Файл: ЖК_комм_Глазов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1072

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная мера ответственности заключается во взыскании пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на момент оплаты, за каждый день просрочки.

Пеня начисляется на невнесенную (несвоевременно внесенную) сумму платы. Начисление пени начинается со следующего дня после наступления срока внесения платы.

Размер пени, установленной комментируемой статьей, не может быть увеличен ни законом, ни договором.


Статья 156. Размер платы за жилое помещение


Комментарий к статье 156


Статья 156 ЖК РФ устанавливает единый порядок и общие принципы определения размера платы за жилое помещение.

Согласно п. 1 данной статьи размер платы за содержание и ремонт жилых помещений должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Плата за жилое помещение, иными словами, плата за наем жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов, а также платы за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается исходя из величины общей площади жилых помещений.

Плата за отдельные комнаты в общежитиях рассчитывается аналогично - исходя из общей площади таких комнат.

Пункт 3 комментируемой статьи установил, что размер платы за наем, за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург размер указанной платы устанавливается органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Размер платы за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах определяется исходя из благоустройства этих жилых помещений, их качества и месторасположения дома, в котором они находятся. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть определены иные критерии для установления размера платы за наем таких жилых помещений.

Согласно п. 5 ст. 156 ЖК РФ установление размера платы за жилое помещение не должно создавать условий для возникновения у плательщиков права на жилищные субсидии.

Критерии и порядок определения размера платы за жилые помещения в домах, предназначенных для социального обслуживания граждан, а также в домах, предназначенных для временного поселения беженцев и вынужденных переселенцев, устанавливаются собственниками этих помещений. Аналогичная ситуация установлена и для помещений в общежитиях, если в одном помещении проживают несколько лиц.


Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, в котором не созданы ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив, устанавливается на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

При определении размера платы в этом случае общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации, которая оказывает услуги по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома.

Определенный в указанном порядке размер платы должен сохраняться неизменным не менее чем в течение одного года.

Размер обязательных платежей для целей содержания и ремонта жилых домов, где созданы ТСЖ, ЖК или иные потребительские кооперативы, устанавливается органами управления указанных организаций в порядке, определяемом их уставом.

Согласно п. 9 комментируемой статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма, признанные малоимущими, освобождаются от обязанности внесения платы за наем. Указанные граждане обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги.

Если услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирном доме оказываются несвоевременно (с перерывами), либо эти услуги ненадлежащего качества, то размер платы за них может быть изменен (уменьшен) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги


Комментарий к статье 157


Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2005. 31 декабря. N 297) текст пункта 1 комментируемой статьи изложен в новой редакции, которая вступила в силу 1 января 2006 г. Ниже приводится сравнительная таблица официальных текстов п. 1 комментируемой статьи до 1 января 2006 г. и после этой даты.


┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

Текст пункта 1 статьи 157 ЖК РФ│Текст пункта 1 статьи 157 ЖК РФ │

в ред. Федерального закона │в ред. Федерального закона │

от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ,│от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, │

действовавший до 1 января │действующий с 1 января 2006 г. │

2006 г. │по настоящее время │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

Размер платы за коммунальные │Размер платы за коммунальные │

услуги определяется исходя из │услуги рассчитывается исходя из │

показаний приборов учета, а при│объема потребляемых коммунальных│

их отсутствии исходя из норма- │услуг, определяемого по показа- │

тивов потребления коммунальных │ниям приборов учета, а при их │

услуг, утверждаемых органами │отсутствии исходя из нормативов │


местного самоуправления │потребления коммунальных услуг, │

(в субъектах Российской Федера-│утверждаемых органами местного │

ции - городах федерального зна-│самоуправления (в субъектах │

чения Москве и Санкт-Петербурге│Российской Федерации - городах │

- органом государственной │федерального значения Москве и │

власти соответствующего │Санкт-Петербурге - органом │

субъекта Российской Федерации) │государственной власти │

в порядке, установленном Прави-│соответствующего субъекта │

тельством Российской Федерации.│Российской Федерации), за исклю-│

Правила предоставления комму- │чением нормативов потребления │

нальных услуг гражданам уста- │коммунальных услуг по электро- │

навливаются Правительством │снабжению и газоснабжению, │

Российской Федерации │утверждаемых органами │

│ │государственной власти субъектов│

│ │Российской Федерации в порядке, │

│ │установленном Правительством │

│ │Российской Федерации. Правила │

│ │предоставления коммунальных │

│ │услуг гражданам устанавливаются │

│ │Правительством Российской │

│ │Федерации │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘


Как нетрудно заметить, новая редакция п. 1 комментируемой статьи установила, что нормативы потребления таких видов коммунальных услуг, как электроснабжение и газоснабжение, определяются не органами местного самоуправления, как ранее, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это означает, что полномочие по установлению нормативов именно на данные виды коммунальных услуг теперь исключено из компетенции местного самоуправления и передано на уровень выше, а именно субъектам Российской Федерации.

Передача полномочий по определению таких нормативов органам государственной власти субъектов РФ вполне логична.

Во-первых, системы электроснабжения и газоснабжения организуются, как правило, на территории субъекта РФ в целом, а не отдельных муниципальных образований. И управление этими системами, в том числе и в части установления нормативов оплаты потребителями, логичнее организовывать на уровне субъектов РФ.

Во-вторых, данное изменение позволит соблюсти единообразие тарифов в пределах территории каждого отдельно взятого субъекта РФ.

Нормативное содержание комментируемого пункта, за исключением указанных нововведений, осталось прежним.

Так, данный пункт устанавливает, что в зависимости от конкретных условий плата за коммунальные услуги определяется двумя способами:

учетным, т.е. на основе данных приборов учета (счетчиков),


условно-нормативным, т.е. на основании усредненных нормативов потребления.

Первый способ предполагает, что размер платы определяется исходя из реально использованных объемов коммунальных услуг (потребленной воды, газа, электрической энергии). Реально использованные объемы фиксируются приборами учета, такими как электро-, газо- и водосчетчики. Показания этих приборов за расчетный период времени (таковым, как правило, признается календарный месяц) умножаются на действующие в данный период и в данной местности тарифы за соответствующую коммунальную услугу. В результате этой операции определяется денежная сумма, которую потребитель обязан уплатить в качестве платы за коммунальную услугу по итогам соответствующего расчетного периода.

При применении второго способа для определения стоимости коммунальных услуг используются усредненные показатели потребления коммунальных услуг в расчете, как правило, на одного жильца или количество метров жилой площади жилого помещения. Эти показатели принято называть нормативами. Они вырабатываются статистическим путем. При этом размер платы не зависит от конкретного объема потребления, а определяется путем умножения норматива потребления сначала на количество жильцов или квадратных метров жилой площади, а затем на действующий тариф. Совокупность этих операций позволяет определить размер платы за коммунальные услуги по итогам конкретного расчетного периода.

Для применения второго способа расчета стоимости коммунальных услуг используются нормативы, утверждаемые органами местного самоуправления, за исключением нормативов газо- и электроснабжения, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге все без исключения нормативы потребления утверждаются не органами местного самоуправления, а органами государственной власти субъектов РФ.

Установление в комментируемом пункте двух способов расчета стоимости коммунальных услуг не означает при этом, что жильцы вправе самостоятельно выбирать один наиболее приемлемый и выгодный для них способ расчета. Дело в том, что конкретный способ расчета стоимости коммунальных услуг устанавливается органами местного самоуправления либо организациями, осуществляющими поставку коммунальных услуг жильцам. И выбор одного из двух способов зависит не от удобства и выгоды жильцов, а от степени обеспеченности жилого фонда приборами учета. Так, если жилой дом оборудован счетчиками потребления электроэнергии, горячей и холодной воды и газа, то расчет стоимости этих коммунальных услуг, безусловно, будет осуществляться первым способом, т.е. на основании объемов потребления по данным приборов учета.

Если же в жилом доме установлен только электросчетчик, а счетчики газа и воды отсутствуют, то плата за электроснабжение будет рассчитываться первым способом, а за газ и воду - вторым, т.е. на основании условных нормативов потребления этих услуг. Таков принцип выбора способа расчета платы за коммунальные услуги.


Можно ли говорить о степени выгодности одного из этих способов для жильцов, т.е. потребителей коммунальных услуг? Дело в том, что степень выгодности определяется с учетом реалий, складывающихся в конкретном населенном пункте, а также с объемами потребления коммунальных услуг каждым конкретным жильцом. Для одних семей окажется выгодным условно-нормативный способ, другим более выгодно платить по реальным объемам потребления. В любом случае выбор способа оплаты коммунальных услуг не находится в компетенции жильцов.

Между тем, как показывает опыт г. Москвы, в котором проводится активная кампания по установке приборов учета в абсолютное большинство жилых домов, расходы, например, на водоснабжение при установке приборов учета потребления воды снижаются.

Вероятно, пример г. Москвы воспримут и другие регионы. Коммунальная сфера пойдет по пути строгого учета поставляемых услуг и их оплаты по реальным объемам потребления. По мнению автора, такой способ расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг является наиболее справедливым и выгодным как для потребителей, так и для поставщиков.

Но не стоит забывать, что существуют коммунальные услуги, стоимость которых можно вычислить исключительно вторым способом, т.е. с использованием условных нормативов. Речь идет, например, о вывозе твердых бытовых отходов (ТБО), приеме канализационных вод, услугах централизованных телевизионных антенн и т.д. Сложно себе представить приборы учета, способные зафиксировать реальный объем потребления этих услуг жильцами. В таких случаях для расчета стоимости данных коммунальных услуг (назовем их неподлежащими учету) успешно используется и будет использоваться условно-нормативный способ.

Необходимо добавить, что п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что порядок утверждения условных нормативов потребления, о которых идет речь, определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа"; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Пункт 1 комментируемой статьи помимо способов и порядка расчета стоимости коммунальных услуг содержит еще одну значимую норму, согласно которой правила предоставления коммунальных услуг жильцам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой 23 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные Правила устанавливают общий порядок и принципы предоставления коммунальных услуг на всей территории Российской Федерации. Именно это обстоятельство придает названному документу очень существенное значение как для потребителей коммунальных услуг, так и для их поставщиков.