ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1121
Скачиваний: 1
Пункт 2 ст. 4 ЖК РФ перечисляет участников жилищных отношений, среди которых:
граждане (а именно физические лица);
юридические лица;
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации;
муниципальные образования.
Данный перечень участников жилищных отношений полностью идентичен перечню участников гражданско-правовых отношений, а также правоотношений, складывающихся в других отраслях российского законодательства. Это обстоятельство позволяет утверждать, что правосубъектностью в жилищно-правовой сфере обладают в равной степени все возможные участники правовых отношений.
Отдельно следует отметить, что под гражданами законодатель понимает не только физических лиц, состоящих в гражданстве Российской Федерации, но и иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), лиц с двойным гражданством (бипатридов) и т.д. Указанные категории лиц, несмотря на свой специфический статус, в равной мере могут приобретать жилищные права и исполнять обязанности, возникающие в жилищной сфере.
Возможны случаи ограничения жилищных прав иностранных граждан, апатридов, бипатридов, но такие ограничения должны быть действительно необходимыми и обоснованными. Такие ограничения могут быть установлены ЖК РФ или другими федеральными законами.
ЖК РСФСР не содержал нормы, устанавливающей перечень жилищных отношений и их субъектов.
Статья 5. Жилищное законодательство
Комментарий к статье 5
Комментируемая статья ЖК РФ определяет систему правового регулирования жилищных отношений в Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 5 ЖК РФ повторяет норму Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что федеральные органы власти, прежде всего законодательные, уполномочены принимать так называемые рамочные нормативные правовые акты (в том числе и федеральные законы), в которых очерчиваются общие для всей России границы правового регулирования жилищных отношений и закрепляются общие, единые принципы управления жилищной сферой. Субъекты Российской Федерации, в свою очередь, на основе таких рамочных нормативных правовых актов принимают собственные акты, которые, во-первых, конкретизируют положения федеральных актов применительно к конкретной территории, во-вторых, регулируют те сферы, которым федеральный законодатель вообще не уделил внимания.
Пункт 2 комментируемой статьи содержит полный перечень нормативных правовых актов разных уровней, посредством которых осуществляется правовое регулирование жилищных отношений в России. На юридическом языке такие нормативные правовые акты называют источниками жилищного законодательства. Итак, к источникам жилищного законодательства относятся следующие нормативные правовые акты:
Жилищный кодекс Российской Федерации;
федеральные законы, принятые в соответствии с ЖК РФ;
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
акты федеральных органов исполнительной власти;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Этот перечень является исчерпывающим. Но не следует забывать и еще один возможный источник жилищного законодательства - это международные договоры Российской Федерации. Ведь Конституция Российской Федерации установила примат международных договоров над национальным законодательством.
Пункт 3 ст. 5 ЖК РФ содержит норму, в соответствии с которой указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы жилищного законодательства, должны соответствовать правовым актам высшей юридической силы, т.е. непосредственно ЖК РФ и другим федеральным законам.
Пункт 4 ст. 5 ЖК РФ предусматривает возможность Правительства Российской Федерации регулировать жилищные отношения. Так, Правительство России вправе принимать соответствующие постановления по жилищным вопросам. При этом нормы таких постановлений не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам, а также указам Президента России.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере правового регулирования жилищных отношений нашли свое отражение в п. 5 комментируемой статьи. Законодатель весьма любопытно подошел к полномочиям указанных органов в жилищной сфере. Так, согласно п. 5 федеральные органы исполнительной власти вправе издавать акты по вопросам жилищных отношений лишь в случаях и пределах, прямо предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.
Согласно п. 6 ст. 5 ЖК РФ органы субъектов Российской Федерации также могут издавать законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения. Такие нормативные правовые акты принимаются субъектами Российской Федерации в пределах их полномочий на основании норм ЖК РФ и федеральных законов.
Аналогичная ситуация складывается в отношении органов местного самоуправления. Согласно п. 7 комментируемой статьи они, как и органы субъектов Российской Федерации, вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие жилищную сферу, но в пределах своих полномочий, которые очерчены ЖК РФ, федеральными законами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Наконец, п. 8 комментируемой статьи прямо устанавливает высшую юридическую силу ЖК РФ во всей иерархии нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения. Если федеральные законы, другие федеральные нормативные правовые акты, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления вступают в противоречие с нормами ЖК РФ, то применению подлежат нормы ЖК РФ.
Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
Комментарий к статье 6
Статья 6 ЖК РФ определяет особенности действия норм жилищного законодательства во времени.
Пункт 1 комментируемой статьи распространяет на жилищное законодательство общеправовой принцип - закон обратной силы не имеет. Так, нормы жилищного законодательства по общему правилу не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу. Регулированию подлежат лишь более поздние отношения.
При этом придание обратной силы (ретроспективного действия) нормам жилищного законодательства все же возможно. Акты жилищного законодательства распространяют свою силу на отношения, возникшие до их введения в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этими актами.
Пункт 3 ст. 6 ЖК РФ устанавливает, что действие акта жилищного законодательства в жилищных отношениях, возникших до его введения в действие, может быть распространено на права и обязанности участников этих отношений, которые возникли уже после введения акта в действие. Иными словами, жилищное отношение до введения акта жилищного законодательства регулируется ранее действующими нормами, а после введения акта в действие - уже новыми нормами.
Наконец, акт жилищного законодательства распространяет свое действие на права и обязанности, возникшие из договоров до введения его в действие, лишь в том случае, если в данном акте прямо предусмотрено, что он распространяется на права и обязанности, возникшие из ранее заключенных договоров.
Ранее действовавший ЖК РСФСР не содержал нормы, устанавливающей особенности действия жилищного законодательства во времени.
Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
Комментарий к статье 7
Комментируемая статья определяет порядок применения правового механизма аналогии в жилищном законодательстве. Аналогия - механизм преодоления пробелов в законодательстве при регулировании общественных отношений. Согласно ст. 7 ЖК РФ в жилищном законодательстве, как и в остальных отраслях российского законодательства, применяется две разновидности аналогии - аналогия закона и аналогия права.
Пункт 1 комментируемой статьи регулирует особенности применения аналогии закона при наличии пробела в жилищном законодательстве. Аналогия закона в жилищном законодательстве заключается в применении к неурегулированным отношениям жилищного законодательства, регулирующего сходные общественные отношения. Для применения аналогии закона необходимо соблюдение следующих условий:
жилищное отношение не урегулировано жилищным законодательством;
жилищное отношение не урегулировано соглашением его участников;
отсутствует норма гражданского или иного законодательства, прямо регулирующая данное жилищное отношение;
применение к данному жилищному отношению норм жилищного законодательства, регулирующих сходные отношения, не противоречит существу жилищного отношения.
Пункт 2 ст. 7 ЖК РФ устанавливает порядок применения в жилищном законодательстве аналогии права. Аналогия права применяется лишь в том случае, если невозможно применить аналогию закона, и заключается в том, что жилищные права и обязанности определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Комментарий к статье 8
Комментируемая статья ЖК РФ определяет порядок применения к отношениям, складывающимся в жилищной сфере, норм иных отраслей законодательства Российской Федерации.
Нормы иного законодательства применяются к жилищным отношениям, складывающимся по поводу:
ремонта жилых помещений;
переустройства и перепланировки жилых помещений;
использования инженерного оборудования;
оказания коммунальных услуг;
внесения платы за коммунальные услуги.
К указанным отношениям применяются нормы соответствующего законодательства Российской Федерации, но с учетом положений ЖК РФ.
Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
Комментарий к статье 9
Статья 9 ЖК РФ устанавливает особенности соотношения жилищного законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Соотношение этих двух правовых систем основано на конституционном принципе приоритета международного права над национальным законодательством Российской Федерации.
Жилищное законодательство в этом смысле не является исключением. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем установленные жилищным законодательством, то применяются нормы международного договора.
Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Комментарий к статье 10
Статья 10 устанавливает перечень оснований возникновения прав и обязанностей участников жилищных отношений. Законодатель установил, что жилищные права и обязанности возникают прежде всего из оснований, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Кроме того, жилищные права и обязанности могут возникать из действий самих участников жилищных отношений, которые хотя прямо и не предусмотрены жилищным законодательством как основания для возникновения прав и обязанностей, но являются таковыми в силу общих начал и смысла жилищного законодательства.
Таким образом, существуют две группы оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей: основания, предусмотренные в ЖК РФ, иных нормативных правовых актах, и основания в виде действий участников жилищных отношений.
К основаниям возникновения жилищных прав и обязанностей, предусмотренных ЖК РФ, в соответствии с комментируемой статьей относятся:
договоры и иные сделки, предусмотренные федеральным законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные федеральным законом, но не противоречащие ему;
акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
судебные решения, установившие жилищные права и обязанности;
приобретение в собственность жилого помещения по основаниям, допускаемым федеральным законом;
членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;
действия (бездействие) участников жилищных отношений или наступление событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статья 11. Защита жилищных прав
Комментарий к статье 11
Комментируемая статья ЖК РФ определяет общий порядок и перечень мер защиты жилищных прав участников жилищных отношений. Меры защиты жилищных прав сходны с мерами, предусмотренными для защиты всех гражданских прав.
Пункт 1 ст. 11 установил, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. При этом применяется действующее процессуальное законодательство, которое определяет подведомственность дел о нарушении жилищных прав судам различной юрисдикции и уровней. ЖК РФ не исключает и административный (не судебный) порядок защиты нарушенных жилищных прав. Однако такой порядок может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных жилищным законодательством. Решение государственного органа или органа местного самоуправления, принятое в порядке административной защиты жилищных прав, может быть обжаловано в соответствующий суд.
Пункт 3 комментируемой статьи установил перечень процессуальных мер, посредством которых может осуществляться защита нарушенных жилищных прав. К таким мерам относятся:
признание жилищного права. Эта мера заключается в принятии уполномоченным органом решения о том, что субъект жилищных отношений действительно обладает тем или иным жилищным правом на законных основаниях;
восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Данная мера подразумевает устранение или возмещение ущерба, причиненного субъекту жилищных отношений, а также устранение самой угрозы нарушения жилищного права;
признание судом недействующим полностью или в части акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего жилищные права и противоречащего ЖК РФ или принятому в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющему большую, чем указанный акт, юридическую силу. Эта мера заключается в признании недействительным и не имеющим юридической силы нормативного правового акта, который нарушает жилищные права субъектов жилищных отношений в силу своего противоречия с имеющими большую юридическую силу актами жилищного законодательства;