответствие жилищного законодательства нормам Конституции Российской Федерации.

Ранее действовавший ЖК РСФСР нормы, закрепляющей основные начала жилищного законодательства, фактически не содержал. В той или иной мере аналогом ст. 1 ЖК РФ являлась ст. 10 ЖК РСФСР, в которой перечислялись основные жилищные права и обязанности граждан. Там, в частности, шла речь о невозможности выселения граждан из занимаемого жилого помещения или ограничения в праве пользования этим жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренными законом.

Данная норма, бесспорно, имеет принципиальное значение для всего жилищного законодательства.


Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище


Комментарий к статье 2


Статья 2 ЖК РФ устанавливает порядок обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище. Такие условия, по замыслу законодателя, прежде всего должны обеспечиваться органами государственной власти и местного самоуправления. Именно они, являясь проводниками государственной жилищной политики, в пределах своей компетенции должны поощрять жилищное строительство, а также обеспечивать создание условий для осуществления права на жилище.


В целях выполнения этой обязанности, закрепленной не только в ЖК РФ, но и в Конституции Российской Федерации, государственные и муниципальные органы, в частности, обязаны:

содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Под содействием развитию рынка жилья следует понимать, во-первых, выработку и реализацию комплекса управленческих и хозяйственных мер, создающих наиболее благоприятные условия для гражданского оборота жилых помещений. При этом указанные меры могут быть направлены как на организации, так и на граждан, для которых, например, могут быть разработаны соответствующие программы социального обеспечения жильем, и т.д. Во-вторых, содействие подразумевает устранение существующих или возможных юридических или фактических препятствий для свободного оборота жилых помещений. Такие препятствия должны устраняться в рамках закона независимо от того, по чьей вине они возникли;

использовать бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

предоставлять гражданам в установленном порядке жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В данном случае речь идет, во-первых, о предоставлении жилья в социальный наем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но в силу своего материального положения не способным самостоятельно удовлетворить жилищную потребность. Во-вторых, о предоставлении жилья в коммерческий наем гражданам, также нуждающимся в жилье, но имеющим возможность оплачивать его наем в полном объеме;

обеспечивать государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, защиту прав собственников недвижимости в жилищной сфере, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг. Под государственным контролем за исполнением жилищного законодательства следует понимать, во-первых, контроль за соблюдением жилищных прав граждан, исполнением ими своих жилищных обязанностей, во-вторых, контроль за действиями всех остальных участников жилищных отношений с целью обеспечения их правомерного поведения в жилищной сфере. Защита прав собственников жилищной недвижимости, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг подразумевает, что органы государственной власти и местного самоуправления содействуют реализации правовых методов самозащиты права собственности, права владения и пользования жильем, а в случаях, прямо предусмотренных законом, осуществляют непосредственную защиту указанных прав, используя при этом свои административные, экономические и хозяйственные возможности;


стимулировать жилищное строительство в соответствии со спросом и потребностями граждан, обеспечивать контроль за соблюдением требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве. Стимулирование жилищного строительства - создание благоприятных условий для возведения новых жилых помещений. Такое содействие может осуществляться как в административном, так и в экономическом и хозяйственном аспектах. При этом комплекс мер по стимулированию жилищного строительства в своей основе должен иметь глубинный анализ спроса и предложения на рынке жилья, а также анализ потребности в жилье социально незащищенных категорий граждан, с тем, чтобы, с одной стороны, вновь возводимого жилья было достаточно для планомерной реализации его на рынке, а также для распределения среди нуждающихся. С другой стороны - не должно происходить перепроизводства жилых помещений, т.е. строительство их в таких объемах, которые не сможет потребить рынок жилых помещений. Ведь перепроизводство жилья, как и любой другой продукции, оказывает негативное влияние на экономику того или иного населенного пункта или региона. Следовательно, уполномоченные органы обязаны проводить анализ жилищного спроса и предложения, разрабатывать обоснованные программы жилищного строительства.

ЖК РСФСР не знал аналогичной нормы. Статьи 11 - 15 прежнего Кодекса содержали лишь разграничение полномочий между государственными органами Союза ССР, РСФСР, автономных республик, краев и областей, а также городскими, районными, сельскими и поселковыми органами государственной власти в сфере управления жилищным фондом и жилищными отношениями. Эта группа норм регулировала в первую очередь административные отношения, связанные с управлением в жилищной сфере. Комментируемая статья, в отличие от указанных статей ЖК РСФСР, акцентирует внимание прежде всего на полномочиях государственных органов и органов местного самоуправления по содействию реализации, обеспечению и защите жилищных прав и обязанностей субъектов жилищных отношений. Следовательно, ст. 2 ЖК РФ имеет социально-гражданскую направленность, тогда как указанные статьи ЖК РСФСР решали прежде всего вопросы административного характера.


Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения


Комментарий к статье 3


Статья 3 ЖК РФ полностью посвящена юридической конкретизации ст. 25 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой жилище признается неприкосновенным. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Комментируемая статья раскрывает более полное содержание принципа неприкосновенности жилища.

Во-первых, неприкосновенность жилища подразумевает, что никто не вправе проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных иным федеральным законом случаях и порядке или на основании судебного решения. Практическое значение данной нормы заключается в нескольких существенных аспектах:


проникновение в жилое помещение допускается исключительно с согласия проживающих в нем граждан. При этом юридическое значение имеет лишь согласие граждан, проживающих в жилом помещении на законных основаниях;

проникновение в жилое помещение допускается лишь в целях, которые прямо указаны в ЖК РФ, либо при наличии обстоятельств, указанных в другом федеральном законе;

проникновение в жилое помещение допускается исключительно на основании решения соответствующего суда, в котором помимо прочего должен быть определен конкретный порядок проникновения, а именно дата, время либо определенный период времени, уполномоченные лица и т.д.

Указанные обстоятельства позволяют утверждать, что законодатель определил ряд юридических фактов, наличие которых позволяет третьим лицам проникнуть в жилое помещение.

Первым юридическим фактом является согласие проживающих в жилом помещении лиц. Если таковое имеется, то прямого указания закона и решения суда, конечно, не требуется.

Если же граждане, проживающие в жилом помещении, возражают против проникновения в него третьих лиц, то необходимы прежде всего прямая норма федерального закона, позволяющая проникнуть в жилое помещение без получения согласия жильцов, а также соответствующее решение суда, вынесенное на основании этой нормы. Соблюдение этих условий позволяет характеризовать проникновение в жилое помещение как правомерное.

В комментируемой статье законодатель определил ряд обстоятельств, при наличии которых допускается проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц. К таким обстоятельствам относятся:

необходимость спасения жизни граждан и их имущества;

необходимость обеспечения личной безопасности граждан или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

необходимость задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Несмотря на то что комментируемая статья установила необходимость вынесения судебного решения для проникновения в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, в указанных случаях получение судебного решения будет означать значительное промедление, которое способно повлечь вред жизни и здоровью граждан, общественной безопасности и т.д. Следовательно, можно предположить, что для проникновения в жилое помещение при наличии указанных выше обстоятельств судебного решения не требуется.

Во-вторых, в состав принципа неприкосновенности жилища входит недопустимость выселения граждан из жилых помещений или ограничения их в праве пользования жилыми помещениями. Исключением являются случаи, когда выселение из жилого помещения или какое-либо ограничение права пользования им прямо предусмотрено ЖК РФ или другими федеральными законами.


Наконец, третья составляющая принципа неприкосновенности жилища нашла свое отражение в п. 3 комментируемой статьи, согласно которому самоуправное вселение в жилое помещение признается недопустимым.

При этом под самоуправным вселением законодатель понимает самовольное занятие гражданином жилого помещения при отсутствии у него законных оснований для осуществления им права пользования данным помещением. Законными основаниями для осуществления права пользования жилым помещением могут быть ордер, договор коммерческого или социального найма, право собственности либо иное право, подразумевающее возможность владения и пользования жилищем.

Законным основанием в отдельных случаях признается и согласие лиц, владеющих жилым помещением, на вселение и проживание в нем. Примером такой ситуации является вселение временных жильцов, которые юридически никак не связаны с жилым помещением, но в силу согласия его владельца вправе временно проживать в нем.

Законодатель определил, что граждане, самоуправно занявшие жилые помещения, подлежат выселению из них на основании решения суда. При этом другое жилье им не предоставляется. Судебный порядок выселения из самоуправно занятого жилого помещения установлен в связи с необходимостью доказывания факта самоуправного вселения в жилое помещение, что обеспечит юридические гарантии лицу, подозреваемому в самоуправном вселении.


Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений


Комментарий к статье 4


Статья 4 ЖК РФ определяет понятие жилищных отношений, а также перечень их участников.

Жилищные отношения - это общественные отношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, прежде всего нормами ЖК РФ.

Согласно п. 1 комментируемой статьи жилищные отношения складываются по поводу:

возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;

пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

пользования общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов;

отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

учета жилищного фонда;

управления, содержания и ремонта жилищного фонда, перепланировки и переустройства жилых помещений, управления и содержания многоквартирных домов;

создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

внесения платы за жилье и коммунальные услуги;

контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Приведенный перечень жилищных отношений, безусловно, не является исчерпывающим. Жилищные отношения складываются и в других случаях, когда предметом отношений являются жилые помещения, права и обязанности их владельцев и т.п.