ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1108
Скачиваний: 1
наниматели по договорам (коммерческого) найма жилых помещений частного жилищного фонда;
члены жилищных (жилищно-строительных) кооперативов;
собственники жилых помещений.
В пункте 3 комментируемой статьи законодатель установил, что субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений. Предоставление субсидий осуществляется органами местного самоуправления, либо управомоченными учреждениями. Такой порядок сохранится до 1 января 2008 г. Начиная с этой даты полномочие по предоставлению субсидий передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления утрачивают право принимать решения о предоставлении субсидий. Однако не стоит полагать, что органы местного самоуправления будут полностью исключены из процесса субсидирования. Законодатель оставил им ряд существенных функций в этом социально значимом процессе.
Пункт 3 содержит еще одну немаловажную норму, в соответствии с которой при расчете величины субсидии принимаются во внимание проживающие совместно с нанимателем или собственником члены их семей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов о предоставлении субсидий начиная с 1 января 2008 г. также должны руководствоваться этим принципом.
Согласно п. 4 комментируемой статьи субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг должны перечисляться гражданам ранее срока, который установлен для внесения платы за жилье и коммунальные услуги.
Законодатель установил условие для предоставления гражданам жилищных субсидий - это отсутствие у них задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги. Указанные граждане должны также заключить и выполнять условия соглашения о погашении жилищной субсидии.
Согласно п. 6 комментируемой статьи региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также максимально допустимая доля расходов семьи на оплату этих услуг, используемые при определении права граждан, пользующихся жилыми помещениями по любым основаниям, на жилищные субсидии определяются исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Пункт 7 комментируемой статьи предоставил Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, а также перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации выпустило Постановление "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 14 декабря 2005 г. N 761. Данным Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В Правилах урегулированы все существенные вопросы, определенные в п. 7 ст. 159 ЖК РФ и необходимые для функционирования системы жилищного субсидирования.
Важно отметить, что в указанные Правила еще не внесены изменения, приводящие их в соответствие с редакцией ст. 159 ЖК РФ, вступающей в силу с 1 января 2008 г. Вероятно, внесения таких изменений следует ожидать к концу 2007 г.
Правительство Российской Федерации на основании п. 9 ст. 159 ЖК РФ своими нормативными актами определяет также порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий и порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.
Согласно пункту 8 комментируемой статьи до 1 января 2008 г. субсидии выплачиваются гражданам из бюджета соответствующего муниципального образования. Средства на выплату таких субсидий поступают в бюджет муниципального образования в виде субвенций, перечисляемых из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Размер субвенций в соответствии с пунктом 10 комментируемой статьи определяется исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из региональных стандартов:
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;
стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям;
максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Начиная с 1 января 2008 г. обязанность по финансированию предоставления субсидий непосредственно возлагается на бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку начиная с этой даты именно органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы о предоставлении таких субсидий. Прямое финансирование субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации исключает необходимость перечисления в местные бюджеты каких-либо субвенций на оплату субсидий. В связи с этим в новой редакции п. 8 ст. 159 ЖК РФ не говорится о субвенциях местным бюджетам.
Отсутствие необходимости в субвенциях делает бессмысленными нормы о порядке их расчета, содержащиеся в п. 10 комментируемой статьи. Поэтому п. 10 утрачивает силу с 1 января 2008 г.
В пункте 11 ст. 159 ЖК РФ законодатель предоставил органам местного самоуправления право применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Применение органами местного самоуправления иных стандартов, используемых при расчете субсидий, должно улучшать положение граждан. В противном случае должны применяться стандарты, установленные региональными властями.
Если применение органами местного самоуправления иных стандартов, чем установленные региональными властями, влечет за собой дополнительные расходы, то такие расходы оплачиваются из местного бюджета.
Такая ситуация продлится до 1 января 2008 г. После этой даты органы местного самоуправления будут иметь возможность всего лишь устанавливать, но не применять при расчете отличные от региональных стандарты, используемые для расчета субсидий. Если установление органами местного самоуправления стандартов расчета, отличных от региональных, влечет дополнительные расходы на предоставление субсидий, то эти расходы по-прежнему оплачиваются за счет средств местных бюджетов.
Иными словами, органы местного самоуправления могут устанавливать по своему усмотрению такие стандарты расчета субсидий, при которых субсидии жителям территории данного муниципального образования будут выше тех, которые рассчитаны на основании региональных стандартов.
В остальном требования комментируемой статьи к стандартам расчета субсидий, отличающимся от региональных, после 1 января 2008 г. останутся без изменений.
В пункте 12 комментируемой статьи законодатель запретил предоставлять жилищные субсидии иностранным гражданам. Предоставление жилищных субсидий иностранным гражданам может быть предусмотрено международным договором Российской Федерации. В этом случае жилищные субсидии предоставляются иностранным гражданам на условиях и в порядке, предусмотренными соответствующим международным договором и комментируемой статьей ЖК РФ.
Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
Комментарий к статье 160
В статье 160 ЖК РФ законодатель установил возможность предоставления отдельным категориям граждан компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Отличие компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг от жилищных субсидий заключается прежде всего в том, что субсидии предоставляются гражданам до наступления срока оплаты жилья и коммунальных услуг. Компенсации стоимости жилья и коммунальных услуг выплачиваются гражданам после оплаты ими за свой счет указанных платежей. Кроме того, субсидия подлежит поэтапному погашению гражданином, ее получившим. Компенсации же предоставляются гражданам безвозвратно. Субсидии и компенсации могут не полностью соответствовать стоимости жилья и коммунальных услуг, а покрывать лишь их часть.
Категории граждан, которым предоставляются указанные компенсации, а также порядок и условия их предоставления устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Средства для предоставления компенсаций выделяются из бюджета того органа, нормативным правовым актом которого установлена компенсация.
Согласно п. 2 комментируемой статьи размер предоставленных компенсаций за жилые помещения учитывается при определении совокупного дохода семьи, учитываемого при расчете размера жилищной субсидии.
Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом
Комментарий к статье 161
Статья 161 ЖК РФ регулирует вопросы управления многоквартирным домом и предоставляет собственникам жилых помещений в нем право выбора одного из трех способов управления.
Выбор способа управления многоквартирным домом - новелла жилищного законодательства. Ранее действовавшие нормативные правовые акты практически не касались этого важного круга жилищных отношений. ЖК РФ свел воедино нормы об управлении многоквартирным домом. При этом свое новое отражение нашли как ранее известные методики, так и новые способы.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (РГ. 2006. 31 декабря. N 297) в текст комментируемой статьи внесены отдельные изменения, вступившие в силу с 31 декабря 2006 г. Внесенные данным Федеральным законом изменения отражены в таблице.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Статья 161 ЖК РФ │
├────────┬──────────────────────────┬────────────────────────────┤
│N пункта│ Текст пункта до 31 │ Текст пункта после 31 │
│ │ декабря 2006 г. │ декабря 2006 г. │
├────────┼──────────────────────────┼────────────────────────────┤
│пункт 3 │Способ управления много- │Способ управления многоквар-│
│ │квартирным домом выбирает-│тирным домом выбирается на │
│ │ся на общем собрании │общем собрании собственников│
│ │собственников помещений в │помещений в многоквартирном │
│ │многоквартирном доме и │доме и может быть выбран и │
│ │может быть изменен в любое│изменен в любое время на │
│ │время на основании его │основании его решения. Реше-│
│ │решения. Решение общего │ние общего собрания о выборе│
│ │собрания о выборе способа │способа управления является │
│ │управления является обяза-│обязательным для всех собст-│
│ │тельным для всех собствен-│венников помещений в много- │
│ │ников помещений в много- │квартирном доме │
│ │квартирном доме │ │
├────────┼──────────────────────────┼────────────────────────────┤
│пункт 4 │Орган местного самоуправ- │Орган местного самоуправле- │
│ │ления в порядке, установ- │ния в порядке, установленном│
│ │ленном Правительством │Правительством Российской │
│ │Российской Федерации, │Федерации, проводит открытый│
│ │проводит открытый конкурс │конкурс по отбору управляю- │
│ │по отбору управляющей │щей организации, если в │
│ │организации, если в тече- │течение года до дня проведе-│
│ │ние года до дня проведения│ния указанного конкурса │
│ │указанного конкурса собст-│собственниками помещений │
│ │венниками помещений в │в многоквартирном доме не │
│ │многоквартирном доме не │выбран способ управления │
│ │выбран способ управления │этим домом или если принятое│
│ │этим домом или если приня-│решение о выборе способа │
│ │тое решение о выборе спо- │управления этим домом не │
│ │соба управления этим домом│было реализовано. Открытый │
│ │не было реализовано │конкурс проводится также в │
│ │ │случае, если до окончания │
│ │ │срока действия договора │
│ │ │управления многоквартирным │
│ │ │домом, заключенного по │
│ │ │результатам открытого │
│ │ │конкурса, не выбран способ │
│ │ │управления этим домом или │
│ │ │если принятое решение о │
│ │ │выборе способа управления │
│ │ │этим домом не было реализо- │
│ │ │вано │
├────────┼──────────────────────────┼────────────────────────────┤
│пункт 6 │Орган местного самоуправ- │Орган местного самоуправле- │
│ │ления не позднее чем через│ния не позднее чем за месяц │
│ │год после заключения ука- │до окончания срока действия │
│ │занного в части 5 настоя- │указанного в части 5 настоя-│
│ │щей статьи договора управ-│щей статьи договора управле-│
│ │ления многоквартирным │ния многоквартирным домом │
│ │домом созывает собрание │созывает собрание собствен- │
│ │собственников помещений │ников помещений в этом доме │
│ │в этом доме для решения │для решения вопроса о выборе│
│ │вопроса о выборе способа │способа управления этим │
│ │управления этим домом │домом │
└────────┴──────────────────────────┴────────────────────────────┘
Пункт 1 комментируемой статьи установил единый принцип для всех способов управления многоквартирными домами. Такое управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.