ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1128
Скачиваний: 1
неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего ЖК РФ или принятому в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющему большую, чем указанный акт, юридическую силу. Суть данной меры заключается в неприменении при разрешении споров нормативного правового акта, который противоречит имеющим большую юридическую силу актам жилищного законодательства;
прекращение или изменение жилищного правоотношения. Данная мера заключается в прекращении или изменении жилищного правоотношения, которое в силу определенных обстоятельств нарушает права других участников жилищных отношений;
иные способы, предусмотренные ЖК РФ или другим федеральным законом.
Статья 12. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Комментарий к статье 12
Комментируемая статья определяет перечень полномочий, т.е. компетенцию федеральных органов государственной власти при регулировании жилищных отношений в Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти обладают следующими полномочиями в области жилищных отношений.
Определение порядка государственного учета жилищных фондов. Данное полномочие раскрывается посредством установления организационных мер и методик, направленных на осуществление учета жилищных фондов в Российской Федерации. В частности, под учетом жилищных фондов можно понимать учет наличия различных жилищных фондов, определение их качественного и количественного состава, а также учет других показателей.
Установление требований, предъявляемых к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Реализуя данное полномочие, федеральные органы вправе устанавливать единые на всей территории Российской Федерации требования к жилым помещениям, в частности санитарно-бытовые, архитектурные, технические, гигиенические и т.д. Аналогичные требования могут быть установлены в отношении общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное полномочие заключается в определении федеральными органами государственной власти критериев нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых на льготных условиях по договору социального найма. Критерии нуждаемости могут выражаться в величине доходов граждан, в размерах занимаемой жилой площади на одного жильца, в количестве жильцов и т.д.
Определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. В рамках данного полномочия федеральные органы государственной власти устанавливают единый на всей территории России порядок предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений на основании договора социального найма. В частности, определяются очередность предоставления жилых помещений, категории граждан, имеющих право получения жилых помещений вне очереди, особенности заключения договоров социального найма, установления величины платы за жилье и т.д.
Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации. Реализуя данное полномочие, федеральные органы государственной власти определяют категории граждан (помимо малоимущих нуждающихся), которые вправе получать жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, категории которых установлены федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. В данном случае речь идет об определении единого порядка предоставления из жилищного фонда Российской Федерации жилых помещений иным категориям нуждающихся в жилье граждан. Перечень категорий таких граждан определяется федеральным законом.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (РГ. 2006. 31 декабря. N 297) в текст комментируемого пункта внесены изменения, вступившие в силу 11 января 2007 г. Ниже приводится сравнительная таблица текстов п. 6 ст. 12 ЖК РФ.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Пункт 6 статьи 12 ЖК РФ │
├────────────────────────────────┬───────────────────────────────┤
│ до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│определение порядка предоставле-│определение порядка предостав- │
│ния жилых помещений жилищного │ления жилых помещений жилищного│
│фонда Российской Федерации граж-│фонда Российской Федерации │
│данам, которые нуждаются в жилых│гражданам, которые нуждаются │
│помещениях и категории которых │в жилых помещениях и категории │
│установлены федеральным законом │которых установлены федеральным│
│ │законом, указами Президента │
│ │Российской Федерации │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 12 ЖК РФ перечень иных категорий граждан, признающихся нуждающимися в жилье, может устанавливаться не только федеральным законом, но и указами Президента Российской Федерации.
Определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма служебных и специализированных жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. Данное полномочие реализуется посредством установления перечня условий и обстоятельств, при наличии которых граждане вправе получать жилые помещения служебного и специализированного назначения (дома престарелых, дома ребенка, дома инвалидов и т.д.) в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов. В данном случае федеральные органы государственной власти определяют порядок организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Эта форма объединения граждан помимо жилищного регулируется и гражданским законодательством.
Определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения членов товариществ собственников жилья. Данное полномочие заключается в регулировании правовыми актами федеральных органов государственной власти организации и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения их членов. Это полномочие, как и предыдущее, находится на стыке жилищного и гражданского законодательства. Ведь товарищества собственников жилья являются юридическими лицами, что обусловливает ряд требований к их деятельности со стороны Гражданского кодекса и иных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц.
Определение условий и порядка переустройства, перепланировки жилых помещений. В данном случае федеральные органы устанавливают единый порядок согласования, получения разрешений и произведения переустройства и перепланировки жилых помещений.
Определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания. Федеральные органы государственной власти определяют критерии непригодности для проживания жилых помещений, а также порядок признания такой непригодности, т.е. определяют уполномоченный орган, который вправе проводить экспертизы и давать заключения о непригодности жилых помещений для проживания, порядок выселения граждан из таких помещений, компенсации гражданам, выселенным из помещений, признанных непригодными для проживания, и т.д.
Признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания. Реализуя это полномочие, федеральные органы государственной власти вправе признавать находящиеся в их ведении жилые помещения непригодными для проживания в установленном порядке и по строго определенным основаниям.
Установление правил пользования жилыми помещениями. Федеральные органы государственной власти устанавливают единые правила пользования жилыми помещениями, в частности устанавливаются санитарно-бытовые, гигиенические требования, особенности пользования источниками энергии, требования к поведению жильцов в отношении жилых помещений, их устройств и конструкций, а также отдельные требования к поведению граждан, проживающих в жилых помещениях.
Определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений. Данное полномочие реализуется федеральными органами посредством установления, во-первых, оснований выселения граждан из жилых помещений, т.е. перечня обстоятельств, юридических фактов, которые служат причиной для выселения. Во-вторых, определяется порядок выселения. В частности, определяется орган, уполномоченный принимать решения о выселении, органы, исполняющие данные решения, и т.д. Наконец, федеральные органы определяют условия выселения: выселение с предоставлением другого жилого помещения, выселение без предоставления другого жилого помещения и т.д.
Правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями. В рамках данного полномочия федеральные органы принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы, направленные на регулирование определенных гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями. Например, сделки купли-продажи, мены (обмена), дарения, ипотеки и т.д.
Установление структуры, порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В данном случае федеральные органы определяют не конкретный размер платы за жилье и коммунальные услуги, а единую структуру данной платы, т.е. устанавливают перечень составляющих квартирной платы, порядок ее расчета, требования к внесению платы за жилье и сроки внесения платы.
Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Данное полномочие заключается в осуществлении контроля за использованием и состоянием жилых помещений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти и входящих в жилищный фонд Российской Федерации.
К компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся и иные вопросы, которые предусмотрены Конституцией России, ЖК РФ, другими нормативными правовыми актами.
Норма, аналогичная комментируемой статье, содержалась и в ЖК РСФСР. Ранее действовавший Кодекс также устанавливал полномочия органов государственной власти Союза ССР в области жилищных отношений.
Статья 13. Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Комментарий к статье 13
Данная статья определяет набор полномочий органов государственной власти другого структурного звена - субъектов Российской Федерации. Аналогичная статья имела место в ЖК РСФСР. Субъектам Российской Федерации в новом ЖК соответствовали союзные республики, полномочия которых определял старый Кодекс.
Итак, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Данное полномочие органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют в порядке, который определяется федеральными органами государственной власти;
определение порядка предоставления жилых помещений в жилищных фондах специализированного использования субъектов Российской Федерации. Данное полномочие заключается в установлении правовых оснований, условий и обстоятельств, а также комплекса организационных мер по предоставлению определенным категориям граждан жилых помещений специализированного назначения, которые находятся в ведении субъекта Российской Федерации;
определение оснований признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Реализуя данное полномочие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют критерии признания граждан малоимущими в целях обеспечения таких граждан жильем из муниципального жилищного фонда;
определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений в жилищном фонде субъекта Российской Федерации. В данном случае органы субъектов Российской Федерации уполномочены определять перечень граждан, которые вправе рассчитывать на предоставление жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений в жилищном фонде субъекта Российской Федерации. Реализуя данное полномочие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют основания и порядок предоставления жилых помещений гражданам, которые в соответствии с законом субъекта Российской Федерации имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания. В данном случае органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о признании находящихся в их ведении жилых помещений непригодными для проживания в установленном порядке;
определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Органы государственной власти Российской Федерации, реализуя данное полномочие, устанавливают комплекс организационно-методических мер, направленных на организацию учета органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма;